Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства Производственное возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Варианты производств возникн Г: 1)ликвидация прежденого Г в результате революции и возникновение нового Г (на той же територ и с тем же народом). 2)разделение государства (Н: Чехия и Словакия). 3)сецессия части государства и населения (Н: Бангладеш вышедший из Пакистана). 4)объединение нескольких государств. 5)возникновение государства в результате национального освободительного движения. Первоначальное возникн госуд – это длительный процесс вызревания Г как особого политического института в безгосударственном обществе.Все существующие доктрины, объясняющие первоначальное возникновение Г могут быть сведены к 2: 1)религиозной 2)светской. Религиозные – утверждают богоустановленность государства, светские – связывают происхождение государства с особенностями человека и его социального бытия (олигархия: военный вариант, аристократия, плутократия-власть богатых). Теория общественного договора (Гуго, Гроций, Спиноза, Джон Локк, Т. Гобс, Ж.Ж.Руссо) – считали ято для защиты и соблюдения своих прав люди договорились создать государство и поставить над собой правителей. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права Конфликт, как и всякое отношение между людьми регулируется социальными нормами. Причины конфликта поддаются нормативному регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способствующие его появлению. Право оказывает воздействие на причины конфликта, его возникновение (конфликтную ситуацию), развитие и разрешение, а также на последствия конфликта, их влияние на участников конфликтного столкновения. Законный путь разрешения конфликта почти всегда существует, однако во многих случаях конфликтующие стороны стремятся решать конфликт неправовым путем, рассчитывая решить его в свою пользу. Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала одна из сторон или были нарушены общественные или государственные интересы. Специалисты по конфликтологии отмечают негибкость юридического пути предупреждения конфликтов при всей его значимости. По-видимому, современные правовые системы растеряли те свои качества конфликтного предназначения, которые характеризовали право в момент его возникновения. Примирительная теория происхождения права получила весьма широкое распространение в современной юриспруденции (Э. Аннерс, Г. Берман). В соответствии с этой теорией право порождено возникновением конфликтов между родами и развязыванием кровной мести. Кровная месть оказала определяющие воздействия на стремление людей к достижению договоренностей. Именно из договоров примирения, заключаемых первоначально с помощью жрецов, старейшин, народного собрания возникает примирительное право. Постепенно эти договоры о примирении на основе разрешения многих ситуаций конфликтного характера получили свое выражение в правовых нормативах. Из поколения в поколение они передавались в мифологических и религиозных формах, а затем начали из устной формы воплощаться в письменных документах, т. е. в законодательстве. Основательность примирительной теории происхождения права связана с тем, что она основывается на многочисленных исторических фактах разрешения социальных конфликтов; разрешает вопрос о преодолении кровной мести, которая носила истребительский характер; свидетельствует о появлении права в устной форме посредством договоров примирения; подтверждается уголовно-правовой наполненностью первых письменных источников права. Критики примирительной теории происхождения права обращают внимание на то, что в ней мало внимания обращается на регулятивные причины появления права (например, установление правил создания запасов продуктов на случаи неурожаев, правил по предупреждению эпидемий и др.). Однако в целом примирительная теория происхождения права является значительным шагом вперед на пути понимания относительно самостоятельного бытия права и государства, правовых нормативов и государственной власти с момента их возникновения. 7. Соотнош Г и П. (співвідношення= загальне + відмінне + взаємодія). Государство организует общественную жизнь на основе права. Используя законы, гос власть формирует требования общеобязательного характера, проводит это требования в жизнь, опираясь на специальные гос органы (суды, полицию, администрацию). Г и П – достижение человеческой культуры и цивилизации. Єдність Д і П: 1) спільність походження і розвитку (поява Д і П зумовлені потребами соціально стратифікованого суспільства та виробничої економіки. Неолітична революція - перехідний момент). 2) спільність факторів які зумовлюють сутність та призначення Д і П (а це всі соціальні інститути: економіка, ідеологія, політика, культура). Право використовується державою як інструмент. Держава надає праву силу (примусовий характер). 3) є можливим існування цих явищ окремо. Право виникає раніше ніж держава і за нейтрального ставлення з боку Д до П→ право може існувати без державного примусу (Н: норми єврейського права, Єврейське право існувало довгий час без держави). Відмінність: 1) в онтологічному статусі→ Д- в публічно-правовому статусі це народ, це те що існує, це суще. П – це те що має бути, це належне. Відмінність між належним і сущим породжує концепції (Н: правова і етатиська держава, утопія без державного і без правового суспільства – Томас Мур, Маркс, Енгельс). Взаємодія Д і П: 1) сучасна держава (16-17 ст) виступає як основний творець або принаймні декламатор права. 2)вплив права на державу в тому, що правові норми легалізують державу, констатують держ органи, створюють процедури для здійснення повноважень посадовців та реаліз ф-й держави. Ознаки правової держави: суверенітет особи, повага до особи, правові форми (організації держ вади які створ на основі законів, на законних підставах), правова культура + загальна культура. Правова держава вбирає всі ознаки демократичної держави. Этатизм (от фр.государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Черты этатизма проявились во Франции времен императора Наполеона Бонапарта (1804 год), в нацистской Германии, СССР, США, странах Восточной Европы, Китае и странах Юго-Восточной Азии, в некоторых странах Латинской Америки. Етатистська держава – її не існує. Це концепція, яка є шкідливою для суспільства так як державу ставить на 1-ше місце перед суспільством. Юриспруденция, ее система Юриспруденция — это система идей, суждений, понятий, нормативов, мифологем о праве и государстве. Юриспруденция часто отождествляется с юридической наукой как системой знаний о праве и государстве. Однако не сложно заметить, что юриспруденция содержит в себе не только научное, но и философское знание. Потом, она не ограничивается системой знаний, но выходит к юридическому опыту, к верованиям, включает в себя различные мифы (например, власть принадлежит народу, закон выражает общую волю). Таким образом, понятие "юриспруденция" значительно сложнее понятия "юридическая наука". Не говоря уже о том, что термин "юридическая наука" по отношению к религиозным правовым системам может использоваться с некой долей условности, в то время как термин "религиозная юриспруденция" вполне применим. В системе отечественной юриспруденции могут быть выделены такие группы юридических дисциплин: 1) синтезирующие дисциплины — теория государства и права, философия права, социология права, сравнительное правоведение, история государства и права, история политических и правовых учений и др. 2) отраслевые дисциплины: а) традиционные — конституционное, гражданское, уголовное, административное, уголовно-процессуальное и т. д. б) комплексные — банковское, налоговое, таможенное, морское, экологическое и т. д. 3) прикладные дисциплины — криминалистика, криминология, судебная статистика, юридическая психология и т. д. 4) организационные дисциплины — судоустройство, прокуратура, правоохранительные органы, нотариат, адвокатура и т. д. 5) международные дисциплины — международное публичное право, международное частное право, космическое право и др. 6) региональные дисциплины — право Совета Европы, право Европейского Союза, право ОБСЕ, право латиноамериканских государств и др. Теория государства и права в системе юриспруденции занимает место среди синтезирующих дисциплин и имеет фундаментальное значение для всей юриспруденции. Выделим ее методологическое значение для других юридических дисциплин, направленность на обеспечение единства категориального аппарата юриспруденции. При этом теория государства и права не только использует для своих выводов наработки юридических дисциплин, но, что особенно важно, выходит за пределы юриспруденции в сферу философии, социологии, политологии, теории информации и т. д. Не случайно, теорию государства и права часто характеризуют не только как юридическую, но и как философскую и политологическую дисциплину. Юриспруденция находится в постоянном движении и изменении. Проходя процесс юридизации, выкристаллизовываются новые юридические дисциплины, например: общая теория прав человека, юридическая антропология, информационное право, инвестиционное право. Получают новое наполнение и современное звучание такие традиционные дисциплины как римское право, торговое (коммерческое) право, нотариат и др. При всех этих переменах именно теория государства и права способна аккумулировать достижения юридических дисциплин и обеспечивать единство юриспруденции. Классификация правовых норм При классификации правовых норм используются различные основания от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. наполнения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разграничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее. Среди важнейших оснований для классификации правовых норм — их роль в механизме действия права. По этому основанию правовые нормы можно разделить на общие нормы, конкретные нормы и специальные нормы. Общие нормы имеют родовое значение, поскольку содержат конкретные правила для данного рода отношений. Общие нормы действуют в связке с конкретными нормами, которые составляют большинство правовых предписаний. Они непосредственно устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их реализации, гарантии обеспечения, сроки и пределы действия нормативов, содержание осуществляемого поведения и многое другое. Особую роль в правовом регулировании выполняют специальные нормы, которые предусматривают исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить нормы, устанавливающие различного рода льготы, т. е. предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязанностей, или облегчение условий их выполнения (А. В. Малько). В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) правовые нормы могут быть: а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на определенные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответственности за совершенные правонарушения; б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности совершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Вооруженных сил); в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц; г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.; д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия. По предметной направленности правовые нормы разделяются на материальные нормы и процессуальные нормы. Нормы материального права закрепляют субъективные права и юридические обязанности, а также ответственность субъектов правовых отношений. Они непосредственно обращены к регулированию поведения людей в правовых отношениях. Процессуальные нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников правоотношений. Процессуальные нормы могут быть консолидированы в отдельные отрасли (уголовный процесс), либо правовые институты (избирательный процесс). По характеру правового предписания правовые нормы делят на императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы представляют собой предписания категорического характера, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора поведения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный вариант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в законных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает возможность субъектам права либо самим определить на основе соглашения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту поведения, который закреплен в правовой норме. Используются также другие основания для классификации правовых норм: в зависимости от юридической силы нормативно-правового акта, в зависимости от времени действия, пространства, распространения, круга лиц и др.
29. Понятие и содержание правового отношения Правовое отношение представляет собой общественное отношение, урегулированное правом, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями. С помощью правоотношений установленные правовые нормативы воплощаются в конкретном поведении людей. Для возникновения правоотношения необходимы предпосылки. Разграничивают общие (материальные) предпосылки, которыми являются участники и определенные материальные и нематериальные блага (объекты правоотношения), и специальные (юридические) предпосылки, среди которых правовые нормы, правосубъектность участников и юридический факт (фактический состав). Признаки: 1.они возникают на основе правовых норм, 2.взаимодействие участников происходит через субъективные права и юридические обязанности, 3.обеспечиваются (гарантируются) государственной властью, 4. носят волевой характер, т. е. для существования правоотношения необходима воля (желание) по крайней мере одного из участников, 5.поводом для возникновения правоотношений являются реальные блага. Состав правоотношения включает субъектов правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения — это участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Все субъекты правоотношений разделяются на индивидов (физические лица), организации (юридические лица) и социальные общности. Для того, чтобы быть субъектом правоотношения организация, социальная общность и индивид должны обладать правосубъектностью, т. е. способностью быть субъектом права. Применительно к организациям правосубъектность выражена в их компетенции. Правосубъектность индивида выражена в правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Объекты правоотношения — это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников. Среди объектов правоотношений: а) материальные блага (вещи, предметы, ценности); б) нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и т. д.); в) действия субъектов, услуги и их результаты; г) продукты духовного творчества (художественные произведения, научные открытия, изобретения и т. п.): д) ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы, аттестаты и т. п.). В правоотношении разграничивается юридическое содержание и фактическое (материальное) содержание. В качестве фактического содержания выступают конкретные действия участников правоотношения, в которых реализуются их права и обязанности. Традиционно юридическое содержание правоотношений связывают с вопросом о субъективных правах и юридических обязанностях участников правоотношения. Однако такое юридическое содержание характеризует не все правоотношения. В тех правоотношениях, где одной из сторон выступает должностное лицо или орган государства в содержании правоотношения могут быть также юридические полномочия и юридическая ответственность. Следовательно юридическое содержание правоотношения могут составлять, кроме субъективных прав и юридических обязанностей, юридические полномочия, юридическая ответственность. Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Юридическая обязанность — вид и мера требуемого поведения обязанного лица. Юридические полномочия (юридическая компетенция) — вид и мера властного воздействия, направленного на удовлетворение притязаний управомоченного лица, либо на виновное лицо. Юридическая ответственность — вид и мера принудительного претерпевания, лишения благ личного или имущественного характера, принадлежащих правонарушителю.
Частное и публичное право Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой интересов государства как целого, тогда как частное право представлялось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимодействии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение. Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвинули решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отношения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но инициативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении частного и публичного права нужно считать централизацию или децентрализацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридическая децентрализация), мы в сфере частного права. Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться. Неосуществление права есть одновременно неисполнение обязанности. Сфера частного права предполагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся правоотношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и может вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица своего решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Однако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства государства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности. Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных правовых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят отрасли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституционного права, административного права, уголовного права, процессуального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным правом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др. Следует отметить, что деление права на частное и публичное не используется в английском праве, где считается, что за государством не может признаваться статус особого субъекта. В английском праве используется разделение права на общее право и право справедливости.
Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства Производственное возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Варианты производств возникн Г: 1)ликвидация прежденого Г в результате революции и возникновение нового Г (на той же територ и с тем же народом). 2)разделение государства (Н: Чехия и Словакия). 3)сецессия части государства и населения (Н: Бангладеш вышедший из Пакистана). 4)объединение нескольких государств. 5)возникновение государства в результате национального освободительного движения. Первоначальное возникн госуд – это длительный процесс вызревания Г как особого политического института в безгосударственном обществе.Все существующие доктрины, объясняющие первоначальное возникновение Г могут быть сведены к 2: 1)религиозной 2)светской. Религиозные – утверждают богоустановленность государства, светские – связывают происхождение государства с особенностями человека и его социального бытия (олигархия: военный вариант, аристократия, плутократия-власть богатых). Теория общественного договора (Гуго, Гроций, Спиноза, Джон Локк, Т. Гобс, Ж.Ж.Руссо) – считали ято для защиты и соблюдения своих прав люди договорились создать государство и поставить над собой правителей. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.234 (0.012 с.) |