Предмет, задачи, направления исторического краеведения и его источники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, направления исторического краеведения и его источники.



Предмет, задачи, направления исторического краеведения и его источники.

Историческое краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия, а также метод исторического исследования.

Предметом исследования - является изучение целей, задач и поиск путей развития краеведения как элемента исторического образования школьников.

Источники краеведения разнообразны по своему характеру. К ним относятся:

1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п.

2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности).

Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-худо­жест­вен­ные.

3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции.

Картографические источники

Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.

Архивные документы

Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые), местные.

6. Устные источники:

- сказки, предания, былины и т. п.

- воспоминания и рассказы людей – очевидцев событий

- фонотеки

- топонимика

НАПРАВЛЕНИЯ:

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.

По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.

Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.

Памятники истории можно разделить на 2 большие группы. К первой относятся документы (фотографии, кинокадры, статистические данные и т. п.), вещественные предметы (орудия труда, предметы быта, личные вещи, оружие, одежда и т. п.), памятные места, разнообразные сооружения (архитектурные, культовые, инженерные). Ко второй группе относятся памятники, созданные с целью увековечивания событий (монументы, обелиски, стелы, мемориальные доски и т. п.)

В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:

Ø познавательный – приобретение знаний о крае;

Ø преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;

Ø ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;

Ø коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Определенная территория изучается по следующему плану:

1. Географическое положение

2. Рельеф

3. Климат

4. Гидроресурсы

5. Почвы

6. Растительный и животный миры

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø население края;

Ø населенные пункты.

Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-худо­жествен­ному населению.

Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:

Ø подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;

Ø памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.

Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.

Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.

Искусствоведческое краеведение изучает:

Ø природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;

Ø специфику промыслов: материалы, технику, технологию;

Ø связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;

Ø утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;

Ø особенности развития современного народного искусства, традиции.

Литературные произведения

К краеведческому изучению литературных памятников относятся:

Ø сбор и изучение местного фольклора;

Ø изучение творчества и биографий авторов, родившихся и живших в крае;

Ø выявление памятных мест, связанных с произведениями художественной литературы.

Произведения изобразительного искусства, музыка, танцы также отражают неповторимую художественную культуру края.

Михаил Водолагин «Очерки истории Волгограда 1589 – 1967гг».

1960-е – становление археологической школы. В связи с постройкой водохранилища, ГЭС – территорий Волгоградской обл. сплошная стройка. Найдено более 16000 памятников.

Местный археолог – 1969 Владислав Иванович Мамонтов.

1980-е – подготовка к 400-летию Волгограда. Была написана монография – «Волгоград 4 века истории».

1990-е – краеведение сворачивается. Общий кризис гос-ва. Закрыто Волгоградское отделение охраны памятников истории и культуры.

Из современных достижений – передовой журнал «Стрежень» научный ежегодник.

 

Археологические памятники

Сарай-Берке

Как и первая столица Золотой Орды, Сарай-Бату, Сарай-Берке был очень крупным и развитым городом. По широким и просторным улицам прогуливались ремесленники и торговцы, купцы и воины, ученые и художники. Согласно некоторым данным, население Сарай-Берке достигало стотысячного значения. Расцвет города пришелся на первую половину 14 века.

Арабский путешественник XIV века Ибн Баттута писал: "Город Сарай-Берке один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце Сарай-Берке и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов.

В настоящее время здесь находится Царевское городище, рядом - село Царёв Ленинского района Волгоградской области. К сожалению, город Сарай-Берке сохранился гораздо хуже, чем Сарай-Бату. Археологи раскапывали на городище жилые кварталы, находили монеты, керамику. Но неопытный и незнающий человек никогда не догадается, что здесь, на месте Волгоградской степи, раньше находилась величественная столица могучей Золотой Орды - Сарай-Берке.

Стоит отметить, что в современной науке существует несколько мнений относительно истории Царевского городища. Первая версия, высказанная А. Ю. Якубовским в 1950 году предполагает, что на месте городища находился город Сарай-Берке (или Сарай Ал-Джедид) и описывает факты, изложенные выше.

Ему оппонирует В. Л. Егоров (1985 год), предполагающий, что город на месте Царевского городища был основан в 1332 году и назывался Сарай Ал-Джедид. Ученый считал, что Сарай-Берке - это всего лишь другое название города Сарай-Бату.

Другую точку зрения имеют современные исследователи, среди которых можно отметить И. В. Евстратова и А. А. Глухова. Под руководством последнего проводятся ежегодные раскопки на месте Царевского городища, каждый раз дающие исследователям новые находки и факты. Главное отличие их гипотезы заключается в том, что они предполагают, что на месте Царевского городища находился город Гюлистан, возникший в 1330-х годах. Просуществовал он недолго, после стремительного развития в 1350-х в конце 1360-х он был практически полностью уничтожен во время междоусобной борьбы. После этих печальных событий, когда населения в городе практически не осталось, он уже так и не смог возродиться из руин и к началу 15 века город уже не существовал.

Бельджамен

Городище его находится на правом берегу Волги, в 2 км севернее города Дубовка Волгоградской области; общая площадь свыше 500 тыс. кв. м. В археологии этот объект известен под названием Водянское городище. В 1889 г. Н. А. Толмачев предложил отождествить его с известным по восточным источникам городом Бельджаменом. Основным аргументом в пользу этого послужило сообщение арабского географа Абульфеды, относящееся к 1321 г., в котором говорится: «Река Итиль, протекши вблизи Булгара, в дальнейшем ходе омывает лежащий на ее берегу небольшой город Укек, затем, продолжаясь к югу, протекает близ деревни Бельджамен, а затем поворачивает к юго-востоку и протекает с юго-западной стороны Сарая». Сюда же можно присоединить сведения о походе Тимура 1395 г. на Золотую Орду. Сообщая о движении его войска с севера на юг в междуречье Волги и Дона, летописи свидетельствуют, что Тимур из района южнорусских земель двинулся к Бельджамену (Бальчимкину), разгромив который пошел дальше на Азак. Войско Тимура, таким образом, обязательно должно было пройти место наибольшего сближения Волги и Дона (где находится Водянское городище), и город не мог ускользнуть от внимания завоевателя. Продолжительные археологические исследования Водянского городища позволяют обрисовать Бельджамен как один из развитых и благоустроенных городов Золотой Орды. Кроме разнообразных жилых домов, на Водянском городище исследованы каменное здание мечети площадью 900 кв. м, три мавзолея, баня с водопроводом и различные ремесленные комплексы. Особый интерес представляет обнаруженный здесь русский квартал, заселенный пленными, превращенными в рабов. Стратиграфия археологических напластование говорит о том, что начало городу положили пригнанные сюда русские пленные, которые жили в землянках. Они использовались в качестве рабочей силы при возведении самого города Бельджамен. В дальнейшем, при его разрастании, русский квартал был ликвидирован, и эту площадь заняли монументальные постройки жилого и общественного характера. Особенностью Бельджамена является то, что с юга его кварталы ограничены недостроенным земляным валом со рвом. Их возведение относится, скорее всего, ко времени «великой замятни» (60—70-м годам XIV в.), когда вокруг некоторых из городов были спешно возведены довольно слабые с военной точки зрения укрепления. Гибель города связана с походом Тимура 1395 г., что подтверждается археологическими раскопками на Водянском городище: слоем пожарищ и скелетами защитников города, обнаруженными в развалинах домов. Недавно сотрудниками Волго-Ахтубинской археологической экспедиции, обнаружена нательная православная икона начала 14 столетия, выполненная в форме однокупольного храма. На иконе хорошо читается слово "Христос". Археологи предполагают, что в селении Бельджамен находился православный храм.

Кроме того, на Водянском городище была найдена соборная мечеть. У северо-восточного угла мечети располагался минарет. Цоколь минарета, прямоугольный в плане (5,0 х 4,2 м), вплотную примыкал к восточной стене мечети. Он был сложен из тесанного и рваного камня. От ствола минарета остался завал кирпичей, который позволяет представить его строение.

Были раскопаны тесные полуземлянки, лишенные отопительных устройств, с русской керамикой и несколькими крестиками. В одном из жилищ и вокруг него обнаружены остатки железоплавильного ремесла. Интересна найденная на Водянском городище каменная литейная форма для отливки круглых подвесок с изображением креста, принадлежавшая, по-видимому, русскому ювелиру. На боковой стороне процарапана тамга — знак собственности, что должно свидетельствовать о зависимости русского мастера от ордынского хозяина мастерской.

Сухая мечетка

В одной из балок Волгоградской области в начале 50-х годов группа археологов обнаружила необычную находку. Первым, кто обнаружил в Сухой Мечетке следы древнего человека, был воронежский археолог М.Н. Грищенко. Археологом были найдены орудия труда, которые предположительно принадлежали к периоду палеолита (примерно около 80-100 тысяч лет назад). Впоследствии Сухой Мечеткой заинтересовался ученый из Ленинграда С.Н. Замятнин. С 1951 по 1954 года была исследована и проанализирована площадь в 650 кв. метров. Но по предположениям ученых и археологов размеры этого поселения, бывшего в Сухой Мечетке, более масштабны. В ходе исследований и раскопок археологами были найдены различные вещи, принадлежащие жителям Нижнего Поволжья периода палеолита. Среди находок в Сухой Мечетке обнаружены кости лошадей, мамонтов, зубров и сайгаков, каменные орудия труда древнего человека, а также следы очагов. Последнее свидетельствует о том, что здесь существовали и дома, возможно, они имели конусообразную форму. По предположениям ученых в поселении проживало около 35-40 человек. На данный момент Сухая Мечетка является самым исследованным участком палеолитического периода степного участка России. Результаты раскопок в настоящее время находятся в Волгоградском краеведческом музее. А Сухая Мечетка получила статус важнейшего археологического памятника и поставлена под охрану государства. * но при этом на её территории располагаются гаражи*

Кочевые племена

Сарматы Территория, населённая скифами, согласно Геродоту, простиралась на востоке только до Дона, Зa Доном, в нижневолжских и приуральских степях, жили уже не скифы, а родственные им, близкие по культуре и языку кочевые скотоводческие племена савроматов, или сарматов, как их стали называть позже. Соседями савроматов с юга были племена, называемые собирательным именем меотов. Они населяли территорию вдоль восточного берега Азовского моря, а также Таманский полуостров и часть Прикубанья.

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о хождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п. Уже упоминавшийся автор приписываемого Гиппократу медицинского трактата пишет, что савроматки «...остаются в девушках, пока не убьют троих врагов», а греческий историк IV в. до н. э. Эфор прибавляет к этому, что савроматские мужчины «повинуются во всём своим жёнам, как госпожам». Это прочно вошедшее в античную этнографическую традицию представление об особой роли женщин у савроматов, несомненно, имеет под собой реальную историческую почву.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными для погребального инвентаря вещами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, следы человеческих и конских жертвоприношений, свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами. Только постепенно в савроматском погребальном обряде мужчины-воины становятся в один ряд с женщинами, чтобы в дальнейшем оттеснить их на второй план. У савроматов, таким образом, дольше, чем у других северочорноморских племён, сохраняли своё значение пережитки матриархата.

Материальная культура савроматов в том виде, в каком она перед нами вырисовывается на основании до сих пор известного археологического материала, весьма близка к скифской. Так, например, мечи и кинжалы савроматов VI—IV вв. до н. э. по своему типу очень напоминают скифские. То же можно сказать о конском наборе, о вещах, выполненных в зверином стиле, и т. д. Однако на территории савроматов значительно меньше, чему скифов, найдено вещей иноземного — иранского и греческого — происхождения. Это вполне согласуется с показаниями некоторых античных писателей. Географ I в. до н. э. Страбон, например, сообщает, что и в его время сарматы не пропускали к себе греческих купцов, а сами, надо думать, вели торговлю в ограниченных размерах с рабовладельческим миром через Танаис — боспорскую колонию, находившуюся на самой окфаине Боспорского царства, у устья Дона. Таким образом, торговля в меньшей степени оказывала своё воздействие на социальный строй сарматов. Кочуя со своими стадами по малодоступным для жителей тогдашнего цивилизованного мира степным пространствам, они гораздо дольше, чем другие племена, могли сохранять пережитки древнего матриархального строя.

Меотийские племена — некоторые из них благодаря античным писателям и боспорским надписям известны по именам — частью были оседлыми и занимались земледелием, частью вели жизнь кочевников-скотоводов. Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове и в прилегающем к нижнему течению Кубани районе, издавна находились (в отличие от сарматов) под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства.

Большее, чем другие племена, влияние греческих городов испытали на себе синды. Они жили на территории, простиравшейся от Таманского полуострова до современного Новороссийска, которая по их имени получила название Синдики. Синды раньше других вступили в оживлённые торговые сношения с боспорскими греками, которым они продавали зерно и другие продукты сельского хозяйства. В V в. до н. э. у синдов появляется своя монета, чеканившаяся по греческим образцам. Управлявшие синдами племенные династы, как, например, Горгипп, носили греческие имена. Синдская знать, извлекавшая из торговли с греками главные выгоды; была заинтересована в ещё более тесном сближении с ними. Это объясняет, почему синды первыми из местных племён, и, может быть, добровольно, вступили в состав Боспорского государства. С тех пор в надписях, перечисляющих владения боспорских царей, имя синдов стало неизменно занимать первое место.

Племена, более удалённые от побережья и главных центров боспорского ремесла н торговли, естественно, были вовлечены в неё в меньшей мере, чем синды. Но и здесь с конца V в. и особенно в IV в. до н. э. значительная часть прежде кочевого населения Прикубанья переходит к оседлому земледелию. Благодаря исключительному плодородию почвы здесь выращивались и снимались богатые урожаи пшеницы, ячменя, проса и других злаков. Интересно отметить, что уже тогда на Кубани культивировалась так называемая «мягкая пшеница» — родоначальница современных сортов, до сих пор возделываемых на Северном Кавказе. Хлеб производился для продажи на вывоз. Об этом свидетельствуют данные о величине боспорского хлебного экспорта в IV в. и находки боспорских монет при исследовании многочисленных местных городищ.

Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития уже в конце VI и начале V в. до н. э. О величине принадлежащих кочевникам стад и табунов наглядно свидетельствуют большие кубанские курганы со следами массового ритуального умерщвления лошадей. Известны случаи, когда при раскопках таких курганов находили по нескольку сотен конских скелетов, расположенных в определённом порядке у коновязей. Такой обычай и изобилие драгоценных вещей в кубанских курганах дают ясное представление о величине тех богатств, какие сосредоточивались в руках местной племенной знати. В этом отношении она не уступала скифской.

Скифы

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории»Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Тувы. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, по распространенному мнению, был предком современного осетинского языка[1][2], на что указывают сотни скифских личных имен, названий племён, рек, сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам аланов.

Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э.. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока;

другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Хазары

Что касается территории собственно Хазарии, то ее максимальные размеры в IX – 1-й пол. X вв. – степная полоса от Прикаспийской низменности на востоке до Приазовья и Восточного Крыма на западе, от Предкавказья на юге (не включая горные владения алан и ас-Сарир) до Волго-Донского междуречья на севере. «Ядром» же хазарских земель в представлениях современников являлась Прикаспийская низменность к западу и юго-западу от устья Волги.

В итоге мы можем сказать, что Хазария была небольшим ханством с низким уровнем производительных сил, которое не могло состязаться с непрерывно возраставшей силой Русского государства.

НО!

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Во главе Каганата стоял каган — верховный правитель. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Высшим сословием в государстве являлись тарханы — родовая аристократия. Известны наместники кагана — тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру.

Весьма сомнительно, чтобы славяне в IX-X в.в. платили дань хазарам. Киевская Русь вызревала не в недрах Хазарского каганата, а рядом с ним, в борьбе с ним, и создавалась она на несравненно более прочной экономической основе, чем примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северскому Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге.

НО!

Л. Гумилёв, тщательно проанализировав всю имевшуюся совокупность исторических источников, в которых сообщалось об исторических событиях VII-X вв, пришел к выводу, Хазарское государство почти целый век господствовало над Русью и определяло всю ее политику

Половцы

ПОЛОВЦЫ (кипчаки, куманы) - средневек. тюркояз. народность. В Х в. занимали терр. Северо-Западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами, на западе с хазарами. Распавшись на ряд племён, вели кочевой образ жизни. В сер. Х в„ перейдя вслед за торками-огузами Волгу, хлынули в степи Сев. Причерноморья и Кавказа. Огромная терр. от зап. отрогов Тянь-Шаня до Дуная, занимаемая Половцами, называлась в XI - XV вв. «Дешт-и-Кыпчак» (Половецкая земля). У Половцев не сложилось единого гос-ва. В XI - XIII вв. у них имелись отдельные племенные союзы во главе с ханами. Осн. занятием Половцев оставалось скотоводство, но в XII в. в Половецкой земле существовали города, в состав населения которых, наряду с аланами, булгарами, русскими и др., входила и часть Половцев. Восточные (заволжские) Половцы были тесно связаны со Сред. Азией, особенно с Хорезмом. Западные Половцы находились в постоянных сношениях с Русью, Византией, Болгарией, Венгрией. Впервые упом. рус. летописями под 1054. Вскоре после этого начались набеги Половцев на раздробленную Русь, отдельные князья которой в своих личных целях заключали союз с Половцами и помогали им грабить земли своих противников. В 1103 и 1113 годы Святополком Ярославичем и Владимиром Мономахом были совершены победоносные походы на Половцев которые в итоге отошли дальше от рус. земель и длит. время не тревожили Русь своими набетами. Рус. князья привлекали Половцев к участию в своих усобицах и роднились с половец, ханами. Со.г-й пол. XII в. набеги вновь усилились, однако рус. дружины с успехом сдерживали их натиск. Во время 1-го похода монголо-татар в Вост. Европу (1223) Половцы предав своих союзников - алан, были разгромлены татарами сначала на Сев. Кавказе, а затем и в битве на Калке. Вост. Половцы (кыпчаки) влились в состав монголо-татарского войска. Они составили оси. часть населения Золотой Орды, ассимилировали небольшую группу пришедших сюда монголов и передали им свой язык. Эта часть населения Золотой Орды ещё в XIV в. именовалась кыпчаками и вошла затем в состав: татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов, говоривших на яз. кипчак, группы. Зап. группа половцев (собственно Половцы) при нашествии Бату-хана откочевала сначала в Венгрию, затем в Болгарию и там растворилась среди местного населения.

Первые государства

Золотая Орда

Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255+), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г.Джамбул), а крайним северо-восточным - г.Тюмень и Искер (близ совр. г.Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь.

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости (см. Русь и Орда"), установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле (см. "О приездах русских князей в Орду"). Сюда они привозили дань, так называемый "ордынский выход", и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм.

Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).

Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии,Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и др. территориях строились города.

Население Орды представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные в низовьях Волги и ее протоков, со временем были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342гг.). После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение.

В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

Столицы Золотой Орды

1. Сарай-Бату (Старый Сарай) (Нижняя Волга, р.Ахтуба, городище около с.Селитренного Харабалинского района Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году. Разрушен в 1395 году Тамерланом.
Городище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату ("город Батыя"), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские.

2. Сарай-Берке (Новый Сарай) (ныне с.Царев, Ленинского района Волгоградской области, Россия). Город построен ханом Берке в 1262 году. С 1282 года - столица Золотой Орды. Разрушен в 1396 году Тамерланом. В 1402 году столица возобновлена, но уже не смогла достичь прежнего великолепия и блеска.

3. Сарайчик (Малый Сарай) (ныне - с.Сарайчиковское Махамбетского района Гурьевской области, Казахстан). Город сложился в конце XIII в. как торговый и экономический центр Золотой Орды на торговом пути из Поволжья в Среднюю Азию (Хорезм). В 1395 году был разрушен Тамерланом. Восстановлен в 30-40 годы XV века. Со второй половины XV в. стал столицей Ногайской Орды. Полностью разрушен русскими в 1580 году, накануне покорения Сибири.

Хазарский каганат

Хазарский каганат, раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Столицей Х. к. до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине 7 в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а такжесавиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Х. к. К началу 8 в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. В 735 в земли Х. к. через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию кагана. Каган и его приближённые приняли мусульманство, которое, однако, получило распространение только среди части населения каганата. В 1-й половине 8 в. часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм. Основным видом хозяйственной деятельности населения Х. к. оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в т. ч. транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северо-кавказских алан возникли оседлые поселения. Началось складывание раннефеодальных отношений. Фактическая власть в государстве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.068 с.)