История исследования Тетюшского городища II



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История исследования Тетюшского городища II



О находках в районе горы известно было исследователям ещё в 70-80-е годы девятнадцатого века. В «Казанских губернских ведомостях» в 40-х годах XIX века появились первые сообщения о древних находках на территории города Тетюши. (1). В статье К.И.Новоструева говорится, что построение Тетюш русскими при взятии Казани надобно относить к 1565 – 1575 годам. Далее автор отмечает, что нет никакого сомнения о нахождении на месте города Тетюши древнейшего поселения. Автор ссылается на предание о нахождении на месте Тетюш булгарского города, в котором, так же как и в самой булгарской столице был выстроен высокий столб или башня, служившая телеграфом между Булгаром и местным поселением. В статье излагается версия основания Тетюш булгарским племенем темтюзи, откуда, возможно, и произошло название Тетюш. Автор приводит летописный рассказ «о нападении в 1181 году великого князя Всеволода Юрьевича на столицу Болгарскую и о скороподанной ей помощи от Болгар Тимтюзей, этих Тимтюзей хочет отождествить с Тетюшами и отсюда вывесть, что город Тетюши был Болгарский город». (2)

В 1877 году краевед С.М.Шпилевский отмечал, что есть и другие сведения, согласно которым город Тетюши получил наименование от татарского князя Тетюша: «на самом том месте, где теперь находится каменная церковь, заметно было несколько основания каменных зданий, говорят, будто здесь был дом этого князя. При рытии для церкви фундамента, было открыто несколько гробниц, так же отыскано довольно татарских монет и разных женских украшений, ремень с серябряными, но местами покрытою позолотой бляхами, который вероятно служил для пояса или сабельной портупеи». С.М.Шпилевский соглашался с тем, что упоминание Тетюш относится к XIV веку. Он также приводит версию о Старых Тетюшах на месте Богородицына рынка в семи верстах ниже нынешнего города.

Были древние находки и в известной специалистам коллекции, кстати, самой богатой по древнему периоду, купца В.И.Заусайлова. В ней содержатся предметы из более чем 200 населенных пунктов Предволжья. Коллекция хранится в Национальном музее Финляндии.

В 1881-1882 гг. инспектор народных училищ И.А.Износков открыл и осмотрел в районе Тетюш целый ряд городищ. В 1890 году П.А.Пономарев в поисках летописного города Ошеля осмотрел остатки нескольких городищ. В то же время Н.Ф.Катанов осмотрел болгаро-татарские и армянские надгробия в окрестностях нашего города.

Следующий период изучения древней истории Тетюшского края связан с именем этнографа и археолога Гайнетдина Ахмерова (1864-1911). Проработав, некоторое время, учителем в деревне Биектау Елабужского района и всерьез занявшись историей и этнографией, он переезжает с семьей в Тетюши. Здесь он вел серьезные научные исследования, одновременно работая в татарской школе. Научная исследовательская деятельность Ахмерова здесь была успешной, о чем говорит тот факт, что 19 сентября 1893 года он был принят членом-сотрудником в общество археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете. В 1903 году он переезжает в Казань, продолжая исследования по археологии, этнографии татар. Составляет «Отчет о поездках 1894 и 1895 годов в Тетюшский и Спасский уезды Казанской губернии с археологической и этнографической целью». К сожалению, он не был опубликован (его объем - 74 страницы). В «Известиях» Общества вышло лишь краткое изложение в 1,5 страницы, в котором даны некоторые цифровые материалы и перечень проделанных работ.

Спустя 15 лет, летом 1909 года Ахмеров снова побывал в Тетюшском уезде, как член комиссии по составлению археологической и этнографической карты Казанской губернии. Он исследовал и описал два городища, одно древнее кладбище и один небольшой курган на территории уезда.

В 1931 году геолог Г.Ф.Мирчник близ города во вторичном залегании обнаружил орудие мустьерского облика. Находка позволила сделать предположение о существовании стоянки в районе города периода палеолита.

Были и другие любопытные находки. В районе города был найден сверленый топор-молот, шлифовальный камень и кварцитовый наконечник стрелы листовидной формы.

В Национальном музее республики хранится найденная на территории города часть шумящей подвески в виде бронзовой фигурки уточки и глиняный сфероконус, относящийся к культуре булгар домонгольского периода. На территории города была также найдена медная монета времен Бату-хана с именем Ал-Насира. Возможно, отсюда происходит предположение некоторых исследователей края о посещении места Тетюш Бату-ханом и, якобы, его первоначальном намерении разместить здесь свою столицу. Что ж, это был бы неплохой выбор.

Дальнейший период в изучении древней истории Тетюшского края связан с именем замечательного археолога Николая Филипповича Калинина. Он родился в 1888 году. С 1921 года работал в Государственном музее ТАССР и Казанском университете. С 1942 года – в Институте языка, литературы и истории КФАН СССР. Явился организатором сплошного археологического обследования Татарстана, картографирования археологических памятников Среднего Поволжья. Совместно с А.Х.Халиковым выделил приказанскую и именьковскую культуру. В 1927-1928 гг. Н.Ф.Калинин и А.М.Тамбовцев проводили разведки по Волге и от нее к Свияге. При этом был открыт ряд интересных памятников на территории Тетюшского района (Льяшевское, Зеленовское).

В 1949 году под руководством Н.Ф.Калинина впервые в правобережье Волги была проведена целенаправленная археологическая экспедиция, открывшая и исследовавшая более 100 различных археологических объектов. В том числе была обследована и «Вшивая горка». Калининым был открыт могильник, описаны городища и несколько селищ. Эти памятники ученый отнёс к выделенной им буртасской культуре.

Затем работы были продолжены в 1961 году. Был выявлен мощный культурный слой – около 70 см. В нем были обнаружены находки именьковской и гончарной булгарской керамики, которые залегали в разных стратиграфических горизонтах. В подъемном материале содержался плоско-ромбический железный наконечник стрелы и гляняная фигурка человека, очевидно, относящаяся к именьковской культуре. Были также обнаружены обломки глиняных дымогарных труб и бронзовая монета второй половины четырнадцатого века. К югу от горы на северной окраине города, по мнению Калинина, располагается селище с мощным культурным слоем – около 1 м. Там обнаружена именьковская керамика.

Николай Филиппович проанализировал план Тетюш начала XIX века и пришел к выводу, что историческим центром города является его северная часть. Он отмечал: «Обращаясь непосредственно к плану, мы замечаем, прежде всего, что город вытянут с севера на юг в форме слегка раскрытого веера и сильно стиснут с боков – с запада большим оврагом, а с востока обрывом к Волге. Далее мы замечаем, что небольшими овражками город делится на три неравные части. Северная, самая малая из них, имеющая форму почти правильного круга, ок.100 саженей, отделена от средней двумя овражками, симметрично расположенными. Средняя, самая большая, отделяется от южной части также оврагами – с востока Гремячим, а с запада отвершком Большого…

Мы видим, что город разделяется на 4 части. Попробуем объяснить это явление исторически и определить место зарождения города. Зародышем для городов, как известно, может служить или небольшое селение, или военная крепостца, монастырь, рынок; кремль (понимаемый как резиденция какого-либо феодального государя), места промыслов, фабрики, заводы и прочее. Откуда же происходят Тетюши?... Вещественные памятники, находимые в пределах Тетюш, свидельствуя о наличии в 13-м веке здесь мусульманского населения, ничего не говорят о характере поселения: был ли то аул, город укрепленный или только место погребения». (3)

Далее Калинин, основываясь на письменных документах, говорящих о построении в 1570-х годах Тетюш в виде сторожевого пограничного городка, военного типа, а также на основе анализа карты города, делает вывод о том, что северная овальная часть города, очевидно, является первоначальным ядром города. Она расположена на крутом берегу Волги при устье впадающего в неё оврага. Удобное для защиты от врагов место – стоило только прокопать ров с третьей стороны, чтобы создать надёжную систему обороны. Ученый предположил, что симметричные овражки, хорошо просматриваемые на плане города, являются частями некогда проходившего здесь рва. Его остатки следует искать в районе около церкви, в том месте, в которое упираются северные концы главных улиц Тетюш. Возможно ещё в булгарское время здесь был сторожевой пост при перевозе с правого берега Волги к булгарской столице. На месте этого древнего поста, полагал Калинин, и встал русский город «Тетюшков»

Ранее Н.Ф.Калинин некоторое время работал преподавателем мужской гимназии в Тетюшах, открытой в 1912 году. Принимал участие в создании краеведческого музея, который был открыт в здании бывшего Народного дома. По воспоминаниям преподавателя гимназии О.М.Маруты «в музее была представлена модель афинского Акрополя, сработанная руками нашего отца».

К 1926-1927 годам относится начало архелогических исследований Калининым в крае. В 1927 г. он проводит археологическую разведку по правому берегу Волги, между Тетюшами и Камским Устьем, в результате чего открывается ряд интересных археологических памятников, особенно в районе Сюкеевского ввоза. В этом же году Н.Ф.Калинин ведет раскопки в Болгарах, а в 1928 году вместе с А.С.Башкировым проводит исследование на Билярском и Джукетауском городищах. В конце 20-х и в 30-е годы Н.Ф.Калинин наряду с продолжением археологических исследований (в основном в Казани), занимается приведением в порядок значительных археологических собраний, переданных в Центральный музей Татарской АССР.

И в годы Великой Отечественной войны под его руководством проводится большая работа по составлению свода булгаро-татарских эпиграфических памятников. В первое послевоенное десятилетие казанскими археологами под руководством Н.Ф.Калинина было начато сплошное обследование территории республики на предмет выявления ее археологических памятников и составления археологической карты Татарии.

Именно Н.Ф.Калинин написал первые исторические очерки о нашем городе. Более 25 лет проводил ученый исследования по истории края. Большое внимание он уделял изучению истории Казани. Среди его работ: «Спасская башня» (1926), «Где был дворец казанских ханов» (1927), «Казань в её настоящем и прошлом»(1928), «Отчет об археологических раскопках в Казанском кремле»(1935), «Отчет о раскопках казанской стоянки в 1938 году»(1948). В 1947 году он защитил диссертацию на соискание кандидата исторических наук по теме: «Древнейшее население Татарии». В 1952 году был опубликован исторический очерк «Казань», который и сегодня читается с интересом.

В 1950 г. Н.Ф.Калинин и А.Х.Халиков исследовали район села Именьково в Лаишевском районе. Исследованию археологической культуры, названной по имени села именьковской, Н.Ф.Калинин посвятил многие годы. Он имел звание Заслуженного деятеля науки ТАССР.

В 60-е годы ХХ века археологи республики проводили работы по изучению археологических памятников, разрушавшихся в зоне Куйбышевского водохранилища. В ходе обследования в 1963 году были осмотрены памятники на Волге в районе Сюкеево-Тетюши, в 1968 году – на территории от Камского Устья до южных границ Татарстана.

В 1969-1971, 1978 и 1980 годах были проведены исследования комплекса могильников эпохи бронзы, раннего железа и раннеболгарского времени у города Тетюши.

Летом 2003 года группа археологов Главного Управления памятников истории и культуры Министерства культуры РТ под руководством А.Чижевского проводила незначительные раскопки у нефтебазы г.Тетюши, в результате которых выявлены материалы могильника ананьинского времени. Ананьинская культура существовала в период раннего железного века с VIII по III века до н.э. Это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира. Возникли первые признаки социального неравенства. По сообщению древнегреческого ученого «отца истории» Геродота историческое название ананьинцев было тиссагеты. Это первое историческое имя первобытных племен Среднего Поволжья дошедшее до нас.

Основательные раскопки на городище Тетюши-I (так указывает А.А.Бурханов)) проводились в августе 2003 года Предволжским отрядом Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедицией Института истории им.Ш.Марджани АН РТ и ТГГИ под руководством кандидата исторических наук А.А.Бурханова.

Кроме раскопа на «Вшивой горке», на территории г.Тетюши по улице Урицкого, за зданием больницы был заложен стратиграфический шурф (3х1 м). Шурф на поселении Тетюши-II (обозначение А.А.Бурханова) имеет культурный слой, достигающий 260 см. В гумусном слое были обнаружены прорезки угля и дерева. Среди находок лепная керамика именьковского типа, гончарная керамика золотоордынского и русского времени (V – XIX вв.)

Во дворах по улице Урицкого были обнаружена нижняя часть надгробной плиты. Каменная мусульманская эпитафия первой половины XIV века была зафиксирована в центральной части Тетюш и перевезена для постоянного хранения в краеведческий музей. Местные жители передали археологам две джучидские монеты (серебряную и бронзовую) XIV века.

В августе 2007 года проводились первые масштабные раскопки на Тетюшском городище научной экспедицией под руководством доктора исторических наук Константина Александровича Руденко. В них непосредственное участие приняли учащиеся 7-11 классов Тетюшской средней школы № 1. Работы были продолжены и в 2008-2011 гг.

 

Глава 3.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.008 с.)