Как я отказался от 4 миллионов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как я отказался от 4 миллионов



В 2001 году, когда в свет вышла книга «Богатый папа, бедный папа», ко мне обратился один крупный инвестиционный фонд с предложением публично одобрить его деятельность. Владельцы фонда предложили мне 4 миллиона долларов за четырехгодичную рекламную кампанию. Но, каким бы заманчивым ни казалось подобное предложение, я отказался.

Почему я отклонил эту просьбу? Потому, что не хотел рекламировать продукт, в который не верю. Кроме того, мне не нужны были их деньги, хотя получить их было бы в общем-то неплохо. Из следующих глав вы узнаете, что заработать 4 миллиона не так уж и сложно, если у вас есть солидная финансовая подготовка. Я знал, что мое истинное богатство — это знания, а не деньги.

Я был уверен, что могу заработать 4 миллиона и даже больше, используя свой интеллект и осуществляя операции, которые соответствуют моим убеждениям. Отказаться от 4 миллионов долларов было непросто, но продавать душу за деньги я не собирался.

Сразу хочу сказать, что я не против самой концепции инвестиционных фондов. Мне не нравятся только высокие накладные расходы и скрытые издержки, с помощью которых у вкладчиков крадут деньги. Кроме того, существует несколько тысяч инвестиционных фондов, но только менее 30 процентов из них демонстрируют доходность выше, чем индекс «S&P 500». Другими словами, вам достаточно вложить деньги в индекс-фонд S&P — и вы добьетесь лучших результатов, чем 70 процентов взаимных фондов. Ваши затраты будут ниже, чем у них, а доходы — выше.

Как уже говорилось в предыдущей главе, взаимные фонды созданы для среднестатистических инвесторов или даже для тех, кто не дотягивает до среднего уровня. Это инвестиции для троечников мира финансов. Тем, кто учится на «хорошо» и «отлично», они не нужны.

Сила слов

В главе 7 я напомнил вам новое правило № 1: деньги — это знания. Кроме того, мы усвоили новое правило № 6: выучите язык денег.

Причина, по которой так много людей теряют большие деньги из-за неудачных инвестиций, заключается в неспособности школы преподать азы финансовых знаний. Недостатки образования приводят к недопониманию и всевозможным недоразумениям, когда речь заходит о деньгах. Например, финансовый консультант рекомендует вам долгосрочные инвестиции. Опытный инвестор непременно задаст вопрос, что считать долгосрочным. Ведь Эйнштейн доказал, что все на свете относительно.

Потому Джон Стюарт и вступил в острую полемику с Джимом Крамером, что тот является трейдером. Трейдер, как правило, настроен на краткосрочные инвестиции. Их продолжительность может составлять всего один день или даже час. Трейдеры постоянно что-то покупают и продают, при этом зачастую лишая прибылей инвесторов, которые копят деньги себе на пенсию или детям на обучение в колледже. Поэтому опытный инвестор предпочитает говорить не о сроке, на который вкладываются деньги, а о запасной стратегии. Он понимает, что дело не в сроке, а в наличии хорошего плана, позволяющего извлечь из инвестиции прибыль.

Так же часто различные недоразумения вызывает слово «диверсификация». Если послушать всевозможных финансовых экспертов, то, по их словам, без диверсификации вообще невозможно обойтись. Однако Уоррен Баффет в своей книге «Дао Уоррена Баффета» пишет: «Диверсификация — это защита от невежества. Она практически не имеет смысла».

Зачастую люди теряют огромные деньги только потому, что действуют неосознанно. К тому же инвестиции не диверсифицированы, хотя финансовые консультанты уверяют их в обратном. Позвольте привести несколько примеров.

1. Если вы вложили деньги в различные секторы рынка, финансовый консультант, безусловно, заверит вас, что ваш портфель диверсифицирован. К примеру, ваши инвестиции включают паи фондов, специализирующихся на акциях компаний с низкой капитализацией, высокой капитализацией, высокими темпами роста, а также тех, которые работают в сфере драгоценных металлов, трастов недвижимости, фондов ETF, облигационных фондов, фондов денежного рынка и развивающихся рынков. Формально все эти бумаги относятся к разным секторам рынка, но в действительности ни о какой диверсификации не может быть и речи, поскольку все ваши деньги вложены в бумажные активы. Когда в 2007 году фондовый рынок рухнул, то одновременно обесценились все так или иначе связанные с ним бумажные активы. Такая «диверсификация» ничем не могла помочь.

2. Взаимный фонд по определению диверсифицирован, хотя в его портфеле находятся только бумажные активы. Под диверсификацией здесь понимается вложение денег в различные группы акций. Но дело в том, что инвестиционных фондов сейчас больше, чем наименований акций на рынке. Поэтому в портфелях большинства фондов вы найдете одни и те же акции. Таким образом, взаимный фонд напоминает поливитамины. Если вы вложите деньги в три таких фонда, то это будет равносильно тому, что купить три различных пачки поливитаминов. Пусть даже они будут разными по форме и цвету, но глотать три разные таблетки не имеет смысла, потому что это одни и те же витамины. Дополнительной пользы это не принесет, а вот передозировка вполне возможна.

3. Большинство финансовых консультантов могут порекомендовать вам в качестве инвестиций только паи взаимных фондов, ренты, облигации и договоры страхования. В 1974 году, когда был принят закон о пенсионном обеспечении, многие страховые агенты срочно переквалифицировались в «финансовых консультантов». Поскольку они всю жизнь имели дело только с бумажными активами, то, естественно, только их и могут вам порекомендовать. Практически никто из них не предлагает материальные активы типа недвижимости, бизнеса, нефти, золота и серебра. Нет ничего удивительного, что они продают вам то, чем имеют право торговать, а не то, в чем вы нуждаетесь. Однако диверсификацией это назвать нельзя.

Есть известное выражение: «Никогда не спрашивай у страхового агента, нужна ли тебе страховка». Ведь и так известно, что он ответит. Почему финансовые консультанты настаивают на диверсификации? Потому, что смогут продать вам больше бумажных активов и частично распределить риски на тот случай, если допустят ошибку. В большинстве случаев они действуют отнюдь не в ваших интересах.

Искушенный инвестор

Существует четыре основные категории инвестиций.

1. Бизнес. Богатые люди зачастую владеют несколькими направлениями бизнеса, дающими пассивный доход, а среднестатистический человек в лучшем случае имеет несколько рабочих мест, где получает деньги.

2. Доходная недвижимость. Это здания, которые приносят пассивный доход в виде арендной или квартирной платы. Ваш собственный дом к этой категории не относится, даже если финансовый консультант уверяет вас в том, что это актив.

3. Бумажные активы: акции, облигации, депозиты, рента, страховка, паи инвестиционных фондов. В портфеле большинства среднестатистических инвесторов только бумажные активы, потому что их легко приобрести, они практически не нуждаются в менеджменте и обладают хорошей ликвидностью — от них можно избавиться в любой момент.

4. Материалы и сырье: золото, серебро, нефть, платина и т. п. Большинство людей даже не знают, где и как приобретаются подобные активы, в частности где можно купить золото или серебро.

Искушенный инвестор вкладывает деньги во все четыре категории. Вот это и есть настоящая диверсификация. Среднестатистический инвестор, даже будучи уверенным в том, что его портфель хорошо диверсифицирован, основную часть своих денег держит в третьей категории — ценных бумагах. О диверсификации здесь не может быть и речи.

Слова те же, а язык другой

Я еще раз хочу подчеркнуть, что подчас мы пользуемся одними и теми же словами, но при этом говорим на разных языках. Опытный инвестор, говоря о долгосрочных инвестициях, может подразумевать совсем не то, что новичок. То же самое касается диверсификации и многих других понятий. Даже слово «инвестиция» порой имеет разные значения. Для кого-то это могут быть краткосрочные спекулятивные сделки. Если человек говорит мне, что вкладывает деньги в недвижимость, я далеко не всегда сразу могу понять, что он имеет в виду. Может, он просто купил собственный дом или занимается спекуляцией недвижимостью, пользуясь рыночной конъюнктурой. А может, он покупает недвижимость, создающую денежные потоки?

И еще одно замечание по поводу слов и языка. Многие так называемые «финансовые эксперты» стремятся выглядеть умнее, чем есть на самом деле, поэтому употребляют всякие хитрые выражения типа «кредитный дефолтный своп» или «хедж», чтобы запудрить мозги обывателям. В действительности оба термина означают разновидность страхования, но «эксперт» ни за что не позволит себе этого слова. Ведь тогда всем будет ясно, о чем он говорит.

Фуллер в своей книге «Усмешка гигантов» пишет: «Один мой друг, ныне уже покойный, принадлежал к гигантам. Он был из семьи Морган. Однажды он сказал мне: “Бакки, я тобой очень горжусь, но должен с прискорбием сообщить, что ты никогда не добьешься успеха. Ты ходишь и объясняешь простыми словами то, чего люди не понимают. А ведь первый закон успеха гласит, что никогда не следует упрощать вещи, которые можно выразить сложно”. Хотя этот совет был дан в самом доброжелательном тоне, я все же продолжу разъяснение того, как живут гиганты».

Я горжусь тем, что продолжаю дело доктора Фуллера. Правда, я говорю не о гигантах, а о заговорщиках, но моя цель остается той же — объяснять простыми словами то, что они стремятся усложнить.

Как стать сильнее

Фуллер был непоколебимо уверен в силе слова. В одной из своих лекций, на которых мне посчастливилось присутствовать, он сказал: «Слово — это самое мощное орудие, изобретенное человеком». В книге «Критический путь» («Critical Path») он пишет: «В начале [имеется в виду начало индустриализации, то есть эффективной технологической кооперации людей] было Слово. Слово, произнесенное одним человеком и понятое другим, необыкновенно повысило способность людей противостоять вызовам жизни».

До тех пор пока я не попал в число студентов Фуллера, слова не вызывали у меня должного уважения. Лишь в 1983 году, когда мне было уже тридцать шесть лет, до меня наконец-то дошло, почему мой бедный папа, всю жизнь проработавший в системе образования, с таким почтением относился к словам. Мне стало ясно, почему я дважды заваливал экзамены по английскому языку в школе. Я просто не признавал силу слов и, как следствие, лишал себя этой силы, способной изменить мою жизнь. Бедный лексикон обеднял мою жизнь. Бедными словами и мыслями объяснялась скудость моих финансов. В конце концов я понял мысль Фуллера: «Слово — это самое мощное орудие, изобретенное человеком». Я понял, что слова — это горючее для мозга, наш самый главный актив (который порой может оказаться и пассивом). Для меня приобрело новое значение библейское выражение «И Слово стало плотию». До меня дошло, почему богатый папа запрещал и мне, и своему сыну употреблять такие выражения, как «Я не смогу» или «У меня не получится». Вместо этого он приучал нас задавать вопросы: «Как я смогу это сделать?», «Как сделать, чтобы получилось?». Я, хоть и с опозданием, осознал, что моя жизнь — это сумма произнесенных мною слов.

Я понял, что навсегда останусь пешкой, жертвой, рабом заговорщиков, если не усвою тех слов, которые они используют. Именно тогда я запретил себе говорить: «Найди себе хорошую работу», «Экономь», «Живи по средствам», «Инвестиции рискованны», «Не бери в долг», «Собственный дом — это твой главный актив» и т. п. Я знал, что пропуском в мир богатства станет освоение языка денег. В 1983 году я начал изучать финансовый лексикон — язык заговорщиков.

 

Комментарии читателей

Моему сыну четыре года. Как только он начал говорить, я стал учить его простейшим вещам, имеющим отношение к деньгам, чтобы как можно раньше заронить семена, которые принесут свои плоды, когда он станет взрослым. Каждый раз, когда моему малышу дарили деньги, я спрашивал его: «Что мы будем с ними делать?» И сам же подсказывал ответ: «Копить». Но недавно я задумался, правильно ли это. Теперь я учу его отвечать: «Вложим в дело!» Конечно, сказать проще, чем сделать… Теперь мне надо рассказывать ему про четыре категории инвестиций.

bgibbs





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.211.110 (0.009 с.)