Понятие и цели защиты информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и цели защиты информации.



Под защитой информации понимается совокупность мероприятий и действий, направленных на обеспечение ее безопасности — конфиденциальности и целостности — в процессе сбора, передачи, обработки и хранения.

Безопасность информации — это свойство (состояние) передаваемой, накапливаемой, обрабатываемой и хранимой информации, характеризующее ее степень защищенности от дестабилизирующего воздействия внешней среды (человека и природы) и внутренних угроз, то есть ее конфиденциальность (секретность, смысловая или информационная скрытность), сигнальная скрытность (энергетическая и структурная) и целостность — устойчивость к разрушающим, имитирующим и искажающим воздействиям и помехам.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Сущность защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию. Эти источники составляют угрозу безопасности информации.

достигается системой мер, направленных:

· на предупреждение угроз. Предупреждение угроз — это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

· на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

· на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

· на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

· на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.

Предупреждение возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами

Предупреждение угроз возможно и путем получения информации о готовящихся противоправных актах, планируемых хищениях, подготовительных действиях и других элементах преступных деяний.

В предупреждении угроз весьма существенную роль играет информационно-аналитическая деятельность службы безопасности на основе глубокого анализа криминогенной обстановки и деятельности конкурентов и злоумышленников.

Выявление имеет целью проведение мероприятий по сбору, накоплению и аналитической обработке сведений о возможной подготовке преступных действий со стороны криминальных структур или конкурентов на рынке производства и сбыта товаров и продукции.

Обнаружение угроз — это действия по определению конкретных угроз и их источников, приносящих тот или иной вид ущерба. К таким действиям можно отнести обнаружение фактов хищения или мошенничества, а также фактов разглашения конфиденциальной информации или случаев несанкционированного доступа к источникам коммерческих секретов.

Пресечение или локализация угроз — это действия, направленные на устранение действующей угрозы и конкретных преступных действий. Например, пресечение подслушивания конфиденциальных переговоров за счет акустического канала утечки информации по вентиляционным системам.

Ликвидация последствий имеет целью восстановление состояния, предшествовавшего наступлению угрозы. Например, возврат долгов со стороны заемщиков. Это может быть и задержание преступника с украденным имуществом, и восстановление разрушенного здания от подрыва и др.

Все эти способы имеют целью защитить информационные ресурсы от противоправных посягательств и обеспечить:

· предотвращение разглашения и утечки конфиденциальной информации;

· воспрещение несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации;

· сохранение целостности, полноты и доступности информации;

· соблюдение конфиденциальности информации;

· обеспечение авторских прав.

 

Правовая защита информации.

Проблемы, связанные с правильной трактовкой и применением законодательства Российской Федерации в этой области, периодически возникают в практической работе по организации защиты информации от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к информации и от воздействий на нее при обработке в технических средствах информатизации (далее - защита информации), а также в ходе контроля эффективности принимаемых мер защиты. В частности, такие вопросы возникают применительно к трактовке содержания категорий "служебная тайна" и "конфиденциальная информация".

Базовым законом в области защиты информации является принятый в начале 1995 года Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее для краткости - "Закон об информации"), который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

В соответствие с этим Законом должны быть приведены ранее изданные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации правовые акты, а также все законодательство России (статья 25 Закона).

Закон гласит:

  • информационные ресурсы делятся на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ (статья 6, часть 1);
  • государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Федерации (статья 7, часть 1);
  • государственные информационные ресурсы являются ОТКРЫТЫМИ и ОБЩЕДОСТУПНЫМИ. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА (статья 10, часть 1);
  • документированная информация с ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, и КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ (статья 10, часть 2).
  • конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2);
  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации (статья 11, часть 1).

Из этого Закона следует:

  • информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке;
  • категория "конфиденциальная информация", в соответствии с понятием, приведенным выше из статьи 2 "Закона об информации", объединяет все виды защищаемой информации (тайн). Это относится и к государственным и к негосударственным информационным ресурсам. При этом, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне: она к конфиденциальной информации не относится, а является составной частью информации с ограниченным доступом (основание - статья 10, часть 2 указанного Закона). Этому положению "Закона об информации" не соответствует статья 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" (1996 год), в которой делается ссылка на государственную тайну "ИЛИ ИНУЮ конфиденциальную информацию" (то есть информация, составляющая государственную тайну, является здесь составной частью конфиденциальной информации).

Отнесение информации к категориям осуществляется:

  • к государственной тайне - в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
  • к конфиденциальной информации - в порядке, установленном законодательством РФ;
  • к персональным данным о гражданах - федеральным законом.

Для наглядности категории государственных информационных ресурсов можно представить следующим образом:

  Информация с ограниченным доступом
ОТКРЫТАЯ ОБЩЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ во всех областях знаний и деятельности Информация, отнесенная к государственной тайне Конфиденциальная информация Персональные данные о гражданах (относятся к категории конфиденциальной информации, но регламентируются отдельным законом)

 

Методика предупреждения преступлений является важной составной частью методологии криминалистики и включается в общее понятие методики борьбы с отдельными видами преступлений, к которым относятся и компьютерные преступления.

Между тем многие работники органов внутренних дел и прежде всего следственных аппаратов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, слабо подготовлены профессионально для осуществления достаточно трудоемких и сложных мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений.

Это в значительной степени обусловлено тем, что в настоящее время не существует сколько-нибудь конкретных и полных по содержанию методологических разработок по организации и тактике предупреждения преступлений рассматриваемой категории. Надо принять во внимание и специфичность и новизну компьютерных преступлений, выраженных, в частности, в повышенной трудности их выявления, раскрытия и расследования.

На основе данных, полученных в ходе анализа отечественной и зарубежной специальной литературы и публикаций в периодической печати по вопросам теории и практики борьбы с компьютерной преступностью, можно выделить три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений:

1) правовые;

2) организационно-технические;

3) криминалистические.1

Рассмотрим их более подробно.

К правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений в первую очередь относятся нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за указанные выше противоправные деяния.

История развития законодательства зарубежных стран в этом направлении показывает, что впервые подобный шаг был предпринят законодательными собраниями американских штатов Флорида и Аризона уже в 1978 году. Принятый закон назывался “Computer crime act of 1978” и был первым в мире специальным законом, устанавливающим уголовную ответственность за компьютерные преступления. Затем практически во всех штатах США (в 45 штатах) были приняты аналогичные специальные законодательства.

Эти правовые акты стали фундаментом для дальнейшего развития законодательства в целях осуществления мер предупреждения компьютерных преступлений.

Отечественное законодательство движется в этом направлении очень робкими шагами.

Первым из них по праву можно считать издание 22 октября 1992 года двух Указов Президента РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем с 1 января 1994 года.

Вторым прогрессивным шагом является принятие Государственной Думой и Федеральным Собранием сразу двух законов: 20 января - “О связи” и 25 января 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”. Данные нормативные акты дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны; устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты; определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий; определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации; устанавливают категории секретности данных и информации.

Решающим законодательным шагом можно считать принятие в июне 1996 года Уголовного Кодекса Российской Федерации и выделяющего информацию в качестве объекта уголовно-правовой охраны.

Этим актом отечественное уголовное законодательство приводится в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран.

Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами не всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения преступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.013 с.)