Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация мира: теория и реальность. Место России в этом процессе↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКВА - 2006
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 021400 «Журналистика».
ЦЕЛЬ КУРСА: Российская журналистика существует сегодня в контексте двух реалий: мировой цивилизации с ее обострившимися в начале третьего тысячелетия проблемами и кризисами, новыми обстоятельствами нынешнего и будущего существования; и проблем находящегося в процессе трансформации российского общества, включившегося ныне полностью в общемировое пространство. Перед российской журналистикой как социальным и профессиональным институтом и непосредственно перед журналистами возникло и возникает немало новых, не имеющих опыта решения проблем. Они заключаются, если говорить кратко, в необходимости понимать, уметь анализировать и отображать новые реалии эпохи, их значение для человека. Кроме этого, российским журналистам надо научиться ориентироваться в собственно внутренних проблемах, а также найти свое место в условиях новой российской журналистики, научиться действовать эффективно и социально значимо — как профессионалы, несущие социальную ответственность за информационное обслуживание общества. Особое значение это имеет для молодого поколения журналистов, чье общественное и профессиональное сознание формируется в условиях резкого разрыва с прошлым и не имеет в данный момент опоры в виде системы общепринятых в обществе идей и ценностей. От того, насколько глубоко они научатся понимать и отображать проблемы и конфликты наступившего тысячелетия, насколько профессионально точно и этически правильно будут действовать в сложных условиях российской действительности, зависит, какой будет российская журналистика наступившего века, сможет ли она помочь обществу в решении вставших перед ним задач и проблем. Данный курс, «Актуальные проблемы современности и журналистика», который читается в завершение профессиональной подготовки студента-журналиста, ставит своей целью помочь молодому журналисту в создании установки на эффективное понимание и освещение актуальных мировых и собственно российских проблем.
ЗАДАЧИ КУРСА: В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие: - познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые человеческой цивилизацией новые ситуации, противоречия и кризисы; - выявить глобальность проявления этих ситуаций в жизни разных цивилизаций, регионов, этносов, государств; - показать, как и насколько связаны с мировыми внутренние проблемы развития российского общества; - выделить и определить наиболее существенные проблемы существования и развития российского общества и государства на современном этапе; - познакомить студентов с важнейшими подходами к решению актуальных проблем современности, существующими в мире; - ознакомить будущих журналистов с опытом участия российских СМИ в освещении и решении актуальных проблем современности, как положительным, так и негативным; - помочь молодым журналистам сформировать установку на ответственность, компетентность и реализм в освещении актуальных проблем современности, на учет как национальных, так общечеловеческих интересов.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА: Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили важнейшие профессиональные дисциплины и приобрели определенный практический опыт журналистской работы. В рамках данного курса они смогут получить новые данные о процессах в мире, их характере и достичь более глубокого понимания того, что и как им предстоит освещать в будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА: В процессе обучения студенты должны: - освоить основные понятия и термины, характеризующие современный этап человеческой цивилизации в разных сферах деятельности человечества; - ознакомиться с основными современными глобальными проблемами, в частности, кризисного характера, характеризующими развитие человечества в целом, важнейших регионов мира, отдельных государств; - изучить основные проблемы современной России, причины их возникновения, влияние на российское общество, возможные способы их разрешения; взаимосвязь российских проблем с общемировыми. - ознакомиться с практикой деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем, представленных в данном курсе; - использовать полученные знания при самостоятельном анализе глобальных проблем, опыта деятельности СМИ по их освещению, при подготовке собственных материалов, связанных с актуальными проблемами современности.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. 1.1. Мировая цивилизация на современном этапе: Основы существования современной цивилизации: линейность развития, технологическая цивилизация и научно-технический прогресс как основа развития, демократия как преобладающая основа функционирования экономически развитых обществ, потребление как критерий эффективности человеческого развития. Проблемы и конфликты современности как показатель трудностей и тупиков данного направления движения господствующей в мире западной цивилизации. Отражение цивилизационного кризиса в различных сферах человеческого бытия и деятельности: экономике, политике, демографии, экологии, нормах и ценностях различных культур и пр. Способно ли и имеет ли возможности человечество ответить на эти новые вызовы существованию нынешней господствующей в мире западной цивилизации? Существуют ли реальные ответы на все эти вызовы у других человеческих цивилизаций?
1.2. Цивилизационные и политические процессы Современная структура отношений в мире. Крах биполярного мира, ломка прежнего миропорядка и международных институтов. Современная ситуация в мире, место и роль США в ней. Роль объединенной Европы и других меж- и государственных субъектов в международных политических и экономических отношениях. Перспективы изменений в структуре мировых отношений, варианты возможного развития. Конец истории или новая история? Хаотичная напряженность, пришедшая на смену основанной на политике сдерживания стабильности и контролируемости биполярного мира. Цивилизационные, этноконфессиональные конфликты как преобладающие в современном мире. Две тенденции: рост объединяющих структур на мировом и региональном уровне и одновременно новый взлет национализма. Положение России в этой ситуации. Возможность распада России (как ранее Советского Союза) на рубеже 90-х годов и преодоление этой опасности. Россия и современный мир: различные концепции взаимодействия как отражение неопределенности современного существования и возможного будущего страны. Проблема выбора места России в современном мире. Исторический аспект проблемы, способы ее решения в прошлом. Современный статус России как региональной супердержавы. Геополитические проблемы России на постсоветском пространстве и вне его. Отражение этих проблем в современной российской журналистике. Преобладающие идеологизированные подходы: либерально-атлантический, консервативный, националистический, либерально-почвеннический, радикально-националистический и др. Необходимость помощи в определении и солидарном выражении в государственной деятельности и общественном мнении содержания и целей национальных интересов России как важнейшая задача журналистики. Существование в этом плане в современной практике и СМИ разных подходов к решению этой задачи.
Раздел II
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
Данный курс вызван к жизни двумя крайне важными обстоятельствами. Во-первых, тем, что современная Россия сегодня включена в мировой процесс и актуальные проблемы мирового развития стали близкими и реальными для россиян. Реальными, в частности, с точки зрения проблем и опасностей, которые несет России наступившее новое тысячелетие (к примеру, ставшие международными терроризм, преступность, наркоторговля). Правда, необходимо сделать оговорку. По понятным причинам (развал СССР, падение уровня экономического развития, военной мощи и пр.) Россия сегодня в ряде случаев находится на обочине мирового процесса и мировых проблем. Но в то же время этот «провинциализм» современной России во многом носит не объективный, а субъективный характер. Сосредоточившись в 90-е годы на дележе собственности и борьбе за власть, наша элита утратила тогда способность понимать российские общенациональные проблемы и решать их, утратила способность видеть связь российских проблем с мировыми. Тем самым мы обедняем понимание российских проблем, поскольку во многом они явно или опосредованно связаны с проблемами общепланетарными. Кризис, связанный с появлением феномена мирового терроризма, наглядно это показал. Вместе с тем, молодому журналисту важно представлять и понимать и сугубо российские проблемы, появившиеся в новом тысячелетии. Проблемы современной России связаны как с ее историческим прошлым, его позитивным и негативным опытом, так и со сложным процессом современной трансформации, которая воспринимается обществом неоднозначно. Эти проблемы связаны и с такими объективными обстоятельствами, как геополитическое положение страны, ее цивилизационные особенности, духовная культура и менталитет русского человека. Знание проблем современного мирового сообщества и российского общества повышает не только познавательно-культурный уровень молодого журналиста, но и профессиональный. Приведу конкретный пример. Полемика вокруг возможного ввоза в страну для хранения и переработки отработанного ядерного топлива, проходившая в прессе весной 2001 г., продемонстрировала кроме пропагандистского накала («атомная мафия», «остервенелые экологи» и пр.) крайнюю нищету представлений наших журналистов по этому вопросу и неумение (или нежелание) взглянуть на проблему глубоко, с точки зрения развития, например, мировой энергетики в наступившем XXI в., достижений мировой науки в работе с «опасным атомом» и т.д. Дискуссии в СМИ вокруг конфликтов, связанных с Югославией, Ираком, становлением «однополярного» мира и пр., демонстрируют низкий уровень реальных, а не идеологизированных представлений о сущности обсуждаемых проблем, недостаточность или явную подтасованность представляемых публике фактов, неумение или нежелание формулировать реальные национальные интересы и цели в подобных обстоятельствах. Поэтому курс предусматривает анализ студентами современной журналистской практики по тем проблемам мирового и российского развития, которые представлены в курсе. Как с содержательной стороны, так и с точки зрения присутствия (или отсутствия) профессионального мастерства, выраженного прежде всего в многосторонности, глубине и точности анализа, наличии у журналистов позиции, связанной со знанием предмета анализа. Но журналистика представлена в курсе и непосредственно — как социальный институт, переживающий глубокие перемены, как в мировом масштабе, так и в нашей стране в особенности. Эти перемены имеют глобальный характер, соответствующий глобальности изменений в российском обществе. Они как несомненно положительны, так и негативны, в них отражаются болезни современного российского общества. Молодому журналисту важно иметь представление о реальном положении в сфере его будущей профессиональной деятельности, выработать позицию, на основе которой он будет действовать в профессиональном сообществе, взаимодействовать с обществом и государством, обращаться к читателям, слушателям и зрителям.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ Самостоятельная работа студентов, предусмотренная данным курсом, включает изучение рекомендуемой литературы, материалов исследовательских центров по актуальным социальным и журналистским проблемам, анализ материалов средств массовой информации, посвященных этим проблемам. Промежуточным итогом изучения курса является подготовка рефератов по одной из предложенных тем, которые соответствуют главным задачам курса. Рефераты должны строиться как на углубленном изучении литературы по определенной теме, так и на изучении материалов СМИ. Студенты могут, например, подготовить рефераты на следующие темы. 1. Нарастание противоречий в развитии современной цивилизации: причины и сценарии их разрешения. 2. Катастрофические и оптимистические научные сценарии будущего. 3. Основные положения теории глобализации. 4. Глобализация как реальный процесс. Ее отражение в жизни мирового социума. 5. Глобализация экономических отношений. Место России в этом процессе. 6. Становление новых международных отношений и нового мирового порядка. Место России в этом процессе. 7. Россия и страны развитого мира. От конфронтации и изоляционизма к партнерству. 8. Проблемы геополитического положения России. 9. Национально-государственная самоидентификация России как проблемная ситуация. 10. Антиглобализм, причины и суть этого общественного явления. 11. Информационное общество на современном этапе. 12. Этноконфессиональные конфликты: причины, содержание, влияние на будущее. 13. Мировой терроризм в современном мире. Россия в борьбе с мировым терроризмом. 14. Россия: история, отраженная в настоящем. 15. Особый путь развития России: мифы и реалии этого проекта. 16.Демографическая ситуация в России. Данный перечень не исчерпывает, естественно, тем, которые могут быть представлены в рефератах.
Другой тип рефератов может строиться (с использованием теоретических наработок) на основе анализа деятельности российской журналистики. Речь идет, во-первых, об изучении того, как конкретно представлены в материалах СМИ те или иные проблемы мирового и российского развития. Можно подготовить, например, рефераты на следующие темы. 1. Экологические проблемы России на страницах «Российской газеты». 2. Проблемы экономического будущего России в журнале «Эксперт». 3. Геополитические проблемы России на страницах «Независимой газеты». 4. Ислам и Россия. Национализм и ксенофобия. Китай и Россия. - Проблемно-тематические страницы «Известий». 5. Проблемы становления гражданского общества в России на страницах СМИ. 6. Место и роль России в мировом политико-экономическом пространстве (по материалам ряда изданий).
Общие требования к реферату 1) объем — 10–12 компьютерных страниц (кегль шрифта — 12); 2) наличие библиографии: ссылки на используемые книги, брошюры, газетные, журнальные и интернет-тексты, теле- и радиопередачи.
Итоговые контрольные задания для студентов могут представлять собой как обычные вопросы, так и предложение рассмотреть проблемные ситуации профессиональной деятельности. В последнем случае студенту будет предложено, например: - представить тематический план экологической страницы в определенном издании; - разработать план нескольких авторских передач по телевидению на темы «“Горячие точки” гражданского общества»; - предложить несколько рубрик в газету «Известия» по проблемам глобализации и обосновать их тематику. - предложить тематику нескольких полос по этническим проблемам современной России в «Российской газете».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ Зачет/экзамен по данному курсу проходит в форме составного задания: ответа на теоретический вопрос и краткого реферирования одной из представленных в списке литературы курса работы. Теоретические вопросы по курсу:
1. Специфика демографического кризиса в России. 2.Основные направления развития демографических процессов в мире. 3. Миграция как цивилизационное, политическое и экономическое явление. 4. Иммиграция в Россию: спасение или опасность. 5. «Золотой миллиард»: закрытый клуб или расширяющееся сообщество? 6. От однополярного мира к многополярному. Реален ли такой сценарий когда возможно его осуществление? 7. Новая Россия в поисках самоидентификации. 8. Всесторонняя глобализация как важнейший признак современного мира. 9. Проект для России: важнейшие цели и задачи, способы развития. 10. Мировой терроризм: реальное явление или фикция? 11. Русская идея в историческом прошлом России. 12. Русский путь как выражение исторических и духовных особенностей нации. 13. Геополитическая ситуация в мире. 14. Геополитическая ситуация для России. 15. Становление гражданского общества в России: проблемы и задачи. 16.Социальные противоречия в современном мире и России. Их характер и причины существования. 17. Антиглобализм: характеристика явления, причины возникновения. 18. Основные признаки современного информационного общества. 19. Проблемы становления и развития современной российской журналистики.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ: Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. — М., 1993. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. Лит., 1993.
Актуальные проблемы журналистики. — М., 1997. Бердяев Н.А. Судьба России. — М.: Изд-во МГУ, 1990. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 1999. Бьюкенен П. Смерть Запада. – М.: Изд-во АСТ, 2003. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Логос», 2000. Введение в политологию: Учеб. для вузов. — М., 2000. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // Социология. — РЖ. — 1994. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. — 2000. Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е.. — М.: изд-во МГУ, 2001. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. — М., 1997. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии /Под ред. Т.И. Заславской. — М., 1997. Мир нашего завтра. Антология современной классической прогностики. – М.:изд-во Эксмо, 2003. Нации и национализм. – М.: изд-во «Праксис», 2002. Платонов О.П. Русская цивилизация. — М., 1995. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. — М.: Изд-во МГУ, 2000. Солженицын А.И. Россия в обвале. — М.: Русский путь, 1998. Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. — М., 1995. Тойнби А. Цивилизация перед лицом истории. — СПб., 1996. Уткин А.И. Мировой порядок XXI в. — М., 2001. Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. — М., 1998. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. Фукуяма Ф. Великий разрыв. – М.,\: изд-во АСТ, 2003. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: изд-во АСТ, 2003.. Этос глобального мира. — М., 1997.
Периодика: Комплект журнала «Россия в глобальной политике» за 2003 – 2005 гг. Комплект журнала «Эксперт» за 2003 –2005 гг. ============================================================= КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Основные проблемы современности Исчерпанность в современном развитом обществе («золотой миллиард») движущих стимулов развития, существовавших в прошлом: достижение необходимого для поддержания жизни уровня потребления, искоренение бедности, сглаживание социальных различий и пр. Ощущение некоей завершенности определенного этапа существования западной цивилизации (как ехидно заметила российский философ Наталия Нарочицкая, Европа вступила в пенсионный возраст). Перманентный, вялотекущий кризис в современном мире политических и социальных институтов, возникших в индустриальном обществе: партий, профсоюзов, национального государства, механизмов демократии в целом. Усиливающееся различие в темпах и характеристиках развития разных частей мира. Политико-социальные последствия этого. Неравномерность использования природных ресурсов мировым сообществом, актуализация проблемы исчерпания ресурсов в условиях нынешней парадигмы развития человеческой цивилизации. Крушение биполярного мира и его последствия. Неясность перспективы нового миропорядка и механизмов его осуществления. Приход хаоса и неопределенности на место жесткой структуре биполярного мира. Преодоление идеологического раскола мира возродило старые и породило новые основы конфликтности. Конфликт цивилизаций — реальность или химера? Грозят ли упадок и забвение современной западной (европейской, христианской) цивилизации. Двойственность и конфликтность процесса глобализации мировых процессов, характерного для современной цивилизации на грани тысячелетий. «Вестернизация» или взаимодействие цивилизаций? Кто – победители, кто – в проигрыше?
Это перечисление не исчерпывает всех проблем и конфликтов современности (один из исследовательских институтов, решив в 80-е гг. систематизировать перечень общечеловеческих проблем, насчитал их свыше 10 тыс.). Оно лишь обозначает основные вызовы времени. Вызовы, в которых современные по происхождению проблемы (например, экологическая, глобализация, неконтролируемое распространение ядерного оружия) переплетаются со стародавними, казалось бы, «закрытыми» в современном мире (например, конфессиональные и этнические конфликты, появление «новых бедных»). Эти вызовы в той или иной степени являются или станут актуальными в ближайшем будущем и для России. Основная проблема России заключается в том, что, испытав в конце XX в. геополитическую катастрофу, глобальный системный кризис, смену идеологической парадигмы, переход к новому социально-экономическому укладу, страна нуждается в достаточно быстром и столь же системном ответе на возникшие проблемы и вопросы. При этом условия, в которых происходит выработка нового проекта будущего для страны, с одной стороны, традиционны для России (необходимость очередного модернизационного рывка), с другой же — они весьма новы и, можно сказать, благоприятны. Впервые переустройство России, новый модернизационный рывок могут быть осуществлены не «по-азиатски», не полумерами (как завершились даже великие реформы Александра II в 60-е гг. XIX в.), а в условиях становления демократического правового государства, развития полноценного гражданского общества. Но это порождает и определенные сложности: новизна условий требует разработки новых способов решения вопросов, нового качества политической, экономической и духовной элиты. На это накладываются новые мировые вызовы, с которыми наша страна также ранее не сталкивалась: иная, более опасная геополитическая среда существования России, необходимость поиска новых способов осуществления полного политического и экономического, духовного суверенитета страны в мире 21 века.
Лекция 2. Человек в современном мире: демографические процессы Общая характеристика современных демографических процессов. Основная и устойчивая тенденция — рост народонаселения мира, принявший бурные темпы в XX веке. В XVIII в. население мира увеличивалось на 250 млн. за 75 лет, а сейчас примерно за год. В настоящее время население Земли составляет 6,5 млрд. человек. Механизмы, задействованные в демографических процессах. Естественные (природные катаклизмы, эпидемии) и социальные факторы (превращение мира из Большой деревни в Большой Город, войны, цивилизационные и этноконфессиональные нормы, образ жизни, степень регулирования процессов рождаемости). Невозможность быстрого сознательного воздействия государств и обществ на характер и темпы демографических процессов. Демографические кризисы как отсутствие способов и механизмов регуляции в данный исторический момент социально-экономических и культурных процессов в конкретных обществах. Относительность понимания и оценки этих процессов в зависимости от образа жизни, традиций и целей существования разного типа обществ. Отсюда – относительность таких понятий как перенаселенность, избыточность населения, падение рождаемости и т.д. Научное осмысление этих кризисов. Первое из них: Томас Мальтус, 1798 г., «Опыт о законе народонаселения»: «Воспроизводительная способность населения бесконечно более велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования». Относительный демографический кризис в Европе в XVIII–XIX вв., послуживший причиной этих размышлений (рост народонаселения в год, составлявший в начале XVIII в. 1%, к концу века составлял 18%) был преодолен благодаря совокупности факторов: 1) эмиграция части европейцев на другие континенты (из Англии с 1815 по 1914 гг. переселились около 20 млн. человек, в основном в колонии); 2) первая в мире промышленная революция, научно-технический и промышленный прогресс, что обеспечило Европу продовольствием и рабочими местами; 3) бурный рост городского населения, а также повышение уровня жизни, изменение в связи с этим образа жизни, уменьшение рождаемости. В результате в XIX веке население Европы выросло в четыре раза, а национальный продукт - в 14 раз. Некоторые характеристики современного демографического процесса. Два прогноза на ближайшее будущее: - сохранение нынешних темпов роста народонаселения; невозможность контроля численности человечества. - прекращение роста народонаселения к 2050 г. на уровне около 8-10 млрд. человек, затем постепенное уменьшение численности человечества. Все большее число специалистов в демографии в той или иной степени присоединяется ко второму прогнозу. Сегодня мировое сообщество разделилось в демографическом процессе. Существуют две тенденции: сокращение рождаемости (до депопуляции коренного населения) в большинстве развитых стран и продолжающийся мало контролируемый рост народонаселения в большинстве стран развивающегося мира. В части развивающегося мира установлен или осуществляется стихийным образом (изменения в образе жизни) контроль рождаемости (пример — Китай). В других странах сохранение традиционного общества (Большая Деревня), религиозно-культурный тип жизни препятствует этому процессу. По прогнозу ООН к середине века Китай уступит мировую пальму первенства в численности населения Индии. Любопытно и закономерно по тому же прогнозу, что в пятерке самых населенных стран мира только одна (США) будет представлять развитый мир, остальные – развивающийся. Другие различия в демографическом состоянии. Разная возрастная структура населения: старение населения в развитых странах и преобладание молодых в развивающихся. Кения — 52% населения младше 15 лет; старше 65 лет — 2,8%. Норвегия, Швеция — 16,4%, 18,3% населения старше 65 лет. В результате падения рождаемости происходит депопуляция коренного населения европейских стран. Необходимый коэффициент рождаемости для сохранения существующего положения с численностью населения — 2,1. Сейчас в Италии он составляет — 1,5, в Испании — 1,7. Изменения в демографической структуре и ее динамике влекут за собой многообразные последствия, зачастую конфликтного характера. Так, прирост населения в ряде государств Европы осуществляется лишь за счет мигрантов иного расового, этнического и конфессионального типа. Демографические изменения внутри отдельных стран. Подчас они ведут к конфликтам. В Ливане, где парламент построен по конфессиональному принципу (христиане — мусульмане (шииты и сунниты) — друзы) и зафиксировано паритетное присутствие этих групп во власти на основании их представленности в составе населения, уже несколько десятилетий не проводят переписи, поскольку это приведет к конфликтам. Перепись — политическая проблема (как в СССР в 1980 году, когда перепись обнаружила, что доля славянских народов в структуре населения резко снизилась). Другой пример: в ЮАР после прихода африканцев к власти доля белого населения в структуре населения страны уменьшилась (1/5 — в 1951 г., 1/8 — сейчас). Это результат разницы в темпах рождаемости, во-первых, и эмиграции белых из ЮАР, во-вторых. Демографическое давление. Оно существует и объективно, и в ряде случаев как популистский политический лозунг, активный фактор в мировой геополитике. В свое время Адольф Гитлер выдвинул как ключевую идею завоевания жизненного пространства для растущей немецкой нации. Ложность этой идеи наглядно демонстрирует сегодняшнее положение Германии, когда на сократившихся после Второй мировой войны территориях располагается и комфортно себя чувствует гораздо большее по численности население. Вообще, перенаселенность – это не только объективное состояние, но и социальное, психологическое состояние, состояние, определяемое привычкой к определенному образу жизни. Муравейник азиатского города вызывает ощущение перенаселенности у европейца, и ничего подобного - у местного жителя. Сегодня Россия испытывает на Дальнем Востоке (население – 7,5 миллиона человек) демографическое давление северных провинций Китая (население несколько сот миллионов человек). Австралия — со стороны Индонезии и того же Китая. В секторе Газа (Палестина) плотность населения — свыше 4 тыс. человек на кв. км, в соседнем Израиле — около 550. Современная ситуация в России. Здесь функционирует двойственная демографическая модель: как модель, свойственная развитым странам, так и модель, содержащая некоторые характеристики развивающегося государства (например, низкая средняя продолжительность жизни (для мужчин — 58 лет), высокая по сравнению с развитыми странами детская смертность). В то же время, как в развитых странах, в России наблюдается низкий (не позволяющий простого воспроизводства населения) уровень рождаемости, рост, в связи с этим, в структуре населения пожилых людей. Этот процесс объективен, начало ему было положено еще в 60-е гг. прошлого века в Советском Союзе, когда завершились массовые процессы урбанизации на территориях, населенных преимущественно славянскими этносами. Его сегодняшний результат: ежегодное сокращение численности коренного населения на 800 тыс. — 1 млн. человек. Миграционные процессы начала 90-х годов позволяли несколько сгладить негативные результаты, но сегодня депопуляция русского этноса налицо. Демографическая ситуация в современной России есть непосредственная угроза национальной безопасности страны. Российская журналистика и демографические проблемы. В конце 90-х годов СМИ России обнаружили, наконец, интерес, к проблеме демографического кризиса в стране. Круглые столы, дискуссии, интервью специалистов. Выдвижение практических предложений по повышению рождаемости в стране, критика и предложения по миграционной политике.
МОСКВА - 2006
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 021400 «Журналистика».
ЦЕЛЬ КУРСА: Российская журналистика существует сегодня в контексте двух реалий: мировой цивилизации с ее обострившимися в начале третьего тысячелетия проблемами и кризисами, новыми обстоятельствами нынешнего и будущего существования; и проблем находящегося в процессе трансформации российского общества, включившегося ныне полностью в общемировое пространство. Перед российской журналистикой как социальным и профессиональным институтом и непосредственно перед журналистами возникло и возникает немало новых, не имеющих опыта решения проблем. Они заключаются, если говорить кратко, в необходимости понимать, уметь анализировать и отображать новые реалии эпохи, их значение для человека. Кроме этого, российским журналистам надо научиться ориентироваться в собственно внутренних проблемах, а также найти свое место в условиях новой российской журналистики, научиться действовать эффективно и социально значимо — как профессионалы, несущие социальную ответственность за информационное обслуживание общества. Особое значение это имеет для молодого поколения журналистов, чье общественное и профессиональное сознание формируется в условиях резкого разрыва с прошлым и не имеет в данный момент опоры в виде системы общепринятых в обществе идей и ценностей. От того, насколько глубоко они научатся понимать и отображать проблемы и конфликты наступившего тысячелетия, насколько профессионально точно и этически правильно будут действовать в сложных условиях российской действительности, зависит, какой будет российская журналистика наступившего века, сможет ли она помочь обществу в решении вставших перед ним задач и проблем. Данный курс, «Актуальные проблемы современности и журналистика», который читается в завершение профессиональной подготовки студента-журналиста, ставит своей целью помочь молодому журналисту в создании установки на эффективное понимание и освещение актуальных мировых и собственно российских проблем.
ЗАДАЧИ КУРСА: В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие: - познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые человеческой цивилизацией новые ситуации, противоречия и кризисы; - выявить глобальность проявления этих ситуаций в жизни разных цивилизаций, регионов, этносов, государств; - показать, как и насколько связаны с мировыми внутренние проблемы развития российского общества; - выделить и определить наиболее существенные проблемы существования и развития российского общества и государства на современном этапе; - познакомить студентов с важнейшими подходами к решению актуальных проблем современности, существующими в мире; - ознакомить будущих журналистов с опытом участия российских СМИ в освещении и решении актуальных проблем современности, как положительным, так и негативным; - помочь молодым журналистам сформировать установку на ответственность, компетентность и реализм в освещении актуальных проблем современности, на учет как национальных, так общечеловеческих интересов.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА: Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» предлагается студентам в 9 семестре, когда они уже освоили важнейшие профессиональные дисциплины и приобрели определенный практический опыт журналистской работы. В рамках данного курса они смогут получить новые данные о процессах в мире, их характере и достичь более глубокого понимания того, что и как им предстоит освещать в будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА: В процессе обучения студенты должны: - освоить основные понятия и термины, характеризующие современный этап человеческой цивилизации в разных сферах деятельности человечества; - ознакомиться с основными современными глобальными проблемами, в частности, кризисного характера, характеризующими развитие человечества в целом, важнейших регионов мира, отдельных государств; - изучить основные проблемы современной России, причины их возникновения, влияние на российское общество, возможные способы их разрешения; взаимосвязь российских проблем с общемировыми. - ознакомиться с практикой деятельности российских СМИ по освещению актуальных проблем, представленных в данном курсе; - использовать полученные знания при самостоятельном анализе глобальных проблем, опыта деятельности СМИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.240 (0.019 с.) |