Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс поиска и выбора идеи

Поиск

В основе предпринимательской деятельности всегда должна лежать предпринимательская идея. Идея является потенциалом предпринимательства. Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь. Однако чаще для продолжения предпринимательства требуются все новые и новые идеи. Известное высказывание Прудона гласит: “Рабочий - раб машины, капиталист (то есть, в нашем понимании, предприниматель) - раб идеи”. Предпринимательская идея - это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (осознанного или нет) иметь тот товар, который будет произведён предпринимателем.

Идея в бизнесе:

- самый большой дефицит;

- самый дешёвый ресурс из всех, требующихся для организации процесса производства;

- основной фактор предпринимательской деятельности.

Рис. 3.1 Схема взаимодействия факторов предпринимательской деятельности.

Предпринимательская идея - это потенциальная возможность и необходимость собственной самореализации индивидуума для решения собственных целей путем удовлетворения потребностей других.

Предпринимательская деятельность как процесс как раз и начинается с идеи, которая при определенных условиях реализуется в конкретный предпринимательский проект, суть которой должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить её. Следовательно, чтобы стать предпринимателем, создать собственное дело, нужно знать, чего хочет потребитель, сформулировать цель и стремиться её достичь с меньшими затратами. Постоянно изучать, чего хотят люди, и искать возможность дать им то, что они хотят!

Как писал ученый-физиолог И.П. Павлов, прекрасна и удивительна жизнь человека, который поставил цель и вечно к ней стремится: “ Рефлекс целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того прекрасна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели... Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается людьми, стремящимися к поставленной ими в жизни цели”.

Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать пускаться в плавание по морю, называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и “девятый вал” (банкротство).

Весьма успешный американский предприниматель М. Смолл, автор книги “Как делать деньги”, разработал пять правил достижений цели (идеи).

11 Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым.

12 Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно - во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.

13 Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите и вы найдете их.

14 Вы будете ошибаться, но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того места, где вы споткнулись. Идите вперед!

15 Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте её, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигнете цели.

Итак, идея реализуется в целях - в организации определенного вида бизнеса.

Необходимость в идеях, их формулировании, накоплении, отборе и анализе обусловлена потребностями, присущими предпринимателю. Это стремление к постоянному обновлению производства; опасение упустить эффективный вид деятельности; стремление к приращению капитала и производства, повышения прибыльности производства.

Искусство постановки главной цели - это искусство управления фирмой, это возможность контроля хода и результатов достижения цели, это возможность правильной мотивации сотрудников т.д. Поэтому первейшая цель предпринимателя - это определение набора целей, выбор целей.

“В детстве я придумал личное кредо, которое обычно повторял каждую ночь, - говорит далее М. Смолл - Хотя я вырос не в религиозной семье, оно напоминало молитву, обращение к таинственному духу жизни, способному вдохновлять и наполнять энергией. Я просил дать мне силы, чтобы мог помогать достойным людям. Я никогда не молил о власти, славе, богатстве, хотя это имел в изобилии. Надеюсь, я никогда не проявлял жадности. Если бы моим главным стремлением было обогащение, то я мог бы стать одним из самых богатых в мире. Однако я принадлежу к их числу. Всю жизнь я раздавал часть своего состояния больше, чем мог сосчитать. К счастью, я всегда обладал способностью делать деньги, и их оставалось у меня достаточно для других. Кредо моего детства всю жизнь руководило моими действиями”.

Далее автор указывает, что его целью было не делание денег, не обогащение: “Для меня бизнес - это не просто средство обогащения; накопление богатства не было для меня самоцелью. Бизнес доставлял мне удовольствие, потому что постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей, для решения бесконечного количества разнообразных проблем начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями. Бизнес доставляет мне удовольствие потому, что он создал Америку, и я бы даже сказал, что именно в нём и заключается американский образ жизни”.

Формулируя цель предпринимательской фирмы, необходимо, на наш взгляд, учитывать зарубежный опыт, да и наш отечественный, особенно дореволюционный.

Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее.

Во-первых, достижимы только ясные цели. Например, нельзя сформулировать цель следующим образом: “Качество наших товаров надо повысить”. Сразу возникает масса вопросов: каких товаров, насколько повысить, за счёт чего и т.д. Вполне возможно, может случиться, что качество можно повысить, но издержки производства резко возрастут, поэтому при продаже товаров вы не получите необходимый объём прибыли для развития фирмы.

Следовательно, формулировка цели должна содержать:

- количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать поведение конкурентов, покупателей, сегмент рынка, рыночные ниши;

- срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы);

- результаты, которые получат фирма и сотрудники;

- привлечение известных ответственных исполнителей;

- определение затрат на достижение этой цели и условий осуществления цели.

Невозможно заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности.

Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, чтобы её довести до всех сотрудников, которые воплощают вашу цель в конкретные результаты труда. Если вы одновременно предприниматель и менеджер, то вы с еще большей ответственностью должны отнестись к формулированию цели (целей).

Во-вторых, чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иначе говоря, краткосрочные цели в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели.

“Что лучше: синица в руках или журавль в небесах?”, - вопрос, который ежедневно возникает при управлении предпринимательской фирмой: диалектическое сочетание тактики и стратегии. При этом следует помнить очень важный вывод, к которому многие из нас пришли на практике: “Кто берется за все, чаще всего ничего не достигнет!”.

Нельзя забывать и о роли сомнения. Еще Вольтер писал: “Сомнение - начало мудрости”. Но долго сомневаться невозможно: вас со всех сторон окружают конкуренты, можете опоздать. Локомотив предпринимательства не любит длительных и необоснованных остановок на пути саморазвития. Об этом четко свидетельствует вся история мирового предпринимательства.

В-третьих, цель фирмы должна быть сконцентрирована на самом важном - предлагаемые товары должны удовлетворить потребность, не удовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, то необходимо возбудить спрос на вашу продукцию другими средствами, то есть, сформировать новый спрос, новый рынок.

Эта цель является определяющей на равновесном рынке (действовать на дефицитном рынке, конечно, проще). Цель формализована - удовлетворение неудовлетворенных потребностей. Нужно постоянно быть готовым практически ответить на вопросы: “Есть ли потребность в вашей продукции (работах, услугах)? Какая продукция, в какой экономической форме пользуется спросом? Каков этот спрос сегодня? Каким будет завтра, в перспективе?”. В обществе свободной рыночной экономики, высшая цель любой предпринимательской организации - формирование потребностей рынка, удовлетворение спроса покупателей (потребителей). Но потребности нужно ранжировать по степени удовлетворенности, значимости, рентабельности, выгодности и т.д.

В-четвертых, цели нужно соизмерять с возможностями фирмы, с её техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми возможностями.

В-пятых, цель необходимо конкретизировать в мероприятиях, при

этом необходимо добиться понимания целей и мероприятий другими сотрудниками, они тоже должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели. Чем больше сотрудников фирмы имеет возможность участвовать в вы6ope и постановке цели, тем выше будет результат при её реализации.

Уже известный нам М. Смолл по поводу осуществления предпринимательской идеи и удачи сказал так: “Люди, которые считают, что только удача поможет им преуспеть в жизни, обычно говорят: “У меня должен быть капитал, без денег я ничего сделать не смогу”. Конечно, чтобы претворить свою идею в жизнь, нужны деньги. Но если вы точно знаете, что необходимо людям, то у вас больший шанс к процветанию, чем у тех, кто может вложить любую сумму”.

Автор книги “Зоны ваших ошибок” Уэйн Дайер считает, что “мысль (идея, цель) превратится в веру, если вы постоянно работаете над ней, а не в том случае, когда вы просто попробовали мысль и, не преуспев в её реализации, затем используете свою неудачу для того, чтобы отказаться от нее”,

Будущий предприниматель не должен исходить только из идеи “Я могу продать этот товар” или идеи: “Этот товар нужен потребителям”. Идея должна базироваться на простом и важнейшем принципе: найти потребность и удовлетворить её. Сначала поиск неудовлетворенной потребности, а затем - организация процесса её удовлетворения.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях, опосредствуются количественными счетами, определенной системой показателей функционирования предприятия, а также оценкой всех условий и возможностей предпринимателя.

Разработка (придумывание) идей не является основой профессиональной деятельности предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на “рождение” идей или чуток к их восприятию. Анализ идей, оценка реальности воплощения при определенных обстоятельствах вполне может выступать как профессиональная деятельность. Она может осуществляться в качестве деятельности консультантов или советников.

Формирование новой идеи есть построение новой комбинации, системы логических умозаключений, основанных на новых (появившихся или ранее не принимаемых во внимание) фактах.

Предположим, вы приняли решение начать собственный бизнес. Для начала вам потребуется хорошая бизнес-идея - то семя, которое может быть прорастет, разовьется и превратится в плодоносящее дерево.

Найти, а главное оценить потенциально удачные идеи, способные принести вашему бизнесу успех, весьма не просто. Существует не так много примеров, когда большие деньги и значительные усилия смогли “вытянуть” плохую идею.

Вместе с тем нас окружают возможности бизнеса, но мы их не видим, точно так же, как не улавливаем радио- и телевизионные волны, пока не настроим на них свой приемник.

Бизнес во многом напоминает живой организм. Часть его всегда находится в процессе отмирания и нуждается в замене. Чтобы этот организм поддерживать здоровым, вам, как владельцу бизнеса, необходимо постоянно искать новые продукты, услуги и виды деятельности. Без роста, развития и притока новой энергии любой бизнес в конце концов сойдет на нет.

Следует учитывать, что между идеей бизнеса и возможностью бизнеса существует большая разница. У вас может быть множество идей, касающихся бизнеса предприятий. Но превратиться в возможность та или иная из этих идей может лишь при условии, что она обеспечит предприятию шансы выжить. Отделение возможностей от идей схоже с отделением зерен от плевел и означает поиск “хорошей закваски” для бизнеса.

Вы должны быть готовы менять одну бизнес-идею на другую, если идея не прошла испытание. Большое количество альтернативных бизнес - идей - это основа успеха в бизнесе. Тому, кто полагается только на одну идею, нечего использовать взамен в случае её провала.

Постоянный процесс генерации идей и их проверки с целью поиска реальных возможностей должен быть обычной составной частью развития малого бизнеса. При наличии малого количества реальных возможностей необходимо генерировать как можно больше идей.

Тот, кто имеет только одну идею, должен тщательно её проверить прежде, чем начать бизнес. Серьезный анализ бизнес - идеи всегда значительно дешевле расходов, связанных с возможным провалом в бизнесе.

В некоторых случаях хорошая идея становится ключевым элементом стимуляции человека к занятию собственным делом. И, напротив, отсутствие приемлемой концепции является тем принципиальным фактором, который удерживает человека от этого шага. Многие из вас могут попасть именно во вторую категорию. Если это так, важно не торопиться. Могут пройти месяцы или даже годы, прежде чем идея будет полностью разработана и оценена в соответствии с вашими обстоятельствами и представит собой реальную возможность.

За создание собственного бизнеса можно браться только в том случае, если Вы чувствуете в себе желание и силы самостоятельно принимать решения и нести всю ответственность за успех дела и благосостояние своей семьи. Если Вы ответили на этот главный вопрос положительно, то можно браться за решение второй проблемы - каким делом заняться, в какой сфере развивать коммерческую деятельность?

Ответ на этот вопрос внешне прост: надо выбрать то, с чем вы в состоянии справиться и что обеспечит вам конкурентоспособность. Неплохо, если это будет дело, которым вы уже занимались раньше. В таком случае риск натолкнуться на “подводные камни” минимален. Впрочем, это условие желательное, но не обязательное. За последние годы в нашей стране мы видели немало примеров успешных коммерческих карьер людей с самым неожиданным образованием (например, банкиров с дипломом врача).

Но есть еще ряд факторов, о которых нельзя забывать. Каждая разновидность коммерческой деятельности требует разных ресурсов - материальных и финансовых. С этим надо считаться, выбирая свой путь.

Например, для того, чтобы заняться оказанием услуг, достаточно ваших собственных рук и денег на приобретение необходимого инструмента, запчастей и оплату транспортных расходов при поездках к клиентам.

Для того, чтобы заняться розничной и оптовой торговлей, потребуются уже не только руки и деньги, но и материалы (например, для упаковки товаров), а также какое-то оборудование (как минимум весы и торговая мебель). Если же вы решите организовать выпуск продукции, то вам потребуется еще и производственное оборудование, сырье, материалы. Соответственно будут различаться и ваши финансовые потребности.

Существует широко распространенное и справедливое мнение, что малый бизнес более гибок в сравнении с большими предприятиями, бюрократическими организациями, и поэтому он может лучше и быстрее реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

Ищите свое дело для начала в сфере услуг и торговли (посреднической деятельности). Здесь потребуются наименьшие начальные средства и минимальные усилия по добыванию материальных ресурсов. В нашей стране, с её безмерно запущенной сферой услуг и почти пародийной системой торговли, малые предприятия, специализирующиеся на обслуживании населения, и небольшие магазины имеют серьезные шансы на успех. И если это дело у вас пойдет успешно, то, поднакопив денег и опыта, вы сможете потом решиться на более дорогостоящие проекты в сфере производства товаров. Ассортимент услуг, которыми могут заниматься небольшие коммерческие фирмы, огромен. Прежде всего, можно упомянуть всякого рода ремонтные работы: от ремонта квартир до починки электроприборов или автомобилей. Найдут своих клиентов и фирмы, которые займутся услугами совсем иного рода: от обработки садовых участков до бухгалтерских консультаций.

Для делового человека творческий поход начинается с поиска бизнес - идеи, то есть с выявления потребностей и поиска путей их удовлетворения. Потребности - это возможности, ожидающие реализации. Зная экономику, природу человека, место и условия его проживания, вы сможете выявить изменяющиеся потребности, обнаружить новые или растущие возможности.

Мы можем построить процесс рассуждения таким образом, чтобы из общих потребностей, которые более или менее ощущает каждый из нас, выбрать тс, которым может служить товар. Сущность хорошего маркетинга как раз и заключается в том, чтобы продать потребителю товар, основываясь не только на его технических характеристиках, но и на знании индивидуальных потребностей людей. Причина, по которой один человек делает покупку, может быть совершенно отличной от причины, по которой этот же товар приобретает другой. Бывает, что продукт уже изобретен, но нужно немало потрудиться, чтобы найти ему рынок сбыта.

Существуют различные пути расширения возможностей в бизнесе, но именно творческое отношение к делу даст вам почти не ограниченные преимущества перед другими.

Поиск возможностей требует систематического анализа и творческого подхода. Причем, творческий подход - это основной фактор выживания в бизнесе. Он дает преимущества не только при выявлении потребностей на рынке товаров и услуг, генерации идей бизнеса, но и при осуществлении маркетинга, решении самых разнообразных проблем.

Определим несколько постулатов творческого подхода к решению проблем:

1. Каждая проблема содержит возможность её решения.

2. Проблемы не являются причиной для того, чтобы сдаться.

3. Каждая проблема имеет больше, чем одно решение.

4. Проблему следует воспринимать со стороны.

5. Творчество-это удовольствие.

6. В некритической атмосфере рождается больше идей.

Человеку свойственно стремление сужать область возможностей до уровня традиционных и стандартных решений, которые часто становятся защитным покровом там, где страшатся перемен. Творчество часто подавляется нашим сознанием, настроенным на рутинный опыт, или простым давлением обстоятельств. Чтобы выйти за ограничивающие рамки стандартных решений, мы должны заставить себя начать думать как бы со стороны.

Резюме:

• Для предпринимателя творческий поход начинается с поиска бизнес - идеи, то есть с выявления потребностей и поиска путей их удовлетворения. Потребности - это возможности, ожидающие реализации. Обладая знаниями, предприниматель выявляет изменяющиеся потребности, находит новые или растущие возможности.

• Искусство постановки главной цели - это искусство управления фирмой, возможность контроля хода и результатов достижения цели, правильной мотивации сотрудников т.д. Первейшая цель предпринимателя - это определение набора целей, выбор целей.

Формулировка цели должна содержать количественные показатели, которые фирма должна достичь; срок, в течение которого цель должна быть достигнута; результаты, которые получит фирма и сотрудники; затраты на достижение этой цели и условия осуществления цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.015 с.)