Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.



Основными социальными регуляторами являются право и мораль.

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.

(В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права, во вновь создаваемых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значение морали при применении правовых норм: каналы усиления ее влияния – повышение культурного уровня работников правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства, накопление опыта реализации моральных требований.)

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

1. – право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2. – право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3. – у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4. – право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов. служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные отличительные черты и свойства, обладают своей спецификой:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошенничество).

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки. внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различен. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, решения коллектива. Общественность в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру осуждения, соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека.

Обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования становятся привычными для них.

. Для них характерны следующие черты:

а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной психологии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Вывод: Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего п о содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм — отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

б) внутрисистемные;

в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;

д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они,

- во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

- во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

- в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.


Билет № 2

1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

2. Понятие и признаки права.

 

С точки зрения предмета изучения все науки делятся на:

ü естественные - изучают процессы, протекающие в человеческом обществе;

ü общественные - в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование - юридические.

ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

ТГП, являясь частной наукой по отношению к гуманитарным наукам, при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь ТГП обогащает гуманитарные науки, глубоко изучая государственно – правовые явления.

Существует следующая классификация юридических наук:

Теоретико-исторические юридические науки - ТГП, ИГП России и зарубежных стран, история правовых учений;

Отраслевые юридические науки (изучают одну конкретную сферу государственно-правовой жизни) - гражданское, конституционное, уголовное, семейное право и так далее;

Прикладные юридические науки (используют для изучения своего предмета данные других общественных и естественных наук) - криминология, прикладная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и другие;

Организационные юридические науки (изучают порядок организации и деятельности различных юридических институтов) - судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата - тесно взаимосвязаны с отраслевыми юридическими науками;

Международные юридические науки (изучают международное право) - международное публичное и частное право, морское, космическое, атомное право и другие.

В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

философией - наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;

экономикой - наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;

политологией - наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней) Политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;

социологией - наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

Связь ТГП и других гуманитарных наук носит двухсторонний характер.

ТГП и историко-юридические науки:

Общее:

Ø рассматривают ГП в целом;

Ø изучают ранее существовавшие ГП; исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

Различия:

v история - процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке;

v ТГП - исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов.

Взаимодействие:

ü изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

ü история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

o ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни - это общеправовая наука по отношению к отраслевым;

o отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

Функции - основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции:

1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая - выражается в том, что ТГП выступает в качестве своеобразной методологической основой для других юридических наук, разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Политико-управленческая. ТГП призвана формировать научные основы внутренней и внешней политики, обеспечивать научность государственно-правовых явлений.

Понятие и признаки права.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.

Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

Сложилось несколько походов к пониманию права:

v нормативный (узкое понимание права) - право - система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им - отождествление права и закона;

v нравственный (широкое понимание права) - право - идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;

v социологический (широкое понимание права) - право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;

v психологический - право - не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права - индивидуальное сознание.

Признаки права:

1. Нормативность - право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами

2. Формальная определенность - предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.

3. Системность – право представляет особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право

4. интеллектуально - волевой характер права. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

5. Гарантированность - обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.

6. Общеобязательность


Билет № 3

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

2. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.).

 

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - «первобытно-общинный строй», а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только на в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.05 с.)