Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: подходы к изучению историко-педагогического процесса.

Поиск

Тема: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Семинарское занятие 1.

Вопросы для обсуждения.

1. Три измерения историко-педагогического процесса.

2. Социокультурное измерение историко-педагогического процесса.

3. Антропологический и парадигмально-педагогический подходы к изучению историко-педагогического процесса.

4. Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем воспитания. Продолжение древнегреческой педагогической традиции в Римской школе.

 

Задания к занятию

1. Найдите определение понятий: историко-педагогический процесс; цивилизационный подход; антропологический подход; парадигмально-педагогический подход; педагогическая парадигма образования.

2. Дайте определение следующим категориям: «педагогическая система», «педагогическая концепция», «педагогические взгляды». Определите в какой зависимости эти категории находятся между собой.

3. Сравните традиционные подходы к изучению историко-педагогического процесса (формационный и персоналистический) с инновационными (цивилизационный, парадигмально-педагогический, синхронистический).

 

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Философы Древнего востока и Античности о воспитании и образовании», рассмотрев в ней педагогические взгляды Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Марка Фабия.

философ Годы жизни, основные труды Основные идеи о воспитании и обучении Отношение к школьному образованию Крылатые выражения о школе и воспитании

Контрольные вопросы

1. Какие изменения в познании историко-педагогической науки принесли новые подходы?

2. Как соотносятся между собой социокультурный и цивилизационный подходы?

3. Почему принято говорить: педагогическая система А.С. Макаренко и педагогические взгляды М. Монтеня, а не наоборот?

Литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

3. Корнетов Г.Б.Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. № 3.

4. Кошелева О.В. Методологические проблемы истории педагогики // Педагогика. 1991. № 3. С. 31-36.

5. Равкин З.И. Актуальные вопросы методологии историко-педагогического исследований. М., 1993.

6. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 9-12.


Тема: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ ИДЕЙ СВОБОДЫ, И ГУМАНИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ.

Семинарское занятие 2

Вопросы для обсуждения.

1. Истоки гуманистических идей педагогики.

2. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека.

3. Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, М. Монтессори).

Задания к занятию

1. Сформулируйте определение понятий: «гуманистические педагогические идеи», «гуманистическая педагогика», «гуманистическое воспитание», «свободное воспитание».

2. Охарактеризуйте «педагогику послушания» и «педагогику свободы». В какие исторические эпохи доминировала та или иная педагогика.

3. Выделите характеристики, которыми Л.Н. Толстой дополнил и развил теорию свободного воспитания Ж.-Ж, Руссо. Сравните идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтессори.

 

 

Задания к СРС

2. Заполните таблицу «Развитие гуманистических идей педагогики», рассмотрев в ней педагогические взгляды Виттарино да Фельтре, Ф. Рабле, Т.Мора, М. Монтеня, Дж.Локка, К.А. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, М. Монтессори.

Автор и его произведения Отношение к личности ребенка Взгляды на цели и содержание образования Подходы к воспитанию Роль учителя

Контрольные вопросы

1. Почему идеи гуманистов эпохи Возрождения носили противоречивый характер?

2. Какое место занимали идеи свободного воспитания в процессе обновления педагогической науки и практики в конце XIX – начале XX в.?

3. Как Л. Н. Толстой реализовал идею свободного воспитания на практике? Какие идеи применимы в современной школе?

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

3. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. № 3.

4. Кошелева О.В. Методологические проблемы истории педагогики // Педагогика. 1991. № 3. С. 31-36.

5. Равкин З.И. Актуальные вопросы методологии историко-педагогического исследований. М., 1993.

6. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 9-12.


Семинарское занятие 3.

Вопросы для обсуждения.

1. Концепция развивающего обучения А. Дистервега.

2. Педагогическая концепция И. Песталоцци.

3. Педагогические теории Р. Оуэна и И. Гербарта.

4. Концепции развивающего обучения в дореволюционной и современной России.

Задания к занятию

1. Найдите современную трактовку понятию «развивающее обучение». Охарактеризуйте современную теорию развивающего обучения.

2. Проанализируйте работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта. Выделите в этих работах идеи о развивающем обучении, которые нашли применение в современной педагогической теории и практике.

Задания к СРС

1. Сравните педагогические взглядыА. Дистервега, И. Песталоцци, Р. Оуэна и И. Гербарта. Заполните таблицу:

Автор Годы жизни, основные труды Цель, задачи, принципы образования Содержание школьного образования Формы и методы воспитания и обучения детей

Контрольные вопросы

  1. Что в педагогических теориях Р. Оуэна и И. Гербарта нельзя применить сегодня? Какие положения этих теорий актуальны и по сей день?
  2. Кто из отечественных педагогов говорил о необходимости развивающего обучения?

Литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

4. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 113-122, 146-179.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.


Семинарское занятие 4.

Вопросы для обсуждения.

1. Становление государственной системы образования и реформы школы в России XIX века.

2. Становление демократических идей в педагогике России XIX века (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

3. Идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова.

4. Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И. Тихомиров).

Задания к занятию

1. Составьте схему структуры государственной системы образования России, обратив внимание на типы учебных заведений, учебные округа и университеты.

2. Рассмотрите основные направления реформ и контрреформ в образовании России XIX века. Проанализируйте следующие документы: «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» от 1804 г., «Проект устава низших и средних учебных заведений» от 1860 г. Попробуйте представить этапы становления и развития государственной системы образования России в XIX веке.

4. Прочтите статьи К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании», Л.Н. Толстого «О народном образовании» и Д.И. Тихомирова. Сравните их педагогические взгляды на народное воспитание и образование.

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Педагогическая мысль и образование в России» данные о педагогических идеях представителей демократического течения: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Ф.И.О. Годы жизни, основные труды Цель, задачи, принципы образования Содержание школьного образования Формы и методы воспитания и обучения детей

1. Напишите эссе о проблеме общечеловеческого воспитания, опираясь на статьи В.Г. Белинского «О детских книгах» и Н.И. Пирогова «Вопросы жизни».

Контрольные вопросы

1. Чем была вызвана необходимость создания государственной системы образования России? Как происходило становление государственной системы образования на протяжении XIX века?

2. Почему статья В.Г. Белинского «О детских книгах», где он впервые поднял вопрос об общечеловеческом воспитании, не имела такого общественного резонанса, как статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»?

3. Как эволюционировал принцип народности в воспитании и образовании в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Д.И. Тихомирова?

Литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. С. 66-101.

3. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. С.29-42.

4. Тихомиров Д.И. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ века / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. С. 511-517.

5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. С. 292-324.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1974. С. 117-183.

7. Текст лекций к спецкурсу «Становление и развитие теории и практики национального образования в России XIX – начала XX в.» – 2-е изд. – учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 61-77.


Вопросы для обсуждения.

  1. Экспериментальные школы в Западной Европе и Америке в начале XX века. (А.Ферьер, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Кершен-Штейнер, Д. Дьюи, В. А. Лай). Презентации школ.
  2. Практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины ХХ века.
  3. Система свободного воспитания М. Монтессори. Вальфдорская педагогика. Презентации школ.

Задания к занятию

1. Проанализируйте историческую ситуацию в Западной Европе и Америке в начале XX века и выделите причины возникновения экспериментальной педагогики.

2. Раскройте основные положения концепций Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, В. А. Лая. Э. Меймана. Сравните их взгляды на личность ребенка и роль школы в воспитании и образовании этой личности.

3. Швейцарский ученый А. Ферьер сформулировал условия, которым должно отвечать учебное заведение, относящее себя к «новым школам». Назовите эти условия.

 

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Реформаторские школы зарубежья первой половины ХХ века».

Название школы Цели и задачи Содержание образования Методы и средства Собственные оценочные суждения (+ и -)
Лабораторная школа Дж. Дьюи        
Школа Саммерхилл А. Нилла        
Эколь де Рош Э. Демолена        
Дом ребенка М. Монтессори        
Вальдорфская школа Р. Штайнера        
Дом труда и школа жизни Януша Корчака        

 

Контрольные вопросы

1. Почему в начале XX века возникла необходимость изменения подходов к воспитанию и образованию детей?

Литература

1. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: Педагогика, 1992.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

3. Гуманистическая ориентация курса «Философия и история образования»: метод. материалы к семинар. занятиям/ Куликова С.В., Глебов А.А., Саранов А.М. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 23-26, 30-36.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

5. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 196-207.

6. Валеева Р. А, Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX в. / Изд-во Казан. пед. ун-та. Казань, 1996.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Становление личностно-ориентированных педагогических концепций в России 20-30-х гг. XX века (П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, С.Т. Шацкий).

2. Социально-ориентированные педагогические концепции коллективного воспитания А.С. Макаренко и Н.К. Крупской.

Задания к занятию

1. Дайте характеристику социальной ситуации в России 20-30-х гг. XX века. Почему возникла необходимость поиска новых путей воспитания и образования личности?

2. Найдите определение понятиям: «детское сообщество», «детский коллектив». Сравните между собой личностно-ориентированные и социально-ориентированные педагогические концепции воспитания.

3. Прокомментируйте серию сталинских постановлений 30-х гг. XX века: «Об учебных программах» (1931 г.), «О преподавании истории в школе» (1934 г.), «О педологических извращениях школе» (1936 г.).

Задания к СРС

1. Сравните между собой систему самоуправления в Доме свободного ребенка К.Н. Вентцеля и коммунах А.С. Макаренко. Оформите в виде таблицы.

2. Дайте определение детского сообщества С.Т. Шацкого и покажите его отличие от детского коллектива.

3. Выделите в педагогических взглядах Н.К. Крупской общедемократические идеи и коммунистические идеи.

Контрольные вопросы

1. Почему в начале XX века возникла необходимость изменения подходов к воспитанию и образованию детей?

2. В педагогической теории и практике России 20-30-х гг. XX века серьезно обсуждался вопрос о создании новой теоретической модели школы. С чем это было связано? Кто участвовал в этих дискуссиях?

3. Правомерно ли противопоставлять личностно-ориентированные и социально-ориентированные педагогические концепции воспитания?

4. Как Вы относитесь к утверждению, что структура созданных А.С. Макаренко детских коллективов моделировала структура сталинского общества?

5. Почему к концу 30-х гг. XX века в отечественной педагогике были свернуты исследования ориентированные на личность?

Литература

    1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979. С. 39-85.

3. Богуславский М.В. О Макаренко без гнева и пристрастия // Педагогический вестник, 1994, № 11.

4. Гуманистическая ориентация курса «Философия и история образования»: метод. материалы к семинар. занятиям/ Куликова С.В., Глебов А.А., Саранов А.М. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 23-26, 30-36.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

6. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко // Педагогика, № 2, 1994.

7. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 196-207.

8. Фрадкин Ф.А. Программа создания научной педагогики в работах П.П. Блонского // Советская педагогика, 1984. № 6.

9. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 112-118, 121-126.


Тема: ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Семинарское занятие 7.

Вопросы для обсуждения.

1. Кризис воспитания и образования в конце 70-х годов в советской школе и идеи В.А. Сухомлинского.

2. Новаторская педагогика. Педагогика сотрудничества.

3. Демократизация школьных систем. Дифференциация образования и обучения

4. Интеграция Российского и Западного опыта. Основные задачи образования в начале 21 века.

 

Задания к занятию

1. Какие идеи В.А. Сухомлинского вы использовали бы в своей работе?

2. В чем сущность педагогики сотрудничества? Идеи какого педагога вы бы взяли за основу, работая в рамках педагогики сотрудничества? Почему?

3. По каким проблемам на Ваш взгляд сегодня осуществляется интеграция Российского и зарубежного педагогического опыта?

4. Каким вы видите образование ХХI века?

Задания к СРС

1. Напишите принципы обучения Я.А. Коменского и определите, каким принципам современного образования они соответствуют.

Принципы обучения Я.А. Коменского Современные принципы обучения
   
   
   

 

Контрольные вопросы

1. В чем, на Ваш взгляд состоят преимущества демократической организации образования перед авторитарной?

2. Почему в современной массовой российской школе до сих пор сильны авторитарные тенденции?

3. Каковы трудности, связанные с реализацией уровневой и профильной дифференциации в современной общеобразовательной школе? Оцените возможности их преодоления.

4. Почему намеченные изменения в российском образовании названы модернизацией, а не реформой?

5. Какими Вам видятся перспективы реформирования системы высшего образования в России?

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

3. Гуманистическая ориентация курса «Философия и история образования»: метод. материалы к семинар. занятиям/ Куликова С.В., Глебов А.А., Саранов А.М. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 23-26, 30-36.

4. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998.

Тема: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Семинарское занятие 1.

Вопросы для обсуждения.

1. Три измерения историко-педагогического процесса.

2. Социокультурное измерение историко-педагогического процесса.

3. Антропологический и парадигмально-педагогический подходы к изучению историко-педагогического процесса.

4. Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем воспитания. Продолжение древнегреческой педагогической традиции в Римской школе.

 

Задания к занятию

1. Найдите определение понятий: историко-педагогический процесс; цивилизационный подход; антропологический подход; парадигмально-педагогический подход; педагогическая парадигма образования.

2. Дайте определение следующим категориям: «педагогическая система», «педагогическая концепция», «педагогические взгляды». Определите в какой зависимости эти категории находятся между собой.

3. Сравните традиционные подходы к изучению историко-педагогического процесса (формационный и персоналистический) с инновационными (цивилизационный, парадигмально-педагогический, синхронистический).

 

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Философы Древнего востока и Античности о воспитании и образовании», рассмотрев в ней педагогические взгляды Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Марка Фабия.

философ Годы жизни, основные труды Основные идеи о воспитании и обучении Отношение к школьному образованию Крылатые выражения о школе и воспитании

Контрольные вопросы

1. Какие изменения в познании историко-педагогической науки принесли новые подходы?

2. Как соотносятся между собой социокультурный и цивилизационный подходы?

3. Почему принято говорить: педагогическая система А.С. Макаренко и педагогические взгляды М. Монтеня, а не наоборот?

Литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

3. Корнетов Г.Б.Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. № 3.

4. Кошелева О.В. Методологические проблемы истории педагогики // Педагогика. 1991. № 3. С. 31-36.

5. Равкин З.И. Актуальные вопросы методологии историко-педагогического исследований. М., 1993.

6. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 9-12.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.009 с.)