Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-экном развитие Сталинграда-Волгограда в середине 50-80 годы

Поиск

По переписи 1959 г. в области проживало 1853,9 тыс. чел. Из них 54% — городское население, 46% — сельское. В Сталинграде было 592,4 тыс. жителей.

Почти половина работающих была занята в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, в торговле — 46,7%, в сельском и лесном хозяйстве трудилось 22,6, в просвещении, культуре, науке, здравоохранении — 9,9, в органах управления — 2,1%. В это первое послевоенное десятилетие Сталинград представлял собою огромную строительную площадку: строились жилые кварталы, промышленные предприятия, школы, больницы, театры...

Советские и партийные органы Сталинграда синхронно с руководством страны ставили и решали острейшие проблемы: создание новых гигантов индустрии, жилищное строительство, подъем эффективности сельскохозяйственного производства. Партийные и советские органы действовали присущими им в те годы довольно эффективными методами управления: разъяснение важности поставленных задач, повседневный контроль, поддержка трудовых инициатив, распространение передового опыта, организация соревнования, шефской помощи, поощрение досрочного выполнения заданий, подбор кадров и укрепление их коммунистами.

Постановления пленумов обкома и горкома партии были непререкаемым руководством к действию для нижестоящих партийных организаций.

Крупнейшие стройки пятидесятых годов - Волго-Донской судоходный канал и Сталинградская ГЭС.

Разработка проекта канала завершилась в 1948 г., через шесть лет волжские и донские воды должны были соединиться. Но в 1950 г. Совет Министров СССР, ввиду большой значимости канала для развития экономики страны, сократил сроки строительства на два года. Волго - Дон являлся составной частью проекта «Большая Волга», предполагавшего развитие водного транспорта, энергетики, орошения полупустынных и засушливых районов.

Вся страна принимала участие в сооружении канала: около двух тысяч промышленных предприятий из более чем пятисот городов страны выполняли заказы для Волго - Дона.

Предприятия Сталинграда организовали фонд Волго - Дона и передали строительству на 150 млн. руб. оборудования, материалов, инструментов.

Канал строился около четырех лет — исключительно короткий срок, учитывая огромный объем выполненных работ. Из русла канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли. В горячие дни выемка грунта доходила до 200 тыс. кубометров в сутки, намного превышая существовавшие тогда нормы. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало 326 экскаваторов (причем впервые в мире были применены шагающие экскаваторы, каждый из которых заменял труд 15 тыс. рабочих и производил бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тыс. автомашин.

Волго-Донской канал — выдающееся сооружение по своим техническим параметрам. Впервые в мире строительство мощных железобетонных конструкций велось на мягких грунтах, насыщенных плывунами, спрессованными глинами, что требовало новых решений ряда проблем. Протяженность канала — 101 км. По трассе были созданы 13 судоходных шлюзов, 3 водохранилища — Варваровское, Береславское, Карповское, воду в которые подают 3 мощные насосные станции, 13 плотин, 7 водосбросов и водопусков, 8 мостов, паромные переправы, пристани, автомобильная дорога.

31 мая 1952 г. произошло историческое событие — воды Волги и Дона соединились. Указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина; его официальное открытие 27 июля стало праздником не только для строителей — для всей страны. Город принимал гостей, в том числе и прибывших из Москвы на теплоходе, разорвавшем красную ленту в створе первого шлюза.

С открытием Волго-Донского канала завершилась большая работа по созданию глубоководных путей Европейской части страны, Сталинград стал портом пяти морей.

Канал разделил Красноармейский район на две части, преобразил всю южную окраину города. В заканальной части началось строительство новых промышленных объектов, выросли жилые массивы.

Решение о строительстве Сталинградской ГЭС правительство приняло в августе 1950 г., а с сентября уже начались подготовительные работы. Была создана строительная организация Сталинградгидрострой (начальник Ф. Г. Логинов, главный инженер строительства С. Р. Медведев), которая и осуществляла строительство.

Уже с самого начала строительство ГЭС стимулировало развитие многих отраслей сталинградской промышленности. За короткий срок были построены бетонный, асфальтобетонный, арматурный, лесопильный заводы, завод плит-оболочек и железобетонных изделий, комбинат крупнопанельного домостроения с деревообрабатывающим и керамзитобетонным заводами и целый ряд других предприятий. Десять лет шло строительство ГЭС. В ноябре 1962 г. последний, двадцать второй экспериментальный агрегат дал промышленный ток, и ГЭС достигла своей проектной мощности — 2 563 000 кВт.

Волжская ГЭС — комплекс сложных гидротехнических сооружений. Главное здание, где работают турбины, имеет длину 736 м, ширину 90 м, высоту 80 м, а основание его лежит на 35 м ниже уровня реки. Берега Волги соединила водосливная плотина, по которой проложены автомобильная и железная дороги. Перепад уровней Волги и водохранилища — 26 м. Волжская ГЭС обеспечила дешевой электроэнергией Москву, многие районы Поволжья, Донбасса.

Перед ГЭС, со стороны Волгограда, возведен монумент — десяти метровой высоты скульптура как символ трудового энтузиазма. Одновременно со строительством гидроузла на левом берегу Волги рос новый город — светлый, зеленый Волжский. Ко времени пуска ГЭС его жилой фонд составлял более 400 тыс. кв. м. В городе работало 15 школ, 32 детских сада, 7 кинотеатров, Дворец культуры. Был открыт комплекс спортивных сооружений со стадионом и зимним плавательным бассейном. Строительство химического комплекса, заводов синтетического каучука, резиновых технических изделий, синтетического волокна, трубного, подшипникового и других предприятий сделало впоследствии Волжский крупным индустриальным городом.

С начала 50-х гг. стали обретать зримые очертания районы, сосредоточившие со временем наибольшее число промышленных предприятий Сталинграда.

В Красноармейском районе, в его заканальной части, а 1952 - 1955 гг. был построен сталепроволочно-канатный завод, в 1957 г. пущен нефтеперерабатывающий, вошла в строй ТЭЦ-2. Началось строительство заводов керамического и сборного железобетона, а несколько позже — химкомбината - крупного нефтехимического комплекса.

В северной части города, за Мокрой Нечеткой, строился алюминиевый завод, крупнейший в Европе, первая очередь которого вошла в строй в 1959 г. Использовалась уже электроэнергия Волжской ГЭС.

Новый промышленный узел создавался в западной части города, в районе станции Разгуляевка. Здесь, на обширных степных пространствах, выросли корпуса предприятий, производящих строительные материалы, трубный, моторный, мотороремонтный заводы, мясокомбинат, мощный холодильник — всего более пятнадцати крупных предприятий.

Строились предприятия легкой и пищевой промышленности. Стали давать продукцию маргариновый, молочный заводы, макаронная фабрика, мясомолочные комбинаты, завод безалкогольных напитков, новые кондитерские цехи.

В конце десятилетия объем валовой промышленной продукции, по сравнению с 1950 г., увеличился в 2,7 раза, причем производство стали — в 1,5, проката — в 1,4, тракторов (в пересчете на 15-сильные) — в 1.4, электроэнергии — в 2,2 раза; более чем в 2 раза увеличилась энерговооруженность труда в промышленности. Начиная с 1955 г., предприятия города стали переходить на природный газ в качестве топлива, и уже к 1959 г. он составлял в топливном балансе 50%. Город развивался как крупный центр тяжелой индустрии.

Острейшей проблемой для жителей города оставалась проблема жилья. Люди ютились в бараках, землянках, времянках... В Сталинград поступали строительные материалы и техника, что предусматривалось специальным постановлением Совета Министров СССР от 8 мая 1951 г. «О мерах оказания помощи городу Сталинграду в жилищном строительстве». За 1951 - 1955 гг. было построено 700 тыс. кв. м жилья. Массовое жилищное строительство в городе начинается с середины 50-х гг., когда стали давать продукцию заводы крупнопанельного домостроения и железобетонных изделий. Строительство велось по типовым проектам, быстро росли укрупненные кварталы, микрорайоны. В 1952—1956 гг. действовали типовые проекты унифицированной серии, в 1956 г. утвердилась серия малометражных домов, а о 1959 г. стали применять типовые проекты крупнопанельных построек.

В целом за 50-е гг. было построено 2236 тыс. кв. м жилья, по 4 кв. м на каждого жителя города, но проблема эта все же оставалась нерешенной. Поощрялось индивидуальное строительство. В частном секторе из-за нехватки средств у населения строились, как правило, небольшие домики без коммунальных удобств.

В 50-е гг. шло формирование архитектурного облика города. В августе 1953 г. в Сталинграде состоялось собрание членов Академии архитектуры СССР и представителей проектных и строительных организаций города. Обсуждались вопросы планировки, застройки, благоустройства. Было решено наряду с классическим широко использовать новый стиль — с учетом современных конструкций и материалов, а главное, героической истории города.

Архитектурно - художественны и облик города складывался из четырех основных ансамблей. Комплекс сооружений Волжской гидроэлектростанции возводился в северной части города. На Мамаевом кургане началось создание памятника-ансамбля в честь подвига героев Сталинградской битвы. Центральный ансамбль — это планировавшийся тогда Дом Советов, площадь Павших Борцов, Аллея Героев, спускающаяся к Центральной набережной Волги. На юге города уже возвышались монументальные сооружения Волго-Донского канала.

Быстрыми темпами шла застройка центральной части города. С 1951 г. начал создаваться ансамбль площади Павших Борцов. Первым выросло здание Высшей партийной школы (ныне — Медицинская академия). Авторы проекта Е. И. Левитан и В. Н. Симбирцев были удостоены Государственной премии. В 1956 г. закончилось строительство гостиницы «Волгоград» (архитектор А. В. Куровский), в 1957 г. — гостиницы «Интурист» (архитектор Б. Г. Гольдман) и административного здания Гидростроя (архитектор Е. О. Левитан). На площади был разбит новый сквер и по проекту архитектора В. Е. Шалашева реконструирован обелиск над братской могилой воинов, павших в гражданской и Великой Отечественной войнах. В апреле 1957 г. реконструкция площади была закончена. Одной из первых отстраивалась улица Мира (бывшая Саратовская). В 1952 г. закончилась реконструкция драматического театра им. М. Горького (архитектор Н. Б. Куренной). В конце улицы Мира в 1954 г. был построен планетарий — дар городу от Германской Демократической Республики. Здание планетария венчает скульптура, выполненная В. И. Мухиной, — символ мудрости, познания мира. Шло также строительство улиц им. Ленина, Комсомольской, Советской. Поднимались здания общественного и административного назначения: новый железнодорожный вокзал станции Сталинград-1, Дворец труда (архитекторы В. Е. Масляев, Ф. И. Лысов), центральный почтамт (архитектор Е. О. Левитан). Строился проспект им. Ленина с укрупненными жилыми кварталами, магазинами, бульварами, цветниками и фонтанами. Железобетонный мост, проложенный через реку Царицу, соединил проспект им. Ленина с улицей Рабочее - Крестьянской. Только за один 1959 г. жители города получили 4 школы, 14 детских садов и яслей, 10 общежитии для школ-интернатов, 6 клубов и домов культуры, 8 кинотеатра, здание института физической культуры, новые больничные корпуса; было газифицировано 7300 квартир и 110 частных домов; проложено 29 км водопроводных сетей, установлено 70 водоразборных колонок; в парках и скверах высадили 680 тыс. деревьев и кустарников, посеяли 31 га многолетних трав.

Застраивались и благоустраивались все районы города: засыпались овраги, прокладывалась канализация, строились тротуары, освещались улицы...

Сталинград участвовал в соревновании 800 городов Российской Федерации за лучшее благоустройство и вышел на первое место. Он становился все красивее, и большую роль в этом играли сами жители города, на субботниках и воскресниках они дружно разбирали оставшиеся еще руины зданий, вывозили мусор, сажали деревья и цветы. С каждым годом обогащалась культурная жизнь города, большие средства вкладывались в развитие сети клубов, библиотек, кинотеатров.

Сталинградские художники ежегодно устраивали выставки и участвовали в республиканских и союзных вернисажах. Тогда преобладала героическая, патриотическая тематика, и картины Ю. К. Галькова «Соединение фронтов в районе Калача», Н. И. Крюкова «На священной земле», графика художников Г. И. Печерникова, А. И. Легенченко, скульптуры Л. М. Майстренко, Н. А. Павловской, В. Г. Петрова получили республиканское признание. В 1960 г. был открыт музей изобразительных искусств. В него были переданы произведения из запасных фондов некоторых центральных музеев. Кроме постоянной экспозиции, музей организовывал временные тематические выставки.

В 1950 г. при областном Доме народного творчества организовалась секция композиторов, которая объединила самодеятельных музыкантов. Песни сталинградских композиторов Семенова, Красимова, Гнездилова, Зубача исполнялись самодеятельными и профессиональными коллективами. К фестивалю молодежи и студентов области в 1958 г. композиторы написали более 20 песен. Работало 6 музыкальных школ, где обучалось 1482 человека. В 1957 г. открылось музыкальное училище. Предполагалось основать консерваторию и оперный театр, но замыслы эти не были осуществлены.

В 1950 г. организуется местное отделение Союза писателей. Широкую известность и признательность получили романы «Казачка» Н. Сухова, «Левадинцы» И. Егорова, повести «Сдвинутые берега» Е. Карпова, «Эй, на Еруслане» П. Чернущенко, «Тамань» С. Пономарева. Вышли в свет поэтические сборники А. Красильникова, О. Плебейского, В. Леднева, М. Агашиной, Ю. Окунева и других поэтов.

В мае 1958 г. и в январе 1960 г. драматический театр показывал свои лучшие работы в Москве. Среди них пьеса А. Шейнина «Сыновья», «Варвары» М. Горького — в постановке народного артиста СССР Н. А. Покровского. Главные роли играли народные артисты РСФСР К. Н. Синицын, В. А. Акимов, Е. П. Мязина, А. И. Машков. Радовали зрителей своим искусством заслуженные артисты РСФСР А. А. Высоцкий, Е. Я. Евгеньева, Д. И. Ярский и другие мастера сцены.

В марте 1958 г. завершилось строительство телецентра, что стало большим событием в культурной жизни города. Много места в телепрограммах занимали общественно-политические темы. В рубриках «Твой современник», «Передовики семилетки», «Школа передового опыта» журналисты рассказывали о жизни предприятий, передовиках производства, социально-экономических проблемах. Это было созвучно духу трудового энтузиазма, светлым надеждам людей первого послевоенного десятилетия.

60-е годы

10 ноября 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сталинград был переименован в Волгоград.

На 1 января 1967 г. в области проживало 2201,5 тыс. чел. Городское население области составляло 63%, сельское — 37%. В Волгограде было 743,1 тыс. жителей.

В 60-е гг. продолжался рост промышленного производства города и области. Наиболее высокими темпами развивались химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия. Были построены Волжский трубный завод, заводы синтетического волокна и стальных конструкций, первая очередь химического комбината им. 50-летия Октября, новые цехи на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе.

На новый уровень работы вышли крупнейшие предприятия города.

Тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского осуществил частичную техническую реконструкцию, в два раза увеличились его производственные мощности. С заводского конвейера сошел трактор новой конструкции — ДТ-75. На международной выставке в Лейпциге трактор ДТ-75 был отмечен медалью и дипломом первой степени.

Коллектив металлургического завода «Красный Октябрь» был лидером проводимой в стране с 1965 г. промышленной реформы. Введение частичного хозрасчета, новой системы планирования и материального стимулирования способствовало тому, что большая часть прироста всей продукции была получена за счет повышения производительности труда. По качественным показателям в 60-е гг. «Красный Октябрь» опережал родственные предприятия страны. Специализируясь на производстве качественных сталей, завод освоил сто новых их видов. В 1965 г. краснооктябрьцы первыми в городе перешли на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.

В 60-е гг. увеличилась доля волгоградской промышленной продукции в общесоюзном производстве. Волгоград выпускал 20% всей нефтеаппаратуры, 25% стальных канатов. Страна получала качественные стали, алюминий, химические и нефтяные продукты, тракторы, буровые установки, морские и речные суда, а также разнообразную продукцию легкой и пищевой промышленности. Изделия с волгоградской маркой поставлялись в 37 стран мира.

Оптимистический настрой в стране периода «оттепели», идеологические установки на быстрое создание материально-технической базы коммунизма и воспитание нового человека поддерживали в производственных коллективах трудовой энтузиазм. Выражением его было социалистическое соревнование, которое в различных формах охватывало практически всех работающих. Организацией соревнования занимались, как правило, профсоюзные комитеты трудовых коллективов.

В 60-е гг. главными задачами соревнования были экономия сырья, материалов, электроэнергии, а также улучшение качества выпускаемой продукции. Многие коллективы смогли добиться значительных успехов. Тракторный завод, к примеру, в 1961 г. выпустил тысячу тракторов сверх плана из сэкономленного металла.

На предприятиях внедрялась так называемая «система бездефектного изготовления продукции», сущность которой — повышение ответственности за качество труда на каждом рабочем месте. На первых порах это давало положительный эффект. Однако повсеместное внедрение такой системы столкнулось с целым рядом трудностей: с издержками материально-технического снабжения, низкой трудовой и технологической дисциплиной, текучестью кадров. Отдельные звенья системы зачастую не срабатывали, и проблема качества продукции осталась до конца не решенной.

К середине 60-х гг. на предприятиях области, как и по всей стране, массовым стало движение за коммунистическое отношение к труду. В 1965 г. в этом движении участвовало 450 тыс. чел., а 105 тыс. уже носили звание «Ударник коммунистического труда». Коллективы Тракторного завода, «Красного Октября», «Газоаппарата», Судоверфи, Волгоград гидростроя, речного порта, завода им. Петрова боролись за звание предприятия коммунистического труда.

Отдельные бригады и предприятия выходили на более высокий уровень работы — повышали производительность, увеличивали выпуск продукции, улучшали ее качество, активно боролись с прогулами, пьянством... Но в целом движение за коммунистическое отношение к труду зашло в тупик, как в своей сущности, так и в формах организации: достижение массовости любыми средствами вело к показухе и очковтирательству.

60-е гг. были богаты трудовыми инициативами. Документы тех лет свидетельствуют о широком распространении в нашем городе почина ткачихи из Вышнего Волочка Валентины Гагановой, перешедшей работать из передовой бригады в отстающую.

Одной из первых в металлургической промышленности этот почин поддержала знаменитая бригада сталевара А. Ф. Серкова с «Красного Октября».

«Весь коллектив нашей комсомольско-молодежной, — писал позже А. Ф. Серков, — как один человек, решил забыть о своих лаврах передовиков и начать с нуля на отстающей печи. Мы все отлично понимали, что вытянуть печь удастся не сразу. Придется видоизменять технологию, приноравливаться к новым условиям, пройти через неудачи. Немаловажным было и то, что при всех наших стараниях нас на первых порах неизбежно ожидала потеря в заработке, отсутствие премий... Далеко не все нас понимали: как это так — оставить «благополучную» печь и перейти на отстающую. Но мы твердо знали, что своего добьемся, докажем, что скоростные плавки высокого качества возможны на любой печи. И мы сделали, казалось бы, невозможное».

Из публикаций в многотиражной газете «Красный Октябрь» узнаем, что работать в отстающую бригаду перешел бригадир резчиков копрового цеха В. А. Галушкин, и этот коллектив спустя четыре месяца занял первое место в цеховом социалистическом соревновании; что возглавил отстающую бригаду и вывел ее в передовые Г- М. Шапошников; бригадир каменщиков - огнеупорщиков А. И. Куликов добился того, что отстающая бригада стала выполнять месячный план более чем на 150%.

На тракторном заводе Владимир Черемисов и Михаил Чибанев стали работать на неосвоенном формовочном конвейере № 9, мастер плавильного отделения В. И. Молчанов перешел из передовой смены в отстающую и помог молодым рабочим, формовщик Михаил Жуков возглавил отстающую бригаду формовщиков.

Все они (добровольно!) теряли в зарплате, по многу месяцев не получали премии, но в те годы бескорыстный энтузиазм был моральной нормой общественной жизни.

В августе 1962 г. Совет Министров РСФСР утвердил новый генеральный план развития нашего города, рассчитанный на 20—25 лет. Намечалось увеличить территорию города с 39 216 до 42 000 га. В основу генерального плана закладывался принцип комплексной застройки. Первый комплекс составляли Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы, второй — Центральный и Советский, третий — Кировский, четвертый — Красноармейский район. Сквозные продольные магистрали соединяли эти комплексы. Предусматривалось создание трех автомобильных коммуникаций, а также более широкое использование электропоездов и речного транспорта. Крупные предприятия, расположенные вдоль Волги, оставались на своих местах, а все мелкие промышленные объекты, склады убирались. На их месте планировалось создать парки, скверы, водные станции, спортивные сооружения. Зеленые массивы между районами, зеленые зоны вокруг предприятий, наконец, зеленое кольцо вокруг всего города должны были способствовать смягчению континентального климата. В 1961 г. на каждого жителя Волгограда приходилось в среднем по 6 кв. м зеленых насаждений; по генеральному плану этот показатель предполагалось увеличить до 20 кв. м.

В 60-е годы в городе были построены новые жилые массивы. Росли микрорайоны, в основном из малометражных домов. Но быстрое переселение из землянок и времянок в благоустроенные — вода, газ, телефон, — хотя и маленькие квартиры было тогда счастьем для волгоградцев. Для удобства жителей в микрорайонах строились магазины, дома быта, детские сады я даже школы.

В канун двадцатилетия битвы на Волге на площади Павших Борцов вспыхнул Вечный огонь, его зажгли Герой Социалистического Труда металлург А. Ф. Серков и знатный строитель В. В. Рудницкий.

На площади Павших Борцов у Вечного огня был организован пионерско-комсомольский Пост № 1. Лучшие из ребят вставали здесь в почетный караул, держа в руках оружие защитников Сталинграда.

С каждым годом обогащалась культурная жизнь города, большие средства вкладывались в развитие сети клубов, библиотек, кинотеатров.

15 октября 1967 г. в городе большой праздник — открытие на Мамаевом кургане Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. В возрождающемся из пепла городе все, что было связано с войной, с победой над фашизмом, было свято. Более восьми лет шло сооружение памятника под руководством народного художника СССР Героя Социалистического Труда Е. В. Вучетича. В авторский коллектив входили архитекторы Я, Б. Белопольский, В. А. Демин, Ф. М- Лысов, скульпторы М. С. Алещенко, В. Е. Матросов, Л. Е. Майстренко, А. А. Мельник, В. А. Моргунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков; группу инженеров возглавлял академик А. В. Никитин. Все компоненты ансамбля: стены-руины, площадь Героев, площадь Скорби, зал Воинской Славы, монументальный образ Родины-матери — создают героический символ непобежденного города-воина.

70-е

Семидесятые годы останутся в истории Волгограда периодом быстрого развития города: значительного увеличения численности населения, расширения городских границ и формирования новых жилых микрорайонов, становления города как крупнейшего центра современной индустрии с высокоразвитыми отраслями промышленности.

По переписи населения 1970 г., оно составляло 817,6 тыс. чел., а по переписи 1979 г. — 929 тыс., увеличившись за десятилетие на 111,4 тыс. чел.

Демографические процессы, происходившие в это время, позволяли судить об изменениях в структуре народного хозяйства города, о соотношении отдельных его отраслей. Волгоград с полным основанием можно было назвать городом металлургов, машиностроителей, химиков. За десятилетие промышленно-производственный персонал города вырос на 23 тыс. чел. и составил в 1980 г. 233 тыс. (приблизительно 1/4 часть всего населения города). Из них работников машиностроения и металлообработки было 111 тыс. (49,8%) и работников цветной и черной металлургии 29 тыс. чел. (13%).

Индустриальный характер города определяли такие Крупнейшие заводы, как тракторный им. Ф. Э. Дзержинского, судостроительный, моторный, производственное объединение «Волгограднефтемаш». Удельный вес продукции машиностроения в валовой продукции всей промышленности города составлял 29,4% в 1975 г. и 33,4% в 1980 г.

Естественно, что эти заводы всесоюзного масштаба играли важную роль в экономике города и в другие периоды его истории. Однако в 70-е гг., в результате технического перевооружения, они как бы получили второе дыхание, значительно увеличив свою мощность. Например, 14 января 1970 г., почти через 40 лет со дня пуска тракторного завода, с его конвейера сошел миллионный трактор; двухмиллионный трактор был выпущен уже через 13 лет — 18 февраля 1983 г.

В 70-е гг. была завершена реконструкция завода «Красный Октябрь». Были введены в строй действующих электросталеплавильный цех.№ 2 с двумя печами емкостью 200 т и одной 100 т, первая очередь цеха электрошлакового переплава, стан «Кварт-1400», что позволило расширить ассортимент выплавляемой стали до более чем трехсот марок.

В связи с расширением химических и нефтехимических Предприятий, а также вводом на полную мощность химического комбината им. 50-летия Октября, значительный вес в общем промышленном производстве получила продукция этой отрасли. Ежегодно росли объемы производства важнейших химических материалов, средств защиты растений, технического углерода, синтетических смол и пластмасс, выпускалось большое количество бензина, дизельного топлива и смазочных масел. К концу 70-х гг. удельный вес продукции химической и нефтехимической промышленности составлял 10,5% в валовой продукции промышленности города. Причем, порой, к несчастью горожан, высокие темпы развития химической промышленности значительно опережали сроки ввода в строй сооружений по защите окружающей среды, а это негативно сказалось на экологической обстановке, особенно в Красноармейском районе города, в котором в основном расположены химические и нефтехимические предприятия.

Отмечая успешную работу ведущих отраслей и предприятий города в 70-е гг., нельзя представлять эти годы лишь временем позитивных результатов, свершений и побед в экономике. В развитии народного хозяйства города были, а со второй половины 70-х гг. усилились трудности и сложности, имевшие в своей основе как объективные, так и субъективные причины. Прежде всего стала заметно снижаться эффективность производства. Далеко не все предприятия прошли реконструкцию. Значительная часть действовавших производственных фондов устарела, вследствие чего возросли затраты на капитальный ремонт. Например, удельный вес металлорежущих станков со временем эксплуатации 10 лет к концу 70-х гг. составлял лишь 40%. Ежегодное обновление производственных фондов к началу 80-х гг. в среднем по городу составляло лишь 3%.

Особую тревогу вызывало снижение темпов роста производительности труда. В первое пятилетие 70-х гг. среднегодовой прирост производительности труда составлял 6%, а во второе пятилетие — лишь 3%. На двукратное снижение прироста производительности труда прежде всего оказало отрицательное влияние слабое использование возможностей научно-технического прогресса, пренебрежительное отношение к созданию и внедрению трудосберегающей техники. Степень механизации труда в промышленности составляла чуть более 50%, а почти пятая часть рабочих была занята тяжелым ручным трудом.

Однако все эти недостатки не могут перечеркнуть позитивную оценку в развитии экономики Волгограда в 70-е гг. Самоотверженный труд, высокий патриотический настрой многих трудовых коллективов явились залогом успешной работы большинства предприятий города.

Наряду с развитием экономики произошли значительные изменения в социальной сфере. Социальные факторы, являясь предпосылками успехов или неудач экономического развития, вместе с тем сами зависят от его результатов, от тех новых возможностей и условий, которые открывает развитие экономики.

Важнейшим социальным результатом развития экономики города в 70-е гг. был рост народного благосостояния. Так, среднемесячная заработная плата рабочих и служащих города выросла с 123 руб. в 1970 г. до 165 руб. в 1980 г. Сумма денежных вкладов населения в сберегательные кассы города значительно выросла и составляла в 1970 г. 176 млн. руб., а в 1980 г. — 642 млн. руб. Улучшилась обеспеченность горожан жильем. Если в 1970 г. на одного жителя в среднем приходилось 11,2, то в 1980 г. — 14,1 кв. м жилой площади.

Повышение благосостояния людей неразрывно связано с укреплением материальной базы народного образования, здравоохранения и культуры. За десятилетие было построено общеобразовательных школ на 32 502 ученических мест и детских дошкольных учреждений на 15 930 мест. Всего в 1980/81 учебном году в Волгограде насчитывалось 176 школ. В 1980 г. начал работу Волгоградский государственный университет. Увеличилось число учреждений здравоохранения, улучшилось медицинское обслуживание. Были построены крупный больничный комплекс на 600 коек и поликлиника в Красноармейском районе, медицинский центр в Дзержинском районе. Росло число медицинских работников. Врачей в 1970 г. было 3966, в 1980 г- — 5664.

Убедительным показателем подъема материального благосостояния является рост потребления, а следовательно, и развитие товарооборота. За 70-е гг. объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли увеличился на 140%, с 783 млн. руб. в 1970 г. до 1098 млн. руб. в 1980 г. Рост товарооборота сопровождался укреплением материально-технической базы торговых организаций, расширением сети магазинов и предприятий общественного питания- В 1975 г. был построен крупный торговый центр в Ворошиловском районе, в который вошли: универмаг, гастроном, кафе, ресторан, колхозный рынок и комбинат бытового обслуживания. Были также построены универсам в Тракторозаводском районе, универмаги и крупные фирменные магазины по проспекту Ленина, колхозный рынок в Центральном районе.

Отмечая успехи в подъеме народного благосостояния, в строительстве, расширении и укреплении материальной базы социальной сферы, следует подчеркнуть, что все эти меры далеко отставали от возросших потребностей горожан, а возрастающая неудовлетворенность условиями жизни вела к серьезным социально-политическим последствиям. Стал исподволь подтачиваться морально-нравственный облик людей. С середины же 70-х гг. на нравственную атмосферу общества стали пагубно воздействовать факты пренебрежительного отношения к законам, взяточничество, поощрение угодничества и славословия. Подлинная забота о людях, условиях их жизни и труда нередко подменялись политическими заигрываниями — массовой раздачей наград, званий, премий. Все это вместе взятое и усиленное впоследствии дефицитом и огромными очередями легло в основу митинговых страстей, бушевавших на набережной Волги в конце 80-х гг.

80-е

Это десятилетие для страны и для нашей области было периодом порывистого и часто беспорядочного поиска путей выхода из кризиса. Начало «перестройки» велось под лозунгом «больше социализма». Предпринимались, в который уже раз, попытки внести в производство и распределение элементы рыночной экономики, причем, даже не затронув монополии государственной собственности.

В мае 1985 г. VII пленум Волгоградского обкома КПСС по докладу первого секретаря В. И. Калашникова «Об итогах апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС» в масштабах области обсудил все плюсы и минусы реальной обстановки.

Успехи были. Отдельные производственные коллективы выполняли задания пятилетки, эффективно использовали производственные мощности, ресурсы...

Однако в целом по области такой важный показатель, как производительность труда, оказался в два раза ниже запланированного, значительная часть основных фондов устарела, каждый четвертый станок работал уже более 20 лет. На каждом третьем вновь вводимом или реконструированном объекте проектные мощности не осваивались в установленные сроки.

Особенно очевидна стала бесхозяйственность в использовании прогрессивных видов оборудования. На Волгоградском моторном заводе дорогостоящее оборудование, оснащенное компьютерами, работало даже не полную смену.

Пленум обкома назвал основными причинами провалов просчеты в кадровой политике («неорганизованность, недисциплинированность, безответственность отдельных руководителей»).

Однако устаревшие методы управления не давали заметных улучшений. Кризис надвигался неминуемо. Вот убедительное доказательство. По решению ЦСУ СССР 18 мая 1977 г. было проведено единовременное наблюдение за использованием оборудования и загрузкой рабочих. На Волгоградском тракторном заводе у охваченных наблюдением 5,5 тыс. человек простои в этот день составили 1,7 тыс. чел. часов. Это значит, что 4,1% рабочих не трудились в течение всей смены. Дирекция и партком пришли к выводу, что если бы эти простои сократились хотя бы на 50%, то на заводе можно было бы отказаться от использования в больших количествах временных рабочих, резко поднять производительность труда и увеличить выпуск продукции. Это осталось типичным и для последующих лет.

В целом же заводы, подобные тракторному, выполняли и перевыполняли планы.

Бывали случаи, когда до 50% коллектива мобилизовывались на уборочные работы в течение месяца, но и тогда планы перевыполнялись ровно на 101,3%, премии получались всеми и регулярно.

Началась (в который раз) попытка шире внедрить элементы рынка в социалистическую экономику.

Спасение искали в бригадной организации труда. В 1986 г. на Волгоградском заводе тракторных деталей и нормалей по новой системе работало 164 бригады (2426 рабочих, 76% от списочного состава). В этих бригадах заработная плата начислялась по конечному результату и распределялась по коэффициенту трудового участия (КТУ).

Это — борьба с «уравниловкой».

На 15 предприятиях начался хозяйственный эксперимент по внедрению хозрасчетных отношений. Приемы партийного управления прежние: умелая расстановка коммунистов на ответственных участках, перевыполнение плановых заданий энтузиастами, победный рапорт и Доска почета. Конкретно — в коллективе Волгоградского тракторного, судя по рапортам, в октябре 1985 г. уже 42 бригады, 12 участков работали в счет двенадцатой пятилетки. В цехе «М-70» о завершении пятилетки рапортовало около 140 станочников, в автоматно-серийном — более 100; в кузнечном цехе с максимальной отдачей в честь XXVII съезда работали бригады кузнецов Героя Социалистического Труда М. К. Арканова, В. И. Антипова, А. А. Шлюпикова, А. В. Хоруженко, В. М. Краснова. Более двух тысяч тракторостроителей работали в октябре 1988 г. уже в счет будущей пятилетки.

Однако успехи передовиков не перекрывали, а еще больше обнажали крупнейшие проблемы производственной жизни.

Даже такой гигант, как завод «Красный Октябрь», работал на недопустимо устаревшем оборудовании. Металлурги не без основания шутили, что машин вроде <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.200.167 (0.013 с.)