Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партии как носители разных идеологий

Поиск

Партии выступают носителями разных идеологий. Политическая идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

· Идеология содержит в себе три компонента:

1. Объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет).

2. Система ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение).

3. Представления о целях и тактике их достижения.

Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология - это канал связи между партией и массами ее сторонников.

Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической.

В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит обоснованием следующих положений:

o неизбежности социального неравенства и иерархичности общественных отношений;

o потребности в поддержании морали, религии, традиции как регуляторов поведения человека;

o понимания социального порядка как следования устоявшимся моделям власти и традиционным образцам взаимоотношений;

o потребности в сильном государстве;

o прямая демократия несовершенна. Качествами лидера наделяются далеко не все, поэтому только отдельные из них могут взять на себя ответственность по руководству другими.

В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.

В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы.

· Как политическая идеология либерализм включает в себя следующие принципы:

o индивидуальная свобода, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве;

o конституционный порядок, закрепляющий и гарантирующий свободы личности;

o народный суверенитет. Правительство формируется с согласия народа, а каждый гражданин имеет право влиять на принятие политических решений.

В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей.

o Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) пересмотрел формулу классического либерализма "минимум государства - максимум рынка" и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики, так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства.

Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности. Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние - демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности, ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология. Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества.


45.Природа и особенности политического конфликта.

 

Социальные конфликты сопровождают всю историю человечества. Войны и революции, демонстрации и забастовки, митинги и политическая борьба в парламенте - вот далеко не полный перечень форм, в которых может протекать конфликт. Их последствия для общества неоднозначны. Одни из них приводили к гибели империй, к потере государственной независимости, другие - способствовали прогрессивному развитию общества, делая его более демократическим и справедливым. Современное демократическое общество предполагает возможность появления множества конфликтов и развивается через их разрешение. Другими словами, конфликт - это такая же естественная форма взаимодействия индивидов и социальных групп в обществе, как сотрудничество и кооперация. Идею естественности конфликта еще в середине ХIX в. высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот понятие "социальный конфликт". Он же подчеркнул функциональность конфликта, считая, что именно таким образом очищается сама атмосфера общества.

Одна из значительных теорий конфликта была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В их учении общественные противоречия выступают главной движущей силой социальных изменений.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Большинство социальных конфликтов находят продолжение в сфере властных отношений, т.к. для разрешения возникших противоречий часто требуется принятие политических решений.

· Согласно политологу Д.П. Зеркину, этот тип конфликта имеет своим содержанием:

o борьбу между группами за влияние в институтах государственной власти;

o борьбу за доступ к принятию общезначимых решений;

o борьбу за участие в распоряжении ресурсами;

o борьбу за приоритетность своих взглядов и идей.

В конфликте каждая из сторон объявляет свой интерес всеобщим и обязательным для других групп. Именно в этом заложена полярность позиций и действий сторон.

Специфика политического конфликта проявляется в том, что его участники имеют организационную оформленность. Сторонами конфликта выступают политические партии, организованные группы давления, общественные движения, институты государственной власти, парламентские фракции, СМИ, международные организации и государства. В политике конфликтное противостояние часто приобретает форму противоположности: правящая власть - оппозиция. Выделения этого субъекта конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции - занять доминирующие позиции в системе государственной власти.

Существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения социальных конфликтов, в том числе и политических.

1. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства.

2. Согласно другому подходу, в основе конфликтов лежит неудовлетворенность универсальных человеческих потребностей. Подобный подход разделял известный русско-американский социолог П. Сорокин. "Непосредственной предпосылкой всякой революции, - писал он,- всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения...". К числу базовых инстинктов ученый отнес потребность в жилище, пище, одежде, коллективного самосохранения, потребность в самовыражении, творческой работе и свободе.

3. Согласно ценностному подходу природу конфликта следует искать во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам. Источником конфликтов могут быть процессы самоидентификации людей, т.е. осознания ими своей принадлежности к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам, со стремлением защитить культурную целостность и самобытность.

4. Существует подход, объясняющий конфликты природой политики. Согласно этой позиции, смыслом существования политики являются взаимоотношения субъектов по схеме "друг" - "враг". Поэтому все политические отношения конфликтны по своей природе.

5. Существуют биологические подходы в объяснении конфликтов. Сторонники этого подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных.

6. Социо-биологический подход при рассмотрении конфликтов опирается на дарвинистскую теорию естественного отбора. Войны, конфликты есть проявление закона борьбы за выживание в обществе.

7. Психологические подходы видят причины агрессивности в свойствах психики личности.

Конфликт - это форма развития противоречий, выражающаяся в непосредственном противоборстве сторон.


46.Типология политических конфликтов и кризисов.

 

Многообразие политических конфликтов позволяет их типологизировать по разным основаниям. В отечественной конфликтологии используются различные критерии, что позволяет создать многомерную типологию. В частности, выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах являются распределение властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятие новых нормативных актов, увеличивающих или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти.

· Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью.

· Конфликты внутри институтов власти.

· Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями.

· Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.

· Статусно-ролевые конфликты. Его источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания.

· Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета.

Все вертикальные конфликты возникают как результат социального сравнения. Группа может сравнивать свое положение с более благополучной позицией в прошлом или с уровнем более высокой статусной группы. Группа может надеяться на более высокое положение в будущем.

Режимные политические конфликты, преследующие цели изменения политического строя или радикального изменения политического курса. Неэффективность проводимой политики может привести к полной утрате населением доверия к власти.

Конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей. Отметим, что существуют и другие типологии конфликтов.

· Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти.

· Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага.

· Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях.

Открытые и скрытые (латентные) конфликты. По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов политической элиты.

Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами.

Насильственные или мирные, позитивные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными.

 

· В политической науке описаны наиболее типичные для переходного общества кризисы. В частности выделяются следующие кризисы:

o кризис идентичности, который вызван противоречиями, связанными с отказом от старых и поиском новых систем ценностей, идей и символов;

o кризис распределения материальных и духовных благ;

o кризис легитимности, порождаемый разочарованием части населения "курсом реформ";

o кризис участия, обусловленный тем, что процессы либерализации способствуют расширению вовлеченности граждан в политические процессы и легальному проявлению различных идеологических течений;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.009 с.)