Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расселение булгар на территории краяСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все памятники раннебулгарской эпохи (VIII – IХ вв.) в Предволжье концентрируются в южной части региона, в основном в Тетюшском районе Татарстана. В хронологическом, а отчасти и культурном отношении памятники раннеболгарского периода можно разделить на две группы. К первой относятся Большетарханские I и II могильники. Они датируются второй половиной VIII–IX вв., а в культурном отношении теснейшим образом связаны с булгаро-салтовскими памятниками Юго-Восточной Европы и, по-видимому, оставлены собственно булгарскими племенными группами, перселившимися в Среднее Поволжье в VII – VIIIвв. Ко второй группе исследователями отнесены Тетюшский могильник и Кашкинское местонахождение. Они датируются IX – X вв. На Тетюшском могильнике (в районе нефтебазы) было вскрыто 140 погребений раннебулгарских языческих и раннемусульманских IX– начала X вв. В материалах могильника наряду собственно с булгаро-салтовскими элементами культуры явственнее прослеживаются черты прикамско-уральских этнических групп. Во время раскопок 1969-1970 года на Тетюшском могильнике помимо других были вскрыты несколько десятков погребений близких по обряду и по вещам языческой части Танкеевского могильника (с.Танкеевка, Куйбышевского района). Раннеболгарская плоскодонная горшковидная посуда гончарной выделки серого цвета с растительной примесью в тесте. Возможно, это было одно объединение булгарских племен. При раскопках Тетюшского могильника было найдено немало женских украшений. Среди них: медные височные кольца в виде простого несомкнутого круга, медная трубчатая пронизка из свернутого листка, бронзовая небольшая цельнолитая пуговка и более крупная из двух половинок с орнаментом. Найдены многочисленные бусы и бисер (мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые, главным образом, для вышивания на предметах быта, женской одежды) из сердолика (розовый минерал), пасты и известняка. Были обнаружены также железный нож простого типа, крупный серп совершенной формы и глиняный горшочек с уплощенным дном и нарезкой по краям горловины. Эти находки датируются IX- X вв. и принадлежали ранним булгарам. Вещи говорят о высоком уровне мастерства ремесленников, культуры. Из сходных вещей с Больше-Тарханским могильником можно назвать бронзовую пуговицу. Есть вещи, сходные с предметами, найденными на городище Великие Болгары, например, пуговица из двух половинок. Она датируется домонгольским периодом. Данные факты говорят о близких отношениях булгарских племен, как на правом берегу Волги, так и с булгарами на левом берегу. Плотная заселенность правобережья Волги ниже устья Камы не случайное явление. Видимо именно здесь начиналась территория одного из булгарских княжеств с главным городом Ошелем (по нашему мнению - это Богдашкинское городище), разрушенное войсками русских князей в 1220 г. По материалам раскопок 2003 года, в которых довелось поучаствовать и нам со школьниками, это был достаточно крупный, хорошо укрепленный город. С легендарным городом «Тысячедомный Шунгат», отождествляемым со II Больше-Атрясским селищем с его кладами монет, связано одно из крупных и хорошо сохранившихся кладбищ – Больше-Атрясское. Местное название кладбища «Изгелер зираты» («Кладбище святых»). Интересные сведения по Больше-Атрясскому кладбищу оставил нам Ш.Марджани. Он сообщал, что в первой половине XIX века один русский помещик из деревни Ямбухтино изъял 20-30 надгробий с кладбища на кладку фундамента будущей церкви. Церковь в Ямбухтино до сих пор стоит в полуразрушенном виде. Именно на Б.Атрясском кладбище находилось наиболее раннее булгарское надгробие, известное в исторической литературе. Оно датировано 642 г. хиджры, т.е. 1244 г. Это надгробие было исследовано Г.Ахмеровым в том же селе Ямбухтино на пороге сельской церкви и по его словам имело «красивую надпись сульсом» и язык его был близок к современному казанско-татарскому языку. Кстати и сейчас на фундаменте и пороге входной двери церкви в Ямбухтино можно увидеть мусульманские плиты. Скорее всего, Больше-Атрясское, как и кладбища с надгробиями Урюмское, Больше-Шемякинское, Больше-Тарханское, как и Льяшевское городище тяготели к легендарному городу Тэтешу. Можно предположить, что отдельные стычки именьковцев с ранними булгарами имели место. Возможно, не все именьковские племена ушли до прихода в наши края ранних булгар. Предстоит разгадать загадку, обнаруженную во время раскопок на «Вшихе». В одной из ям слева по раскопу со стороны города, была обнаружена часть человеческого черепа (похоже, с искусственными повреждениями), рядом с которым лежали кости. На противоположной стороне был обнаружен фрагмент черепа (половина), ровно расколотый пополам. Не следы ли это военного столкновения именьковцев с булгарами? О вооружении булгар рассказали немало материалы Больше-Тарханского могильника. Впечатляют сабли. Длина их около 90 см. С заклепками, внутри скобок были вставлены деревянные пластинки, обтянутые кожей. Сабли, очевидно, носились на левом боку в ножнах, прикреплялись к поясу на двух ремнях. Был обнаружен кинжал с прямой спинкой, постепенно сужающийся к острию, лежавший возле левого бедра. Среди других находок: часть булавы; остатки кольчуг, состоявшие из отдельных колец диаметром в 13-15 мм.; два втулчатых наконечника копья – один с длинным пером, ромбический в сечении, другой - короткий, с плоским листовидным пером. Наконечники насаживались на древка. На раскопках на «Вшихе» встречено мало раннебулгарских находок, в основном фрагменты булгарской керамики. Можно предположить, что на горе булгарами был устроен сторожевой, наблюдательный пункт, а сами они жили выше, в районе собора и больницы по улице Урицкого. В старинном предании говорится о столбе, поставленном на Тетюшской горе, на котором в случае опасности зажигали костер, который был виден в Булгаре, откуда могла прийти быстрая помощь. На Вшихе, слева от тропы, ведущей к лестнице, рядом с раскопом из земли виднеются камни, расположенные большим прямоугольником. Возможно это остатки фундамента сторожевой башни булгар?
В VIII-IX веках в Среднее Поволжье перемещаются булгарские племена, история края делает резкий поворот. «Место пренарачито и красно велми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много…» Так описывается наш край в «Казанской истории» - наиболее раннем сочинении, посвященном истории Казани. Не случайно он заселялся с древних времен. В IX веке место около Тетюш облюбовали ранние булгары. В этих местах жили несколько родственных племен: эсегелы (эсегель), берсула, баранджары. Возможно, на территории современного Тетюшского района кочевало племя эсегель, давшее название одному из булгарских городов Ошелю (возле современного села Богдашкино). Хоронили булгар на том же месте, где совершались древние магические обряды их предшественников. На территории Тетюшского района обнаружено в разное время немало мест, связанных с жизнью булгарских племен. В 1907 году в 2-3 км к северу от Тетюш был обнаружен клад джучидских монет XV века. В Тетюшском могильнике III, который изучался в 1949, 1969, 1970, 1980 годах, было исследовано более 140 раннебулгарских языческих и мусульманских погребений IX - начала XI вв. В 800 метрах к северу был найден железный серп булгарского периода (Тетюшское местонахождение I). К Тетюшскому местонахождению III относится часть шумящей подвески в виде бронзовой фигурки уточки и глиняный сфероконус домонгольского периода. На Тетюшском селище I (расположенном в 500 м к северу на высокой террасе, изрезанной оврагами) учеными выявлен культурный слой до 1-1,5 м, протяженностью 200-300 м. Слой содержит именьковскую и булгарскую керамику. На Тетюшском селище II, которое располагается к югу от Вшихи, в 1949 году выявлен мощный культурный слой около 1 м. В нем была обнаружена керамика булгарского периода. (54) Важной представляется находка каменного надгробия, обследованного Н.Ф.Катаевым в 1895 году и Г.Е.Маловым в 1905 году. Исследователи относят его к первой половине XIV века. Ученый Р.Г.Фахрутдинов полагает, что на месте Тетюшского городища I сохранились остатки детинца города Тэтеш. Название определяется по татарским рукописям и народным преданиям. Площадь городища 9700 кв.м. Здесь, вероятно, располагался центр княжества в составе Волжско-Камской Булгарии. Обследовался в 1949 году. (55) Достаточно густо, по мнению ученого, был заселен край в золотоордынский период правый берег Волги ниже устья Камы до уровня верховьев речки Улемы. Обнаружена группа памятников около Тетюш. Тетюшское городище I, очевидно, является остатками булгарского города, построенного по сообщению Хисамутдина, князем Тетюшем (Тэтеш) после тимуровских нашествий в конце XIV века. (56) В своем сочинении «Таварихы Булгария» Хисамутдин ибн-Муслим Булгари писал: «…старик Тетюш с поколением своим очутился у оврага Булги, и стало селение Тетюш…» (57) К этому центру, видимо, примыкали булгарские поселения у «Богородицкого рынка», у современного села Колунец. В районе «Богородицкого рынка» (в 7-8 км ниже Тетюш на берегу Волги) был обнаружен фрагмент поливной керамики XIV века. У села Колунец археологами обнаружено во время объезда в 1967 году селище. Выше Тетюш, у села Сюкеево выявлены два селища, а также городище, относящиеся к булгарскому времени (золотоордынский период). Булгарских городов в Правобережье обнаружено мало (среди них известный по древнерусским летописям Ошель, по мнению ряда ученых, находившийся на месте Богдашкинского городища) (58) Известно, что в XVI веке Иван IV в речи перед митрополитом Макарием после взятия Казани говорил о том, что разместил многих воевод по татарским городам и землям. Значит, на территории Казанского ханства уже существовало немало поселений, основанных в булгарское время. В «Казанском летописце» говорится: «в 10 дней великих и малых острогов поставлено 30». (59) Среди них, возможно, был заложен острог на месте Сюкеевского городища. Монголы не строили городов и не позволяли их строить покоренным народам. Монголы прошли мечом и огнем по Волжской Булгарии, но в первое время не трогали местных порядков и установлений, ограничивались наложением дани и требованием приезда местных ханов и князьков для утверждения в Орду. Булгары смогли сохранить некоторые элементы автономии (60) Г.Ахмаров отмечал, что булгары вынуждены были оставлять родные очаги из-за бесконечных набегов кочевников. «В Тетюшском уезде мне приходилось слышать неоднократно от стариков, что наши предки переселились из Булгар» (61) Ученый-краевед Абдул-Каюм Насыри считал так же. Он исследовал историю возникновения татарских аулов, и большинство из них относил к XIV– XV вв.
Дневник раскопок – 2010 5 ИЮЛЯ Вчера утром прошёл дождь, но землю смочил чуть-чуть. Природа воспрянула было, но снова припекает солнце. Начались очередные раскопки. С вечера размерили три площадки под раскопы. Мы копали восемь квадратов ближе к городу, рядом с раскопом 2003 года (под руководством А.А.Бурханова). Сняли верхний слой – дерн, но находок уже немало обнаружено. Ближе к тропе идут груды камней, находок там мало, а ближе к обрыву идут неплохие вещи. Попадается немало именьковской керамики. Один хороший фрагмент с верёвочным орнаментом по краю, косыми линиями и точечными углублениями. Первое из двух пряслиц нашёл Дима Скрипачев в квадрате у обрыва, где идёт черная земля (второй квадрат). В соседнем третьем квадрате попалось ещё одно пряслице. В пятом квадрате (первый во втором ряду) попался фрагмент железного ножа или шила. Потом мы увидели железный гвоздь длиной около восьми сантиметров. Много костей животных, найден клык или, возможно, это костяной наконечник. Ближе к обрыву среди камней (второй квадрат) обнаружен фрагмент каменных жерновов. Рома Сурков показал отколотый гладкий камень (метательный?) Рабочие в стороне, ближе к пристани наткнулись на кости. Диме также попался осколок фаянсовой посуды. Здесь, на вершине горы древние находки смешаны с более поздними. В разное время здесь велись инженерные работы. Находки лежат неглубоко, видимо, ветер сдувал верхний слой почвы, ниже должны пойти более интересные находки. Руденко предполагает наличие здесь захоронения – почва в верхних слоях рыхлая, лопата глубоко берёт. – много камней, керамики. Неплохо для начала. На горе ветрено, поэтому жару можно терпеть. Сегодня пришли десять наших учеников. Среди них: Рома, Серёжа, Настя. Неплохие ребята, старательные. И, что особенно важно, внимательные. Создано несколько бригад, поэтому будем работать «вразрыв», по сменам.
Дневник раскопок - 2010 6 ИЮЛЯ От июльского, палящего безжалостно с утра до вечера солнца на раскаленной горе негде укрыться. Груды раскопанных камней пышат жаром. С сожалением представляем шумящий здесь в древности лес. Пусть дремучий, пусть населен кабанами, рысями, медведями, волками – нас надежно защищают укрепления, - но зато дарящий прохладу и тень… И лишь изредка поднимается от Волги влажный ветерок, приносящий временное облегчение. Но когда в раскопе идут интересные находки – забывается и палящий зной.Снимаем слой за слоем, углубляемся всё дальше в прошлое, будто на фантастической машине времени. Сначала век девятнадцатый – начало двадцатого. В дерне и поддерновом слое находим фрагменты фарфоровой посуды, гвозди, остатки деревянных сооружений. Наверняка это остатки рыбацких хижин. В прошлом году на этом уровне были найдены две бронзовые именные гербовые печати рубежа XIX -XX вв. На одной из них можно прочитать, что она принадлежала смотрителю Симбирских больничных заведений. Неясно, как она оказалась на горе? Фрагменты железных изделий, рыболовные крючки, гвозди, угли от сгоревших деревянных сооружений – все эти находки говорят об интенсивной хозяйственной жизни на горе в то время. Второй поздний слой относится к XVII–XVIII вв. В нём встречаются фрагменты фаянсовой посуды, осколки стеклянных сосудов (бутылей, флаконов), оконного стекла, кованые гвозди, кирпичная крошка, фрагменты керамики и кирпичей. Возможно, здесь стояла церковь, а ещё раньше смотровая башня, о чем говорят местные легенды. Сооружения из кирпича, вероятно, были связаны с Троицким собором (расположенным рядом с городищем), построенном в 1777, во времена Екатерины II – первым каменным сооружением в городе. Позднее эти постройки были разобраны, а кирпич выбран. Второй ранний слой (до 25 см) - содержит преимущественно материалы именьковского времени и отдельные находки булгарской эпохи. И вот, снова неожиданность – на крайнем участке открылся костяк человека. Потом второй, третий. Всего было обнаружено пять костяков, в том числе два детских. Новая загадка: как и когда они здесь оказались? Возле одного из них найден знакомый нам железный топор VI-VIIвв. Ученый Руденко относит захоронения предварительно к XVI веку. Но, возможно, они и древнее. Раскопки подтвердили предположение ученых о существовании поселения на городище и в период Волжской Булгарии. Со временем Тетюши сместились чуть к югу (современная историческая часть Тетюш), но все же на Вшихе булгарское поселение продолжало существовать и в XII– XIV вв. Видимо там стояло несколько богатых усадеб. Это открытие позволило уверенно говорить об исторической преемственности существования города на протяжении всей эпохи Средневековья. Встречаются на раскопах и предметы, относящиеся к золотоордынскому периоду: находки гвоздей квадратного сечения, фрагменты керамики, покрытой цветной глазурью. Третий слой (до 20 см) относится к именьковской и кушнаренковской культурам VI –IX вв. В большей степени здесь представлены материалы именьковской культуры VI –VIIвв. Почти в каждой горсти грунта попадаются фрагменты знакомой нам по прежним раскопкам именьковской керамики c веревочным орнаментом по верхнему краю, шарикообразными углублениями, незамысловатыми косыми насечками. К VI– VIIвв. относятся железные проушные, секировидные топоры, восьмерковидные удила, стеклянные бусы. Уникальность городища и в том, что материалы именьковского периода укладываются в довольно широкие рамки: рубеж IV-V-VII вв. н.э. Важной особенностью Тетюшского городища является наличие здесь следов массового металлургического производства (остатки производственных мастерских, находки тиглей и литейных форм). Вопрос об этнической принадлежности жителей поселения этого периода остается открытым. Ряд ученых полагает, что в основном здесь жили представители двух крупных этносов – тюркского и сарматского, которые существовали несколько сотен лет. Представляет интерес бронзовая сюльгама (женское нагрудное украшение) относящаяся к началу VIII в., когда в крае появляются кушнаренковские племена. Они явились основой формирования древних венгров. На раскопе встречаются фрагменты керамики, характерные для этой культуры. Следующий, четвертый слой содержит следы сожженных построек. Он может быть датирован по стеклянным и раковинным бусинам, обнаруженным в основании слоя, а также по находкам фрагментов человеческих скелетов и слою пожара. В целом он относится к азелинской и именьковской культуре IIIв. до н.э.–Vв. н.э. К этому же периоду относятся оригинальные глиняные напрясла, часть костяных наконечников стрел I – V вв.н.э.
Глава 2. Булгарские захоронения
Основным достоверным источником о поселении ранних болгар на месте Тетюш является могильник, обнаруженный Н.Ф.Калининым в 1949 году в 500 метрах к северу от города на высокой, изрезанной оврагами и застроенной поздними постройками коренной терассе правого берега Волги. Н.Ф.Калинин вскрыл шесть захоронений. Были найдены интересные вещи: круглодонный сосуд, серп, нож, бронзовая трубица, кольцевидные серьги, каплевидные подвески, бусы. Они были опубликованы А.Х.Халиковым в 1964 году. (62) В 1966 году развыдывательным отрядом М.Г.Косменко на могильнике по краю оврага расчищено полуразрушенное погребение, совершенное на глубине 120 см. На шейных позвонках были найдены – просверленный зуб медведя, монетообразные подвески с припаянным ушком и бронзовая подвеска-уточка. В осыпи оврага обнаружено железное кольцо. В 1969 году на могильнике учеными Е.П.Казаковым и Е.А.Халиковой проведены большие работы – на площади 279 кв.м вскрыто 55 погребений, из которых 9 отнесены к раннебулгарскому времени. (63) В 1970 году на площади 1144 кв.м изучено 170 погребений, из которых 55 языческих, 56 мусульманских и 10 неопределенных относились к раннеболгарскому времени. Около 40 погребений являлись ананьинскими или относились к поздней бронзе. (64) (11) В 1977 году вышла книга А.Х.Халикова, где опубликованы материалы ананьинских погребений Тетюшского могильника. (65) Анализ 130 раннебулгарских захоронений из раскопов 1969-1970 гг. сделан Е.П.Казаковым и Е.А.Халиковой. (66) Обряд погребения ранних булгар достаточно своеобразен. Застроенность поверхности могильника, а также наличие на его площади захоронений более раннего времени затрудняет выяснение поминального обряда. Нахождение в верхнем слое двух лепных сосудов раннебулгарского времени, а также разрозненных костей животных свидетельствует о существовании поминания. Языческая группа захоронений в основном вскрыта в восточной части могильника, ближе к обрыву, откуда, очевидно, и началось функционирование могильника раннебулгарского времени. Глубина захоронений в основном 30-90 см. В большинстве случаев они плохо сохранились или разграблены. Костяки в основном расположены вытянуто на спине, головой на запад обычно с отклонением к югу. Несколько костяков ориентировано головой на восток. В ямах обнаружены остатки погребальной пищи в виде костей животных (лопатки, крестец, челюсти и ребра). В могилах с набором бронзовых изделий нередко сохраняются фрагменты кожи и ткани одежды. Мусульманские захоронения выявлены, в основном, на западной окраине могильника. Их глубина 30-100 см. В некоторых местах отмечены углистые вкрапления. Костяки в мусульманских захоронениях ориентированы головой на запад, обычно с отклонением к северу, лежали вытянуто на спине или слегка повернуты на правый бок. Черепа, повернутые на правый бок, обращены, как правило, лицевой частью на юг, хотя есть и отклонения. Вещевой материал, встреченный в языческих погребениях, относительно небогат, что объясняется, помимо всего, значительной разграбленностью могильника. В изголовье ряда погребенных обнаружено 27 сосудов, в том числе 6 изготовлены на кругу, остальные лепные. Среди лепных один одноручный кувшин, два криночкообразных с уплощенным дном, 8 плоскодонных горшков, 9 округлодонных сосудов. Все они находят аналогии среди керамики Танкеевского и I Больше-Тарханского могильников. Лепной кувшин с округло-уплощенным дном имеет примесь растительности в тесте, серый цвет. Слив по плоскому венчику, подквадратную в сечении ручку. Схожие кувшины были обнаружены среди находок Танкеевского могильника. Близки к танкеевским и больше-тарханским лепные криночки, плоскодонные горшки, четыре подобных кушнаренковским и 5 подобных ломоватовско-поломским сосудов (67) Однако среди круглодонной керамики есть несколько толстостенных сосудов, с округлым заглаженным туловом, с примесью песка в тесте, близких так называемым чияликским сосудам (68), что, возможно, свидетельствует о их несколько более поздней, по сравнению с основной группой сосудов, датой. К орудиям труда относятся ножи, кресала, трубица для трута, шилья, напрясло. Ножи, расположенные у пояса или у правого плеча, имеют крупные длиной 21 см, средние дилной 13 см и малые размеры длиной 6-9 см. На некоторых экземплярах сохранились следы деревянных или костяных рукоятей и футляров. Такие ножи обычны в Танкеевском могильнике. Обломки железных С-овидного кресала, трубицы для трута и кремешки обнаружены в ряде погребений, аналоги им также есть в Танкеевке. Ранние аналогии удлиненно-овальному по форме кресалу вместе с кремешком у пояса найдено в I Больше-Тарханском могильнике, а также в других памятниках Восточной Европы VIII– IX вв. Наиболее поздние, относящиеся ко 2-ой половине Х века, известны в Танкеевском могильнике (69). Обнаружены также шилья, биконическое по форме, известковое напрясло. Представляют интерес находки бубенчиков, клыка медведя и других животных, кремешок, огниво, деревянный сосуд, кремень, бляха, раковина, перстень, маски. Среди находок есть и оружие. Оно представлено двумя наконечниками стрел раннегнездовского и позднегнездовского типов. Схожие наконечники были найдены в Танкеевском и Игимском могильниках. (70) Выявилось отличие местных булгар. Известно, что почти все кочевые народы, включая и булгар, вместе с умершими хоронили и части туловища коня. Однако в погребениях у Тетюш части коня ни разу не встречены. Мусульманский культ получил здесь распространение не позднее середины X века. Археологами изучались погребения, где внизу был похоронен язычник – в одежде с украшениями, с утварью, а над ним, возможно родственник, помещенный в могилу без вещей, по мусульманским канонам. Можно предположить, что здешнее население было преимущественно миролюбивым, лишь в нескольких захоронениях встречены предметы вооружения. Но зато представлены богаче бытовые изделия – начиная от глиняной посуды и до косметического набора из поясных женских сумочек, в которых кроме кресла и кремня для высекания огня, хранились миниатюрная металлическая палочка для чистки ушей (копоушка) и щипчики для ногтей.
Дневник раскопок – 2010 7 ИЮЛЯ Работали вчера со своей группой после обеда. В верхнем слое на вершине много камней, среди которых попадаются кирпичи, много почти целых. Похоже, здесь был фундамент какого-то сооружения. Возможно церковь или сторожевая башня. Попадаются части дерева, железные фрагменты, гвозди. Скорее всего, здесь было сооружение позднего периода (XVII-XVIII веков). Раскопали целый скелет. К.А.Руденко полагает, что это христианское захоронение (одна рука расположена вдоль, другая на поясе), но нет никаких вещей. Не монах ли был похоронен около церкви? На расчистку костяка ушло почти полдня. Эту работу вела Настя с подругой Таней. Начали снимать верхний слой и на другом раскопе (ближе к лестнице). Там работали студенты педучилища. Сегодня планируем расчищение центрального участка, где бульдозером снято асфальтовое покрытие дорожки. Жарко, спасает ветерок с Волги. Желтеют по берегу березки от нехватки влаги. Начала желтеть кое-где рябина. Бывают в городе перебои с водой. Засуха сильная, говорят, такой не было лет тридцать. Сейчас идут раскопки на территории Булгарского городища. Планируется восстановление исторических зданий. Надеемся, что и Тетюши будут включены в программу восстановления культурно-исторических памятников. Это привлекло бы в наш край многих туристов, любителей истории.
Глава 3. Украшения Представляют интерес различные виды украшений, обнаруженные во время раскопок Тетюшского могильника III. Среди украшений и предметов одежды найдены накладки головного убора, серьги, разнообразные мелкие привески и пуговицы, шумящие привески, браслеты, перстень, пряжки, накладки поясного набора, наконечник ремня, бусы. Штампованные с позолотой накладки головного убора делятся на два типа: подромбические и ромбически-удлиненные. Схожие находки имеются в материалах Танкеевского могильника. Среди сережек выделяются пять типов: кольцевидные, салтовского типа с напускными бусами, салтовского типа цельнолитые, с булавообразным напуском, с гроздевидным напуском. Подобные имеются в материалах Больше-Тарханского и Танкеевского могильников. Интересны костяные плоско-выпуклые с отверстием в центре «пуговки», покрытые на выпуклой поверхности резным циркульным или звездочным орнаментом. Все они найдены на верхней части груди погребенных. Близкие вещи есть и в материалах Танкеевского могильника. Одноушковые подвески-пуговицы с округлообъемным туловом, располагающиеся на шее и груди делятся на цельнолитые и полые. Они разнообразны. Среди первой группы встречаются с округлым, грушевидным, вытянуто-грушевидным туловом. У полых подвесок встречаются шаровидные тонкостенные, шаровидные толстостенные, желудевидные и вытянуто-грушевидные орнаментированные тулова. Все они, кроме вытянуто-грушевидных, имеют аналогии в материалах Танкеевского могильника и других памятников IХ – Х вв. Аналогии вытянуто-грушевидным подвескам имеются в ряде комплексов Прикамья, Приуралья и Западной Сибири, датирующиеся XI – XII вв. (71) Две шумящие подвески из состава украшений ожерелья с полутрубчатым щитком близки к подобным изделиям из памятников поволжских финнов, хотя отдельные находки их встречаются и в булгарских могильниках. Такие подвески, видимо, привешивались на ремешках. Бронзовые спиралевидные и бусиновидные украшения ремешков зафиксированы в трех захоронениях. Среди находок имеются фрагменты железных пластинчатых браслетов. Обнаружен бронзовый браслет из граненого дрота с кружковым орнаментом. Похожий встречается в многочисленных памятниках IX - начала XI вв. Прикамья и Среднего Поволжья. Обломки перстня, имеющего щиток с четырьмя захватами, найдены в одном из погребений. Множество подобных найдены в памятниках Восточной Европы IX–X вв. (72) Медные и бронзовые пряжки делятся на три типа: с подпрямоугольной приемной рамкой для ремня, с удлиненной приемной рамкой для ремня, со сплошным щитком. Схожие имеются на Танкеевском могильнике. Кроме пряжек в Тетюшах встречены одна железная, в обломках, и одна бронзовая с циркульным орнаментом сюльгамы. Подобные изделия обычны в могильниках Марийского Поволжья, Прибалтики и во многих других памятниках особенно северной части Восточной Европы. В Тетюшском могильнике обнаружено более 120 бус и более 275 экземпляров бисера. Относительно других памятников они немногочисленны, но разнообразны и во многом близки к находкам Танкеевского могильника. Здесь встречен бело-желтый, сине-бирюзовый плохой сохранности и озокеритовый бисер; цилиндрические; шаровидные и многочисленные бусы из бирюзового, печеночного, малинового стекла и озокерита; коричнево-бело-красная шаровидная и веретенообразные синие с желтыми полосами многоцветные бусы; бочонкообразные рифленые бусы из сероватого и бирюзового стекла; крупная озокеритовая шаровидная бусина; подвеска и бусы из коралла. В одном из погребений обнаружены две костяные пронизки. Схожие типы бус имеются в Танкеевском могильнике, хотя в Тетюшском могильнике не встречены каменные бусы. (73) К предметам туалета относятся бронзовая копоушка с ажурной рукояткой, пинцет. Подобные находки имеются в Танкеевском могильнике. К предметам культа принадлежит колесовидная подвеска, ситовидные и пилкообразные подвески. Пилкообразные подвески более узкие и длинные по сравнению с танкеевскими. В некоторых погребениях найдены астрагалы барана, клыки предположительно лисы и медведя. Просверленные клыки находились в составе ожерелий. Найдены также остатки поясной сумочки, берестяной туесок. Остатки сумочки известны и из находок 1949 года. (74) По погребальному обряду и инвентарю Тетюшский могильник наиболее близок к Танкеевскому и, очевидно, входит, как предполагал А.Х.Халиков, в культурно-хронологический круг памятников танкеевского типа. В то же время здесь немало вещей, имеющих аналогии в I Больше-Тарханском могильнике и в болгаро-салтовских памятниках Подонья. К ним относятся круговая керамика, кружкообразный и кринообразные лепные сосуды, лепные плоскодонные горшки, копоушка, наконечник ремня, накладки и ещё ряд вещей. И это вполне закономерно, так как Тетюшский могильник расположен на правом берегу Волги – всего в 30 км от села Большие Тарханы.
Дневник раскопок – 2010 9 ИЮЛЯ Продолжаются раскопки. Рядом с первым раскопом найден ещё один костяк, согнутый, похоже, подростка. Тут же найден ржавый именьковский топор. На раскопе перед лестницей обнаружены два целых пряслица, один фрагмент, а также стеклянная с голубым покрытием бусинка. В дальнем раскопе много именьковской керамики, попадаются большие фрагменты. Снят верхний слой на середине горы. К сожалению, слой повреждён стрительными работами.
10 ИЮЛЯ Раскапывали крайние к пристани площадки. К обрыву идёт полоса с богатым культурным слоем. Найден почти целый кувшинчик именьковский с веревочным орнаментом по краю. Среди находок фрагмент кушнаренковской керамики, часть железного ножа. Идёт большое сооружение, возможно жилое помещение, начало которого мы откопали в 2007 году, обнаружив на его месте два топора. Идут камни, зола, кости, обгорелые части дерева. Проявились пятна и на среднем раскопе, попадается много керамики. Раскопки подтверждают, уточняют прежние сведения о городище.
13 ИЮЛЯ Интересный раскоп ближе к городу. Выявилось три ямы (пока). Одна небольшая, около метра в диаметре, по краям углубления следы от столбов, на которых был устроен навес. Дальше ямы – площадка (возможно, проявившаяся яма), за ней ещё одно небольшое углубление. Похоже на хозяйственные постройки. В ближнем к городу квадрате идёт большой круг, здесь нашли керамику, пряслице. Круг – на самом краю обрыва. Раскопали полный костяк взрослого человека. Лежит на правом боку под грудой камней. Камни, очевидно, остались от фундамента какого-то сооружения, позднее на этом месте было устроено новое, именьковское сооружение. Костяки лежат неглубоко (на глубине двух штыков), похоже, верхний слой горы срывали в более позднее время. Интересен угол, рядом с раскопом 2003 года. На правой и левой стене от угла видны следы от костров, между ними – серая почва. Похоже, смешаны слои разных периодов. Найден небольшой железный фрагмент. В небольшой яме идёт сплошной слой золы. В нем обнаруживаются находки, в основном, керамика, фрагменты разных форм и размеров посуды. Придется поломать голову над тем, что и когда здесь располагалось. Раскопы к лестнице кажутся более простыми: знакомое нам именьковское поселение. Интересен ближний к городу раскоп, где выявлено, видимо, большое жилище. В последние два дня стоит жаркая погода, за тридцать градусов, спасает от неё лишь редкий ветерок. Выпало в воскресенье несколько капель дождя, на какое-то время зной смягчился, но потом снова погода вернулась в привычное изнуряющее состояние.
И вот, наконец, мы оказываемся в глубокой древности – ранний железный век, около трех тысяч лет назад… На дне глубоких ям прохладно даже в жаркий полдень. В древности в таких ямах жители хранили запасы мяса и рыбы, судя по многочисленным костям. Весной бросали на дно осколки льда, а над ямой делали навес от дождя и солнца - так выглядел древний «холодильник». На раскопе это уже пятый слой. Он полностью переработан и сохранился отдельными участками. Мощность его 10-35 см. В этих отложениях мы находим фрагменты округлодонных сосудов с веревочной и ямочной орнаментацией, с «рогожными» и «текстильными» отпечатками. Слой относится IX–VII вв. до н.э. А ещё глубже идёт шестой слой – он хорошо сохранился под валом, где его мощность составляет 21-36 см. В верхней части этого слоя вне вала попадаются находки костей животных. От вышележащих слоев шестой слой четко отделяется тонкой углистой прослойкой. Снова следы сожженных построек. В то время здесь жили племена, которые ученые называют ананьинцами (от села Ананьино Елабужского района). В эпоху бронзы древние племена осваивали высокие речные террасы, используя их в качестве укрепленных поселений. Поселения становились все многочисленнее. Выделилась родовая знать. Мы можем представить вождя ананьинского времени на основе находок на раскопках I Тетюшского могильника (на соседнем от Вшихи волжском мысу), которые в разное время проводили здесь известные археологи Н.Ф.Калинин, А.Х.Халиков, Е.А.Халикова, Е.П.Казаков, В.С.Патрушев. …В правой руке воин держит большое копье с бронзовым наконечником. За спиной - тугой лук и колчан со стрелами. В украшенном медными пластинами кожаном колчане лежат стрелы на любой случай жизни. Те, что с бронзовыми трехгранными наконечниками - для сражений, они летели далеко и глубоко впивались в тело врага. Большие стрелы с крупными железными или костяными наконечниками - для охоты на крупных животных. Небольшие деревянные стрелы с кремневыми наконечниками - на дичь, а особые с тупым концом («тупаки») - для охоты на пушных зверей, чаще всего белок. Такие стрелы оглушали животных, но не портили шкурки – их можно было обменять на дорогое оружие и украшения у чужеземцев. Главным оружием воина был кинжал. Его он добыл в бою с врагами. Обоюдоострый железный клинок длиной немногим более ладони от рукояти отделялся бронзовым перекрестьем в виде брусков. Ножны были окрашены в красный цвет. На поясе висел бронзовый топор. Одежда состояла из легкой рубахи, перехваченной в талии кожаным поясом с медными накладками. Ворот рубахи был расшит мелким бисером. Воин носил шаровары, заправленные в кожаные легкие сапожки. На голове – полоска ярко-красной ткани, на которой, прикреплена круглая бляшка. На шее висит большое бронзовое кольцо с резным орнаментом, у висков - спиральные подвески из медной проволоки. А на груди красуется большая округлая бляха из бронзы, на которой изображен солнечный круг с отходящими от центра лучами. Под стать воину молодая жена. На лбу - кожаная полоска, на которую ремешками нашиты медные круглые и прямоугольные ажурные пластиночки и трубочки. У висков на ремешках висят большие медные кольца. На шее, как и у мужа, массивное украшение – гривна с загнутыми концами. На груди при
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.018 с.) |