Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правопорядок: понятие, структура и соотношение с законностью и общественным порядком.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В нормативно-правовых актах законодатель часто употребляет понятие«правопорядок». По отношению к понятию правопорядка существует родовое понятие – «общественный порядок», который складывается в результате действия в обществе всей системы социальных норм и принципов и приводит в состояние урегулированности всю совокупность общественных отношений. Таким образом, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех систем социального регулирования. Особенность правопорядка выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Правопорядком охватываются не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, религии и иных неправовых нормативных регуляторов. Соответственно, правопорядок – это часть общественного порядка, который можно определить как качественное состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации правовых норм, принципов и позитивной ответственности субъектов.Наиболее важными чертами правопорядка являются: 1) он предусмотрен нормами и принципами права;2) это качественное (согласованное, системное) состояние упорядоченности общественных отношений;3) возникает в результате реализации правовых норм и позитивной ответственности субъектов общественных отношений;4) это одновременно и результат действия законности;5) обеспечивается, охраняется государством.В правопорядке все юридические явления, принципы права, законы, ответственность субъектов, правосознание трансформируются в правомерное и ответственное взаимодействие субъектов, придавая общественным отношениям высокие качественные характеристики, регулируя и организуя их. В структуру правопорядка входят: нормативная основа общества; правоотношения и связи, последовательность их взаимодействия, развития, изменения и прекращения; атрибутивные элементы. Нормативная основа общества. Правопорядок невозможен без правовой нормативности. Посредством норм права определяется правовой статус гос-ва, его органов, общественных организаций, государственных служащих и граждан. Нормативная основа общества находит свое выражение в Конституции, законах, положениях, постановлениях, указах, нормативных договорах, правовых обычаях, судебных прецедентах, т.е. во всем многообразии форм права. В системе норм права происходит моделирование правопорядка, определяется взаимодействие граждан и гос-ва, государственных органов, общественных организаций и гос-ва, федерации и субъектов федерации и т.д. Нормы права – это первичное звено механизма правого регулирования, своеобразный «идеальный» правопорядок, взятый в статическом выражении, к которому стремится законодатель, да и все общество в целом. В свою очередь, юридическая нормативность общества обладает собственной структурой, подразделяясь на конституционную, административную, финансовую, гражданскую и т.д. Правоотношения обеспечивают переход от смоделированного в нормах права правопорядка к возможному и должному поведению субъектов. В правоотношениях происходит реализация прав и обязанностей субъектов, выражающаяся в их ответственном и правомерном поведении. Структура правопорядка характеризуется не отдельно взятым отношением, а всей их сложной совокупностью, соподчиненностью друг с другом, взаимозависимостью и иерархичностью, упорядоченностью. Атрибутивные элементы правопорядка «проявляются прежде всего в упорядоченности элементов структуры. Здесь регулируется все: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация». В правовой системе общества есть три категории, соотношение которых целесообразно проследить. Их внутренние взаимосвязи настолько сложны и многообразны, что трудно уловить зависимости и провести различие. Такими категориями являются право, законность и правопорядок. Они имеют много общего, слишком высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось. Эти категории формируются на одних принципах, взаимосвязаны с государственной властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они связаны с правами, свободами И обязанностями, ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность и т.д. Но это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность. 1. Право, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории: право - установленная законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность; законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств. 2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: право - начальный этап, как оформление воли и интересов в обязательные для всех правила, их объективирование; законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат. 3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь. Право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса. 4. Различны их связи и зависимости. Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие. Если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством, Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния. Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Эти характерные черты переходят на право, правоотношения, правопорядок. Поэтому речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п. Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то, что все эти правовые моменты отвечают определенным требованиям обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.Законность обеспечивает (направлена на обеспечение) общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, “являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)”. Отсюда можно заключить: социально значимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами права и влечет юридические последствия. Правомерное поведение – разновидность правового поведения. О таком поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в правовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования, это во-первых. Во-вторых, правомерное поведение, как правило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении и использовании правовых норм. В-третьих, суждение о том, что правомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовым нормам и принципам, представляется не точным. Показательно в этом плане судебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальное выполнение правовых обязанностей и пр. Вместе с тем правомерное поведение не перестает быть таковым в связи с тем, что его субъективную сторону составляют социально порицаемые мотивы. Разумеется, если последние не выражаются в запрещенных законом поступках. В этой связи в юридической литературе понятием “правомерное поведение” охватывается как необходимое и желательное и социально допустимое. Объективная сторона – это соответствие правомерного поведения нормам права. Речь идет о внешних формах проявления мотивации личности, согласуемых с правовыми предписаниями. Следовательно, правомерное поведение граждан (организаций) отличается своей спецификой, которую необходимо учитывать и в правотворческой и в правоприменительной деятельности. Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Общественный порядок – это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права, норм морали, а также обычаев, корпоративных норм.Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм. В научной и учебной литературе отмечается, что понятие “общественный порядок” имеет двоякий смысл: в широком, о котором сказано выше, и в узком – как порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.). Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечением обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений. О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел. В заключение отметим: правопорядок – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.011 с.) |