Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.



Гос. политика в области информатизации

Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.

Если обратиться к основным документам, определяющим государственную политику в сфере информатизации в России, то в качестве "составляющих" предмета правовой информатизации можно выделить следующие группы отношений, подлежащих регулированию. Во-первых - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере. Во-вторых - это развитие и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в тесной связи с глобальными информационными сетями. В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг. В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России. И, наконец, в-пятых, регулировать международное сотрудничество в сфере информатизации. Совокупность названных выше групп отношений и должна составлять сегодня в основном и главном сферу регулирования, государством политики в области правовой информатизации.

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Основные СПС в России.

В условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое время обращаться к правовым актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала.

 

На российском рынке СПС в настоящее время есть три основных игрока — компании «Консультант Плюс» и «Гарант», а также консорциум «Кодекс» из Санкт-Петербурга. Они являются разработчиками одноименных СПС.

Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает: федеральное законодательство, региональное законодательство 82 субъектов РФ, материалы судебной практики высших судебных инстанций и арбитражной практики всех ФАС округов РФ, авторские консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению, комментарии законодательства, международные правовые акты, законопроекты, формы первичных документов и многое другое.

 

Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс. документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по законодательству субъектов Российской Федерации (законодательство 79 регионов РФ), международные договоры, комментарии, проекты законов, судебная и арбитражная практика, а также бизнес-справки, налоговый календарь, формы бухгалтерской и статистической отчетности, таблицы и схемы по вопросам законодательства, материалы из популярной бухгалтерской прессы (рис. 3).

 

Системы «Кодекс» разработаны информационно-правовым консорциумом «Кодекс» (Санкт-Петербург). В настоящее время в банке документов «Кодекс» содержится более 1 млн. документов. Среди разработок консорциума «Кодекс»: профессиональные юридические системы, содержащие документы федерального и регионального законодательства, судебную практику, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные материалы, консультации, комментарии и другие материалы, необходимые для работы любому профессионалу; специализированные справочные системы, включающие действующие на территории России нормы, правила и стандарты; технологии работы с документами и информацией: корпоративные системы электронного документооборота и делопроизводства, системы информационной поддержки законотворческой деятельности, автоматизированные системы судопроизводства и др

 

42. Методы и средства поиска правовой информации в СПС «Консультант+».

Одним из преимуществ СПС КонсультантПлюс ее разработчики считают простой поиск документов. Все документы в системе образуют единый информационный массив с четкой структурой: документы включаются в информационные банки, которые образуют тематические разделы («Законодательство», «Судебная практика» и т.д.). В системе реализован сквозной поиск в едином информационном массиве (используются общие поля для поиска, например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по специальным полям для поиска).

Карточка поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа (рис. 2). Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

 

Правовая защита информации.

Проблемы, связанные с правильной трактовкой и применением законодательства Российской Федерации в этой области, периодически возникают в практической работе по организации защиты информации от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к информации и от воздействий на нее при обработке в технических средствах информатизации (далее - защита информации), а также в ходе контроля эффективности принимаемых мер защиты. В частности, такие вопросы возникают применительно к трактовке содержания категорий "служебная тайна" и "конфиденциальная информация".

Базовым законом в области защиты информации является принятый в начале 1995 года Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее для краткости - "Закон об информации"), который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

В соответствие с этим Законом должны быть приведены ранее изданные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации правовые акты, а также все законодательство России (статья 25 Закона).

Закон гласит:

  • информационные ресурсы делятся на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ (статья 6, часть 1);
  • государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Федерации (статья 7, часть 1);
  • государственные информационные ресурсы являются ОТКРЫТЫМИ и ОБЩЕДОСТУПНЫМИ. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА (статья 10, часть 1);
  • документированная информация с ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, и КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ (статья 10, часть 2).
  • конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2);
  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации (статья 11, часть 1).

Из этого Закона следует:

  • информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке;
  • категория "конфиденциальная информация", в соответствии с понятием, приведенным выше из статьи 2 "Закона об информации", объединяет все виды защищаемой информации (тайн). Это относится и к государственным и к негосударственным информационным ресурсам. При этом, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне: она к конфиденциальной информации не относится, а является составной частью информации с ограниченным доступом (основание - статья 10, часть 2 указанного Закона). Этому положению "Закона об информации" не соответствует статья 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" (1996 год), в которой делается ссылка на государственную тайну "ИЛИ ИНУЮ конфиденциальную информацию" (то есть информация, составляющая государственную тайну, является здесь составной частью конфиденциальной информации).

Отнесение информации к категориям осуществляется:

  • к государственной тайне - в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
  • к конфиденциальной информации - в порядке, установленном законодательством РФ;
  • к персональным данным о гражданах - федеральным законом.

Для наглядности категории государственных информационных ресурсов можно представить следующим образом:

  Информация с ограниченным доступом
ОТКРЫТАЯ ОБЩЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ во всех областях знаний и деятельности Информация, отнесенная к государственной тайне Конфиденциальная информация Персональные данные о гражданах (относятся к категории конфиденциальной информации, но регламентируются отдельным законом)

 

Методика предупреждения преступлений является важной составной частью методологии криминалистики и включается в общее понятие методики борьбы с отдельными видами преступлений, к которым относятся и компьютерные преступления.

Между тем многие работники органов внутренних дел и прежде всего следственных аппаратов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, слабо подготовлены профессионально для осуществления достаточно трудоемких и сложных мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений.

Это в значительной степени обусловлено тем, что в настоящее время не существует сколько-нибудь конкретных и полных по содержанию методологических разработок по организации и тактике предупреждения преступлений рассматриваемой категории. Надо принять во внимание и специфичность и новизну компьютерных преступлений, выраженных, в частности, в повышенной трудности их выявления, раскрытия и расследования.

На основе данных, полученных в ходе анализа отечественной и зарубежной специальной литературы и публикаций в периодической печати по вопросам теории и практики борьбы с компьютерной преступностью, можно выделить три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений:

1) правовые;

2) организационно-технические;

3) криминалистические.1

Рассмотрим их более подробно.

К правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений в первую очередь относятся нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за указанные выше противоправные деяния.

История развития законодательства зарубежных стран в этом направлении показывает, что впервые подобный шаг был предпринят законодательными собраниями американских штатов Флорида и Аризона уже в 1978 году. Принятый закон назывался “Computer crime act of 1978” и был первым в мире специальным законом, устанавливающим уголовную ответственность за компьютерные преступления. Затем практически во всех штатах США (в 45 штатах) были приняты аналогичные специальные законодательства.

Эти правовые акты стали фундаментом для дальнейшего развития законодательства в целях осуществления мер предупреждения компьютерных преступлений.

Отечественное законодательство движется в этом направлении очень робкими шагами.

Первым из них по праву можно считать издание 22 октября 1992 года двух Указов Президента РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем с 1 января 1994 года.

Вторым прогрессивным шагом является принятие Государственной Думой и Федеральным Собранием сразу двух законов: 20 января - “О связи” и 25 января 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”. Данные нормативные акты дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны; устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты; определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий; определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации; устанавливают категории секретности данных и информации.

Решающим законодательным шагом можно считать принятие в июне 1996 года Уголовного Кодекса Российской Федерации и выделяющего информацию в качестве объекта уголовно-правовой охраны.

Этим актом отечественное уголовное законодательство приводится в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран.

Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами не всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения преступлений.

Поиск правовых ресурсов

Существует множество каталогов, в которых в той или иной степени представлены правовые ресурсы. Для первоначального ознакомления с интересующей темой они могут быть полезны. Однако не стоит забывать, что подборка ссылок составляются людьми, поэтому всегда страдают неполнотой. Кроме того, как отмечалось ранее, многие каталоги используют добровольную регистрацию в них владельцев сайтов. Это значит, что тот или иной, порой значимый и полезный ресурс может не попасть в подборку ссылок данного каталога.

Многие правовые сайты и почти все правовые порталы содержат собственные подборки ссылок соответствующей тематики. Например, сайт “Право России” содержит каталог сайтов юридической тематики, а также статьи на тему законодательства и права. В каталоге зарегистрировано на момент подготовки книги 2773 ссылки. Был создан специальный каталог правовых ресурсов – Правополитен, который, к сожалению, прекратил обновляться в 2001 г.

Для более полного или более конкретного поиска информации в той или иной области права следует пользоваться поисковыми машинами. Перечень ведущих поисковых машин и принципы их работы приведены в разделе. Там же упоминаются лучшие поисковики.

Чтобы почувствовать разницу и оценить эффективность различных поисковых машин, рекомендуется хотя бы иногда использовать разные поисковики для одного и того же запроса. К тому же со временем происходит модернизация программного обеспечения механизмов поиска, появляются новые поисковые сервисы, поэтому в лидеры по качеству поиска могут выходить другие поисковые систему, нежели указанные в статье.

Для примера сопоставим поиск по запросу “Правовые ресурсы интернет”, в различных поисковых системах и сравним полученные результаты.

Yahoo!

Найдено 52 ссылки. На одной странице показывается по 20 ссылок. Следует отметить, что некоторые заголовки не могут отобразиться в правильной кодировке и заменяются знаками вопроса.

AltaVista

Найдено 18419 результатов поиска. Результат удобен для дальнейшей работы.

Fast Search

Похожую картину дает поисковая система Fast Search (AlltheWeb.com), но количество результатов гораздо больше - 257890.

Google

Эта поисковая система в последнее время заслужила заслуженную популярность во всем мире, в том числе и в России. Поиск показал примерно 767тысяч ссылок. Так как система ориентирована на поддержку русского языка, результаты отображаются корректно и удобно. Следует отметить, что поисковая система использует эффективный механизм ранжирования выдаваемой информации, в результате этого в начало списка попадают наиболее популярные ресурсы, удовлетворяющее запросу.

Яndex

Один из лучших российских поисковиков выдает интересную статистику по заданному запросу:

Результат поиска: страниц - 788, серверов - не менее 106. Статистика слов: Правовые: 4068131, ресурсы: 18743599, интернет: 29636363.

АПОРТ

Результат: Лучшие 608 сайтов (1284 документа)

По форме выдачи результатов на экран – вся необходимая информация, красиво оформленная.

Rambler

Ссылки снабжены информацией о том, какие разделы данного сайта могут содержать релевантную информацию (На том же сайте…). В остальном ничего принципиально отличного от предыдущих систем. Статистикапоиска: Вы искали: Правовые ресурсы интернет, найдено сайтов: 9785, документов: 219136.

В ответ на данный запрос, как видно из примеров, поисковые системы выдали очень большое количество ссылок. Если провести анализ релевантности, то есть соответствия результата поставленной задаче, то качество результата почти всех систем нельзя признать удовлетворительным. При таком большом количестве ссылок приходится сначала анализировать их аннотацию, заголовки сайтов, фрагменты, содержащие ключевые слова. На этом этапе уже исключаются, как правило, больше половины ссылок. Затем приходится конкретно просматривать содержимое найденных сайтов (контент). И на этом этапе тоже выясняется, что большая часть сайтов не содержит нужной информации. В ряде случаев необходимо повторять запрос, задавая другое сочетание ключевых слов. Часто необходимо применять расширенный поиск, либо применяя язык запросов, либо используя форму для задания дополнительных условий поиска. Расширенные формы и языки запросов рассмотрены ранее.

 

Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.

35. Основные процессы сбора, накопления и преобразования информации.

Технологический процесс обработки информации представляет собой упорядоченную последовательность действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого пользователю результата. Отсюда следует, что понятие информационной технологии подразумевает решение экономических и управленческих задач, связанное с выполнением ряда операций по сбору необходимой для решения этих задач информации, переработке ее по некоторым алгоритмам и выдачи лицу, принимающее решение в удобной для него форме.

Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и др. факторов. Технологический процесс обработки информации может включать следующие операции (действия):

1. Сбор данных, информации, знаний – представляет собой процесс регистрации, фиксации, записи детальной информации (данных, знаний) о событиях, объектах (реальных и абстрактных), связях, признаках и соответствующих действиях. При этом, иногда выделяют в отдельные операции “сбор данных и информации” и “сбор знаний”. Сбор данных и информации – процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирование полученных данных и представление их в форме, необходимой для ввода в ЭВМ. Сбор знаний – получение информации о предметной области от специалистов – экспертов и представление в форме, необходимой для записи в базу знаний.

2. Обработка данных, информации, знаний. Обработка – понятие широкое и включает в себя несколько взаимосвязанных операций. К обработке можно отнести такие операции как: проведение расчетов, выборку, поиск, объединение, слияние, сортировка, фильтрацию и др. Следует помнить, что обработка – это систематическое выполнение операций над данными, процесс преобразования вычисления, анализа и синтеза любых форм данных, информации и знаний, посредством систематического выполнения операций над ними. При определении такой операции, как обработка выделяют: обработку данных, обработку информации, обработку знаний. Обработка данных представляет собой процесс управления данными (цифры, символы и буквы) и преобразование их в информацию. Обработка информации – переработка информации определенного типа (текстового, звукового, графического), преобразование ее в информацию другого типа.

Однако использование новейших современных технологий обеспечивает комплексное представление и одновременную обработку информации любого вида (текст, графика, аудио, видео, мультипликация), ее преобразование. Понятие обработки знаний связано с понятием экспертных систем (или систем искусственного интеллекта), позволяющих на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение, дать рекомендации по выбору действий.

3. Генерация данных, информации, знаний – процесс организации, реорганизации и преобразования данных (информации, знаний) в требуемую пользователем форму, в том числе и путем ее обработки. Например, процесс получения форматированных отчетов (документов).

4. Хранение данных, информации, знаний – процессы накопления, размещения, выработки и копирования данных (информации, знаний) для дальнейшего их использования (обработки и передачи).

5. Передача данных, информации, знаний – процесс распространения данных (информации, знаний) среди пользователей посредством средств и систем коммуникаций и путем перемещения (пересылки) данных от источника (отправителя) к приемнику (получателю).

Последовательность действий, выполняемых с информацией, называют информационным процессом.

Основными информационными процессами являются:

– сбор (восприятие) информации;

– подготовка (преобразование) информации;

– передача информации;

– обработка (преобразование) информации;

– хранение информации;

– отображение (воспроизведение) информации.

На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком-либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводятся его опознание и оценка. Главная задача на этом этапе – отделить полезную информацию от мешающей (шумов), что в ряде случаев связано со значительными трудностями.

На этапе подготовки информации осуществляется ее первичное преобразование. На этом этапе проводятся такие операции, как нормализация, аналого-цифровое преобразование, шифрование. Иногда этап подготовки рассматривается как вспомогательный на этапе восприятия. В результате восприятия и подготовки получается сигнал в форме, удобной для передачи, хранения или обработки.

На этапе передачи информация пересылается из одного места в другое (от отправителя получателю – адресату). Передача осуществляется по каналам различной физической природы, самыми распространенными из которых являются электрические, электромагнитные и оптические. Извлечение сигнала на выходе канала, подверженного действию шумов, носит характер вторичного восприятия.

На этапах обработки информации выявляются ее общие и существенные взаимозависимости, представляющие интерес для системы. Преобразование информации на этапе обработки (как и на других этапах) осуществляется либо средствами информационной техники, либо человеком.

Под обработкой информации понимается любое ее преобразование, проводимое по законам логики, математики, а также неформальным правилам, основанным на «здравом смысле», интуиции, обобщенном опыте, сложившихся взглядах и нормах поведения. Результатом обработки является тоже информация, но либо представленная в иных формах (например, упорядоченная по каким-то признакам), либо содержащая ответы на поставленные вопросы (например, решение некоторой задачи). Если процесс обработки формализуем, он может выполняться техническими средствами. Кардинальные сдвиги в этой области произошли благодаря созданию ЭВМ как универсального преобразователя информации, в связи с чем появились понятия данных и обработки данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.004 с.)