Взаимная ответственность гос-ва и личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимная ответственность гос-ва и личности



Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
В первую очередь, взаимная ответственность личности и гос-ва -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.
В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.
Ответственность гос-ва перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

 

Правовой институт: понятие,признаки,виды.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права. Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность. Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3) в государственном праве – институт гражданства;

4) в административном – институт должностного лица;

5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

 

Виды правонарушений.

Правонарушение - это противоправное, виновное, волевое деяние лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред интересам общества и личности, влекущее за собой юридическую ответственность (общественно-опасное, противоправное, виновное деяние). Правонарушением является деяние дееспособного лица, достигшего установленного законом возраста ответственности. Любое правонарушение является деянием (действием или бездействием), характеризуется противоправностью, виной, совершается деликтоспособными лицами, характеризуется определенной степенью вреда (юридического или фактического), выражается в наличии причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом, имеет состав (объект, субъект, объективная и субъективная стороны). В зависимости от объекта посягательства различают: а) правонарушения в сфере экономики; б) правонарушения в сфере управления; в) правонарушения, посягающие на права и законные интересы человека (личности); в) правонарушения, посягающие на общественную безопасность; г) правонарушения в финансовой сфере; д) правонарушения против государственной власти и т.д. В зависимости от характеристик субъекта правонарушения различают: а) должностные правонарушения; б) правонарушения, совершаемые гражданами РФ; в) правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства; в) правонарушения, совершаемые физическими и юридическим лицами; г) правонарушения, совершаемые должностными лицами коммерческих организаций; д) правонарушения, совершаемые лицами мужского пола; е) правонарушения, совершаемые лицами женского пола и т.д. В зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения классифицируются на две большие группы. В первую группу входят проступки, а во вторую преступления.Наиболее распространенной является классификация правонарушений в зависимости от отраслевой принадлежности. В этой связи выделяют конституционные, административные, экологические, финансовые, гражданско-правовые, дисциплинарные, материально-правовые, уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные правонарушения. Конституционные правонарушения. Конституционное правонарушение –это виновное, общественно опасное деяние субъекта конституционно-правовых отношений, нарушающее нормы конституционного права, за совершение которого предусмотрена конституционная ответственность. Например, Правительство должным образом не выполняет возложенные на него обязанности или депутат Государственной Думы нарушает запрет осуществления им предпринимательской деятельности. Административные правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РФ). Во многом перечень объектов посягательств административных правонарушений совпадает с объектами преступлений. Так, объектами административных правонарушений могут выступать: права и свободы человека и гражданина, общественная нравственность, окружающая среда, порядок управления, общественная безопасность, отношения собственности, экономические отношения и т.д. Однако административные правонарушения причиняют меньший вред общественным отношениям, нежели преступления, но некоторые административные правонарушения стоят на грани с преступлениями. Гражданско-правовые правонарушения отличаются от иных правонарушений специфическим объектом посягательства и нормативно-правовой базой, их предусматривающей. В качестве объектов гражданских правонарушений могут выступать имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Например, распространение сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, посягает на неимущественные отношения, а неисполнение договорных обязательств поставки – на имущественные отношения. Субъектами гражданско-правовых правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. Основываясь на принципах правового гос-ва, законодатель признал государство и его органы равноправными участниками гражданско-правовых отношений. Из чего следует, что государство, государственные органы, органы местного самоуправления выступают субъектами гражданско-правовых правонарушений. Из положений ст. 16 ГК РФ следует, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Дисциплинарные правонарушения представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершение дисциплинарного правонарушения означает нарушение трудовой дисциплины. В ст. 192 Трудового кодекса дисциплинарный проступок определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В одном из актов толкования Пленум Верховного Суда РФ приводит примерный перечень дисциплинарных правонарушений: отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей; отсутствие работника без уважительных причин на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня; нахождение без уважительных причин не на своем рабочем месте и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.052 с.)