Тема: формирование демократических тенденций в педагогике России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: формирование демократических тенденций в педагогике России.



Семинарское занятие 4.

Вопросы для обсуждения.

1. Становление государственной системы образования и реформы школы в России XIX века.

2. Становление демократических идей в педагогике России XIX века (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

3. Идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова.

4. Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И. Тихомиров).

Задания к занятию

1. Составьте схему структуры государственной системы образования России, обратив внимание на типы учебных заведений, учебные округа и университеты.

2. Рассмотрите основные направления реформ и контрреформ в образовании России XIX века. Проанализируйте следующие документы: «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» от 1804 г., «Проект устава низших и средних учебных заведений» от 1860 г. Попробуйте представить этапы становления и развития государственной системы образования России в XIX веке.

4. Прочтите статьи К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании», Л.Н. Толстого «О народном образовании» и Д.И. Тихомирова. Сравните их педагогические взгляды на народное воспитание и образование.

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Педагогическая мысль и образование в России» данные о педагогических идеях представителей демократического течения: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

Ф.И.О. Годы жизни, основные труды Цель, задачи, принципы образования Содержание школьного образования Формы и методы воспитания и обучения детей

1. Напишите эссе о проблеме общечеловеческого воспитания, опираясь на статьи В.Г. Белинского «О детских книгах» и Н.И. Пирогова «Вопросы жизни».

Контрольные вопросы

1. Чем была вызвана необходимость создания государственной системы образования России? Как происходило становление государственной системы образования на протяжении XIX века?

2. Почему статья В.Г. Белинского «О детских книгах», где он впервые поднял вопрос об общечеловеческом воспитании, не имела такого общественного резонанса, как статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни»?

3. Как эволюционировал принцип народности в воспитании и образовании в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Д.И. Тихомирова?

Литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. С. 66-101.

3. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. С.29-42.

4. Тихомиров Д.И. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ - начала ХХ века / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. С. 511-517.

5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. С. 292-324.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1974. С. 117-183.

7. Текст лекций к спецкурсу «Становление и развитие теории и практики национального образования в России XIX – начала XX в.» – 2-е изд. – учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 61-77.


Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОИСКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА.

Семинарское занятие 5. Зарубежная школа и педагогика

Вопросы для обсуждения.

  1. Экспериментальные школы в Западной Европе и Америке в начале XX века. (А.Ферьер, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Кершен-Штейнер, Д. Дьюи, В. А. Лай). Презентации школ.
  2. Практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины ХХ века.
  3. Система свободного воспитания М. Монтессори. Вальфдорская педагогика. Презентации школ.

Задания к занятию

1. Проанализируйте историческую ситуацию в Западной Европе и Америке в начале XX века и выделите причины возникновения экспериментальной педагогики.

2. Раскройте основные положения концепций Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, В. А. Лая. Э. Меймана. Сравните их взгляды на личность ребенка и роль школы в воспитании и образовании этой личности.

3. Швейцарский ученый А. Ферьер сформулировал условия, которым должно отвечать учебное заведение, относящее себя к «новым школам». Назовите эти условия.

 

Задания к СРС

1. Заполните таблицу «Реформаторские школы зарубежья первой половины ХХ века».

Название школы Цели и задачи Содержание образования Методы и средства Собственные оценочные суждения (+ и -)
Лабораторная школа Дж. Дьюи        
Школа Саммерхилл А. Нилла        
Эколь де Рош Э. Демолена        
Дом ребенка М. Монтессори        
Вальдорфская школа Р. Штайнера        
Дом труда и школа жизни Януша Корчака        

 

Контрольные вопросы

1. Почему в начале XX века возникла необходимость изменения подходов к воспитанию и образованию детей?

Литература

1. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: Педагогика, 1992.

2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

3. Гуманистическая ориентация курса «Философия и история образования»: метод. материалы к семинар. занятиям/ Куликова С.В., Глебов А.А., Саранов А.М. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 23-26, 30-36.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

5. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 196-207.

6. Валеева Р. А, Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX в. / Изд-во Казан. пед. ун-та. Казань, 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.053 с.)