Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических партий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы. 1. В зависимости от социальной базы различают: o партии моносредные, состоящие исключительно из представителей отдельных групп, слоев, классов; o партии промежуточные, включающие в себя представителей нескольких социальных групп, слоев, классов; o партии универсальные, объединяющие все общество вне зависимости от наличия групповых и классовых преград; o корпоративные партии, представляющие более узкие групповые интересы. Общей тенденцией развития партий является размывание моносредных партий и превращение их либо в универсальные, либо в более узкие, корпоративные. 2. В значительной степени опираясь на его сравнительный анализ партий, политологи выделяют следующие их типы: o прямые и непрямые партии. В первых индивид непосредственно связан с партийной общностью, платит взносы, участвует в собраниях местной организации. Во вторых индивид входит в партию как участник другой организации - коллективного члена партии; o партии со слабой и сильной структурой. Уставы первых партий не регламентируют принципы организации низовых ячеек и способы их интеграции. Во втором случае структура базовых элементов тщательно регламентирована; o централизованные и децентрализованные. В централизованных партиях все решения принимаются центральным руководством, компетенция низовых организаций существенно ограничена. Децентрализованные партии, напротив, предполагают более широкие полномочия местных организаций и даже допускают наличие фракций в собственных рядах; o "мягкие" и "жесткие" партии. Подобная типология относится к парламентским партиям и характеризует то, насколько депутат может действовать независимо от партийной парламентской фракции. 3. В зависимости от организационной структуры, количества и характера членства партии могут быть разделены на: o кадровые - представляют собой объединение небольшой по количеству группы значимых людей вокруг конкретных политиков. Для такого рода партий типичны свободное членство, отсутствие регулярных взносов и нестабильность состава. Активность кадровых партий проявляется преимущественно во время выборов и направлена на организацию поддержки избирателей своих кандидатов; o массовые партии отличаются от кадровых гораздо большим количеством членов; более высокой степенью организованности; наличием определенной партийной дисциплины и идеологии; фиксированным членством; o открытые и закрытые партии. Подобное деление акцентирует внимание на разных способах рекрутирования новых членов. В первых партиях вступление в нее ничем не регламентируется, во-вторых - предполагается соблюдение ряда условий и формальностей: рекомендации, анкеты, окончательное решение местного подразделения партии. 4. В зависимости от места, занимаемого партией в политической системе, выделяют: o правящие партии - партии, получившие в результате выборов в законодательный орган страны право формировать правительство и реализовывать политическую программу развития общества в соответствии со своими целями. Правящих партий может быть одна или несколько. В последнем случае они объединены в коалицию; o оппозиционные партии - партии, потерпевшие поражение на выборах или не допускавшиеся к выборам существующим режимом и в силу этого сосредоточившие свою деятельность на критике официального правительственного курса и на разработке альтернативных программ. Оппозиционные партии, в свою очередь, могут быть разделены на играющие существенную роль в обществе и не играющие существенной роли. 5. Наконец, в зависимости от отношения к идеологии и ее направленности выделяют следующие типы партий: o идейно-политические, которые строятся на базе идеологии: коммунистические, социал-демократические, либеральные, конвенциональные, фашистские; o проблемно-ориентированные партии, сконцентрированные вокруг одной проблемы или группы проблем; o э лекторальные партии: межидеологические и даже внеидеологические организации, выдвигающие набор целей и ориентированные на широкие массы населения.
Осуществляя взаимосвязь между гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с органами власти, но и друг с другом. Для обозначения способа этой взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий. К количественному критерию часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень соревновательности между партиями. В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем: Однопартийные системы исключают возможность существования каких-либо других партий и предполагают слияние партийного и государственного руководства. "Мнимая" многопартийность означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Бипартизм или двухпартийная система. Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Многопартийные системы с объемом партий от четырех и более. · Кроме того, в зависимости от характера заключаемых союзов между партиями, многопартийность может быть: o блоковой, когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программой; o коалиционной. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточного для того, чтобы самостоятельно влиять на состав формирующегося кабинета министров. Только союз с другими партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство. · С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, а с другой - обладает существенными минусами: o приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое число партий и блоков, участвующих в выборах, само по себе еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте; o чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров; o способствует появлению феномена "безответственной оппозиции". Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.
Начало процессу формирования партий было положено в конце 80-х гг. ХХ в., когда одновременно обозначились две тенденции. С одной стороны, в кругах интеллигенции, находившейся в оппозиции к КПСС, инициируется создание организаций социал-демократического, либерального и традиционалистского толка. Первой партией подобного рода явился созданный в мае 1988 г. на базе диссидентских групп Демократический союз (В. Новодворская). С другой стороны, тогда же в рамках самой КПСС начинается политическое размежевание и формирование течений, не разделяющих генеральной линии партии. Ее наиболее либерально настроенная часть объединяется в Республиканскую партию Российской Федерации. Радикально настроенные коммунисты весной 1990 г. создали новую левую партию - "Марксистская партия - партия диктатуры пролетариата". Таким образом, на рубеже 80-90-х гг. начинается процесс становления двух лагерей политического спектра: левого и правого. Последующие 90-е гг. предстают как период "взрывного" роста многопартийности, дальнейшей дифференциации партийных группировок, углубления их идеологических расхождений. В конце 90-х гг. российская многопартийность была представлена очень широким спектром идеологий и политических платформ. Идеологические ориентации многих партий размыты, а их самоназвания часто расходятся с содержанием программ. Но после выборов в Государственную Думу 1999 г. контуры основных секторов многопартийности стали более устойчивы. К правому спектру можно отнести СПС (партия "Союз правых сил"), ПЭС (Партия экономической свободы), имеющие либерально-реформаторскую ориентацию. Право-центристскую позицию занимает социал-либеральное "Яблоко". Радикально правый спектр занят Либерально-демократической партией России (ЛДПР), сочетающей в своей программе рыночные и национал-патриотические идеи и Конгресс русских общин (КРО). Левый спектр представлен партиями, ориентированными на разные идейно-политические платформы: близкие к центру позиции занимают многочисленные социалистические партии, в том числе объединенная Социал-демократическая партия во главе с М.С. Горбачевым, созданная в начале 2000 г. из разрозненных социал-демократических движений; КПРФ, сочетающая в своих программе социал-демократические и умеренно коммунистические идеи. Лево-радикальное направление представлено Российской партией коммунистов (РКП), Российской коммунистической рабочей партией (РКРП), движением "Трудовая Россия", ставшим ядром избирательного блока "Сталинский блок - за СССР", и социал-патриотами - Российский общенародный союз (РОС). При столь явственной проявленности крайних позиций особую озабоченность вызывает отсутствие в стране сильных центристских партий. Этот вакуум отчасти восполнен партией умеренного государственно-патриотического характера - партией "Единство". Идея сильной, эффективной, национально-ориентированной государственной власти обеспечила ей внушительную электоральную поддержку на парламентских выборах 1999 г. Узость социальной базы партий объясняется тем, что многие из них носят искусственный характер - защищают узкие корпоративные интересы либо создаются под конкретных людей, таким способом удовлетворяющих свои амбиции на лидерство. С принятием закона "О политических партиях" в 2001 г. обозначился новый этап в развитии российской многопартийности. Новые правила, регулирующие деятельность партий, призваны придать партийной системе более стабильный характер. Закон, в частности, предусматривает норму минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации, обязательность региональных отделений более чем в половине субъектов Федерации, участие в выборах на общефедеральном, региональном и местном уровнях. Таким образом, новый закон, с одной стороны, обозначив тенденцию, приведет к сокращению числа партий, а с другой - стимулирует процесс объединения партий, занимающих одинаковую идеологическую нишу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.007 с.) |