Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурными элементами механизма государства являются

Поиск

- Орган государства,

- Государственное учреждение,

- Материальные средства.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений.

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств.

Материальные средств а - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);

6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики).

Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

Юридический факт - это указанное в гипотезе нормы права конкретное жизненное обстоятельство, которое является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

По признаку зависимости от воли субъекта они подразделяются на действия(бездействия) и события.

Наступление событий не зависит от воли субъектов правоотношений (например, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения).

Юридические Факты - действия: это внешнее выражение воли и сознания людей (например, составление завещания, дарение).

По признаку дозволенности законом таких действий бывают правомерные и неправомерные.

Правомерные – это действия, соответствующие требованиям закона, иных НПА и принципов права. В свою очередь делятся на юридические акты (правомерные действия субъектов, имеющие целью возникновение, изменение или прекращение ГПО) и юридические поступки (правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения определенного правового результата).

Юридические акты – а) сделки (волевые действия Ю или ФЛ, направленные на достижение определенного правового результата); б) административные акты госорганов и ОМСУ (ненормативные и непосредственно направленные на возникновение ГП и О у конкретного адресата (субъекта)); в) государственная регистрация ЮД и событий; д) судебные решения, устанавливающие ГП и О.

Юридические поступки – находка потерянной вещи, обнаружение клада, создание произведений литературы (культуры, искусства).

Неправомерные – это действия, нарушающие предписания законов, иных НПА и принципов права. К их числу относятся: причинение вреда или ущерба (деликты); нарушение договорных обязательств; неосновательное обогащение (приобретение или сбережение имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований); злоупотребление правом; действия, совершенные в виде сделок, признанных недействительными; действия, нарушающие исключительные права авторов произведений науки, литературы, искусства и др.

Юридические Факты – события: явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека (сильное землетрясение, смерть человека и т.д.). События подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные события – такие явления, возникновение и развитие которых не связано с волевой деятельностью субъектов (стихийные бедствия и другие природные явления).

Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли (смерть убитого).

По характеру последствий: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

Близки к относительным событиям такие юридические факты как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам времени. Сроки играют самостоятельную и многогранную функцию в механизме ГП регулирования ОО. Они порождают, изменяют или прекращают ГП и О; порождают ГП последствия.

Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий — возникновения, изменения, прекращения правоотношения.

Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняйся, что они включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение — юридические условия - это обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев. К числу юридических условий следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство и другие.

Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния


Билет № 19

1. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.

2. Реализация права: понятие, формы.

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями

Признаки (особенности) государственного органа:

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

В более простом виде особенности можно изобразить так:

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства, являются следующие:

- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;

- образуются в порядке, установленном законом.

Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

Реализация права - процесс воплощения правовых норм субъектами права.

Реализация права – это воплощение установленных правовых норм в деятельности субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей и использования субъективных прав.

Все имеющиеся в рамках российской правовой системы формы реализации правовых норм подразделяются на следующие виды по нескольким критериям:

1. По субъектному составу:

• индивидуальная реализация права — правовые нормы исполняются одним конкретным лицом;

• коллективная реализация права — правовые нормы исполняются группой лиц.

2. По характеру действий субъектов правовых отношений:

а) соблюдение норм права — это пассивная форма поведения субъектов общественных отношений в сфере правового регулирования. В данном случае субъекты реализации права воздерживаются от совершения действий, запрещенных правовой нормой. Нормы права, которые реализуются посредством соблюдения, называются запрещающими;

б) исполнение норм права — это активная форма поведения субъектов общественных отношений в сфере правового регулирования. В данном случае субъекты реализации права непосредственно исполняют возложенные на них законом юридические обязанности. Нормы права, которые реализуются посредством исполнения, называются обязывающими;

в) использование норм права — это совершение дозволенных законом действий, т. е. субъекты правовых отношений по собственному усмотрению используют предоставленные им субъективные права и свободы. Нормы права, которые реализуются посредством использования, называются управомочивающими.

Рассмотренные выше три формы реализации права называются формами непосредственной реализации права самими субъектами общественных отношений;

г) Правоприменение – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов по реализации правовых норм, относительно конкретных жизненных случаев, путем вынесения властного решения выраженного в специальном акте (состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов и вынесения обязательных для субъектов индивидуальных решений, то есть приказ, приговор, постановление).

В рамках теории государства и права выделяют следующие две формы применения права:

• оперативно-исполнительная деятельность — это реализация нормативно-правовых предписаний путем создания, изменения либо прекращения конкретных правовых отношений на основе установленных норм права;

• правоохранительная деятельность — это охрана норм права от каких-либо нарушений, создание условий, которые предупреждают правонарушения.


Билет № 20

1. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности.

2. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.

 

Государственный аппарат - система органов государства, т.е. органов, через которые осуществляются государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.

БЮРОКРАТИЯ-система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат

Бюрократия может формироваться несколькими способами:

1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.

2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.

3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.

4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.

Принципы это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах. Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в:

Ø -верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Ø -приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

Ø обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Ø -единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

Ø -равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Ø -обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Ø -единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

Ø -профессионализм и компетентность государственных служащих;

Ø -гласность в осуществлении государственной службы;

Ø -ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Ø -внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

Ø -стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

Принципы деятельности государственного аппарата - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Правоприменение это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов по реализации правовых норм, относительно конкретных жизненных случаев, путем вынесения властного решения выраженного в специальном акте (состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов и вынесения обязательных для субъектов индивидуальных решений, то есть приказ, приговор, постановление).

Признаки правоприменения:

Ø Особый субъект – специально-уполномоченный государственный орган

Ø носит государственно-властный характер

Ø В определенных сферах осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах

Ø Состоит в рассмотрении конкретного юридического дела по которому выносится решение индивидуального характера

Ø Представляет собой сложный стадийный процесс

Ø Имеет творческий характер

Ø Результат правоприменения является акт применения права, исполнение которого обязательно для его адресата.

Стадии применения права:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.013 с.)