Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное и досовременное государство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современное государство предстает в виде управленческой системы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована. При этом для западного варианта развития государства показательна смена идеи территории в качестве рамок госстроительства на технологизацию, являющуюся определяющим фактором, превращающим территорию во второстепенный природный ресурс. Сегодня складывается транснациональный мир, который характеризуется кризисом института национального государства, приматом международного права над внутригосударственным, верховенством суверенитета личности, сокращением контрольных и ограничительных функций правительства. Государства вынуждены все более считаться с международными правительственными и неправительственными организациями и институтами, с одной стороны, и с собственными регионами, с другой. Тем самым происходит "размывание" государственного суверенитета. При этом "открытие" межгосударственных границ сопровождается активизацией надгосударственных и негосударственных институтов в мировой политике. Среди проблем государства, подлежащих осмыслению, одна из наиболее значимых связана с глобализацией мира. В самом деле, благодаря глобализации территориальность перестает быть организующим признаком социальной и культурной жизни, а глобализирующие социальные практики свободны от локальных привязок и существующих границ. Исходя из этого глобализация напрямую связана с глубоким кризисом государства — нации. Так глобализация выражена в становлении транснациональных сфер жизни людей, так называемых "диаспорных публичных сфер", социальное самосознание которых формируется на основе образа "исторической родины", как правило, имеющего мало общего с действительностью. Эти диаспорные публичные сферы становятся основой возникающего постнационального политического порядка, в котором создаются организации и формируются идеологии, свободные от привязки к какому-либо государству. Глобализация формирует транснациональные сообщества, в значительной мере неподконтрольные государству и зачастую не воспринимающие государства как легитимных партнеров, что приводит к усилению социальной нестабильности. Национальная видимость новых сообществ обеспечивается использованием старых идей национализма, с их направленностью на создание территориальных государств. Отсюда необходимость изменения представлений о соотношении нации и государства, учет утраты государством монополии на морально-правовые ресурсы жизни, на использование правового наследия. Современное государство определяется (В. Е. Чиркин) как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрировани'е и легализованное принуждение. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытость в отношении смены исторических возможностей и притязаний. В отличие от современного государства досовременное государство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функциональная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу. Современное государство — это инструмент политической рациональности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом. Между тем авторитет государства поддерживать весьма сложно в связи с ростом ожиданий по отношению к государству и ростом притязаний к нему со стороны индивидов. В условиях усиливающейся персонализации способ подчинения человека органам государственной власти остается прежним, поскольку используется политическая социализация, которая в значительной мере нивелирует индивидов и вызывает протест. На этом фоне заметнее кризис государства как социального института, выраженный по таким позициям: 1) государство — нация переживает значительные сложности в условиях глобализации; 2) обозначилась тенденция к формированию самодостаточных государств, подчиняющих себе общество; 3) нарастает противоречие между государством и потребностями развития общества и человека. Все очевиднее амбивалентность (двойственность) государства: с одной стороны это мощный фактор общественного прогресса, а с другой — непосредственная причина, экономической стагнации и социального упадка. Кризис государства в немалой степени определяется хозяйственными переплетениями мировой экономики, сужающими деятельность государства. К тому же дифференциация социальных и региональных проблем привела к тому, что их решение осуществляется на муниципальном уровне и на уровне региона, а не на общегосударственном уровне.
75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Власть является универсальным механизмом интеграции и упорядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выступает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индивиды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д. Те средства и методы, применение которых дает возможность субъектам власти влиять на объект, именуются ресурсами власти. По мере развития общества менялись ресурсы властвования: от авторитета правителя к таким ресурсам как богатство и сила, через организацию как важнейший ресурс ушедшего века к информации как определяющему ресурсу властвования нового столетия. По мнению О. Тоффлера базовые ресурсы власти (насилие, богатство и знание) претерпели значительные изменения в современном обществе. При этом знание распределяется еще более неравномерно, чем богатство и вооружение. Отсюда важнейшая задача, решаемая в новое время — перераспределение знаний, интеллектуальных запасов. Знания, информация — определяющий фактор современного развития. Обилие информации порождает необходимость ее фильтрации, интерпретации и обобщения, что приводит к отчуждению от информации человека, принимающего государственные решения. Информация все больше превращается в объект политической манипуляции. Государственная власть воплощена в механизме государства и распространяется с помощью законов и властеотношений на всю территорию и население государства. Понятие государственной власти как бы соединяет социально-психологические, волевые, силовые и институционализированные элементы. При характеристике государственной власти важно выделить вопросы отношения к власти; многомерности ее природы; различия действительной и потенциальной власти; целей власти. Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отношения к существующей власти подвластные находятся либо в состоянии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во властном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность власти, легальность власти и законность власти. Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "легитимность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения законам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легальности и выражена в праве. С другой стороны, законодательное оформление существующей власти это и легализация власти, и легитимация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью. Многомерная природа государственной власти может быть раскрыта через основные свойства государственной власти: верховенство, единство, универсальность, общеобязательную принудительность. В этом плане государственная власть может быть охарактеризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). По расходам на содержание государственной власти можно заключить о ее стоимости. Отсюда различается дорогая власть и дешевая власть. Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью. Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.008 с.) |