Присоединение Нижнего Поволжья к России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Присоединение Нижнего Поволжья к России



Успешные реформы, проведенные царем Иваном Грозным и «избранной радой», помогли России выиграть Казанскую войну и присоединить в 1552 к России Среднее Поволжье. Были созданы условия для завоевания Нижнего Поволжья. Московские власти вмешались в борьбу князей Юсуфа и Исмаила за власть в Ногайской Орде. Весной 1554 под предлогом помощи Исмаилу в Нижнее Поволжье была направлена судовая рать, которой командовали воеводы кн. Ю.И. Пронский-Шемякин и М.П. Головин. После разгрома у Черного острова разведывательным отрядом кн. А. Вяземского передового отряда астраханцев, ставленник ногайского кн. Юсуфа астраханский хан Ямгурчей бежал из Астрахани в Азов. Царские войска без боя заняли столицу вассального от Ногайской Орды Астраханского ханства. Новым ханом был провозглашен Дервиш-Али, который, в отличие от прежних ханов, признал вассальную зависимость от России, а не от Ногайской Орды. В городе был оставлен небольшой русский гарнизон из 500 служилых людей во главе с послом П. Тургеневым. В 1555 хан Ямгурчей c крымцами, турками и ногаями безуспешно пытался отбить у русских Астрахань. Хан Дервиш-Али вступил в сговор с находившимися в войске Ямгурчея Казы-мурзой и детьми кн. Юсуфа, которые убили бывшего астраханского хана. Вскоре выяснилось, что заговорщики преследуют свои цели, о чем посол П. Тургенев не преминул известить царя. Однако Иван Грозный принял сторону Дервиш-Али и заменил прежнего посла на Л. Мансурова. Зимой 1555-1556 Дервиш Али и его приспешники предательски напали на русский гарнизон в Астрахани и перебили несколько десятков человек. Посол Л. Мансуров с 350 служилыми людьми вырвался из Астрахании и укрылся у вольных казаков на Переволоке в городке Зимьево. Весной 1556 И. Грозный отправил в Астрахань новую судовую рать, которой командовали стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин. Однако еще до прихода царских голов Астрахань была захвачена отрядом вольных казаков во главе с атаманом Ляпуном Филимоновым. Царские воеводы без боя заняли город и приняли срочные меры для его укрепления. Затем они нанесли сокрушительное поражение Дервиш-Али и пришедших к нему на помощь ногайских мурз и крымцев. Одновременно атаман Л. Филимонов со своим отрядом разорил улусы приверженцев Дервиш-Али. Последний астраханский хан был вынужден бежать в Азов. Астраханское ханство было ликвидировано. Нижнее Поволжье вошло в состав России.

История названия Царицына

От основания города Царицына до настоящего времени прошли столетия. Однако до сих пор нет единого мнения в объяснении происхождения названия Царицын. На первый взгляд кажется просто: Царицын значит «город царицы», и речка, пересекающая наш город и впадающая в Волгу, тоже называется Царица. Но названия рек появлялись раньше, чем имена городов и сел. Следовательно, по речке назван и город. Название Царица возникло до появления русских на берегу речки. Одна из легенд говорит о татарской царице, любившей прогуливаться по берегу этой речушки и подарившей ей своё имя.
Однако, более всего правды, видимо, в том, что название речки и города татарского или, возможно, болгарского (в некоторых хрониках о Поволжье назван болгарский город Сарицон) происхождения. Татарское слово «Сары-су» означает — желтая вода. А вода в Царице желтая с незапамятных времен: на всем пути она принимает в лоно свое дождевые потоки. Или еще: город начался на песчаном острове, по-татарски «Сара-чин» — желтый остров. «Желтая» река, как полагают исследователи, несла свои мутные воды в Волгу и намыла у устья небольшой остров (название города Саратова тоже связано со словом САРЫ — желтый и ТАУ — гора, то есть «желтая гора»).
На этом острове сначала выросло небольшое поселение, а затем деревянная крепость. В 1589 г. на базе крепости был заложен город Царицын. В конце 90-х годов XVI в. с острова город был перенесен на правый берег Волги и стал называться «Новым городом», а потом Царицыном. По другим источникам русские после завоевания Средней Волги перенесли поселение с острова и дали ему имя Царицын, слегка изменив название САРЫ-ЧИН (а по словарю Никонова из САРЫГШИН, что означает «желтоватый», или САРЫ-СУ).
Также существует версия и о том, что название города Царицына идет от Ивана Грозного, построившего на Волге крепостцу в 1556 г. в честь своей супруги Анастасии.
Итак, установилось окончательное название города -Царицын. Оно осмысляется по-русски как «город царицы», а слово «царица» образовалось от «царь» (в древнерусском языке «властитель, государь», а также титул татарского хана). «Царь» же восходит к общеславянскому ЦЬСАРЬ (в качестве обозначения византийского императора — XI в.), также родственные: Юлий Цезарь (в Италии), цесаревич, цесаревна (в России).

Царицын в Смутное время

Смутное время – это период в истории нашей страны, начало XVII века, когда внутренние противоречия, принявшие характер гражданской войны, и иностранная интервенция поставили под вопрос существование самого российского государства. В противостояние были поставлены все слои населения и регионы страны. Не миновали эти события и Царицын.

Участь воевод во время смуты (1598- 1613)

По «Разрядным записям за Смутное время» известно, что в первой половине 1605 г. воеводой в Царицыне был Петр Петрович Головин-Меньшой. А со второй половины 1605 г. до начала 1606 г. - Федор Петрович Акинфиев, который во время восстания стрельцов и пушкарей Царицынского гарнизона был связан и доставлен восставшими в Астрахань вместе с царским послом князем Ромодановским, следовавшим из Персии. Оба они там были казнены за отказ присягнуть самозванцу Лжедмитрию I. До 1615 г. сведений о воеводах Царицына и Саратова ни в каких источниках до настоящего времени не обнаружено.

События смуты

А время на Руси стояло тревожное. Наибольшую опасность представляла польско-литовская интервенция; в июле 1606 г. громом грянуло антифеодальное восстание Ивана Исаевича Болотникова. Причем, судя по некоторым сохранившимся архивным документам, относящимся к Смутному времени, волнения в Нижнем Поволжье и на Дону вспыхнули еще до начала этого восстания.

Особенно обострились классовые противоречия в нашем крае после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова и его сына царевича Федора; усиливалось влияние Лжедмитрия I (с ним связывали надежды на облегчение своего положения).

Астраханский воевода М. Б. Сабуров в этих условиях не решается выступить против Лжедмитрия, боясь потерять свой пост в Астрахани. Выжидает. Однако ему пришлось все-таки уступить свой пост присланному Лжедмитрием I князю Хворостинину, одному из преданных самозванцу бояр.

Осенью на Нижней Волге появился Ильи Горчакова (Илейки Муромца), он объявил себя «царевичем Петром», сыном царя Федора.

Отряд Илейки сеял панику среди бояр, помещиков, купечества; повстанцы захватывали торговые суда, грабили города. Затем объявили о походе вверх по Волге к своему «дядюшке» Лжедмитрию I в Москву. Верстах в десяти, не доходя до города Свияжска Муромец узнает, что его «Дмитрий» убит боярами в Кремле (17 мая 1606 г.), поворачивает свое войско обратно, в Нижнее Поволжье. Казаки Муромца участвовали в сражениях против войск царя Василия Шуйского. После разгрома восставших был схвачен царскими воеводами и казнен.

Незадолго до своей гибели Лжедмитрий I решает назначить боярина Шереметьева новым воеводой Астрахани; с большим отрядом Шереметьев отправляется на Нижнюю Волгу. Вступивший на престол Василий Шуйский оставил в силе решение о замене астраханского воеводы, послав Шереметьеву грамоту с изложением новых инструкций.

Между тем на Нижней Волге появился еще один самозваный претендент на царский престол — Ивашка-Айгуст, типичный представитель понизовой вольницы. С большим отрядом казаков он направился в Астрахань, где и был принят. Приободрился и отказавшийся подчиниться царской воле воевода Хворостинин, 17 июня 1606 г. он заявил об отложении Астрахани от Москвы. Грамоту же Шуйского Шереметьев получил только 25 июня 1606 г.

Во время астраханских событий гарнизон Царицына еще находился на стороне правительства Шуйского. Но вскоре в городе разнесся слух, что «царевич Дмитрий» жив, вспыхнуло восстание. Царицынцы связали своего воеводу Федора Петровича Акинфова и вместе с царским послом князем Ромодановским отправили в Астрахань, где они и были казнены.

Свидетелями волнений в Царицыне поневоле оказались кармелиты — английские монахи, направлявшиеся в Персию. Они терпеливо ожидали, когда Шереметьев освободит Астрахань. А время шло и шло… В июле 1607 г. в Царицын вступил отряд Ивашки-Айгуста, в начале августа прибыли в Астрахань. Их доброжелательно принял Хворостинин.

В тяжелый для России период польской интервенции в отрядах народного ополчения, созданных по призыву Минина и Пожарского, отстаивали независимость Родины тысячи представителей волжской вольницы и голутвенного казачества Дона. Авантюрист Заруцкий, пробравшийся с Мариной Мнишек в Астрахань, пытался осуществить замысел — передать Астрахань и Нижнее Поволжье под власть персидского шаха Аббаса. Однако астраханский гарнизон и все население города 15 апреля 1614 г. единодушно выступили против Заруцкого. Изменник вынужден был бежать с Мариной Мнишек и кучкой своих приверженцев на Яик (Урал), где и попал в руки яицких казаков; 27 мая 1614 г. воевода Миссюра Соловцов доставил его в Царицын.

Правительственным войскам удалось-таки закрепиться в Астрахани и других городах Поволжья. И тем не менее только к концу 1614 г. антифеодальные выступления пошли на убыль, хотя боярам и помещикам не удалось вытравить из сознания угнетенных масс вековую мечту о свободе.

Перед правительством царя Михаила Федоровича(1613-1645) встала неотложная задача восстановления городов и крепостей в Поволжье. В царской же казне — денег мало. Пришлось сосредоточиться на наиболее важных в военно-стратегическом отношении объектах. В Нижнем Поволжье выбор пал на Царицын, что вполне закономерно. Возродить город было поручено воеводе Миссюре Соловцову, хорошо знакомому с Нижним Поволжьем и практикой строительства крепостей. В 1607 г. он состоял при Шереметьеве в качестве посланца к ногайским князьям и мурзам, в 1609 г. С отрядом стрельцов и мастерами-умельцами Соловцов отлично справился с заданием. За быструю постройку города и острога Царицына шесть мастеров плотничного дела были отмечены царским пожалованием.

9. Донское казачество:дискуссии о происхождении в отеч лит-ре
Происхождение этнонима «казак» полностью не выяснено. Версии его этимологии основываются либо на его этническом (казак — производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников), либо на социальном содержании (слово казак — тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе). На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Итак, казачество — субэтнос великорусского этноса.
Существует множество научных теорий происхождения казачества.
Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного.
· Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов, конгломерата касагов, черкес, печенегов, торков, берендеев, бродников.
· По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под социальным влиянием (положения теории классовой борьбы).
· история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за свое кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи — черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 г. русскими пределов ордынских, азовских и “меторийских” (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото, в своей книге изданной в Берлине в 1811. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии.
В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда еще не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
· Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюживания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток беглых крестьян направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1444 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской
Ø Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.
Ø казачьи общины входили в состав конкретного казачьего войска.
Ø Язык казаков — русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие.
Ø Казаки пользовались русской письменностью.
Ø К 1917 году насчитывалось 4 миллиона 434 тысяч казаков обоего пола.

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования — казачьи общины, позже переходящие в крупные структуры — войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

 

10. Войско Донское в 16-17 в.в.: общественно - политическая организация, занятия донских казаков. Взаимоотношения Донского казачества и Московского правительства.
В 16 веке на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. По одной теории, казаки считаются потомками домонгольского населения донской и приволжской степи- либо сарматов и хазар, либо славян- выходцев из Руси. Казачество возникло только в 16 веке и состояло из людей, бежавших из России из-за разорения и усилившейся эксплуатации. Большинство историков считают, что первоначально казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские воины уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь.

Само слово «казак» тюркского происхождения и означает «одинокий несемейный человек, не имеющий дома». Затем в середине 16 в. на Дон и Волгу хлынул поток беглецов из Русского правительства. Это были разорившиеся служилые люди- дворяне и стрельцы.
во 2 четверти 16 века произошло объединение их в одну организацию- Войско Донское, появились постоянно укрепленный поселения- городки. Казаки занимались охотой и рыболовством, но основным занятием для них были грабежи купеческих караванов на реках и сухопутных дорогах, а так же морские набеги на турецкие и крымские берега.
важным источником дохода являлась служба московскому царю. Казаки участвовали во взятии русскими войсками Казани и Астрахани, участвовали в Ливонской войне. Казаки также привлекались русским правительством для охраны торгового пути по Волге, за что получали жалованье. Первая, из известных царских грамот казакам относится к 1570 году. Адресуя ее «на Дон в Нижние и Верхние Юрты Атаманам и Казакам» Иван Грозный поручал им сопровождать русских послов, отправлявшихся к татарам.

Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIXвека.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Отношения войска Донского и Москвы в XVII веке характеризовались наличием ряда существенных признаков сюзернитета-вассалитета, установившегося между русским государем и донскими казаками: существованием взаимной договоренности - о службе казаков, с одной стороны, и о жалованье и льготах казакам от правительства, с другой; покровительство России над Доном; наличие на Дону царского знамени.

Вассалом выступало войско Донское, сложившееся как объединение всего донского казачества после Смуты. Сюзеренитет-вассалитет позволял ему в одно и то же время и поддерживать тесные отношения с русским правительством, пользуясь его поддержкой, и иметь свободу, невиданную еще где-либо на русской земле, за исключением казачьих сообществ на других реках – Тереке и Яике.

Однако уже в 20-х годах XVII века правительство почувствовало, насколько серьезно противоречила его политическим интересам самостоятельность войска Донского. Ведя активные боевые действия на суше и на море против Азова, Крыма и Турции, казаки совершенно не склонны были учитывать ни характера русско-крымских и русско-турецких отношений того времени, ни тех задач, которые ставились русскими властями на международной арене. Никакие меры воздействия на войско Донское не помогали: ни увещевания в царских грамотах с напоминанием о том, как плохо было казакам “ при прежних государях московских, а особенно при царе Борисе”, ни угрозы отлучения от церкви, ни даже арест в 1625 году в Москве атамана зимовой станицы Алексея Старого и пяти казаков и ссылка их на Белоозеро.

Нападения казаков на Турцию и Крым продолжались в течение всех 20-х годов. Они серьезно осложняли отношения России с этими государствами и создавали определенные помехи на пути решения главной внешнеполитической проблемы, стоявшей перед Россией после Смуты – возвращения Смоленска и западных земель, отторгнутых в 1618 году Речью Посполитой.

Особенно резко стали обостряться отношения между Москвой и войском Донским с 1629 года, накануне войны России с Польшей. В царской грамоте на Дон от 6 октября казаки названы даже как “злодеи, враги креста Христова” и выдвинуто невиданное ранее требование выдачи казаков-участников похода на Крым. Это предопределило кризис во взаимоотношениях войска и русского правительства в 1630-1632 годах, который был относительно быстро преодолен, поскольку обе стороны быстро убедились в обоюдной невыгодности разрыва сложившихся связей. Восстановленное благожелательное отношение центральной власти к войску явилось одним из важных факторов, способствовавшихвзятию казаками Азова в 1637 году и осадному сидению в нем до 1642 года, что выявило вновь противоречия в отношениях центральной власти и войска. После отказа московской власти принять завоеванный казаками Азов и оставления крепости донцы оказались в очень трудном положении. Вернувшись, турки стали делать все возможное, чтобы “сбить” их с Нижнего Дона. К тому же войско оказалось ослабленным после азовской эпопеи. Чтобы не допустить упрочения турок на Нижнем Дону, московское правительство предпринялопопытки усилить войско донское.

Одновременно Москвой предпринимались усилия по изменению характера отношений с войском. С середины XVII века обстановка на Дону стала меняться, а в отношениях войска с Москвой возник новый кризис, совпавший с началом разинского движения. Поражение разинцев привело к первому нарушению самой войсковой старшиной правила невыдачи людей с Дона: были выданы правительству братья Разины- Степан и Фрол. Эа этим последовали присяга войска Донского российскому государю и изменение характера взаимоотношений его с Москвой. Содержание этих изменений заключалось в том, что шло постепенное превращение Дона из вассальной республики в составную часть России, пользовавшуюся широкой автономией. При этом большая часть казачества стремилась к сохранению старинных вольностей и прав, а также самостоятельности казачьей республики. В отношениях казачества и царского правительства с последней трети XVII века постоянно накапливались противоречия, которые проявились в и выступлении донских старообрядцев 1686-1689 годов, и в конфликте вокруг соляных промылах на Бахмуте, и в восстании под предводительством К. Булавина.

Усилия московских властей по изменению характера взаимоотношений с войском Донским были связаны с ослаблением казачьей организации после азовского осадного сидения и теми мерами, которое российское правительство предпринимало по увеличению его численности в 1640-х годах.

Прежде всего, в Москве попытались изменить процедуру приема на Дону царского посланника. Если ранее допускалось, чтобы он шел в Войсковой круг, то теперь в Посольском приказе стали требовать, чтобы казаки сами шли в стан к посланнику, принимали бы там царское жалованье и признали бы тем самым его более высокой стороной, чем высший орган власти на Дону – Войсковой круг. Однако казаки, со своей стороны, решительно отказывались идти на посольский стан

Поскольку обе стороны стояли на своем, а у правительства еще не было возможности заставить казаков поступать в соответствии с его требованиями, нашелся взаимоприемлемый выход. Передача жалованья происходила на нейтральном месте – у часовни в Черкасском городке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.017 с.)