Признаки и сущность государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки и сущность государства.



 

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей, институтов и организаций.

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев.

2. Территориальное деление населения. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей.

3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений.

4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства, а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

 

Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей. Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.


22.Функции государства и структура государства.

 

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

1. К внутренним функциям относятся следующие:

o экономическая - защита существующего способа производства, регулирование через правовые механизмы взаимоотношений между субъектами рынка, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных монополий";

o социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения;

o правовая - обеспечение законности и правопорядка;

o политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев населения либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;

o образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

o экологическая - охрана природной среды.

2. К внешним функциям относят следующие:

o защита интересов государства на международной арене;

o обеспечение обороны страны;

o развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.

Для осуществления указанных функций государство использует определенные средства и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства.

 

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:

  • законодательная власть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны;
  • исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной;
  • судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров.

В системе управления можно выделить также институт главы государства, контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением норм права и привлечения виновных к ответственности, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.


23.Формы государственного правления.

Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.

Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:

o власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична;

o правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

o лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;

o правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность.

Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:

o парламентская (Германия, Израиль, Индия, Италия);

o президентская республика (Аргентина, Мексика, США). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей.

Парламентская республика. В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента.

Президентская республика. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. В исключительных случаях парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.

Западные политологи выделили три возможные модели:

o премьер-президентскую;

o президентско-парламентскую;

o ассамблейно-независимую.

 

· Премьер-президентская модель предполагает следующую модель разделения властей:

o дуализм исполнительной власти: с одной стороны, президент, который обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, а также непосредственно может влиять на формирование правительства, а с другой - премьер-министр как глава правительства;

o президент избирается всенародно;

o президент наделяется широкими полномочиями в области руководства вооруженными силами и органами безопасности, во внешней политике и обычно правом роспуска парламента;

o отсутствие у президента права смещать министров;

o ответственность кабинета министров и самого премьера перед парламентом.

Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.

· Президентско-парламентская модель предполагает:

o наличие всенародно избранного президента;

o закрепление полномочий по формированию кабинета министров за президентом и парламентом одновременно: хотя президент назначает и смещает членов правительства, правительство должно пользоваться доверием законодательного органа;

o ответственность правительства перед президентом и парламентом, законодательный институт власти может выразить недоверие правительству;

o президент имеет право распустить парламент.

У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. С определенными оговорками она может быть отнесена к президентско-парламентской модели.

Ассамблейно-независимая модель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент избирает правительство, он не может его отозвать, выразив вотум недоверия. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Совет осуществляет функции "коллективного президента". Ежегодно из его состава избирается президент, который осуществляет чисто представительские функции.


24. Формы государственного устройства. Федерализм в современной России.

Формы государственного устройства характеризуют территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.

Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными. Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.

Федерация - это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство.

Федеральные конституции устанавливают степень самостоятельности субъектов Федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектов в различных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов Федерации, третья - совместной компетенции. Субъекты Федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума.

Федерации создаются по различным признакам:

o территориальному - Бразилия, Германия, США;

o национальному. По этому принципу строились теперь уже распавшиеся Федерации: СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная.

Наконец, федерация может представлять собой смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами Федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 субъекта представлены этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения).

Сложность федеративного построения России проявляется также в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.). На волне суверенизации 90-х гг. резко обострилась проблема децентрализации подобных регионов, выразившаяся в желании автономий стать полностью самостоятельными и независимыми от областной (краевой) власти. В первую очередь, эти проблемы коснулись тех сложносоставленных субъектов Федерации.

 

Ряд ученых выделяют симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая предполагает, в силу каких-либо причин, предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере внешнеэкономической деятельности и др. К подобным государствам относят и Россию.

Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию, либо распадается.


25.Принципы правового и социального государства.

 

Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.

Остановимся на основных принципах правового государства:

o Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.

o Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.

o Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо.

o Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но и пронизаны морально-этическими обязательствами.

o Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.

Компетенция современного социального государства распространяется на образование, здравоохранение, рынок труда, систему социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и др. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально уязвимым группам; программы по созданию новых рабочих мест и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей.

Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределении помощи от одних групп к другим реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:

o высокий уровень экономического развития страны;

o согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством;

o развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.


26. Государство и гражданское общество.

 

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству.

К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:

o автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;

o наличие свободных и самостоятельных граждан;

o многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;

o способность к коллективным действиям и самоорганизации;

o отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества;

o ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;

o многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:

o инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;

o укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства;

o формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.056 с.)