Статья 37. Обратная сила нормативного правового акта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 37. Обратная сила нормативного правового акта



1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

2. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также, когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее.

3. Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

 

 

Билет 13. Толкование норм права: виды и способы.

Толкование норм гражданского законодательства — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов гражданского законодательства в целях их реализации и совершенствования.

Нормы гражданского права толкуются всеми реализующими их субъектами. Однако юридическое значение результатов толкования различается в зависимости от того, кто толкует нормы. По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование осуществляется компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов гражданского права. Оно подразделяется на:

  • нормативное - характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования;
  • казуальное — характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю;
  • аутентичное - исходящее от самого законодателя. Как правило, правотворческий орган дает аутентичное толкование в тексте самого акта (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Такое толкование может содержаться и в специальном акте (например, отдельные положения ГК РФ получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом необходимо помнить, что даже неудачное толкование тех или иных норм законодателем будет иметь обязательную силу. Поэтому аутентичное толкование нельзя назвать интеллектуально-воле вой деятельностью, которая зависит от убеждения, а не от внешней обязательности;
  • легальное толкование — осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Такими органами являются Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ.

Неофициальное толкование также осуществляется различными субъектами, однако его результаты не имеют юридического значения.

В теории права выделяют:

  • обыденное толкование — осуществляемое любым субъектом права;
  • компетентное (профессиональное) толкование — осуществляется специалистами-юристам и;
  • доктринальное (научное) толкование — осуществляется учеными-юристами, специалистами в области права. Последнее черпает силу убедительности в нравственном авторитете науки. Результаты такого толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии, например, к ГК РФ.

Билет 14. Классификация правовых норм.

Классификация норм права

Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.

Нормы права классифицируются:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;

б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;

2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):

а) нормы гражданского права;

б) нормы уголовного права;

в) нормы административного права и т. д.;

3) по методу правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;

б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;

4) по функциональной направленности:

а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;

5) по форме выражения предписания:

а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;

б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;

в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;

6) по сфере действия:

а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;

б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации;

в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;

г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;

7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;

8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);

9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);

10) по субъекту правотворчества:

а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Также выделяют бланкетные нормы, содержащие общее направление правил поведения, содержание которого устанавливается уполномоченным органом, и иные виды норм.

 

Билет 15. Система права России.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

 

 

Билет 16. Пробелы в праве и их восполнение.

 

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Причины появления пробелов

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».

Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

 

Классификация пробелов в праве
По соответствующим источникам права:   пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника нрава: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутствовала норма права, при помощи которой необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования;
пробел в нормативных актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах.
По степени неурегулированности полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации
недостаточного регулирования имеющимися нормами
По времени появления первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормативных актов
последующие (вторичные) возникают после их издания в процессе развития общественных отношений
По степени вины непростительные — если необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил
простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.015 с.)