Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские и методологические основы исторической науки.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История как наука. Философские и методологические основы исторической науки. Историю, наряду с философией, по праву можно назвать наиболее древней областью гуманитарного знания. Как и любая наука об обществе, история развивается пока очень медленно. Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил Геродот (5 в. до н.э.). Самая большая проблема – критерий истины, так как проверить на практике, воспроизвести событие прошлого невозможно. Когда историки осознали ограниченность знаний о прошлом, появилась первая методология (учение о структуре, методах деятельности) – позитивизм. Позитивисты полагали, что подлинное знание может быть получено при наблюдении. Тогда начинает формироваться источниковедение (гл. вспомогат. дисциплина истории). Особенности истории: нет строгих теорий, изучение источников, невозможность эксперимента. Предмет исследования: событие в прошлом, документальные свидетельства об этом событии. в 20 в. история стала рассматриваться как познавательная среда гуманитарного знания, из нее рождаются новые науки: социология, культурология, антропология и др. История совмещает два типа предметности: социальную и гуманитарную. Она исследует общество, но через источники – тексты, знаки. Основные направления современной исторической науки. Наиболее популярным направлением истории в 20 в. является исторический позитивизм. Задачей историка позитивисты считают как можно более достоверную реконструкцию событий, не вдаваясь в рассуждения о причинах возникновения этих событий. Т.е. цель историка – ответить на вопрос «как», а не «почему». Школа Анналов – жесткий критик позитивизма. Основоположник Люсьен Февр. Предмет науки истории. Исследователь и исторический источник. Наиболее распространенные точки зрения на предмет истории:
2. Проблема происхождения славян. Славяне Восточной Европы: территория, расселение, материальная и духовная культура. Гл. II §1. Этногенез и ранняя история славян. Славяне Восточной Европы и их соседи в раннем средневековье. Проблема происхождения славян в историографии. К середине VII в. славяне заселяют почти весь Балканский полуостров, который выходит из-под контроля Византии. Вопросом о происхождении славян интересовались и в средневековом славянском мире. Один из летописцев «Повести временных лет» (XI - нач. XII вв.) считал, что прародина славян находилась в Верхнем Подунавье, на территории Норика, одной из провинций Римской империи. Из других источников известно, что в Норик славяне пришли лишь в VI в. Один из первых русских историков В.Н. Татищев (1686-1750) производил этноним «славяне» от славы и потому был уверен, что славяне должны были называться как-то иначе, скорее всего, венетами. Дискуссии привели к появлению нового научного направления - славистики. Впервые тогда были использованы не только данные письменных источников, но и археологические находки, и достижения лингвистики. Немецкий учёный Карл Готтлиб фон Антон (1751-1818), используя данные археологии, поместил прародину славян севернее Карпат и предположил, что носители лужицкой культуры были славянами. Словацкий учёный Павел-Йозеф Шафарик (1795-1861) доказывал, что прародина славян в Подунавье. Расселение славян на Восточно-Европейской равнине.
3. Соседи восточных славян по данным археологии и письменных источников. Соседи восточных славян.
Во 2-й пол. V – 1-й пол. VI вв. на Южном Алтае местные и пришлые кочевые племена, в основном тюркоязычные, образовали племенной союз, который находился сначала в зависимости от Аварского каганата.
4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика. Проблемы, которые обсуждают учёные не одно столетие, сформулировал ещё один из летописцев «Повести временных лет». Жаркие дискуссии о происхождении Древнерусского государства ведутся и ныне, в основном по тематике, связанной с так называемой «норманнской проблемой».
Процесс образования государства – политогенез – прогрессивен не сам по себе, а как формальное отражение и закрепление великого прогрессивного явления - разделения труда. Именно эта абсолютизация привела к современному состоянию так называемой норманнской проблемы: “официальный” антинорманизм не устоял после принятия норманистами тезиса о том, что восточные славяне были в IX в. способны к созданию государства без внешнего (норманнского) вмешательства.
Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Анти-норманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую Академию Наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также признание наличия предпосылок государствен-ности в самой Руси до Рюрика. Особым научным направлением является современный антинорманизм. Варягов антинорманисты, в частности, липецкий исследователь В.В. Фомин, считают балтийскими славянами. Проблема происхождения Древнерусского государства ещё ждёт своего решения.
Крещение Руси. §2. Религия и культура Древней Руси. Крещение Руси. Историки полагают, что изначально Владимир принял христианство не византийского толка, а кирилло-мефодиевской традиции, уже широко распространённое на Руси. Таким образом Древняя Русь сохраняла независимость от Византии и Германской империи. Владимир построил первый главный храм Киева и Киевской Руси – церковь Богородицы, иначе называвшуюся Десятинной Митрополия греческого подчинения была учреждена на Руси только в 1037 г., при Ярославе Мудром. В 1051 г. без согласования с Константинополем Ярослав назначил митрополитом русского священника (даже не епископа!) Илариона. По указанию князя Илларион ввёл церковный устав, отличающийся от норм греческого права. Главной обителью Древней Руси был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. Административные реформы Петра I. Учреждение и реформа Сената. Коллегии. Генеральный регламент.
34. 2-е издание крепостного права: сущность, причины, этапы.
37. Трансформации в России в 19 в.: территория, население, сословия и социальные группы. 42. Начало гражданского раскрепощения (реформы 1860-1870-х гг.). Значение и итоги «великих реформ» Александра II. В 1868 г. в Японии революция, продлившаяся до 1912 г. Проходившая под лозунгом возвращения к национальным ценностям, на самом деле она вела к европеизации Японии: отмена феодальных владений. Одним из показателей кризисного (переходного) состояния европейского общества стали локальные войны. В 1877-1878 гг. происходят сражения на фронтах русско-турецкой войны, приведшие к получению автономии или независимости балканскими народами. Одной из реформ стало учреждение земств и городских дум. В компетенцию земств и дум входило строительство и руководство школами, больницами, местными путями сообщения. 43. Развитие капиталистических отношений в пореформенной России. Капиталистическое производство в сельском хозяйстве пореформенной России развивалось по двум направлениям – прусскому (помещичьему) и американскому (крестьянскому). Первое из них медленным, мучительным врастанием в рыночные отношения помещичьих хозяйств за счет крестьянских. Второе означало относительно свободное развитие фермерских (крестьянских) хозяйств и переход их на рельсы капиталистического производства. И в том, и в другом случае шло расслоение крестьянства на богатое (кулачество), среднее и бедное. Для многих семей селян эти процессы заканчивались раскрестьяниванием, т.е. переходом их на положение сельского пролетариата. На другом полюсе деревни шел процесс раздворянивания, иными словами, или обнищания поместного дворянства, или перемены дворянством рода занятий (чиновничья служба, работа в банках, фирмах, промышленное предпринимательство, игра на бирже и т.п.). Лишь небольшая часть помещиков сумела организовать крупное хозяйство, которое получило название экономий. Первые же пореформенные десятилетия показали, что зажиточные крестьяне быстрее и легче всех приспосабливались к новым условиям.
Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.Консервативное, либеральное и революционно-демократическое течение. В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Охранительное направление. Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “ теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”. Либеральное направление. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I. Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора. Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина). 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.
47. Россия на мировой арене в 1894-1916 гг. В пореформенные годы значительно выросла рождаемость. Научные открытия быстрее, чем прежде, проникали в производство и повседневную жизнь городов. Разработка новых видов техники привела к быстрому насыщению повседневной жизни людей в разных странах, в том числе и в России, новыми атрибутами – автомобилями, самолетами, дизельными локомотивами, телефонами, радиоприемниками, фонографами, трамваями, метро и т.п. Все это свидетельствовало о том, что Россия в короткий исторический срок совершила гигантский рывок в своем индустриальном развитии. В то же время, наша страна по-прежнему оставалась крупнейшим аграрным производителем. Противоречия российской модернизации. Большой проблемой для экономики страны была ее растущая зависимость от Запада. Россия постепенно превращалась в самого большого мирового должника. Внешние вызовы. Бурное индустриальное развитие России, высокие темпы ее прогресса в конце 19 – начале 20 вв. не могли не настораживать соседей, как в Европе, так и в Азии. Успешное продвижение России на Балканы, усиление ее роли в Средней Азии значительно обострили и англо-русские противоречия. Оформление военно-политического союза Германии и Австро-Венгрии, а затем России и Франции положило начало разделению всей Европы на военно-политические лагеря. 51. Причины, этапы и особенности Гражданской войны в России. Весь путь революции с самого Февраля сопровождался стычками классового характера. Но это еще не являлось полноценной гражданской войной. Царский аппарат и буржуазию сломали без усилий. Настоящая гражданская война стала возможной, когда узкоклассовая политика большевиков создала широкую социальную базу для оппозиции в городах и в деревне. Чехословацкое выступление было сочувственно встречено и активно поддержано большинством крестьянства и рабочими Поволжья и Урала. Самара подняла красное знамя «демократической контрреволюции» против Москвы. Возникновение протяженного антисоветского фронта, отделение от Москвы востока и юга страны и образование там региональных антибольшевистских правительств стало итогом разрушительного, деструктивного периода революции. Весенние планы компромисса с буржуазией были погребены начавшимся вооруженным походом в деревню и ответной борьбой крестьянства совместно с враждебно настроенными к большевикам рабочими. Буржуазная контрреволюция сомкнулась с рабоче-крестьянской оппозицией, что было гораздо опаснее, чем ее изолированные, слабосильные попытки сопротивления в первые месяцы власти большевиков. Поэтому Ленин круто меняет направление и решает разбить наметившийся блок, ударив по буржуазии (документ 7) и пойдя на уступки крестьянству. Объявление красного террора (Декрет Совета Народных Комиссаров о красном терроре.) явилось результатом общего поворота ленинской политики, начавшейся в августе 1918 г. Ленин начинает решительно пересматривать крестьянскую политику, ищет способы «нейтрализовать в гражданской войне наибольшее возможное число крестьян». Фактически именно тогда начинается перемена курса большевиков на так называемый союз со средним крестьянством, нашедший свое официальное выражение в марте 1919 года на VIII съезде РКП(б). Изменения в крестьянской политике, привлечение кооперации, оживление торговых операций с деревней были столь впечатляющими по сравнению с предыдущим периодом вооруженных походов и репрессий против частноторгового аппарата, что на страницах небольшевистской печати появился термин «новый период экономической политики» - НПЭП. Пересмотр экономической политики происходил на фоне военных успехов Советской власти. Красная армия одерживала убедительные победы: отброшен Колчак, взят Киев, развалился донской фронт Краснова. Началось объединение страны под красным флагом. Принимая приглашение американского президента Вильсона («Начертать политику для всех народов бывшей Российской империи») к переговорам на Принцевых островах, советское правительство проявило большую уступчивость и решимость идти на компромиссы с империалистическими державами. Выражалась готовность признать старые долги, предоставить концессии иностранному капиталу, обсудить вопрос о территориальных претензиях и границах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.014 с.) |