Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. История Средних веков

Поиск

Темы 4.1.- 4.3. Европа в Средние века

Студент должен

знать:

- периодизацию средневековья;

- даты важнейших событий в рамках периода;

- признаки феодализма;

- основные этапы развития государства, общества и церкви в средневековой Европе;

- социальную структуру средневекового общества;

уметь:

- анализировать цивилизационные последствия варварских нашествий;

иметь представление:

- о значении античного и варварского компонентов в становлении западноевропейской цивилизации;

- об основных формах государственной власти в Европе в период средневековья;

- о месте средневекового города в образовании западноевропейского общества;

- о роли католической церкви в формировании средневековой цивилизации в Европе.

Понятие «средние века». Хронологические рамки западного Средневековья. Кризис античной цивилизации. Великое переселение народов и его историческое значение. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Образование варварских королевств. Процесс христианизации германских народов. Особенности социально-экономического развития в раннесредневековом периоде. Пути формирования феодальной земельной собственности. Политическая раздробленность и её причины. Римская католическая церковь в средневековье. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Церковь и светские власти, церковь и общество в Западной Европе.

Социально-экономические особенности периода расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Складывание средневековых классов и сословий. Феодалы, крестьяне, европейское рыцарство. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феодальное землевладение. Феод. Феодальные повинности. Вассальные связи. Формирование «феодальной лестницы». Феномен средневекового города. Цехи и гильдии. Средневековые города-республики.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Франция, Генеральные штаты. Англия, Великая хартия вольностей, парламент. Складывание централизованных государств в Европе. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Характер международных отношений в средние века. Феномен крестовых походов.

Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Представления о мире и человеке в Средние века. Природа, бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде и рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.

Понятия, составляющие содержание тем:

средние века, Великое переселение народов, феод, бенефиций, вестготы, сословно-представительная монархия, централизованное государство, вассальные связи, варварство, нация, коммунальные революции, монастырь, крестовый поход, инквизиция, ереси, католицизм, сеньор, сюзерен, помещики, крестьянская война.

 

Темы 4.4.; 4.5. Византийская цивилизация

Студент должен

знать:

- основные процессы, характеризующие развитие византийской цивилизации;

- этапы становления восточного христианства;

- причины гибели византийской цивилизации;

уметь:

- сравнивать западноевропейскую и восточноевропейскую модели развития;

иметь представление:

- об особенностях развития восточнохристианской цивилизации;

- об особой системе ценностей в византийской цивилизации;

- об особенностях политической системы и развития феодализма в Византии.

 

Возникновение византийской цивилизации. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийская империя: основные этапы развития, территория, хозяйство, особенности политической системы. Особенности развития феодализма в Византии. Церковь и государственная власть. Духовная жизнь Византии. Культурное влияние Византии. «Вызов» Запада (крестовые походы). «Вызов» Востока (османская экспансия). Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.

Понятия, составляющие содержание тем:

автаркия, аскетизм, церковный раскол, православие, патриарх, митрополит, экспансия, гражданская война.

 

Темы 4.6.; 4.7. Арабо-мусульманская цивилизация

Студент должен

знать:

- основные факты и явления, характеризующие арабо-мусульманскую цивилизацию;

- особенности политической и правовой системы Арабского халифата;

- причины распада халифата;

уметь:

- показать влияние ислама на исторический путь арабских племен;

иметь представление:

- об этапах формирования арабо-мусульманской цивилизации;

- о взаимоотношениях арабов с окружающим миром;

- о достижениях арабо-мусульманской цивилизации в области культуры.

 

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Исламизация: пути и методы складывания мира ислама. Арабский халифат: особенности государственного и общественного строя. Социально-экономические отношения.

Коран как религиозный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат.

Крестовые походы как столкновение Востока и Запада. Раскол Арабского халифата. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Турецкие завоевания на Балканах. Османская империя. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века.

Арабо-мусульманская культура: особенности, влияние на народы Европы. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Поэзия и проза. Культура повседневности.

Понятия, составляющие содержание тем:

ислам, мусульманство, Коран, халиф, медресе, вакфы, джизия, мульк, умма, ушр, харадж, шариат, Реконкиста.

Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века

Студент должен

знать:

- этапы развития цивилизаций Востока в Средние века;

- особенности развития Китая, Индии и Японии в Средние века;

уметь:

- сравнивать западноевропейский средневековый феодализм с феодализмом в Китае и Японии;

- анализировать своеобразие индийской общины;

иметь представление:

- о степени влияния конфуцианства на развитие Китая;

- об основных правящих династиях Китая;

- о социально-религиозных особенностях развития средневековой Индии;

- об особенностях формирования Японской цивилизации.

 

Периодизация средневековой истории Китая. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Особенность экономических процессов.

Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Нашествия на Китай в IV-VIII вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Культура средневекового Китая и её влияние на соседние страны.

Периодизация средневековой истории Индии, столицы, границы. Сущность буддизма. Превращение буддизма в мировую религию. Индийские княжества. Делийский султанат. Особенности социально-экономического развития Индии. Индийская община и государственная власть. Религии Индии, распространение ислама, его роль в истории Индии. Культура средневековой Индии.

Средневековая Япония. Становление государственности. Японский феодализм, период феодальной раздробленности. Проникновение буддизма в Японию.

Понятия, составляющие содержание темы:

иерархия, варны, касты, легисты, индуизм, синтоизм, самураи.

 

Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки

Студент должен

знать:

- общие тенденции развития народов американского континента;

- особенности государственности и хозяйственной жизни в доколумбовой Америке;

уметь:

- показать на карте крупные государственные образования на территории Америки;

иметь представление:

- о цивилизационных особенностях доколумбовых цивилизаций Америки.

 

Заселение американского континента. Мезоамерика: периодизация, догосударственные образования, особенности хозяйственной жизни и культа. Майя. Ацтеки. Цивилизации Южной Америки: доинкский период, инки. Общеисторические закономерности развития доколумбовой Америки и Старого Света. Современный взгляд на проблему «открытия Америки» европейцами в конце XV в. Последствия прихода европейцев для цивилизационного развития Америки.

Понятия, составляющие содержание темы:

Мезоамерика, Атлантида, чинампас, узелковое письмо.

 

Темы 4.10.-4.16. От Древней Руси к Московскому царству

Студент должен

знать:

- этапы развития государственности на Руси;

- особенности политического развития Древней Руси;

- особенности социально-экономического развития Древней Руси;

уметь:

- анализировать влияние Востока на формирование монархической власти в России;

- сравнивать развитие российской и западноевропейской цивилизации;

- показать на карте расселение славянских племен;

иметь представление:

- о различных версиях происхождения государственности у восточных славян;

- о формировании древнерусской народности;

- о самобытности развития России;

- о развитии идеи монархической власти.

 

История России — часть всемирной истории.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Дискуссия о происхождении и прародине славян. Распад славянской общности. Восточнославянские племена и их соседи в VII-VIII вв. Родовая и территориальная община. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союза племён. Славяне в Восточной Европе. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Рождение Киевской Руси. Племенные союзы восточных славян. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность: происхождение и социальный статус. Дань и данничество.

Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Русь и её соседи в XI – начале XII вв. Ярослав Мудрый. Право в Древней Руси. «Русская Правда». «Лествичный» порядок наследования власти. Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Древняя Русь в эпоху раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Система управления завоёванными землями. Принятие Ордой ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.

Русь на пути к возрождению. Восстановление экономики русских земель. Русь и Золотая Орда в XIV веке. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. Флорентийская уния.

От Руси к России. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Социальная структура общества. Формы землевладения.

Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим» и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Понятия, составляющие содержание темы:

архонты, племенные союзы, вервь, вече, князь, дружина, дань, полюдье, погост, урок, крещение, волхвы, двоеверие, боярство, Боярская дума, уния, закупы, изгои, рядовичи, холопы, междоусобицы, раздробленность, вотчина, поместье, иго, баскак, ярлык, архимандрит, крепостное право, барщина, оброк, Судебник, дворяне, царь, иосифляне, нестяжатели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.124 (0.012 с.)