Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партии как носители разных идеологий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Партии выступают носителями разных идеологий. Политическая идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп. · Идеология содержит в себе три компонента: 1. Объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет). 2. Система ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение). 3. Представления о целях и тактике их достижения. Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология - это канал связи между партией и массами ее сторонников. Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической. В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит обоснованием следующих положений: o неизбежности социального неравенства и иерархичности общественных отношений; o потребности в поддержании морали, религии, традиции как регуляторов поведения человека; o понимания социального порядка как следования устоявшимся моделям власти и традиционным образцам взаимоотношений; o потребности в сильном государстве; o прямая демократия несовершенна. Качествами лидера наделяются далеко не все, поэтому только отдельные из них могут взять на себя ответственность по руководству другими. В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию. В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы. · Как политическая идеология либерализм включает в себя следующие принципы: o индивидуальная свобода, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве; o конституционный порядок, закрепляющий и гарантирующий свободы личности; o народный суверенитет. Правительство формируется с согласия народа, а каждый гражданин имеет право влиять на принятие политических решений. В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей. o Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) пересмотрел формулу классического либерализма "минимум государства - максимум рынка" и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики, так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства. Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности. Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние - демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности, ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология. Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества.
Социальные конфликты сопровождают всю историю человечества. Войны и революции, демонстрации и забастовки, митинги и политическая борьба в парламенте - вот далеко не полный перечень форм, в которых может протекать конфликт. Их последствия для общества неоднозначны. Одни из них приводили к гибели империй, к потере государственной независимости, другие - способствовали прогрессивному развитию общества, делая его более демократическим и справедливым. Современное демократическое общество предполагает возможность появления множества конфликтов и развивается через их разрешение. Другими словами, конфликт - это такая же естественная форма взаимодействия индивидов и социальных групп в обществе, как сотрудничество и кооперация. Идею естественности конфликта еще в середине ХIX в. высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот понятие "социальный конфликт". Он же подчеркнул функциональность конфликта, считая, что именно таким образом очищается сама атмосфера общества. Одна из значительных теорий конфликта была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В их учении общественные противоречия выступают главной движущей силой социальных изменений. Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Большинство социальных конфликтов находят продолжение в сфере властных отношений, т.к. для разрешения возникших противоречий часто требуется принятие политических решений. · Согласно политологу Д.П. Зеркину, этот тип конфликта имеет своим содержанием: o борьбу между группами за влияние в институтах государственной власти; o борьбу за доступ к принятию общезначимых решений; o борьбу за участие в распоряжении ресурсами; o борьбу за приоритетность своих взглядов и идей. В конфликте каждая из сторон объявляет свой интерес всеобщим и обязательным для других групп. Именно в этом заложена полярность позиций и действий сторон. Специфика политического конфликта проявляется в том, что его участники имеют организационную оформленность. Сторонами конфликта выступают политические партии, организованные группы давления, общественные движения, институты государственной власти, парламентские фракции, СМИ, международные организации и государства. В политике конфликтное противостояние часто приобретает форму противоположности: правящая власть - оппозиция. Выделения этого субъекта конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции - занять доминирующие позиции в системе государственной власти. Существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения социальных конфликтов, в том числе и политических. 1. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства. 2. Согласно другому подходу, в основе конфликтов лежит неудовлетворенность универсальных человеческих потребностей. Подобный подход разделял известный русско-американский социолог П. Сорокин. "Непосредственной предпосылкой всякой революции, - писал он,- всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения...". К числу базовых инстинктов ученый отнес потребность в жилище, пище, одежде, коллективного самосохранения, потребность в самовыражении, творческой работе и свободе. 3. Согласно ценностному подходу природу конфликта следует искать во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам. Источником конфликтов могут быть процессы самоидентификации людей, т.е. осознания ими своей принадлежности к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам, со стремлением защитить культурную целостность и самобытность. 4. Существует подход, объясняющий конфликты природой политики. Согласно этой позиции, смыслом существования политики являются взаимоотношения субъектов по схеме "друг" - "враг". Поэтому все политические отношения конфликтны по своей природе. 5. Существуют биологические подходы в объяснении конфликтов. Сторонники этого подхода видят в конфликтах проявление присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных. 6. Социо-биологический подход при рассмотрении конфликтов опирается на дарвинистскую теорию естественного отбора. Войны, конфликты есть проявление закона борьбы за выживание в обществе. 7. Психологические подходы видят причины агрессивности в свойствах психики личности. Конфликт - это форма развития противоречий, выражающаяся в непосредственном противоборстве сторон.
Многообразие политических конфликтов позволяет их типологизировать по разным основаниям. В отечественной конфликтологии используются различные критерии, что позволяет создать многомерную типологию. В частности, выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты. · Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью. · Конфликты внутри институтов власти. · Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями. · Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата. Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов. · Статусно-ролевые конфликты. Его источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. · Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета. Все вертикальные конфликты возникают как результат социального сравнения. Группа может сравнивать свое положение с более благополучной позицией в прошлом или с уровнем более высокой статусной группы. Группа может надеяться на более высокое положение в будущем. Режимные политические конфликты, преследующие цели изменения политического строя или радикального изменения политического курса. Неэффективность проводимой политики может привести к полной утрате населением доверия к власти. Конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей. Отметим, что существуют и другие типологии конфликтов. · Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти. · Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. · Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях. Открытые и скрытые (латентные) конфликты. По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов политической элиты. Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами. Насильственные или мирные, позитивные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными.
· В политической науке описаны наиболее типичные для переходного общества кризисы. В частности выделяются следующие кризисы: o кризис идентичности, который вызван противоречиями, связанными с отказом от старых и поиском новых систем ценностей, идей и символов; o кризис распределения материальных и духовных благ; o кризис легитимности, порождаемый разочарованием части населения "курсом реформ"; o кризис участия, обусловленный тем, что процессы либерализации способствуют расширению вовлеченности граждан в политические процессы и легальному проявлению различных идеологических течений;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.009 с.) |