Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. История Нового времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Темы 5.1.-5.5. Европа и Америка в XVI – XVIII вв. Студент должен знать: - периодизацию истории Нового времени; - основные компоненты процесса модернизации; - хронологию европейских революций XVI – XVIII вв.; - важнейшие этапы революционного процесса; - стили, основные достижения художественной культуры в XVI-XVIII вв.; уметь: - анализировать важнейшие процессы, сопровождавшие переход к индустриальной цивилизации; - выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации; - проследить эволюцию политической и правовой систем в период Нового времени; иметь представление: - о характерных чертах Нового времени; - о новых формах развития экономики; - об основных идеях эпохи Просвещения.
Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Причины, предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Формирование нового пространственного восприятия мира. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Модели развития буржуазных отношений в странах «центра» и «периферии». Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Испанская империя при Карле V. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Революции XVI-XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Образование наций и национальных государств в Европе. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII века. Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения. Понятия, составляющие содержание тем: Новое время, Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, Контрреформация, абсолютизм, Просвещение, мануфактура, революция, модернизация, внутренний рынок, протекционизм, урбанизация, секуляризация, «Общественный договор», гражданское общество, Конституция.
Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI – XVIII вв. Студент должен знать: - причины усиления экспансии европейских стран; - модели политико-экономической экспансии европейцев; уметь: - показать на карте направления колониальной экспансии; - выявлять связь между колониализмом и развитием капитализма; иметь представление: - о жизни колоний в данный исторический период; - о деятельности торгово-колониальных компаний; - о хронологии колониальных захватов.
Китай, Индия, Османская империя: особенности развития в XVI – XVIII вв. Колониальная политика европейцев. Причины и модели политико-экономической экспансии европейских государств. Освоение европейцами Америки, Индии, Китая. Борьба за колонии и перераспределение колониальных владений. Начало создания колониальных империй. Деятельность торгово-колониальных компаний. Метрополии и колонии: история складывания отношений. Понятия, составляющие содержание темы: межцивилизационный диалог, колониальная экспансия, метрополия, колония, колониальная империя.
Темы 5.7.-5.12. Россия в XVI – XVIII вв. Студент должен знать: - основные процессы, характеризующие развитие России в XVI-XVIII вв.; - причины и последствия Смуты; - причины церковного раскола в России; - содержание реформ Петра I; - особенности развития и основные достижения российской культуры; уметь: - анализировать особенности и противоречия модернизации в России; - анализировать и показывать на карте территориальные изменения России; иметь представление: - об этапах закрепощения крестьян; - об особенностях взаимоотношений между властью и обществом; - о роли власти в социально-экономических процессах России; - об особенностях российского абсолютизма; - об изменении сословной структуры российского общества на протяжении XVI-XVIII вв.
Территория и население России в XVI веке. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города, ремёсла, торговля. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 года. Церковь и государство. Военные преобразования. Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Поражение и территориальные потери России. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI века. Учреждение патриаршества. Кризис конца XVI-начала XVII в. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Смутное время: причины, сущность, последствия. Борис Годунов и его политика. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и её особенности в России. Россия в середине и второй половине XVII века. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Политика протекционизма. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного строя. Социальные движения XVII века. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и Земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Государство и церковь. Реформы Никона, причины и последствия церковного раскола. Основные направления внешней политики России в XVII в. Характер российской колонизации. Русская традиционная культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII века. Россия в период реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и её итоги. Изменение места России в мире и провозглашение её империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура общества. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в истории России. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.). Причины дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III. Социально-экономическое развитие России в период с 1725 по 1762 гг. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II: идеология и политика. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Восстание под водительством Е. Пугачёва. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I – характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России, её роль в развитии системы международных отношений во второй половине XVIII в. Превращение России в мировую державу. Культура России в середине и во второй половине XVIII века. Понятия, составляющие содержание тем: приказной строй, опричнина, многонациональность, поликонфессиональность, Смута, подушная подать, коллегии, табель о рангах, казачество, просвещённый абсолютизм. Темы 5.13.-5.15. Становление индустриальной цивилизации (XIX в.) Студент должен знать: - признаки индустриальной цивилизации; - признаки монополистического капитализма; - формы монополистических объединений; уметь: - отличать индустриальную цивилизацию от аграрной; - показать и объяснить неравномерность развития капитализма в разных регионах Европы; - выделять страны «старого» и «молодого» капитализма; иметь представление: - о роли науки в индустриальной цивилизации; - о социальных и политических последствиях промышленного переворота; - об особенностях процесса модернизации в Германии, США; - о признаках индустриального общества.
Признаки индустриальной цивилизации. Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и Америки. Экономические, социальные и политические последствия промышленного переворота. Технические достижения. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века. Возникновение идейно-политических течений. Либерализм, социализм, консерватизм: идейная платформа и социальная база. Возникновение рабочего движения. Парламентская реформа и чартистское движение в Англии. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Становление партий и партийной деятельности. Урбанизация. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества. Старые и новые социальные составляющие: дворянство, средний класс, крестьянство, пролетариат. Изменение среды обитания человека. Европейские революции середины XIX века. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в европейских странах. Вторая империя во Франции. Объединительные процессы в Европе и в Америке. Объединение Италии. Германский путь модернизации. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание единого германского государства. Провозглашение Германской империи. Север и Юг Соединённых Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Особенности экономического развития стран «старого» и «молодого» капитализма во второй половине XIX в. Вторая научно-техническая революция. Экономические кризисы, образование монополий. Монополистический капитализм. Формы монополистических объединений. Роль государства в экономике. Индустриальное общество и его признаки. Понятия, составляющие содержание тем: промышленный переворот, фабрика, индустриальное общество, индивидуализм, «средний класс», «народный суверенитет», космополитизм, кризис, научная революция, слоксизм, консерватизм, социализм, либерализм, национализм, партия.
Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке Студент должен знать: - особенности модернизационных процессов в Китае, Османской империи, Японии; уметь: - сравнивать колониализм XVI – XVIII вв. и XIX века; - анализировать изменения, происходящие на Востоке под влиянием экспансии Запада; иметь представление: - о различных степенях зависимости стран Востока от капиталистических держав. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Европейские колониальные империи, формы их организации. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Британское колониальное господство в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Попытки модернизации в странах Востока. Китай: политика самоизоляции, кризис империи. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Политика «самоусиления». Восточный вопрос и Османская империя: попытка модернизации. Танзимат. Япония: опыт модернизации. Период реставрации Мэйдзи. Понятия, составляющие содержание темы: «восточный вопрос», политика «самоусиления», танзимат, изоляция, право экстерриториальности.
Тема 5.17. Особенности развития стран Латинской Америки В XIX – начале XX вв. Студент должен знать: - причины кризиса колониальной системы в Латинской Америке; - типологию латиноамериканских революций; уметь: - показать на карте территориальные изменения в ходе борьбы за независимость; иметь представление: - о ходе борьбы за независимость в государствах Латинской Америки; - о взаимоотношениях между государствами Латинской Америки и США; - об особенностях развития стран Латинской Америки в XIX в.
Революции в Латинской Америке в XIX веке. Война за независимость. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан-Мартин. Экономические, политические преобразования. Последствия революций и реформ. Второй цикл либеральных реформ и революций во второй половине XIX в. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Особенности развития стран Латинской Америки. Понятия, составляющие содержание темы: антиколониализм, национально-освободительная борьба, доктрина.
Темы 5.18.-5.21. Россия в XIX веке Студент должен знать: - содержание основных преобразований в России в XIX в.; - этапы борьбы за демократизацию общества; уметь: - показать и объяснить неравномерность развития капитализма в России; иметь представление: - о роли и месте России в системе мировых цивилизаций; - об особенностях процесса модернизации в России; - об изменениях в духовной жизни в результате реформ XIX в.; - о повседневной жизни населения России в XIX в.; - об основных направлениях внешней политики России.
Россия в первой половине XIX столетия. Территория и население империи. Социальная структура. Традиции «просвещённого абсолютизма» и новые задачи государственного строительства. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты А.А. Аракчеева. Военные поселения. Причины неудач реформ Александра I. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Основные направления и принципы внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Развитие экономики. Начало промышленного переворота. Роль бюрократии. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Общественно-политическая мысль в России. Славянофилы. Западники. Русский утопический социализм. Основные направления внешней политики второй четверти XIX века. Россия и европейские революции 30-40 гг. XIX в. Крымская война и её последствия для страны. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Финансовые преобразования. Реформы в области образования. Итоги реформ и их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Российский либерализм. Особенности государственно-политического консерватизма. Социалистические идеи в России. Политика ограничения реформ. Консервативный курс Александра III. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Завершение промышленного переворота. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Повседневная жизнь населения России в XIX веке. Крестьянская община. Семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет народа. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Обычаи и нравы народов России. Понятия, составляющие содержание тем: военные поселения, декабристы, западники, славянофилы, теория «официальной народности», общественно-политическая мысль, аракчеевщина, общественное движение, бюрократия, народничество.
Тема 5.22. Международные отношения в XVII-XIX вв. Студент должен знать: - содержание Вестфальской и Венской систем миропорядка; - даты и цели создания внешнеполитических союзов XIX – начала XX в.; уметь: - анализировать изменения в геополитической ситуации; - показать по карте сферы притязаний ведущих европейских держав; иметь представление: - об изменении характера конфликтов в Новое время; - о средствах и способах установления мира после окончания войн и военных конфликтов.
Европейские войны XVII – XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Первая общеевропейская война – Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского концерта» и распределение ролей между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Антифранцузская коалиция. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». «Священный союз» и идеалы легитимизма. Крымская война и крах «Венской системы». Внешнеполитические союзы, дипломатия в конце XIX века. Понятия, составляющие содержание темы: Вестфальская система миропорядка, коалиция, политика «баланса сил», Венская система миропорядка, «статус-кво», геополитическое положение.
Тема 5.23. Духовное развитие Западной цивилизации и России В индустриальную эпоху Студент должен знать: - основные достижения науки XIX в.; уметь: - обосновать появление новых тенденций в развитии культуры на рубеже XIX-начала XX вв.; иметь представление: - об основных художественных стилях; - об особенностях развития культуры в пореформенный период; - об особенностях духовной жизни Нового времени.
Особенности духовной жизни Нового времени. Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристика. Интеллектуальная и художественная жизнь России в первой половине XIX века. Развитие науки и техники. Рост национального самосознания. Правительственная политика в отношении образования. Университеты. Литература, стили и направления: сентиментализм, романтизм, реализм. Искусство. Развитие культуры в пореформенной России. Влияние великих реформ на развитие культуры. Перемены в образовании. Основные течения в художественной культуре (модернизм, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Золотой век русской литературы. Особенности в развитии искусства. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Декаданс. Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой XIX веке. Научно-технический прогресс на рубеже XIX- начала XX вв. Энергетическая революция. Расширение границ познаваемого мира. Развитие транспорта и средств связи. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Понятия, составляющие содержание темы: художественный стиль, барокко, сентиментализм, реализм, классицизм, романтизм, импрессионизм, модернизм, символизм, авангардизм.
Раздел 6. Новейшая история Темы 6.1 Мир в начале XX века Студент должен знать: - ведущие тенденции политического развития мирового сообщества на рубеже XIX-XX вв.; - основные идеи политических течений (либерализма, консерватизма, социал-демократии); уметь: - объяснять неравномерность развития отдельных стран Запада; иметь представление: - об основных социально-экономических процессах в странах Запада в начале XX в.; - о роли рабочего и профсоюзного движения в политической жизни Западной Европы.
Основные социально-экономические и политические процессы в мире в начале XX в. Научно-технический прогресс. Неравномерность развития стран мира. «Новый ландшафт» Европы и Северной Америки. «Американский» и «прусский» пути развития. Центры и периферия индустриального мира. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Социальные движения. Пути разрешения социальных противоречий. Социальные реформы. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. Ведущие тенденции политического развития мирового сообщества на рубеже XIX-XX вв. Кризис классических идеологических доктрин. Оформление идейно-политических течений. Либерализм, консерватизм, реформизм, революционный марксизм, панславизм, пантюркизм, панисламизм. Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Понятия, составляющие содержание тем: государственно-монополистический капитализм, военно-политический блок, социал-демократия, милитаризация, технократизм, догоняющее развитие.
Темы 6.2.-6.4. Россия в начале ХХ века Студент должен знать: - причины социальных противоречий в начале ХХ в.; - причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг.; - основные положения Манифеста 17 октября и его значение в истории России; уметь: - анализировать состав движущих сил революции 1905-1907 гг.; иметь представление: - о месте России в модернизационном процессе начала XX в.; - о причинах кризиса власти и общества в России в начале XX в.; - об истории деятельности первых Государственных Дум в России; - о ведущих политических партиях России.
Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Демографический состав российского общества. Русификация и «мягкая колонизация». Плюсы и минусы российской национальной политики. Задачи модернизации в России. Готовность общества к экономической модернизации по западным образцам. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Реформаторские проекты начала века, опыт их реализации. Экономические реформы С.Ю. Витте. Консервативно-охранительная позиция В.К. Плеве и его сторонников. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Социальный состав российского общества. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Уровень образования. Быт и культура. Кризис сословного деления. Политический и общественный строй в России в начале XX века. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале века. Либерализм и консерватизм. Народнические и марксистские партии. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ по модернизации или протест против неё. Причины, основные этапы и итоги. Реформы П.А. Столыпина. Первый опыт парламентаризма в России. Российская правовая система. Свод Законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Правовая культура населения. Манифест 17 октября. Политические свободы: декларация и практическое воплощение. Формирование партий. Становление Российского парламентаризма, Деятельность I и II Государственных Дум. Сущность третьеиюньской политической системы. Структура государственной власти. III и IV Государственные Думы. Понятия, составляющие содержание тем: Государственная дума, альянс, боевые дружины, забастовка, манифест, отруб, хутор, реакция, цензура.
Тема 6.5. Международные отношения в начале XX века. Первая мировая война. Студент должен знать: - изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв.; - причины Первой мировой войны; - важнейшие сражения Первой мировой войны; - последствия Первой мировой войны для мира и России; уметь: - анализировать новые тенденции в международных отношениях эпохи индустриализации; - проследить по карте территориальные изменения после Первой мировой войны; иметь представление: - об основных военных конфликтах начала XX в.; - о Версальско-Вашингтонской системе.
Международные отношения в начале XX века. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская, и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав – Тройственного союза и Антанты. Истоки и причины Первой мировой войны. Борьба за передел мира. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на Российское общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорция в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки интеграции, замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальский мирный договор. Начало складывания международно-правовой системы. Лига Наций. Понятия, составляющие содержание темы: милитаризация, патриотизм, интервенция, техносфера, аннексия, контрибуция, репарации, интернационализация.
Темы 6.6.; 6.7. Россия в 1917 году Студент должен знать: - причины общественно-политического кризиса в России с февраля по октябрь 1917 г.; уметь: - устанавливать связь между Первой мировой войной и революционными событиями 1917 г.; - анализировать характер февральской и октябрьской революций 1917 г.; иметь представление: - о различных оценках событий 1917 г.; - о первых преобразованиях советской власти.
Февральская революция в России. Причины и ход революции. Двоевластие. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Кризисы Временного правительства: причины и последствия. Причины радикализации общества. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в России. Октябрьская революция и её последствия. Приход большевиков к власти. Споры об октябре 1917 года: логическое развитие февральских событий или заговор? Первые шаги Советской власти. Ликвидация сословного строя. Первые декреты Советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Понятия, составляющие содержание тем: Учредительное собрание, декрет, гражданская война, однопартийная система, «экспорт революции», двоевластие, террор, фракция, оппозиция, национализация, экспроприация. Темы 6.8.; 6.9. Европа и США в 1918-1939 гг. Студент должен знать: - причины и последствия Мирового экономического кризиса 30-х гг. ХХ в.; - причины появления и распространения авторитарных и тоталитарных режимов; - особенности развития стран Азии и Африки между двумя мировыми войнами; уметь: - различать авторитарные, тоталитарные и либеральные режимы; - объяснять выбор различных моделей развития; иметь представление: - о различных путях выхода из экономического кризиса; - о причинах нарастании военной угрозы в мире в 30-е гг. ХХ в.
Международные отношения в 1918-1939 гг. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. СССР как фактор мировой политики. Ослабление международного рабочего движения. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Последствия мирового экономического кризиса. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа. Страны Востока после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция и реформы в Турции. М. Кемаль. Китай: путь к обретению самостоятельности. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Страны Запада в 20-е – 30-е гг. Послевоенный кризис Европы. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Различные пути преодоления кризиса. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. Понятия, составляющие содержание тем: мировой экономический кризис, кейнсианство, авторитарный режим, фашизм, нацизм, маргинализация, реваншизм.
Темы 6.10.- 6.14. Советская Россия, СССР в 1918-1941 гг. Студент должен знать: - причины, этапы и итоги Гражданской войны; - сущность политики «военного коммунизма»; - сущность и направления новой экономической политики; - основные социально-экономические, политические и культурные преобразования в СССР в 20-х-30-х годах XX века; уметь: - объяснить складывание тоталитарной модели развития в СССР; - объяснить внешнеполитическую деятельность Советского государства накануне Великой Отечественной войны; иметь представление: - об особенностях складывания и развития Советской государственной системы. Гражданская война в России. Причины, основные этапы, действующие лица, политические программы сторон. «Белый» и «красный» террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Последствия гражданской войны. Российская эмиграция. Политика «военного коммунизма»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенция стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи. Социально-экономические преобразования. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика: сущность и направления. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свёртывания нэпа. Индустриализация, коллективизация. Успехи и недостатки экономического курса. Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Политические и культурные преобразования в СССР в 20-е – 30-е гг. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР. Внутрипартийная борьба. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Достижения и потери в сфере науки и искусства. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-е – 30-е гг. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Попытки возврата к границам российской империи: советско-финляндская война, присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Понятия, составляющие содержание тем: «военный коммунизм», интервенция, новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация, «культурная революция», культ личности, национализация, экспроприация, интенсивное развитие, экстенсивное развитие.
Темы 6.15.- 6.17. Вторая мировая война Студент должен знать: - цели и планы воюющих стран; - периодизацию Второй мировой и Великой Отечественной войн; - даты наиболее значительных событий в годы войны; - итоги и политические последствия Великой Отечественной и Второй мировой войн; уметь: - показать на карте важнейшие фронты и места сражений Великой Отечественной войны; - анализировать последствия Великой Отечественной войны; иметь пре< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.231 (0.013 с.) |