Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и религия. Светское и теократическое государство↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мире немало государств, в которых существуют государственные религии и церкви. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии, а с ним логически связан принцип отделения церкви от государства, поскольку проведение в жизнь первого принципа весьма затруднительно без осуществления второго. В наше время крупнейшие мировые религии: христианство, ислам и буддизм, — значительно укрепили свои позиции в мировом сообществе. Религии сегодня выступают в качестве своеобразного нравственного регулятора и основания социальной справедливости. Можно констатировать, что христианские ценности концептуально утвердились в государствах Европы и Америки, исламские стереотипы определяют деятельность мусульманских государств, а буддизм нашел отображение в жизни государств Азии. Религиозное влияние на развитие современных государств проявляется в сплочении народов. Не связанные государственными границами религии способны сближать самые различные социальные слои, народы и страны. Как в прошлом религия играла существенную роль в формировании наций и их государственных образований, так в настоящее время религия содействует единению мирового сообщества и выступает важнейшим элементом его консолидации. Несмотря на межрелигиозные противоречия, доминирующей является общая духовная основа всех религий — признание человеческой жизни как священного дара Всевышнего. Это предполагает осуждение политики, допускающей возможность массового уничтожения людей и всего живого на земле. Религия сказывается как во внутренней, так и во внешней политике современных государств, на выработке экономических, социальных и военных доктрин, осуществлении конкретных политических акций. Показательно изменение роли в осуществлении государственной политики духовенства, которое или непосредственно включается в деятельность государственных структур, или косвенным образом участвует в политических акциях государства. Усиливается значение партий, чьи программы основаны на религиозных началах. Самую многочисленную группу здесь составляют христианско-демократические, христианско-социальные, исламские и другие аналогичные партии, которые ориентируются на католицизм, протестантизм и ислам. Международные объединения религиозного характера оказывают заметное влияние на все стороны жизни государств. В этой связи характерна деятельность Всемирного Совета церквей, включающего свыше 300 протестантских и православных церквей. В мусульманском мире видную роль играет Организация Исламской конференции, стремящаяся консолидировать деятельность входящих в нее государств (объединяет в своих рядах около 50 мусульманских государств). Буддизм представлен в мировом сообществе Всемирным буддистским альянсом и Азиатской буддистской конференцией за мир, деятельность которых направлена на обеспечение мира и сотрудничества между народами. Известна также межгосударственная деятельность католицизма, имеющего единый центр в государстве Ватикан. Отношения церкви и государства прорабатываются в таких центрах религиозных теорий как Папская академия в Риме, мусульманские университеты в Каире и Тунисе, Международный исламский университет в Малайзии, духовные академии Русской Православной церкви и других центрах. На основе религиозных постулатов формируются концепции, теории и доктрины взаимодействия церкви с государством и ее участия в социально-политической жизни общества.
98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные экологические структуры власти. Располагая возможностью централизованного принятия экологических решений, государство монополизировало право на участие в решении международных экологических задач. В сфере экологии государство использует различные экологические налоги и продажу лицензий под экологическим условием. Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движений. Правительства вынуждены корректировать свое отношение к экологическим проблемам. Характерно, что ценностные ориентиры экологического движения не сводятся только к охране природы и ресурсосбережению. Фактически речь идет об отношении человека к природе и себе подобным, к технологии и экономике, принципам общественной организации и политической жизни. Экологическое движение оказывается способным в сложных условиях современного бытия заставить государственные структуры действовать в интересах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологическую политику приоритетной в политике государств. При этом необходимо переосмыслить развитие как создание человеку достойной среды обитания, максимально приблизить технологию к требованиям природы, изменить систему образования и воспитания человека. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осуществляется многими государствами. Затрагивая различные направления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной. Источниками обострения глобальных проблем экологии выступают: хищническое отношение человека к природе, материальное производство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. Следует учесть, что существует масса иррациональных элементов, трудно поддающихся политическому контролю и основательно влияющих на окружающую среду. В соответствии с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕЙ) определена стратегия природоохранного сотрудничества, вырабатывающая долговременные и универсальные принципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики. При этом экологические заповеди движения зеленых воспринимаются как формы бытия современного государства. К ним относится — экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики на основе деловой активности, плюрализм мнений и понятий, коллективность действий, глобальная ответственность, развитие индивидуального видения будущего. Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: условно благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из экологического кризиса: разработка долгосрочной экологической программы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики.
99. Этика и эстетика государства. Институты современного государства и его деятельность должны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государственной власти. На это нацелена политическая этика, которая задается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечивают человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри. Отметим в этой связи появление специфической этики государственной службы, а также попытки дать моральную оценку институтам власти как центральным (парламенту, президенту, правительству), так и местным. Институты современного государства требуют бережного с собой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то особой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу. В моральном отношении лучшим считается то государство, в котором дурным наклонностям поставлены необходимые ограничения и обеспечены максимальные возможности для права и саморазвития людей на пути к справедливости и добру. Институты государства облегчают людям нравственное поведение и в определенной мере способны выправить моральные отклонения в поведении людей. Однако эти институты не могут заменить нравственности индивида. Более того, добродетели, которыми обладают политические деятели и граждане являются предпосылкой этики институтов государства. Добродетели — это ставшее привычкой нравственное поведение. Классические представления об основных добродетелях связаны с четырьмя (кардинальные добродетели): мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Кардинальные добродетели с учетом резкого обострения конфликтов по расовым, религиозным и социальным мотивам, ростом наркомании дополнены такой добродетелью как толерантность (терпимость). В современном государстве гражданин должен обладать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать своих целей используя существующие институты государства. Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государствами. Именно для этих государств характерны претензии к насильственной гармонизации всех областей жизни, стремление создать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности. Фактически в тоталитарном государстве все окутано покровом эстетики власти. Современное государство, обеспечивая плюралистическую демократию, не вмешивается в культурную жизнь общества. Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются существенными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств). Особенно следует выделить миф как универсальный способ человеческого мирочувствования с широкими возможностями его использования для некритичного восприятия мира. В начале XX столетия возник особый феномен — "социальная мифология", в виде реестра социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения определенных целей. В условиях существования современного государства заметна политизация мифа с целью его использования для сплочения людей, раскрытия их политической энергии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.008 с.) |