Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский период и современность

Поиск

Отличительная черта российского краеведения первой трети XX столетия – тесная неразрывная связь с Академией наук. В первые годы советской власти краеведческое движение развивалось более быстрыми темпами, чем в дореволюционный период и превратилось в важное явление общественной жизни страны. Именно оно открывало представителям российской интеллигенции возможность проявить творческую инициативу.

Период с 1917 по 1927 г. по праву называют "золотым десятилетием" отечественного краеведения [1]. В редакционной статье журнала "Известия Центрального бюро краеведения" отмечалось: "Из всех общественных явлений в жизни СССР за десять лет, истекающих со дня Октябрьской революции, рост краеведения является наиболее показательным"

Видно, что масштабы краеведческого движения за 10 лет выросли в 10 раз. В эти же годы укрепились связи Академии наук с краеведами, возросло ее влияние на деятельность краеведческих организаций, четко обозначилась координирующая роль академии в этом общественном движении.

Руководящий орган российских краеведов – Центральное бюро краеведения (ЦБК) – был создан в начале 1922 г. и функционировал до 1925 г. при Российской академии наук. Позднее он оказался в ведении Главнауки Наркомпроса. Председателем ЦБК в 1922–1927 гг. был непременный секретарь АН академик Сергей Федорович Ольденбург. Большой вклад в развитие отечественного краеведения в это время внесли также академики М.М.Богословский, Н.Я.Марр, С.Ф.Платонов, А.Е.Ферсман; члены-корреспонденты М.Н.Покровский, А.Н.Самойлович, Ю.М.Шокальский; известные ученые Н.П.Анциферов, Б.Б.Веселовский, И.М.Гревс, В.И.Равдоникас, Д.О.Святский и другие.

Центральное бюро издавало журналы "Краеведение" (1923–1929), "Известия Центрального бюро краеведения" (1925–1929) и "Советское краеведение" (1930–1936). В них были отражены организационно-методические вопросы движения, деятельность краеведческих организаций, содержалась конкретная информация о движении. Главными редакторами журналов "Краеведение" и "Известия ЦБК" ряд лет были академики С.Ф.Ольденбург и Н.Я.Марр.

К марту 1923 г. в России (кроме Москвы и Петрограда) было зарегистрировано 231 краеведческое общество, имелось 285 местных музеев, 21 биологическая станция, 16 заповедников. После образования Союза ССР ЦБК предпринимало усилия по оказанию научно-методической помощи краеведам союзных республик.

Активизировались также попытки внести в краеведческое движение политику и идеологию. Так, в четвертом номере "Известий ЦБК" за 1929 г. была опубликована статья главного редактора издания А.Ф.Вангенгейма "Краеведение и борьба за урожай

В 1937 последний удар. СНК (Совет народных комиссаров) РСФСР принял постановление, в котором говорилось, что краеведческое движение не целесообразно. Нужно уничтожить все гос. Организации, «т.к. для краеведческой работы нет никакой необходимости создавать спец. Организации». Всю работу предлагалось везти в вузах, школах, музеях, ДК.

Краеведческое движение было уничтожено. Термин «краеведение» даже пропал из БСЭ (Большой Сов. Энциклопедии), издававшейся в 50-60-х годах.

В годы ВОВ многие памятники были разрушены. В 1942 году была создана Комиссия по учету и охране памятников. После войны по всей стране начались работы по восстановлению. Историки и краеведы приступили к сбору материала.

Важное значение для развития краевед. Имело постановление Совета Министров РСФСР от 1965 года о создании Об-ва охраны памятников истории и культуры. Это было закреплено в Конституции (1977), как долг и обязанность гражданина.

60-8—е годы стали временем подъема краеведения. Постепенное возрождение краеведческой науки и движения началось в годы Перестройки и было связано с демократизацией общ. Жизни и расширением гласности. История краеведения 1920-х годов все чаще становиться предметом обсуждения.

В 1987 году по инициативе АН СССР УССР в Полтаве была созвана Первая всесоюзная конференция по истор. Краеведению. В апреле 1990 учредили Союз краеведов России (СКР). Председателем стал Шмидт (академик).

СКР регулярно проводит съезды и конференции.

В последние годы краеведение обрело статус учебной дисциплины в рамках школьного и вузовского образования. Кафедры краеведения открыты в крупнейших универах страны. Здесь не только разрабатываются программы курсов и уч. Пособия, но и ведется серьезная научная работа.

Краеведение в Волгограде (Сталинграде).

Революция и гражданская война во многом уничтожили краеведческие памятники, фонды музеев были разграблены, коллекции уничтожены.

20-е годы 20 века – «золотой век» краеведения. С приходом совка краеведение стало востребованным. Играет роль в воспитании нового человека. Число краевед. Организаций возросло: до революции – 200, после – 2000 (примерно). Краеведческие кружки даже на трудовых предприятиях.

Вновь был создан краевед. Музей, с 1925 – Сталинграда, в здании церкви, на месте въезда на мост ж/д.

Бурное развитие в 30-е годы было прервано – репрессии. Краеведение – кулацкое, меньшевистское, фашистское. В 30-е годы унификация истор. Науки. Стирание различий, всеобщность. Понятное дело, довлеет формационный подход, детище Маркса и Энгельса. Гонениям подверглись – Платонов, Любимов.

Послевоенный период – возрождение, связанное со Сталин. Битвой.

1954 – из эвакуации возвр. к. музей, поместился на территории лесного техникума. В 80-е годы получил совр. Здание на пр. Ленина 5.

«Музей обороны красного Царицына» - 1) гражданская война; 2) Сталин. Битва.

1960-е – «оттепель» - реабилитация краеведения. Вторая волна сноса церковных зданий – финансирование памятникоохранительной деятельности понизилось.

Михаил Водолагин «Очерки истории Волгограда 1589 – 1967гг».

1960-е – становление археологической школы. В связи с постройкой водохранилища, ГЭС – территорий Волгоградской обл. сплошная стройка. Найдено более 16000 памятников.

Местный археолог – 1969 Владислав Иванович Мамонтов.

1980-е – подготовка к 400-летию Волгограда. Была написана монография – «Волгоград 4 века истории».

1990-е – краеведение сворачивается. Общий кризис гос-ва. Закрыто Волгоградское отделение охраны памятников истории и культуры.

Из современных достижений – передовой журнал «Стрежень» научный ежегодник.

 

Археологические памятники

Сарай-Берке

Как и первая столица Золотой Орды, Сарай-Бату, Сарай-Берке был очень крупным и развитым городом. По широким и просторным улицам прогуливались ремесленники и торговцы, купцы и воины, ученые и художники. Согласно некоторым данным, население Сарай-Берке достигало стотысячного значения. Расцвет города пришелся на первую половину 14 века.

Арабский путешественник XIV века Ибн Баттута писал: "Город Сарай-Берке один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце Сарай-Берке и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня... и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов.

В настоящее время здесь находится Царевское городище, рядом - село Царёв Ленинского района Волгоградской области. К сожалению, город Сарай-Берке сохранился гораздо хуже, чем Сарай-Бату. Археологи раскапывали на городище жилые кварталы, находили монеты, керамику. Но неопытный и незнающий человек никогда не догадается, что здесь, на месте Волгоградской степи, раньше находилась величественная столица могучей Золотой Орды - Сарай-Берке.

Стоит отметить, что в современной науке существует несколько мнений относительно истории Царевского городища. Первая версия, высказанная А. Ю. Якубовским в 1950 году предполагает, что на месте городища находился город Сарай-Берке (или Сарай Ал-Джедид) и описывает факты, изложенные выше.

Ему оппонирует В. Л. Егоров (1985 год), предполагающий, что город на месте Царевского городища был основан в 1332 году и назывался Сарай Ал-Джедид. Ученый считал, что Сарай-Берке - это всего лишь другое название города Сарай-Бату.

Другую точку зрения имеют современные исследователи, среди которых можно отметить И. В. Евстратова и А. А. Глухова. Под руководством последнего проводятся ежегодные раскопки на месте Царевского городища, каждый раз дающие исследователям новые находки и факты. Главное отличие их гипотезы заключается в том, что они предполагают, что на месте Царевского городища находился город Гюлистан, возникший в 1330-х годах. Просуществовал он недолго, после стремительного развития в 1350-х в конце 1360-х он был практически полностью уничтожен во время междоусобной борьбы. После этих печальных событий, когда населения в городе практически не осталось, он уже так и не смог возродиться из руин и к началу 15 века город уже не существовал.

Бельджамен

Городище его находится на правом берегу Волги, в 2 км севернее города Дубовка Волгоградской области; общая площадь свыше 500 тыс. кв. м. В археологии этот объект известен под названием Водянское городище. В 1889 г. Н. А. Толмачев предложил отождествить его с известным по восточным источникам городом Бельджаменом. Основным аргументом в пользу этого послужило сообщение арабского географа Абульфеды, относящееся к 1321 г., в котором говорится: «Река Итиль, протекши вблизи Булгара, в дальнейшем ходе омывает лежащий на ее берегу небольшой город Укек, затем, продолжаясь к югу, протекает близ деревни Бельджамен, а затем поворачивает к юго-востоку и протекает с юго-западной стороны Сарая». Сюда же можно присоединить сведения о походе Тимура 1395 г. на Золотую Орду. Сообщая о движении его войска с севера на юг в междуречье Волги и Дона, летописи свидетельствуют, что Тимур из района южнорусских земель двинулся к Бельджамену (Бальчимкину), разгромив который пошел дальше на Азак. Войско Тимура, таким образом, обязательно должно было пройти место наибольшего сближения Волги и Дона (где находится Водянское городище), и город не мог ускользнуть от внимания завоевателя. Продолжительные археологические исследования Водянского городища позволяют обрисовать Бельджамен как один из развитых и благоустроенных городов Золотой Орды. Кроме разнообразных жилых домов, на Водянском городище исследованы каменное здание мечети площадью 900 кв. м, три мавзолея, баня с водопроводом и различные ремесленные комплексы. Особый интерес представляет обнаруженный здесь русский квартал, заселенный пленными, превращенными в рабов. Стратиграфия археологических напластование говорит о том, что начало городу положили пригнанные сюда русские пленные, которые жили в землянках. Они использовались в качестве рабочей силы при возведении самого города Бельджамен. В дальнейшем, при его разрастании, русский квартал был ликвидирован, и эту площадь заняли монументальные постройки жилого и общественного характера. Особенностью Бельджамена является то, что с юга его кварталы ограничены недостроенным земляным валом со рвом. Их возведение относится, скорее всего, ко времени «великой замятни» (60—70-м годам XIV в.), когда вокруг некоторых из городов были спешно возведены довольно слабые с военной точки зрения укрепления. Гибель города связана с походом Тимура 1395 г., что подтверждается археологическими раскопками на Водянском городище: слоем пожарищ и скелетами защитников города, обнаруженными в развалинах домов. Недавно сотрудниками Волго-Ахтубинской археологической экспедиции, обнаружена нательная православная икона начала 14 столетия, выполненная в форме однокупольного храма. На иконе хорошо читается слово "Христос". Археологи предполагают, что в селении Бельджамен находился православный храм.

Кроме того, на Водянском городище была найдена соборная мечеть. У северо-восточного угла мечети располагался минарет. Цоколь минарета, прямоугольный в плане (5,0 х 4,2 м), вплотную примыкал к восточной стене мечети. Он был сложен из тесанного и рваного камня. От ствола минарета остался завал кирпичей, который позволяет представить его строение.

Были раскопаны тесные полуземлянки, лишенные отопительных устройств, с русской керамикой и несколькими крестиками. В одном из жилищ и вокруг него обнаружены остатки железоплавильного ремесла. Интересна найденная на Водянском городище каменная литейная форма для отливки круглых подвесок с изображением креста, принадлежавшая, по-видимому, русскому ювелиру. На боковой стороне процарапана тамга — знак собственности, что должно свидетельствовать о зависимости русского мастера от ордынского хозяина мастерской.

Сухая мечетка

В одной из балок Волгоградской области в начале 50-х годов группа археологов обнаружила необычную находку. Первым, кто обнаружил в Сухой Мечетке следы древнего человека, был воронежский археолог М.Н. Грищенко. Археологом были найдены орудия труда, которые предположительно принадлежали к периоду палеолита (примерно около 80-100 тысяч лет назад). Впоследствии Сухой Мечеткой заинтересовался ученый из Ленинграда С.Н. Замятнин. С 1951 по 1954 года была исследована и проанализирована площадь в 650 кв. метров. Но по предположениям ученых и археологов размеры этого поселения, бывшего в Сухой Мечетке, более масштабны. В ходе исследований и раскопок археологами были найдены различные вещи, принадлежащие жителям Нижнего Поволжья периода палеолита. Среди находок в Сухой Мечетке обнаружены кости лошадей, мамонтов, зубров и сайгаков, каменные орудия труда древнего человека, а также следы очагов. Последнее свидетельствует о том, что здесь существовали и дома, возможно, они имели конусообразную форму. По предположениям ученых в поселении проживало около 35-40 человек. На данный момент Сухая Мечетка является самым исследованным участком палеолитического периода степного участка России. Результаты раскопок в настоящее время находятся в Волгоградском краеведческом музее. А Сухая Мечетка получила статус важнейшего археологического памятника и поставлена под охрану государства. * но при этом на её территории располагаются гаражи*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.33 (0.008 с.)