Политическая история Кыпчакского ханства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая история Кыпчакского ханства



В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен - Кыпчатское ханство. В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма. В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов). В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр. Территория - от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере. Территорию кыпчаков можно условно разделить на: Восточный Дешт-и-Кыпчак - от Иртыша до Волги Западный Дешт-и-Кыпчак - от Волги до Днестра Столица - Сыгнак. Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства.В 1065 г. правитель сельджуков Алып-Арслан предпринмает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069 г. кыпчаки совершали набеги на Хорезм. В конце XI - начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства. Причины ослабления: ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен; сложение крупного объединения канглы; усиление междоусобной борьбы. В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков -область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р. Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков..В 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с Казак ханом разгромило русские войска на реке Каяле, что было описано в «Слово о полку Игореве».Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса Джучи.

Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском государстве.

Кыпчакское ханство было военно-политическим объедине­нием, где, как и во всех кочевых обществах, существовала воен­ная триадная организация - правое, левое крыло, центр. Такое деление войска и народа впервые встретилось у хуннов и имело свое продолжение у тюрков, средневековых монголов, в домон­гольских, постмонгольских государствах. В XV - XVII вв. в Ка­захстане и Средней Азии определяющим компонентом триадной организации явилась десятичная система деления войска на 10, 100, 1000, 10000 человек. В военно-административном отношении Кыпчакское ханст­во делилось на два крыла: правое - со ставкой на реке Урал, предположительно на месте города Сарайчик, и левое — с резиденцией на Сырдарье. П оявление триадной военной организации кочевников связано с тем, что государственно-политическая стабиль­ность удерживалась в основном военной силой, так как терри­тория была огромной и такое построение было удобным. У кыпчаков территория произвольно делилась на кочевые районы и оседлые, а потому налоги (зекет — в кочевых районах и ушур — в земледельческих) оставались неизменными. Кроме того существовали налоги-повинности — сыбага, согым и т.д. Одной из повинностей была воинская. Своеобразным военным обучени­ем, тренировкой у кыпчаков была облавная и индивидуальная охота, она была и одним из источников существования. Д ля кыпчакского общества была характерна социальная дифференциация, вызванная прежде всего системой общественных отношений, складывающихся между кочевниками в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления. Кыпчаки были очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами, лошадьми. Но основным богатством служило число лошадей. Кыпчаки владе­ли тысячными (а некоторые из них десятитысячными и более) табунами прекрасных лошадей. Но были и такие, кто не имел своих лошадей, а пас табуны своих господ. Кыпчакская аристократия - ханы, беки, эмиры, богатые скотовладельцы (баи) были фактическими собственниками па­стбищ, по которым проходило кочевье, хотя юридически собст­венность и не фиксировалась. О сновополагающим принципом общественного и государстенного развития в кочевнических обществах Центральной Азии, в том числе в Кыпчакском ханстве была иерархическая система как аристократической верхушки, так и родов и племен. Основную массу кыпчакского общества составляли непо­средственные производители - кочевники-скотоводы, которые юридически и фактически были свободными людьми. У кыпчаков была такая категория людей, как ятуки. Это люди, по разным причинам потерявшие скот и вынужденные от кочевания перейти на осед­лость. Но как только у ятука появлялся скот, он снова переходил в ряды кочевников. И кыпчакском обществе имело место и патриархальное рабство, но формы использования невольников как производитель­ной силы не ясны. Рабы, которые шли на продажу, пополнялись за счет военнопленных, а главной военной добычей были жен­щины и девушки. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханс­кой армией. Военной организации и военно-административной систе­мам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования. Рельефно была выражена строгая иерархическая система гос­подствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баска­ки, беки, баи).

Развитие земледелия на тер-рии Каз-на VI-XV вв.

Тюркские племена занимались земледелием. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном:1. сокращением поголовье скота у части населения;2. сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.

Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Или и предгорьях Алатау. Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык.Самый крупный центр поливного земледелия X-XII вв. - Отрарский оазис.

В своих путевых заметках Сюань-Цзянь (VII в.) отмечал, что на территории Семиречья возделывают пшеницу, просо, виноград. Арабский историк Абу-Дулаф (X в.) свидетельствует, что карлуки и кимаки употребляли в пищу горох, бобы и ячмень.В оседло-земледельческих районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры

Древнетюркская письменность. Содержание и значение рунических текстов, найденных на Енисее и в Монголии.

С развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины VI в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги - каменные стелы в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука. • Впервые древнетюркские памятники открыты на р. Енисее в 20-е гг. XVIII в. учеными Д.Миссершмидт и Ф.Страленберг. Из-за сходства со скандинавским древнетюркские письмо называют—руническим. У скандинавских народов слово "руна" означает "нераскрытое, тайное письмо". Заслуга раскрытия секрета этой древней письменности принадлежит В. Томсену. Перевод на русский язык орхонского рунического письма осуществил известный ученый-тюрколог В. Радлов. Изучение рунических текстов доказало, что древние тюркоязычные народы имели свою письменность. • В 1889 г. Н.М.Ядринцев обнаружил рунический памятник в северной Монголии на р.Орхон.• В 1893 г. датский ученый Вильгелм Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские памятники обнаружены в Таласской долине. В VI-X вв. наряду с тюркским письмом в Казахстане применяли согдийский, сирийский и уйгурский алфавит. С IX в. широкое распространение получает арабский алфавит. -Первое упоминание этнонима "тюрк" в китайских летописях относится к 542 г., где сообщается, что княжество Вэй стало ежегодно подвергаться набегам Туцзюе (Тугю). По мнению писателя К. Салгарина, эти названия обозначают слова "бесче-стиые собаки", из чего он делает выводы, далекие от историче­ского анализа. Но еще Л, Н. Гумилев указывал, что слово Тугю (Ту-кю) давно удачно расшифровано как "тюрк-ют" т, е, тюрки, но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монголь­ским, Само слово "турк" ("сильный", "крепкий" первоначально означало представителя знати или военной аристократии, впоследствии семантика его расширилась и он стал символом господствующего "царского" племени и подвластных ему племен, которых тоже стали называть соседя (в арабском мире) тюрками Не позднее 7 века у тюрков возникло самостоятельное орхоно-енисейское руническое письмо. В 582 году в Оленьем урочище на берегу р.Боин-Цаган в Центр.Азии над метом захоронения Тюркского кагана Таспара воздвигли каменную стелу с надписью в честь усопшего и его предшественников. Надписи были сделаны согдийском языке а также на санскрите. Но через 1,5 века в 732 году первый тюркский летописец,потомок первых каганов «принц счастливой судьбы» Йолыг-тегин, написал на тюркском языке тюркской письменностью на «вечном камне» на 2- стелах тексты в честь Бильге-кагана и Куль-тегина. Древнетюркское письмо состояло из 37-38 знаков.

24.Города Казахстана в 6-10 вв: экономический и социально политический анализ По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.В рукописных источниках, начиная с VI в., упоминается о наличии в Семиречье до 200 городов. Только в Илийской долине, кроме 10 городов предшествующего времени, в XII вв. возникло еще 56 городов. Месторасположение и архитектурные постройки многих городов сегодня неизвестны. Среди городов Семиречья наиболее известен Баланж, отождествляемый с городищем Баба-Ата, расположенный в26 км восточнее с Чулак-Курган, в урочище Капчагай. Рабад Баба-Аты занимал площадь 25 га. Г. Баба-Ата существовал предположительно в VI-XVI вв. Жизнь в городе то оживала, то затухала, что явствует из четырех периодов его застройки. Крупнейшим городом Казахстана - центром политической экономической и культурной жизни—был Тараз. Вокруг него вдоль рек Талас и Аса, располагались городские поселения -Нижний Барсхан, Барсхан, Кирмирау, Буджикент. Из Буджикента шла дорога в Суяб, до которого было два фарсаха. Суяб в древности был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Испиджаб (с XIII в. Сайрам)-самый крупный, торговый и ремесленный центр. «В городе 1700 рабадов, есть крытые рынки, соборная мечеть. Город чистый, жизнь приятная» - так писало об Испиджабе арабский историк Аль-Макдиси, а М.Кашгари назвал его «городом на белой реке» Отрар (Фараб, Тарбан, Турар)-крупный административный, торговый, ремесленный и культурный центр. Его называют-«Музей под открытым небом». Отрар основан в начале V-VI вв., a VII-VIIIвв. он сформировался как крупный город, где с родился великий ученый Аль-Фараби. Баласагун (Актобе)-политический и культурный центр на берегу реки Чу. Родной город М.Кашгари, Ю.Баласагуни. В Илийской долине в X-XII вв. насчитывалось 56 городов: Екиогуз (Эквиус), Коялык - ставки карлукских жабгу, Талхиз(Талгар) и др.•Арабские историки пишут о 16 кыпчакских городах на р.Иртыше.•В Центральном Казахстане-в долине р.Сарысу-Орда,в долине р.Жезды-Бескимыр. Большая роль в торговле прнадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях - Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Обменная торговля с кочевникам осуществлялось на ярмарках, которые собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджикесе. Особенности городов средневековья Казахстана: казахстанские города были неразрывно связаны с внешним миром и не могли существовать без него; часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях; города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или Руси. 25. городская культура Казахстана во второй половине 9-начале 13 в. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: 1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана. 2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. 3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун. 4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути. 5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак. 6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук. Функции городов 1. Города - административные центры. (VII-VIII вв.). Свою независимость и самостоятельность владетели городов подчеркивали выпуском монеты, также имели вооруженную дружину. Письменные источники свидетельствует о титуалах владетелей некоторых городов: • Отрарбенд - центр округа Фараб на средней Сырдарье (VIII в.), титул правителя - царь; • Керминкент - кутегин-лабан; • Барысхан - манап или тебин-барсхан; • Навакет -яланшах; • Семекны- инал-тегин. 2. Города - центры земледелия, торговли и ремесла. 3. Города - центры культуры Расцвет городской культуры В период IX - начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляется новый район городской культуры - Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет:• увеличения рабадов;• оседания кочевников. Численность городского населения: В наиболее крупных городах в IX-XII вв. проживало многотысячное население:• в Испиджабе - 40 тыс., • в Отраре - 16 тыс.,• Таразе и Баласагуне - по 10 тыс. человек.• Больше городов с населением от 1-1,5 до 3 тыс. человек. 26)Вклад в развитие мировой науки ученого средневекового Казахстана аль- Фараби. Среди отрарских мысли­телей средневековья самым знаменитым является Абу Наср аль-Фараби-"Аристотель Востока", великий ученый-энциклопедист математик, занимался геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул-«Муаллим ассана- Второй учитель».Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Он оставил глубокие научные положения почти во всех отраслях знаний: астрономии, медицине, социологии, лиигвистике, этике, поэзии, музыке, риторике и др. Известный восточный ученый Ибн Хаукаль писал об аль-Фараби: "Он один из самых крупных философов среди мусульман. Никто из них не дорос до его уровня. Даже Абу Али ибн Сина (980—1037 гг.) в своих трудах использовал его труды и достиг благодаря им высот в науке". Аль-Фараби - ученый, развивший многие отрасли древнегреческой науки. Он известен как автор комментариев к сочинениям и трудам Аристотеля (отсюда его почетное прозвище — "Второй Учитель"). По свидетельству Ибн Халикана, аль-Фараби прочитал научные трак­таты Аристотеля: "Метафизику" — сорок раз, "О душе" — сто раз, а "Риторику" — двести раз. Кроме чисто научной деятельности аль-Фараби занимался пропагандой, призывая к миру, взаимопониманию и соблюдению этических и моральных норм человеческого сосуществования. Великий гуманист придерживался идеалистических взглядов, уделяя особое внимание нравственным аспектам развития человека и общества. Абу Наср аль-Фараби написал около 150 трактатов по вопросам метафизики, языкознания, логики, географии, этике и другим отраслям знаний."Энциклопедия наук", «О происхождении наук». Он сблизил и синтезировал в своём творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур.Ему принадлежат труды: «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира,а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение. 27. Религиозные системы на тер-рии Каз-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христианство, ислам. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране "десяти стрел", то есть в Зап.-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам. С серед. 14 в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовало политика ханов Улуг Улуса. особенно Озбек хана.. Буддизм - проник в ЮКаз и Семиречье с середины I в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и канглам (I—III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:-Два буддийских храма - в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе (VH-VIII вв);-Подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.);-Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины в сюжетами буддийской иконографии.• Христианство -в VII-VIII вв. в городах Юж­ного Казахстана и Семиречья широко рас­пространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был - г. Мерв;-При патриархе Тимофее (780-819 гг.) хрис­тианство принято карлукским жабгу;-На рубеже IX-X вв.была образована к карлукская митрополия;-в Таразе и Мерке действовали христианские церкви; -В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета;-В.Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.• Манихейство -возникла в III в. н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распрос­транении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья - Баласагуне и Шигил-балыке.-В Таразе найден бронзовый медальон с женс-ким изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.• Зороастризм - возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. - Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. - В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.• Ислам -VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией;-Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети;-Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.-К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне;-Со второй половины IX-X вв. распростра­няется совершение мусульманских погребаль­ных обрядов - умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой нa северо-запад, лицом на юг.- Ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.);-В 11-12вв группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.012 с.)