Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История расселения племен в крае

Поиск

Наш край привлекал людей с давних времен богатством природы, крутыми берегами Волги, прекрасным обозрением. К эпохе палеолита-мезолита относится Тетюшское местонахождение. Ко времени мезолита относится III Тетюшская стоянка, расположенная на останцах надпойменной террасы. Там был найден кремниевый инвентарь, среди находок пластины (резцы). К периоду неолита относится II Тетюшская стоянка. Видимо, на месте разрушенных жилищ, обнаружено скопление материала эпохи неолита. Зона слияния Камы и Волги была благоприятна для жизни древних племен в районе Тетюшских гор.

В период медного века (3600 – 4000 лет тому назад) на территории Татарстана жили волосовские племена (первую их стоянку археологи обнаружили около села Волосово недалеко от города Мурома на Оке).

Ближе к рубежу 3-4 четвертей 2 тыс. до н.э. край начинается заселяться потомками волосовских племен приказанскими племенами. Первые из поселений были обнаружены в окрестностях Казани. Это был бронзовый век. Бронзу получали из меди с добавлением примеси олова или свинца. Залежи меди встречались в холмистых районах. Приказанские племена были первыми земледельцами, животноводами и металлургами. Охота и рыболовство, игравшие важную роль в жизни волосовских племен, отошли на второй план. Почти во всех поселениях приказанских племен археологи находят кости домашних животных, а также орудия земледелия – бронзовые мотыги, серпы, каменные зернотерки. Известно около 400 поселений приказанских племен, на некоторых из них проживало около 500 человек. Ученые полагают, что их языком был финно-угорский, и они были далекими предками современных марийцев, удмуртов и коми.

В последней четверти 2 тыс.до н.э. приказанские племена поднимаются вверх по Свияге и постепенно вытесняют или ассимилируют срубное население. Преемственность приказанской культуры с последующей ананьинской хорошо прослеживается на данных Тетюшского могильника. Рядом с позднеприказанскими в соседстве встречены и раннеананьинские погребения. Оно датируется VII– VI вв. до н.э. Встречены здесь захоронения и более раннего времени. В погребальном обряде господствуют ананьинские традиции (преимущественно речная ориентация), однако наблюдаются и особенности, характерные для погребального обряда более западных районов (следы «дома мертвых», коллективные и частичные погребения). Однако здесь не встречены характерные для западных районов кельты, что заставило исследователей выделить могильник (наряду с Морквашинским) в особую группу (Волга II) ананьинских могильников. В то же время в Предволжье известны отдельные находки кельтов этого типа. Возможно, что районы Предволжья в раннеананьинское время испытывали влияние более западных районов.

Некоторые исследователи считают ананьинскую культуру продолжением приказанской; другие же полагают, что носители этой культуры пришли из Сибири. Они находят большое сходство с культурой алтайских племен. Время существования ананьинской культуры IX– III вв. до н.э.

Ананьинские племена первыми в наших краях вступили в железный век. Основными занятиями ананьинцев были скотоводство и земледелие, а также охота и рыболовство. Развивалась и торговля. У них установились торговые отношения не только с соседними племенами, но и с народами Урала, Сибири, Средней Азии, Кавказа, даже с древними Ираном и Грецией.

Именно к этому периоду относится возведение первых военных укреплений и крепостей, что говорит о частых войнах между племенами в то время. На Тетюшском городище встречались наконечники стрел ананьинцев. А на могильнике найден надгробный камень с изображением оружия. Видимо здесь был захоронен вождь.

Раскопки Тетюшского могильника показали, что ананьинцы хоронили покойников в неглубоких ямах. Их клали ногами в сторону ближайшей реки, так как они считали, что человек из этого мира в загробный может попасть только по воде (по реке «Смерти», превратившись в рыбу).Иногда покойников клали в «домах мертвых», сколоченных из бревен. За невысокими оградами на берегу реки в низких бревенчатых срубах, разделенных перегородками, лежал прах умерших. Такой поселок мертвых устраивался на месте бывших жилых домов. Останки младенцев вешали в плотно завернутых в кору на ветвях деревьев за пределами ограды, так как их душа ещё не успела перейти в мир живых. В определенный день дом поджигали. Именно такой обряд выявлен археологами при раскопках Тетюшского могильника (сейчас здесь расположена нефтебаза).

На территории Предволжья нет памятников развитой поры (V – IV вв. до н.э.). Очевидно, что не позже рубежа VI– V вв.до н.э. ананьинское население покинуло Среднее Поволжье.

Дальнейшее заселение данной территории происходит лишь в конце 1 тыс. до н.э. Судя по исследованиям городищ и селищ пришедшие племена, скорее всего, связаны с позднегородецкой культурой. Они расселились во второй половине 1 тыс.до н.э. практически по всему правобережью Среднего Поволжья.

А.Х.Халиков полагал, что ближе к нашей эре союз ананьинских племен распался на ряд отдельных племенных групп. Среди них наиболее изученной является пьяноборская культура, основные памятники которой расположены в восточной части Татарстана. (Название от села Пьяный Бор Агрызского района). Пьяноборская культура существовала со II века до н.э. по III век н.э. Культура этих племен была близка ананьинской, хотя и имела ряд существенных особенностей. Пьяноборские поселки и кладбища располагались примерно так же, как и ананьинские – по берегам рек, но не только крупных, но и мелких. Особенно много их обнаружено по берегам Камы. (4)

В пьяноборское время все основные орудия труда и оружие уже изготовливались из железа. Из меди и бронзы выплавлялись лишь украшения. Именно пьяноборские племена были соседями городецких племен живших по Волге до Казани.

В первых веках нашей эры в степях Южного Урала и Западной Сибири собираются многочисленные отряды гуннов. Уже в начале IV века часть их проникает в Прикамье и обрушивается на местное население. Пьяноборцы покидают свои места и уходят на запад, на Вятку и Волгу. Проникновение новых племен усиливается в конце IV века, когда гунны, перейдя Волгу в 375 году, завоевали степи Восточной Европы.

В III– IV вв.н.э. в правобережье Волги проникают из Прикамья позднепьяноборские (по А.П.Смирнову) или азелинские (по В.Ф.Генингу) племена. В последнее время среди археологов возникло мнение считать последние три века пьяноборской культуры азелинским этапом (от названия села Азелино Малмыжского района Кировской области). Некоторые авторы считают, что существовала даже отдельная азелинская культура. Её материалы выявлены в Тетюшском могильнике (5 захоронений). Хронологически данная культура функционировала в пределах III– VII вв. н.э. и затем легла в основу формирования культуры уже известных цармис – черемис, т.е. предков марийского народа. (5) Любопытно, что в большинстве случаев азелинские племена использовали для жизни старые ананьинские поселения, восстанавливая и усиливая на них прежние укрепления. Глиняная посуда азелинцев в основном была округлодонной с примесью в глиняном тесте традиционной толченой раковины, но уже совершенно неорнаментированной. Встречается и плоскодонная посуда. Возможно, последняя к азелинцам проникла от средневолжских городецких (точнее позднегородецких) племен, которые на рубеже н.э. небольшими группами обитали в волжском правобережье, т.е. в Предволжье. Видимо новые культурные традиции (захоронения с конем, новые формы оружия и защитные приспособления, украшения и формы одежды, плоскодонная посуда) в азелинскую среду вошли со стороны племен именьковской культуры, в V– VII вв. плотной массой занявших почти все районы Закамья, значительную часть Предволжья, а в низовьях Камы вышедших даже в Предкамье.

Принято считать, что и ананьинцы, и пьяноборцы – это далекие предки некоторых современных финно-угорских народов, например, удмуртов и коми-пермяков. (6)

Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, представленный именьковской культурой. Название культура получила от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен. Расположено село на берегу Куйбышевского водохранилища в 16 километрах от Лаишева. В 1997 году в селе проживало 706 жителей (татар).

Время существования этой культуры определяется IV– VIII веками н.э.

Откуда пришли в наш край именьковские племена? IV век - время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных включением в состав населения древнего края новых племен: тюркоязычных, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов. Возможно в составе гуннских орд (в северном потоке) шли именьковцы. Сами гунны оставили свой след на территории Аксубаевского района у села Татарское Сунчелеево, где при селськохозяйственных работах были обнаружены два бронзовых гуннских котла.

Пришлые племена растворили, вероятно, в своей среде значительную часть местного населения. Так образовались смешанные группы населения. Таково, видимо, происхождение именьковской культуры.

Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, что вело и к захвату чужих земель, вело к разложению родовых отношений и формированию классового общества.

Всего в Предволжье на сегодня зафиксировано около 100 объектов именьковской культуры: 22 городища, 68 селищ, 10 местонахождений. Среди них 2 новых городища и 4 селища, выявленные экспедицией А.А.Бурханова в 2002 году в зоне Деушевско-Свияжского комплекса в Апастовском районе РТ. (7)

В Тетюшском районе находится крупнейшее именьковское городище в 4,5 км к юго-востоку от села Большие Тарханы. К этой же культуре относятся Киртелинское городище, Хулашское городище (у села Кошки-Новотимбаево), Елховское городище (у села Урюм).

Появление именьковских племен в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье совпадает с разгаром эпохи «Великого переселения народов». В 6-7 веках Тюркский каганат вел войны на территории Приазовья, Прикаспия и Причерноморья. Именно в это время в нашем крае появляются новые племена – именьковцы.

В 551 году правитель тюрков Бумын разгромил жужаней (монголоязычные племена), присвоил титул иль кагана. Тюрки собирали дань с соседних племен. Их владения простирались от Северного Китая до Причерноморья. В 588 году государство распалось на Западный и Восточный каганаты. Тюрки считали себя потомками хуннов.

 

«…пошли войной на всех, кто тюркам жить мешал,

покорили всех, и усмирили всех.

Кто голову имел – заставили склонить,

Колени кто имел – заставили согнуть».

Так сказано в надписи в честь Кюль-Тегина полководца Восточно-Тюркского каганата, умершего в 731 году.

С эпохой великого переселения народов (ее финальной частью) связано превращение на рубеже VI– VII вв. восточных и юго-восточных районов современной территории Татарстана в зону кочевий древних венгров, или в часть области легендарной «Великой Венгрии», откуда в начале IX века древние венгры отправились в длительный путь к своей современной территории обитания. Фрагменты тонкостенной округлодонной глиняной посуды с изящным орнаментом так называемого кушнаренковского типа оставленные древними венграми встречены в Тетюшском могильнике и на Тетюшском гордище II.

В VIII– IX вв. в крае начинают господствовать древние болгарские племена (барсилы). (8) Они проникли в край во второй половине VII – начале VIII века из Нижнего Приволжья и северо-восточного Предкавказья. Наступает эпоха Волжской Булгарии. Все памятники раннеболгарской эпохи (VIII – IX вв.) в Предволжье концентрируются в южной части региона, в основном в Тетюшском районе РТ. Наиболее известен Больше-Тарханский могильник, где было вскрыто 365 погребений оставленными ранними болгарами.

На Тетюшском могильнике, выявленном в 1949 году экспедицией Н.Ф.Калинина, вскрыто 140 погребений. Среди них есть ананьинские, раннеболгарские, языческие и раннемусульманские IX – начала X вв.

В культурном отношении могильник теснейшим образом связан с болгаро-салтовскими памятниками Юго-Восточной Европы и, по видимому, оставлен собственно болгарскими племенными группами, переселившимися в Среднее Поволжье в VII– VIII вв. (9) В материалах Тетюшского могильника наряду собственно с болгаро-салтовскими элементами культуры явственнее прослеживаются черты прикамско-уральских этнических групп.

В VIII– X вв. булгарское население занимало, в основном, юго-западную часть правобережья Татарстана. Позже оно распространяется на бассейн реки Улема и на нижнее течение Свияги (в основном левобережье), но практически до золотоордынского времени населенных пунктов в Северном Предволжье встречается редко.

Активно было заселено правобережье Волги ниже устья Камы. Именно здесь находилось, видимо, одно из болгарских княжеств с главным городом Ошелем (Богдашкинское городище, по нашему мнению). Оно было разрушено князем Святославом в 1220 году. (10)

С легендарным городом «Тысячедомный Шунгат», отождествляемым со II Больше-Атрясским селищем с его огромными кладами монет, связано одно из крупных и хорошо сохранившихся кладбищ – Больше - Атрясское. Скорее всего, оно, как и Урюмское, Больше-Шемякинское, Больше-Тарханское, как и Льяшевское городище тяготели к легендарному городу Тэтешу. (11)

Для изучения этнокультурных процессов и антропологических изменений в составе населения Предволжья в начальный период золотоордынской эпохи важны материалы из погребений могильника на территории поселения Тетюши-I, выявленные экспедицией А.А.Бурханова в 2003 году.

Следует отметить, что на Тетюшском могильнике обнаружены захоронения представителей почти всех выше названных культур: приказанской, ананьинской, азелинской, раннеболгарской и раннемусульманской. Удобное расположение Тетюшских гор привлекало многие народы, как в древности, так и в средние века.

Венгерский ученый Иштван Фодор обосновывает наличие тесных связей волжских булгар с древними венграми, которые в середине VIII века. переселялись из Западной Сибири в Приуралье (под натиском тюрков), а затем на юго-запад. (12) На территории Венгрии были найдены монеты, выпущенные первым булгарским царем Алмушем. Обряды захоронений ранних булгар и древних венгров схожи - воин с конем, саблей, топором и поясной гарнитурой, украшенной позолоченными накладками, захоронение шкуры коня вместе с черепом и ногами.

Наш край был местом пересечения многих народов в разные периоды, и с древности местное население формировалось как многонациональное. И сегодня Тетюшский край является одним из самых многонациональных. Рядом располагаются русские, татарские, чувашские и мордовские села, немало сел со смешанным населением.

Дневник раскопок – 2007

8 АВГУСТА.

Удачное начало нового дня раскопок. Студент педучилища Альберт Гимранов нашел фрагмент керамики с сине-голубой поливой. Предположительно XIV века (золотоордынский период существования Булгарского государства). Важная находка! Рома Сурков в первой яме нашел орудие труда пока неясного назначения. Предмет в виде ветрянки с тремя «лопастями» и с отверстием в середине. Руслан Хусаинов откопал целое пряслице. Также попалась железная пластина, возможно часть ножа. В дальнем к Волге раскопе много именьковской керамики с веревочной каймой по горлышку, клиновидными украшениями, мазками застывшей глины, похоже, щепой выравнивали ремесленники поверхность сосудов. Много находим костей (попались крупные зубы животных, ребро), кусков железного шлака, особенно в первой яме справа к городу. В ряде мест скопления костей. Видимо здесь были очаги. Много углей, золы. Попался обломок рыболовного крючка. Интересное место в дальней от города яме. Там встречаются находки раннего железного века. (Фрагменты железных орудий труда).

Перед врезавшим в берег овражком просматриваются остатки вала. Он дугой вырисовывается на срезе раскопа. А перед ним, похоже, шел ров. Возможно, здесь первоначально было поселение ананьинцев, как известно, они первыми в крае стали укреплять свои поселения. Позже, на их месте поселились именьковцы. Остатки вала не обещают много находок, но доказывают наличие укрепленного поселения на «Вшихе» в ананьинское время – около 2,5 тысяч лет назад!

Нам попалась большая около 20 см. в длину каменная плитка. Похоже на зернотерку.

Сегодня с утра ветрено. Вода в Волге темно-сизая, от ветра волны расходятся белыми веерами в разные стороны. Прохладнее и поэтому работается веселее, чем вчера.

После обеда попались три крупных куска железного шлака, острие ножа в первом квадрате. Несомненно, здесь была металлургическая мастерская. А в четвертой яме Сережа Багров наткнулся на округлый железный предмет. Откопав и взяв его в руки, поняли, что это железный топор. Целый и невредимый, будто только что отлитый (видимо сталь высокого качества). «Именьковский топор! – воскликнул К.А.Руденко, - редкая и ценная находка!» В земле он лежал обращенный лезвием в сторону берега оврага. Позже мы поняли, что поспешили вытащить его из земли, ведь важно зафиксировать на фотографии его первоначальное положение. Слева от топора лежал большой камень. Его исследуем уже завтра. Вскоре, работавший рядом, слева от нас Рома Сурков обнаружил второй топор! Он лежал лезвием в сторону города, почти перпендикулярно первому топору, на том же уровне (около 50 см. от поверхности раскопа). На этот раз мы были осмотрительнее и не спешили выкапывать его, сначала очистив ножом и кистью от земли. На этом месте попадалось немало ровных плоских камней, масса угольков. Много костей и их фрагментов, позвонков, зубов, костей рыб. Повсюду встречается керамика. Попадаются крупные фрагменты. Ребята уже легко определяют именьковскую керамику. Нашли три пряслица и один фрагмент. Перебирая землю, одно пряслице нашел Руслан Хусаинов. Находок так много, что отдельные из них не мудрено и просмотреть.

Местонахождение топоров любопытно. К.А.Руденко говорит, что их может быть сразу до пяти вокруг одного центра, где находят крупные камни. Может где-то там, в земле остались неоткопанные топоры? И что это за место? Почему топоры – для людей того времени они были очень дорогими, целым состоянием («Как иномарка в наше время», - шутит ученый) остались в земле, почему их не взяли с собой ушедшие с этого места люди? Можно предположить, что здесь находилось культовое место, совершались неведомые нам обряды, связанные с жертвоприношением животных. Топоры эти использовались и в хозяйстве и в военных целях, могли быть предметом особого почитания у именьковцев, над ними они, вероятно, совершали магические обряды. Внезапное нападение врагов могло вынудить людей покинуть поселение, и они не успели взять с собой топоры. Причина для этого должна была быть весьма серьезной.

Сегодня был интересный день. Ребята не хотели заканчивать работу и долго не уходили домой, просили остаться ещё поработать. Многие сегодня принесли из дома лопатки, мастерки, короткие саперные лопаты (в ямах ими удобнее копать), кисти. Постепенно становимся настоящими археологами, появляется азарт: кому попадутся более интересные находки? С удовольствием сегодня работала на раскопках очага Лейсан Кипячева, немало интересного нашел Сережа Багров. Сегодняшний день им надолго запомнится, как и для Ромы, нашедшего второй топор.

Не обнаружено пока украшений, как на других городищах этого периода. Может быть, здесь находилось чисто военное поселение?

Глава 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.011 с.)