Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм гос-ва: понятие и структура

Поиск

Понятие «механизм гос-ва» тесно связано с другим понятием «государственный аппарат». В связи с этим следует соотнести данные понятия. По этому вопросу существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат гос-ва как составную часть механизма гос-ва, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм гос-ва как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат гос-ва, как те же органы, но в статике. Отдельные авторы считают эти понятия примерно равнозначными. Другие включают в понятие «аппарат гос-ва» только те структурные подразделения, которые обеспечивают деятельность государственных органов.Механизм гос-ва – это совокупность структур гос-ва, реализующих его функции. Через механизм гос-ва осуществляется систематическое непрерывное управление обществом и властное воздействие на него, выполняются задачи, достигаются цели гос-ва. Это целостная система органов и учреждений, она не сводится только к совокупности органов (аппарату гос-ва). Механизм гос-ва состоит из государственных органов (аппарата гос-ва) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений, которые не обладают признаками органов гос-ва и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по реализации функций гос-ва. Государственные учреждения представляют собой разновидность государственных организаций, создающихся и подчиняющихся государственным органам. Эти учреждения осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов гос-ва. В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность гос-ва (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и другие) и реализующих задачи гос-ва в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения). Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований. Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).Важное значение для эффективного действия механизма гос-ва имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в гос-вах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.

Виды правоотношений.

Возникающие и существующие в жизни правовые отношения крайне многообразны и могут быть классифицированы, в зависимости от оснований, на различные виды. В юридической литературе предложено несколько таких оснований, хотя далеко не все из них бесспорны. Целесообразно, на мой взгляд, выделить следующие виды правоотношений.

[1] Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации функции права). Регулятивные правоотношения это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, гос-ва, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений. Отраслевые правоотношения (основание классификации деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений конституционные, гражданские, административные, уголовные и др. В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны(вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения. Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм. Если материально-правовые отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: общественное отношение норма права материально-правовое отношение. Норма права как бы "накладывается" на существующие уже общественные отношения, в результате чего появляется правоотношение. Общественное отношение в этом случае возникает и существует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь с ней, обретает правовую окраску, становится правоотношением. Иное дело процессуальные правоотношения. Их нет в природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование. Например, процессуальные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное производство и соответствующие правоотношения возможны лишь в силу существования процессуальных норм об обжаловании и опротестовании решений и приговоров суда. В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, общие и конкретные. В относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.). В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности. Классифицировать их можно по самым различным основаниям. По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, гражданские, уголовные, административные, уголовно-исполнительные, уголовно-процессуальные, финансовые и другие правоотношения. Важное значение имеет классификация правоотношений на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права, а процессуальные – на основе норм процессуального права. Материальные и процессуальные правоотношения связаны друг с другом, т.к. развитие процессуального правоотношения направлено на реализацию материального правоотношения. Например, уголовные правоотношения не могут развиться без возникновения и реализации уголовно-процессуальных правоотношений. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. В соответствии с функциональным предназначением правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные, но это наиболее крупная классификация. Так, охранительные правоотношения могут быть специально предупредительными, восстановительными, контролирующими, правоотношениями ответственности и т.д. Правоотношения ответственности возникают в связи с юридическим фактом правонарушения и заключаются в реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него правоограничения. Правоотношение ответственности носит характер властеотношения, которое непосредственно реализуется государственным принуждением. В правоотношении ответственности государственное принуждение действует непосредственно, а не в виде психологической угрозы наступления неблагоприятных последствий, т.к. правонарушитель реально претерпевает неблагоприятные правоограничения, предусмотренные в санкции нарушенной нормы. Восстановительные правоотношения могут возникать как в связи с юридическим фактом правонарушения, так и в случае объективно противоправных действий. Реализация обязанности в таком правоотношении приводит к восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, компенсации вреда и т.п. В рамках специально предупредительных правоотношений осуществляется деятельность правоохранительных органов, направленная на предупреждение правонарушений конкретными лицами, ранее совершавшими правонарушения. Например, когда осуществляется надзор за лицами, условнодосрочно освободившимися из мест лишения свободы. Регулятивные правоотношения многообразны. В зависимости от субъектного состава и степени конкретизации прав и обязанностей выделяются следующие виды регулятивных правоотношений: общие (общерегулятивные), относительные и конкретные. Что касается общерегулятивных правоотношений, то это вопрос дискуссионный, и не все ученые признают их наличие. В общерегулятивных правоотношениях точно определена только одна сторона правоотношения – государство, которое обязано соблюдать и защищать права граждан и юридических лиц, а все граждане и юридические лиц, а в свою очередь, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные законы. В рамках общих правоотношений государство вправе требовать от всех граждан соблюдения и исполнения правовых предписаний, а граждане наделены правомочиями требовать от гос-ва соблюдения прав и свобод и их защиты. Основа общерегулятивных правоотношений заложена в Конституции Российской Федерации, которая предъявляет наиболее общие (основополагающие) требования к поведению участников правоотношений. Например, типичным общерегулятивным правоотношением является гражданство. В относительно-определенных правоотношениях четко определена одна сторона правоотношения, кот-й противостоит относительно-неопределенный круг лиц, но в отличие от общих правоотношений права и обязанности участников носят конкретный характер. Например, в регулятивных налоговых отношениях одной стороной выступают налоговые органы, а другой –относительно-неопределенный круг налогоплательщиков, которые связаны с контролирующими органами вполне конкретными (конкретизированными) правами и обязанностями. В конкретном регулятивном правоотношении предельно четко определены субъекты и их взаимные права и обязанности. Приведем пример. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ. Большинство гражданско-правовых отношений являются конкретными. Однако ошибочно думать, что в сфере гражданско-правового регулирования действуют только конкретные правоотношения. Несмотря на то, что ученые-цивилисты в своем большинстве не воспринимают концепцию общерегулятивных и относительно-определенных правоотношений, они наглядно вытекают из общих требований разумности, добросовестности, непричинения вреда при реализации субъективных прав (п. 2 ст. 6 ГК РФ). Классифицировать правоотношения можно и по иным основаниям. В зависимости от их временнóй длительности различают кратковременные (иногда их называют одномоментными) и долговременные правоотношения. Под правоотношениями одномоментного характера подразумеваются такие правоотношения, в которых практически сразу реализуются права и обязанности субъектов. Так, многие санкции носят разовый, а не длящийся характер. Например, выговор, замечание, предупреждение. Обязанность субъекта претерпеть неблагоприятные последствия реализуется практически сразу в момент вынесения соответствующего решения. В долговременных правоотношениях реализация прав и обязанностей не происходит одномоментно, например, обязанность претерпеть лишение свободы реализуется в течение срока, указанного в правоприменительном акте. Правоотношения классифицируют на простые (между двумя субъектами) и сложные (между тремя и более субъектами). Например, в уголовно-процессуальном правоотношении принимают участие адвокат, подсудимый, суд, прокурор и другие участники процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.011 с.)