Понятие и классификация юридических факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических факторов.



Юридические факты конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты, наряду с нормами права и правосубъектностью, являются необходимой предпосылкой правоотношений. Без юридических фактов невозможны правоотношения. Например, имея право на поступление в вуз и будучи праводееспособным, гражданин может реализовать это право и вступить в правоотношение с вузом лишь при наличии юридического факта факта успешной сдачи вступительных экзаменов и зачисления в учебное заведение.

Юридическими фактами становятся, как правило, те жизненные обстоятельства, на которые указывает правовая норма. Так, раздел имущества в натуре, являющегося общей долевой собственностью, становится юридическим фактом и ведет к прекращению права общей долевой собственности постольку, поскольку на это указывает норма ст. 123 ГК России. Факт регистрации брака в органах загса юридический факт, тогда как обряд церковного венчания жизненное обстоятельство, но не юридический факт, ибо юридические нормы с ним никаких правовых последствий не связывают. Называются юридические факты в гипотезе юридической нормы. При наличии (или отсутствии) юридических фактов, указанных в гипотезе, "срабатывает" диспозиция или санкция юридической нормы. Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать на виды. [1] По характеру наступающих последствий: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие факты влекут возникновение правоотношений, правоизменяющие приводят к изменению содержания или субъектов правоотношения (например, цессия замена лиц в обязательстве), правопрекращающие кладут конец субъективным правам и юридическим обязанностям. Один и тот же юридический акт может быть одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим. Например, смерть человека влечет возникновение наследственных правоотношений, изменяет состав участников правоотношений, субъектом которых был умерший (в правоотношение может вступить наследник), она же прекращает многие правоотношения, в которых состоял умерший (семейные, трудовые, пенсионные и др.).

[2] По связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события. Действия это факты, связанные с волей участников правоотношений. Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными (противоречащими праву), т.е. правонарушениями. Правомерные юридические факты делятся в свою очередь на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт такое правомерное действие, которое совершается с намерением породить юридические последствия. Подавляющее большинство юридических фактов являются юридическими актами, т.е. преднамеренно направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Это и государственные сделки (дарение, купля-продажа и др.), это и веление государственных органов, должностных лиц и пр. Юридический поступок это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона. Юридические последствия наступают в силу самого действия, которое законом признается значимым. Примером юридического поступка является создание высокохудожественного литературного произведения, которое заинтересовало издателя и было опубликовано. Автор, создавая произведение, мог не иметь в виду его публикацию, возникающие в этом случае правоотношения и выплату гонорара, но это произошло в силу указания закона. Юридическим поступком будет и заключение фиктивного брака, если в нем родились дети. Заключенный без намерения создать реальную семью, а с целью, например, получить прописку, уклониться от распределения по окончании вуза, получить жилплощадь, он порождает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей. События это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Здесь важно уяснить, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт. Различают относительные и абсолютные события. Относительные события это такие факты, происхождение которых связано с волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют. Например, пожар вследствие случайного поджога строения прохожим. У собственника строения потерпевшего возникает правоотношение с органом страхования, если имущество застраховано. Факт пожара в этом случае будет событием, так как он не связан с волей участников правоотношений потерпевшего и органа страхования, но связан с волей других лиц. Абсолютные события это факты, происхождение которых вообще не связано с волей человека (наводнение, иное стихийное бедствие).

Фактический (юридический) состав. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом. Традиционное пенсионное правоотношение, например, может возникнуть лишь при наличии трех фактов: достижения установленного законом возраста, наличия трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии. Для зачисления в высшее учебное заведение необходимы общее среднее образование, успешная сдача абитурентом вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в вуз. Совокупность этих трех фактов и составляет юридический состав. В юридической литературе принято различать завершенные и незавершенные составы[1]. Под завершенными фактическими составами понимаются составы, в которых процесс накопления юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить. В незавершенном составе процесс накопления фактов, необходимых для наступления юридических последствий, не закончен. Каждый из таких уже наличных фактов "сработает" тогда, когда появится последний, завершающий факт. В зависимости от того, к какой отрасли права относятся входящие в состав факты, следует различать простые и сложные фактические составы. Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной и той же отрасли права (или отрасли законодательства). Например, для заключения брака необходима целая совокупность условий (фактов): взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста, отсутствие у каждого из них другого зарегистрированного в органах загса брака, отсутствие между ними родственных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак (ст.ст. 15, 16 КоБиС России). Все эти факты предусмотрены одной отраслью права семейным правом (семейно-брачным законодательством). Примером сложного фактического состава может служить уже рассмотренное ранее пенсионное правоотношение, где достижение установленного законом возраста и наличие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового права, решение же органа социального обеспечения это сфера административного права.

 

 

16 Понятие и сущность гос-ва.

Государство – это:

1) территориальное образование;

2) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;

3) особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

4) сложный и организованный механизм управления. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация кот-й характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Чтобы узнать, что такое государство, нужно выяснить его существенные признаки. Вопрос о понятии гос-ва относится к числу дискуссионных. В этом вопросе сложилось несколько подходов, главными и наиболее распространенными из которых считаются теологический, арифметический, юридический, кибернетический и социологический. Теологический подход зародился еще в глубокой древности. Суть теорий одна: государство создано Богом. Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он трактует государство как сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. Юридический подход. Государство, с его позиции, трактуется как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. Кибернетический подход. Государство, с точки зрения этого подхода, является определенной информационной системой. Под государством в широком смысле следует понимать определенным образом организованное общество. Это общество, в котором людей объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Государство в узком смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. Рассмотрим признаки гос-ва в узком смысле. Государство – это особая политическая организация. Она обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды. Государство – это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения. Государство – это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества. Государство – это территориальная организация. Ее территориальный характер выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией гос-ва. Государство – это суверенная организация, т.е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Государство – это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Государство в узком смысле – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях поддержания в обществе определенного порядка. Вопрос о сущности гос-ва тесно связан с вопросом о его понятии, но не тождествен ему. В юридической науке под сущностью гос-ва принято понимать то, что раскрывает природу и назначение гос-ва, его содержание и функционирование. Вопрос о сущности гос-ва не имеет в науке однозначного решения и относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории гос-ва, которая исходит из того, что государство –явление классовое. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими. Лишь социалистическое государство не считается машиной для систематического подавления, в связи с чем В.И.Ленин называл его, в частности, государством диктатуры пролетариата, «полугосударством». Надклассовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в различных немарксистских теориях гос-ва. Теория элит. Согласно этой теории, народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества – «лучшим людям», элите. Теория «плюралистической демократии» также возникла в XX в. Ее сторонники исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать, и вместо них возникли различные группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т.д. Создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества. Перечисленные теории отвергают классовый характер гос-ва и исходят из того, что государство выражает волю и интересы всего общества. Сущность гос-ва – это историческая цель и социальное назначение гос-ва, определяющее его как закономерное явление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.009 с.)