Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства

Поиск

Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства

Производственное возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Варианты производств возникн Г: 1)ликвидация прежденого Г в результате революции и возникновение нового Г (на той же територ и с тем же народом). 2)разделение государства (Н: Чехия и Словакия). 3)сецессия части государства и населения (Н: Бангладеш вышедший из Пакистана). 4)объединение нескольких государств. 5)возникновение государства в результате национального освободительного движения. Первоначальное возникн госуд – это длительный процесс вызревания Г как особого политического института в безгосударственном обществе.Все существующие доктрины, объясняющие первоначальное возникновение Г могут быть сведены к 2: 1)религиозной 2)светской. Религиозные – утверждают богоустановленность государства, светские – связывают происхождение государства с особенностями человека и его социального бытия (олигархия: военный вариант, аристократия, плутократия-власть богатых). Теория общественного договора (Гуго, Гроций, Спиноза, Джон Локк, Т. Гобс, Ж.Ж.Руссо) – считали ято для защиты и соблюдения своих прав люди договорились создать государство и поставить над собой правителей. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.

Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права

Конфликт, как и всякое отношение между людьми регулируется социальными нормами. Причины конфликта поддаются нормативно­му регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способству­ющие его появлению. Право оказывает воздействие на причины конфликта, его возникновение (конфликтную ситуацию), развитие и разрешение, а также на последствия конфликта, их влияние на участников конфликтного столкновения. Законный путь разрешения конфликта почти всегда существует, однако во многих случаях кон­фликтующие стороны стремятся решать конфликт неправовым пу­тем, рассчитывая решить его в свою пользу. Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала одна из сторон или были нару­шены общественные или государственные интересы. Специалисты по конфликтологии отмечают негибкость юридического пути пре­дупреждения конфликтов при всей его значимости. По-видимому, современные правовые системы растеряли те свои качества конф­ликтного предназначения, которые характеризовали право в момент его возникновения.

Примирительная теория происхождения права получила весьма ши­рокое распространение в современной юриспруденции (Э. Аннерс, Г. Берман). В соответствии с этой теорией право порождено возникно­вением конфликтов между родами и развязыванием кровной мести. Кровная месть оказала определяющие воздействия на стремление лю­дей к достижению договоренностей. Именно из договоров примирения, заключаемых первоначально с помощью жрецов, старейшин, народного собрания возникает примирительное право. Постепенно эти договоры о примирении на основе разрешения многих ситуаций конфликтного характера получили свое выражение в правовых нормативах. Из по­коления в поколение они передавались в мифологических и религиоз­ных формах, а затем начали из устной формы воплощаться в пись­менных документах, т. е. в законодательстве.

Основательность примирительной теории происхождения права связана с тем, что она основывается на многочисленных историчес­ких фактах разрешения социальных конфликтов; разрешает вопрос о преодолении кровной мести, которая носила истребительский ха­рактер; свидетельствует о появлении права в устной форме посред­ством договоров примирения; подтверждается уголовно-правовой наполненностью первых письменных источников права.

Критики примирительной теории происхождения права обращают внимание на то, что в ней мало внимания обращается на регулятивные причины появления права (например, установление правил создания запасов продуктов на случаи неурожаев, правил по предупреждению эпидемий и др.). Однако в целом примирительная теория происхожде­ния права является значительным шагом вперед на пути понимания от­носительно самостоятельного бытия права и государства, правовых нормативов и государственной власти с момента их возникновения.

7. Соотнош Г и П. (співвідношення= загальне + відмінне + взаємодія). Государство организует общественную жизнь на основе права. Используя законы, гос власть формирует требования общеобязательного характера, проводит это требования в жизнь, опираясь на специальные гос органы (суды, полицию, администрацию). Г и П – достижение человеческой культуры и цивилизации. Єдність Д і П: 1) спільність походження і розвитку (поява Д і П зумовлені потребами соціально стратифікованого суспільства та виробничої економіки. Неолітична революція - перехідний момент). 2) спільність факторів які зумовлюють сутність та призначення Д і П (а це всі соціальні інститути: економіка, ідеологія, політика, культура). Право використовується державою як інструмент. Держава надає праву силу (примусовий характер). 3) є можливим існування цих явищ окремо. Право виникає раніше ніж держава і за нейтрального ставлення з боку Д до П→ право може існувати без державного примусу (Н: норми єврейського права, Єврейське право існувало довгий час без держави). Відмінність: 1) в онтологічному статусі→ Д- в публічно-правовому статусі це народ, це те що існує, це суще. П – це те що має бути, це належне. Відмінність між належним і сущим породжує концепції (Н: правова і етатиська держава, утопія без державного і без правового суспільства – Томас Мур, Маркс, Енгельс). Взаємодія Д і П: 1) сучасна держава (16-17 ст) виступає як основний творець або принаймні декламатор права. 2)вплив права на державу в тому, що правові норми легалізують державу, констатують держ органи, створюють процедури для здійснення повноважень посадовців та реаліз ф-й держави. Ознаки правової держави: суверенітет особи, повага до особи, правові форми (організації держ вади які створ на основі законів, на законних підставах), правова культура + загальна культура. Правова держава вбирає всі ознаки демократичної держави. Этатизм (от фр.государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Черты этатизма проявились во Франции времен императора Наполеона Бонапарта (1804 год), в нацистской Германии, СССР, США, странах Восточной Европы, Китае и странах Юго-Восточной Азии, в некоторых странах Латинской Америки. Етатистська держава – її не існує. Це концепція, яка є шкідливою для суспільства так як державу ставить на 1-ше місце перед суспільством.

Юриспруденция, ее система

Юриспруденция — это система идей, суждений, понятий, норма­тивов, мифологем о праве и государстве. Юриспруденция часто отождествляется с юридической наукой как системой знаний о праве и государстве. Однако не сложно заметить, что юриспруденция со­держит в себе не только научное, но и философское знание. Потом, она не ограничивается системой знаний, но выходит к юридическому опыту, к верованиям, включает в себя различные мифы (например, власть принадлежит народу, закон выражает общую волю). Таким образом, понятие "юриспруденция" значительно сложнее понятия "юридическая наука". Не говоря уже о том, что термин "юридическая наука" по отношению к религиозным правовым системам может ис­пользоваться с некой долей условности, в то время как термин "ре­лигиозная юриспруденция" вполне применим.

В системе отечественной юриспруденции могут быть выделены такие группы юридических дисциплин:

1) синтезирующие дисциплины — теория государства и права, философия права, социология права, сравнительное правоведение, история государства и права, история политических и правовых учений и др.

2) отраслевые дисциплины:

а) традиционные — конституционное, гражданское, уголовное, административное, уголовно-процессуальное и т. д.

б) комплексные — банковское, налоговое, таможенное, морское, экологическое и т. д.

3) прикладные дисциплины — криминалистика, криминология, судебная статистика, юридическая психология и т. д.

4) организационные дисциплины — судоустройство, прокурату­ра, правоохранительные органы, нотариат, адвокатура и т. д.

5) международные дисциплины — международное публичное право, международное частное право, космическое право и др.

6) региональные дисциплины — право Совета Европы, право Европейского Союза, право ОБСЕ, право латиноамериканских госу­дарств и др.

Теория государства и права в системе юриспруденции занимает место среди синтезирующих дисциплин и имеет фундаментальное значение для всей юриспруденции. Выделим ее методологическое значение для других юридических дисциплин, направленность на обеспечение единства категориального аппарата юриспруденции. При этом теория государства и права не только использует для своих выводов наработки юридических дисциплин, но, что особенно важно, выходит за пределы юриспруденции в сферу философии, со­циологии, политологии, теории информации и т. д. Не случайно, те­орию государства и права часто характеризуют не только как юри­дическую, но и как философскую и политологическую дисциплину.

Юриспруденция находится в постоянном движении и изменении. Проходя процесс юридизации, выкристаллизовываются новые юри­дические дисциплины, например: общая теория прав человека, юри­дическая антропология, информационное право, инвестиционное право. Получают новое наполнение и современное звучание такие традиционные дисциплины как римское право, торговое (коммерчес­кое) право, нотариат и др. При всех этих переменах именно теория государства и права способна аккумулировать достижения юриди­ческих дисциплин и обеспечивать единство юриспруденции.

Классификация правовых норм

При классификации правовых норм используются различные ос­нования от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. напол­нения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разгра­ничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее.

Среди важнейших оснований для классификации правовых норм — их роль в механизме действия права. По этому основанию правовые нормы можно разделить на общие нормы, конкретные нормы и специальные нормы. Общие нормы имеют родовое значе­ние, поскольку содержат конкретные правила для данного рода отношений. Общие нормы действуют в связке с конкретными нор­мами, которые составляют большинство правовых предписаний. Они непосредственно устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности субъектов права, условия их реализации, га­рантии обеспечения, сроки и пределы действия нормативов, содер­жание осуществляемого поведения и многое другое. Особую роль в правовом регулировании выполняют специальные нормы, кото­рые предусматривают исключения (изъятия) из общего правила для особых случаев. Примером могут служить нормы, устанавли­вающие различного рода льготы, т. е. предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязан­ностей, или облегчение условий их выполнения (А. В. Малько). В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) пра­вовые нормы могут быть:

а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на опреде­ленные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответ­ственности за совершенные правонарушения;

б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности со­вершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Воо­руженных сил);

в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц;

г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.;

д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия.

По предметной направленности правовые нормы разделяются на материальные нормы и процессуальные нормы. Нормы материаль­ного права закрепляют субъективные права и юридические обязан­ности, а также ответственность субъектов правовых отношений. Они непосредственно обращены к регулированию поведения людей в правовых отношениях. Процессуальные нормы определяют поря­док и условия реализации прав и обязанностей участников правоот­ношений. Процессуальные нормы могут быть консолидированы в отдельные отрасли (уголовный процесс), либо правовые институты (избирательный процесс).

По характеру правового предписания правовые нормы делят на императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы пред­ставляют собой предписания категорического характера, не допус­кающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора пове­дения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный ва­риант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в за­конных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает воз­можность субъектам права либо самим определить на основе согла­шения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту по­ведения, который закреплен в правовой норме.

Используются также другие основания для классификации пра­вовых норм: в зависимости от юридической силы нормативно-право­вого акта, в зависимости от времени действия, пространства, рас­пространения, круга лиц и др.

 

29. Понятие и содержание правового отношения

Правовое отношение представляет собой общественное отноше­ние, урегулированное правом, участники которого обладают субъек­тивными правами и юридическими обязанностями.

С помощью правоотношений установленные правовые нормати­вы воплощаются в конкретном поведении людей. Для возникно­вения правоотношения необходимы предпосылки. Разграничивают общие (материальные) предпосылки, которыми являются участники и определенные материальные и нематериальные блага (объекты правоотношения), и специальные (юридические) предпосылки, сре­ди которых правовые нормы, правосубъектность участников и юри­дический факт (фактический состав).

Признаки: 1.они возникают на основе правовых норм, 2.взаимодействие участников происходит через субъективные права и юридические обязанности, 3.обеспечиваются (гарантируются) государственной властью, 4. носят волевой характер, т. е. для существования правоотно­шения необходима воля (желание) по крайней мере одного из участ­ников, 5.поводом для возникновения правоотношений являются реаль­ные блага.

Состав правоотношения включает субъектов правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения. Субъекты правоотношения — это участники правоотношения, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Все субъекты правоотношений разделяются на индивидов (физические лица), организации (юридические лица) и социальные общности.

Для того, чтобы быть субъектом правоотношения организация, социальная общность и индивид должны обладать правосубъектно­стью, т. е. способностью быть субъектом права. Применительно к организациям правосубъектность выражена в их компетенции. Право­субъектность индивида выражена в правоспособности, дееспособ­ности и деликтоспособности.

Объекты правоотношения — это то, на что направлены субъек­тивные права и юридические обязанности участников. Среди объек­тов правоотношений: а) материальные блага (вещи, предметы, цен­ности); б) нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и т. д.); в) действия субъектов, услуги и их результаты; г) продукты духовного творчества (художественные произведения, научные открытия, изобретения и т. п.): д) ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспор­та, дипломы, аттестаты и т. п.).

В правоотношении разграничивается юридическое содержание и фактическое (материальное) содержание. В качестве фактического содержания выступают конкретные действия участников правоотно­шения, в которых реализуются их права и обязанности. Традицион­но юридическое содержание правоотношений связывают с вопросом о субъективных правах и юридических обязанностях участников правоотношения. Однако такое юридическое содержание характери­зует не все правоотношения. В тех правоотношениях, где одной из сторон выступает должностное лицо или орган государства в со­держании правоотношения могут быть также юридические полно­мочия и юридическая ответственность. Следовательно юридическое содержание правоотношения могут составлять, кроме субъектив­ных прав и юридических обязанностей, юридические полномочия, юридическая ответственность.

Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Юридическая обязанность — вид и мера требуемого поведения обязанного лица.

Юридические полномочия (юридическая компетенция) — вид и мера властного воздействия, направленного на удовлетворение при­тязаний управомоченного лица, либо на виновное лицо.

Юридическая ответственность — вид и мера принудительного претерпевания, лишения благ личного или имущественного характе­ра, принадлежащих правонарушителю.

 

Частное и публичное право

Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой ин­тересов государства как целого, тогда как частное право представля­лось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимо­действии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение. Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвину­ли решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отно­шения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но ини­циативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении част­ного и публичного права нужно считать централизацию или децентра­лизацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридичес­кая децентрализация), мы в сфере частного права.

Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться. Неосуществление права есть одно­временно неисполнение обязанности. Сфера частного права предпо­лагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся право­отношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и мо­жет вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица сво­его решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном пра­ве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями.

Границы между публичным и частным правом подвижны, изме­няются в связи с развитием общества, демократическими перемена­ми, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Од­нако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства го­сударства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.

Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных право­вых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят от­расли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституци­онного права, административного права, уголовного права, процес­суального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным пра­вом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др. Следует отметить, что деление права на частное и публичное не используется в английском праве, где считается, что за государ­ством не может признаваться статус особого субъекта. В английс­ком праве используется разделение права на общее право и право справедливости.

 

Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства

Производственное возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Варианты производств возникн Г: 1)ликвидация прежденого Г в результате революции и возникновение нового Г (на той же територ и с тем же народом). 2)разделение государства (Н: Чехия и Словакия). 3)сецессия части государства и населения (Н: Бангладеш вышедший из Пакистана). 4)объединение нескольких государств. 5)возникновение государства в результате национального освободительного движения. Первоначальное возникн госуд – это длительный процесс вызревания Г как особого политического института в безгосударственном обществе.Все существующие доктрины, объясняющие первоначальное возникновение Г могут быть сведены к 2: 1)религиозной 2)светской. Религиозные – утверждают богоустановленность государства, светские – связывают происхождение государства с особенностями человека и его социального бытия (олигархия: военный вариант, аристократия, плутократия-власть богатых). Теория общественного договора (Гуго, Гроций, Спиноза, Джон Локк, Т. Гобс, Ж.Ж.Руссо) – считали ято для защиты и соблюдения своих прав люди договорились создать государство и поставить над собой правителей. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.016 с.)