Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политических партий.

Поиск

 

Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы.

1. В зависимости от социальной базы различают:

o партии моносредные, состоящие исключительно из представителей отдельных групп, слоев, классов;

o партии промежуточные, включающие в себя представителей нескольких социальных групп, слоев, классов;

o партии универсальные, объединяющие все общество вне зависимости от наличия групповых и классовых преград;

o корпоративные партии, представляющие более узкие групповые интересы. Общей тенденцией развития партий является размывание моносредных партий и превращение их либо в универсальные, либо в более узкие, корпоративные.

2. В значительной степени опираясь на его сравнительный анализ партий, политологи выделяют следующие их типы:

o прямые и непрямые партии. В первых индивид непосредственно связан с партийной общностью, платит взносы, участвует в собраниях местной организации. Во вторых индивид входит в партию как участник другой организации - коллективного члена партии;

o партии со слабой и сильной структурой. Уставы первых партий не регламентируют принципы организации низовых ячеек и способы их интеграции. Во втором случае структура базовых элементов тщательно регламентирована;

o централизованные и децентрализованные. В централизованных партиях все решения принимаются центральным руководством, компетенция низовых организаций существенно ограничена. Децентрализованные партии, напротив, предполагают более широкие полномочия местных организаций и даже допускают наличие фракций в собственных рядах;

o "мягкие" и "жесткие" партии. Подобная типология относится к парламентским партиям и характеризует то, насколько депутат может действовать независимо от партийной парламентской фракции.

3. В зависимости от организационной структуры, количества и характера членства партии могут быть разделены на:

o кадровые - представляют собой объединение небольшой по количеству группы значимых людей вокруг конкретных политиков. Для такого рода партий типичны свободное членство, отсутствие регулярных взносов и нестабильность состава. Активность кадровых партий проявляется преимущественно во время выборов и направлена на организацию поддержки избирателей своих кандидатов;

o массовые партии отличаются от кадровых гораздо большим количеством членов; более высокой степенью организованности; наличием определенной партийной дисциплины и идеологии; фиксированным членством;

o открытые и закрытые партии. Подобное деление акцентирует внимание на разных способах рекрутирования новых членов. В первых партиях вступление в нее ничем не регламентируется, во-вторых - предполагается соблюдение ряда условий и формальностей: рекомендации, анкеты, окончательное решение местного подразделения партии.

4. В зависимости от места, занимаемого партией в политической системе, выделяют:

o правящие партии - партии, получившие в результате выборов в законодательный орган страны право формировать правительство и реализовывать политическую программу развития общества в соответствии со своими целями. Правящих партий может быть одна или несколько. В последнем случае они объединены в коалицию;

o оппозиционные партии - партии, потерпевшие поражение на выборах или не допускавшиеся к выборам существующим режимом и в силу этого сосредоточившие свою деятельность на критике официального правительственного курса и на разработке альтернативных программ. Оппозиционные партии, в свою очередь, могут быть разделены на играющие существенную роль в обществе и не играющие существенной роли.

5. Наконец, в зависимости от отношения к идеологии и ее направленности выделяют следующие типы партий:

o идейно-политические, которые строятся на базе идеологии: коммунистические, социал-демократические, либеральные, конвенциональные, фашистские;

o проблемно-ориентированные партии, сконцентрированные вокруг одной проблемы или группы проблем;

o э лекторальные партии: межидеологические и даже внеидеологические организации, выдвигающие набор целей и ориентированные на широкие массы населения.


29. Партийные системы: типология и механизм функционирования.

 

Осуществляя взаимосвязь между гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с органами власти, но и друг с другом. Для обозначения способа этой взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий. К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень соревновательности между партиями.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем:

Однопартийные системы исключают возможность существования каких-либо других партий и предполагают слияние партийного и государственного руководства.

"Мнимая" многопартийность означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий.

Бипартизм или двухпартийная система. Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии.

Многопартийные системы с объемом партий от четырех и более.

· Кроме того, в зависимости от характера заключаемых союзов между партиями, многопартийность может быть:

o блоковой, когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программой;

o коалиционной. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточного для того, чтобы самостоятельно влиять на состав формирующегося кабинета министров. Только союз с другими партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.

· С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, а с другой - обладает существенными минусами:

o приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое число партий и блоков, участвующих в выборах, само по себе еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте;

o чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;

o способствует появлению феномена "безответственной оппозиции". Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.


30. Развитие многопартийности в современной России.

 

Начало процессу формирования партий было положено в конце 80-х гг. ХХ в., когда одновременно обозначились две тенденции. С одной стороны, в кругах интеллигенции, находившейся в оппозиции к КПСС, инициируется создание организаций социал-демократического, либерального и традиционалистского толка. Первой партией подобного рода явился созданный в мае 1988 г. на базе диссидентских групп Демократический союз (В. Новодворская). С другой стороны, тогда же в рамках самой КПСС начинается политическое размежевание и формирование течений, не разделяющих генеральной линии партии. Ее наиболее либерально настроенная часть объединяется в Республиканскую партию Российской Федерации. Радикально настроенные коммунисты весной 1990 г. создали новую левую партию - "Марксистская партия - партия диктатуры пролетариата". Таким образом, на рубеже 80-90-х гг. начинается процесс становления двух лагерей политического спектра: левого и правого.

Последующие 90-е гг. предстают как период "взрывного" роста многопартийности, дальнейшей дифференциации партийных группировок, углубления их идеологических расхождений. В конце 90-х гг. российская многопартийность была представлена очень широким спектром идеологий и политических платформ. Идеологические ориентации многих партий размыты, а их самоназвания часто расходятся с содержанием программ. Но после выборов в Государственную Думу 1999 г. контуры основных секторов многопартийности стали более устойчивы.

К правому спектру можно отнести СПС (партия "Союз правых сил"), ПЭС (Партия экономической свободы), имеющие либерально-реформаторскую ориентацию. Право-центристскую позицию занимает социал-либеральное "Яблоко". Радикально правый спектр занят Либерально-демократической партией России (ЛДПР), сочетающей в своей программе рыночные и национал-патриотические идеи и Конгресс русских общин (КРО).

Левый спектр представлен партиями, ориентированными на разные идейно-политические платформы: близкие к центру позиции занимают многочисленные социалистические партии, в том числе объединенная Социал-демократическая партия во главе с М.С. Горбачевым, созданная в начале 2000 г. из разрозненных социал-демократических движений; КПРФ, сочетающая в своих программе социал-демократические и умеренно коммунистические идеи. Лево-радикальное направление представлено Российской партией коммунистов (РКП), Российской коммунистической рабочей партией (РКРП), движением "Трудовая Россия", ставшим ядром избирательного блока "Сталинский блок - за СССР", и социал-патриотами - Российский общенародный союз (РОС).

При столь явственной проявленности крайних позиций особую озабоченность вызывает отсутствие в стране сильных центристских партий. Этот вакуум отчасти восполнен партией умеренного государственно-патриотического характера - партией "Единство". Идея сильной, эффективной, национально-ориентированной государственной власти обеспечила ей внушительную электоральную поддержку на парламентских выборах 1999 г.

Узость социальной базы партий объясняется тем, что многие из них носят искусственный характер - защищают узкие корпоративные интересы либо создаются под конкретных людей, таким способом удовлетворяющих свои амбиции на лидерство. С принятием закона "О политических партиях" в 2001 г. обозначился новый этап в развитии российской многопартийности. Новые правила, регулирующие деятельность партий, призваны придать партийной системе более стабильный характер. Закон, в частности, предусматривает норму минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации, обязательность региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, участие в выборах на общефедеральном, региональном и местном уровнях. Таким образом, новый закон, с одной стороны, обозначив тенденцию, приведет к сокращению числа партий, а с другой - стимулирует процесс объединения партий, занимающих одинаковую идеологическую нишу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.007 с.)