Политический режим : понятие и виды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим : понятие и виды.



Политический режим : понятие и виды.

Политический режим – совокупность способов, средств и методов осуществления гос.власти, регулирования взаимоотношений гос-ва и общества. Отождествляется с государственно-правовым режимом, т.к. при выполнении функций государство взаимодействует с населением, политическими партиями. Является индикатором развития демократии в стране. В зависимости от средств и способов политические режимы бывают:

Демократический: признание и соблюдение прав и свобод личности, выборность высших органов, реальный доступ населения к участию в управлении государством, многопартийность, политический плюрализм, свобода мысли и слова, отсутствие цензуры, не преследование инакомыслия, принцип разделения властей, наличие социальной политики. Антидемократический:1) авторитарный (концентрация властных полномочий в одних руках, культ личности, приказная система управления, грубое вмешательство в личную жизнь граждан; 2)тоталитарный (господство одной идеологии, сращивание государственного и партийного аппарата, милитаризация гос-ва. К тоталитарному режиму можно причислить и сталинский коммунистический режим и коммунистические режимы в др.странах. Военные режимы – в результате военных переворотов. Чрезвычайные государственно-правовые режимы – в период угроз гос.переворота, глобальных катастроф.

Общая характеристика теорий правопонимания.

Право – совокупность исходящих от гос-ва общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общ-ва. Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека,это данные от природы права человека.право отождествл.с моралью. (Гоббс, Локк, Радищев), историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи), нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм – право это сфера должного, а не сущего.В основании пирамиды норм находятся индивид.акты – решения судов, договоры и т.д. (Штаммлер,Новгородцев,Кельзен и др.), материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин), психологическая – право есть правовые эмоции личности(Петражицкий, Росс, Рейснер), социологическая – право есть реализация законов, юридические действия. Судьи наполняют законы правом, вынося решения. (Эрлих, Муромцев, Паунд).

 

Понятие и признаки гражданского общ-ва.

Гражданское общ-во – совокупность нравственных, религиозных, национальных, соц-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью кот. удовлетвор-ся интересы индивидов и их групп.Признаки гражд.общ.: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информативность и реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; - многоукладность экономики; - легитимность и демократич.хар-р власти; - правовое гос-во – сильная оц.пол-ка гос-ва, обеспеч.достойный уровень жизни людей и др.: - частн. собственность, плюрализм мнений, многопартийность,свободный индивид с неотъемлемыми правами. Стр-ра гр.общ.: - негосуд.соц-экономич.отнош-я и институты (собственность, труд,предпр-во); -негос-ые хоз-ие субъекты; -общественные объединения и орг-ции;-полит.партии и движения; - сфера воспитания и негосуд-го образования, - негосуд-ые ср-ва массовой инф-ии; -семья; - церковь и др.

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества:
1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.
2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.
Принципы гражданского общества:
1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового гос-ва 6.невмешательство гос-ва в частную жизнь.

Структура гражданского общества:
1. личность 2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии8.институты демократии
9.общественные объединения; 10.независимое правосудие; 11.система воспитания и образования; 12.свободные средства массовой информации;13. негосударственные социально-экономические отношения и др.

 

Форма правления

Выделяют две формы правления – монархическую (или монархию) и республиканскую (или республику).Монархия – ф. правления гос-ом, при кот-й верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного наследственного главы гос-ва – монарха. Абсолютная монархия – разновидность монархической ф. правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (закон-ой, исполн-ой, судебн-ой), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Конституционная монархия разновидность монархической ф. правления, гос-во, в кот-м власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом. Обычно это определяется Конституцией, которую монарх не вправе изменить.Парламентарная монархия – одна из исторических форм монархии. Впервые сложилась в Великобритании к концу XVII в. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции. Исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. Правительство при парламентской монархии формально и фактически ответственно перед парламентом.По своему социально-политическому содержанию парламентская монархия ничем не отличается от парламентарной республики.Республика ф. правления, при кот-й все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Парламентарная республика разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой гос-ва. Президентская республика разновидность республиканской формы государственного правления, в кот-й верховная власть принадлежит президенту как главе гос-ва, избираемому всенародным голосованием. Форма правления – структура и порядок образования верховных органов гос-ва, наделение их полномочиями и степень участия населения в управлении делами гос-ва. В истории известны 2 способа осуществления власти: единол-й и коллегиальный. Истор-ки первой формой правления является монархия – ф. правления, при кот-й вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного лица (царя, короля, императора). Осн-е черты: наследственность, несменяемость, безответственность. Виды монархий: Абсолютная (неограниченная власть монарха, в одних руках законодательная, исполнительная и судебная власть) примеры: Россия на протяжении всего монархического этапа, современные монархии – Саудовская Аравия, Оман.Ограниченная (конституционная) Ограничения связаны с деятельностью Парламента, поэт. их называют парламентскими монархиями. Законод-я власть принадлежит Парламенту, исполн-я – правительству, подотчетному Парламенту. Монарх по Конституции сохраняет формальные полномочия главы гос-ва. Все европейские монархии – конституционные (Испания, Швеция , Дания). Символические монархии (Англия, Япония) Монарх для поддержания традиций. Дуалистические монархии (Морокко, Кувейт) Формально-юридическое разделение гос.власти между парламентом и монархом(переходные от абсолютной к парламентской). Вторая форма правления – республика- форма правления, при кот-й власть принадлежит выборному коллег-му или единол-му органу гос.власти. Характ-е черты: выборность, сменяемость, ответственность главы гос-ва. Первые республики -в Др. Риме и Спарте. Современные республики бывают 2-х видов: Президентская – президент является главой гос-ва и главой исполнительной власти.Президент избирается населением и ответственности перед парламентом не несет ( США, Сирия, Мексика). Парламентская – правительство формируется в результате парламентских выборов, президент избирается парламентом (Италия, Германия, Индия, Израиль). Смешанные республики- парламентско-президентские (Франция, Австрия, Болгария) Правительство форм-ся с участием президента и парламента и несет перед ними ответственность.

Социальные ф-ии права.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Ф-ции права рассматривают в 2х плоскостях, в завис-ти от того, освещаются ли они в рамках спец-юридических(узких) или в общесоциальных (более широких). Общесоц.-е ф-ии : 1.экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности.право устанавливает «правила игры» в экономич.сфере, определяет механизм распределения общ-го богатства и т.п.) 2. политическую (регламентирует полит.отношения, рег-ет деят-сть суб-ов полит с-мы, полит.строй общ-ва, мех-зм функц.гос-ва, реглам-ет полит.отношения и пр.), 3.воспитательную (отражает опред. Идеологию, оказывает спец. педагогическое возд-е на лиц, связана с форм-ем у суб-ов мотивов правомерного поведения), 4. коммуникативную (право, являясь инф. с–мой, выступает способом связи м/ду суб-ом и об-ом управления, «посредником» м/ду законодателем и общ-вом).

 

Классификация норм права.

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям. На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы: исходные (учредительные, отправные) нормы и нормы-правила поведения. Исходные (учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак – наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования. Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие норм-правил поведения, а также законодательную и правоприменительную деятельность. Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права. Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-задачи; нормы-цели; нормы-дефиниции. Нормы-начала отражают отправные моменты правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека в государстве, пределов действия гос-ва, закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации. Нормы-принципы содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение. Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения. Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д. Нормы-цели –В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами. В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст. 43 УК РФ за креплены цели института наказания. Нормы-задачи – это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений. Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее важное значение. В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные. Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения. Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования. В зависимости от предмета правового регулирования (поотраслевой принадлежности) они делятся на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д. В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «Что регулируют нормы права?», а процессуальные – на вопрос как регулируют?»Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения. В императивных нормах в категоричной форме указывается единственно возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному», «налоговый инспектор обязан принять налоговую декларацию от налогоплательщика» и т.п. Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными. Диспозитивные нормы – это разновидность правовых норм, оставляющих субъектам возможность выбора варианта поведения. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, распределить, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения, установить гарантии исполнения обязательств и т.д. Поощрительные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих модель правомерного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы. В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращение объема обязанностей). Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее приемлемого для гос-ва и общества поведения. Они в “мягкой” форме указывают на желательное развитие общественных отношений. В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Обязывающие нормы устанавливают обязанность для субъекта правоотношения совершать определенные действия и требуют активного поведения. Например, из положений ст. 124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному. Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну. Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются. Например, «право на необходимую оборону в равной степени имеют…» (ч. 3 ст. 33 УК РФ). Разновидностью управомочивающих можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих. Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер.

 

Гарантии законности.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.). Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД. Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности. Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.

Виды правоотношений.

Возникающие и существующие в жизни правовые отношения крайне многообразны и могут быть классифицированы, в зависимости от оснований, на различные виды. В юридической литературе предложено несколько таких оснований, хотя далеко не все из них бесспорны. Целесообразно, на мой взгляд, выделить следующие виды правоотношений.

[1] Регулятивные и охранительные правоотношения (основание классификации функции права). Регулятивные правоотношения это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, гос-ва, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений. Отраслевые правоотношения (основание классификации деление права на отрасли). Сколько отраслей отечественного права, столько и видов правоотношений конституционные, гражданские, административные, уголовные и др. В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и производны(вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения. Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных правовых норм. Если материально-правовые отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: общественное отношение норма права материально-правовое отношение. Норма права как бы "накладывается" на существующие уже общественные отношения, в результате чего появляется правоотношение. Общественное отношение в этом случае возникает и существует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь с ней, обретает правовую окраску, становится правоотношением. Иное дело процессуальные правоотношения. Их нет в природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование. Например, процессуальные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное производство и соответствующие правоотношения возможны лишь в силу существования процессуальных норм об обжаловании и опротестовании решений и приговоров суда. В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, общие и конкретные. В относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.). В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности. Классифицировать их можно по самым различным основаниям. По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, гражданские, уголовные, административные, уголовно-исполнительные, уголовно-процессуальные, финансовые и другие правоотношения. Важное значение имеет классификация правоотношений на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права, а процессуальные – на основе норм процессуального права. Материальные и процессуальные правоотношения связаны друг с другом, т.к. развитие процессуального правоотношения направлено на реализацию материального правоотношения. Например, уголовные правоотношения не могут развиться без возникновения и реализации уголовно-процессуальных правоотношений. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. В соответствии с функциональным предназначением правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные, но это наиболее крупная классификация. Так, охранительные правоотношения могут быть специально предупредительными, восстановительными, контролирующими, правоотношениями ответственности и т.д. Правоотношения ответственности возникают в связи с юридическим фактом правонарушения и заключаются в реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него правоограничения. Правоотношение ответственности носит характер властеотношения, которое непосредственно реализуется государственным принуждением. В правоотношении ответственности государственное принуждение действует непосредственно, а не в виде психологической угрозы наступления неблагоприятных последствий, т.к. правонарушитель реально претерпевает неблагоприятные правоограничения, предусмотренные в санкции нарушенной нормы. Восстановительные правоотношения могут возникать как в связи с юридическим фактом правонарушения, так и в случае объективно противоправных действий. Реализация обязанности в таком правоотношении приводит к восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, компенсации вреда и т.п. В рамках специально предупредительных правоотношений осуществляется деятельность правоохранительных органов, направленная на предупреждение правонарушений конкретными лицами, ранее совершавшими правонарушения. Например, когда осуществляется надзор за лицами, условнодосрочно освободившимися из мест лишения свободы. Регулятивные правоотношения многообразны. В зависимости от субъектного состава и степени конкретизации прав и обязанностей выделяются следующие виды регулятивных правоотношений: общие (общерегулятивные), относительные и конкретные. Что касается общерегулятивных правоотношений, то это вопрос дискуссионный, и не все ученые признают их наличие. В общерегулятивных правоотношениях точно определена только одна сторона правоотношения – государство, которое обязано соблюдать и защищать права граждан и юридических лиц, а все граждане и юридические лиц, а в свою очередь, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и иные законы. В рамках общих правоотношений государство вправе требовать от всех граждан соблюдения и исполнения правовых предписаний, а граждане наделены правомочиями требовать от гос-ва соблюдения прав и свобод и их защиты. Основа общерегулятивных правоотношений заложена в Конституции Российской Федерации, которая предъявляет наиболее общие (основополагающие) требования к поведению участников правоотношений. Например, типичным общерегулятивным правоотношением является гражданство. В относительно-определенных правоотношениях четко определена одна сторона правоотношения, кот-й противостоит относительно-неопределенный круг лиц, но в отличие от общих правоотношений права и обязанности участников носят конкретный характер. Например, в регулятивных налоговых отношениях одной стороной выступают налоговые органы, а другой –относительно-неопределенный круг налогоплательщиков, которые связаны с контролирующими органами вполне конкретными (конкретизированными) правами и обязанностями. В конкретном регулятивном правоотношении предельно четко определены субъекты и их взаимные права и обязанности. Приведем пример. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ. Большинство гражданско-правовых отношений являются конкретными. Однако ошибочно думать, что в сфере гражданско-правового регулирования действуют только конкретные правоотношения. Несмотря на то, что ученые-цивилисты в своем большинстве не воспринимают концепцию общерегулятивных и относительно-определенных правоотношений, они наглядно вытекают из общих требований разумности, добросовестности, непричинения вреда при реализации субъективных прав (п. 2 ст. 6 ГК РФ). Классифицировать правоотношения можно и по иным основаниям. В зависимости от их временнóй длительности различают кратковременные (иногда их называют одномоментными) и долговременные правоотношения. Под правоотношениями одномоментного характера подразумеваются такие правоотношения, в которых практически сразу реализуются права и обязанности субъектов. Так, многие санкции носят разовый, а не длящийся характер. Например, выговор, замечание, предупреждение. Обязанность субъекта претерпеть неблагоприятные последствия реализуется практически сразу в момент вынесения соответствующего решения. В долговременных правоотношениях реализация прав и обязанностей не происходит одномоментно, например, обязанность претерпеть лишение свободы реализуется в течение срока, указанного в правоприменительном акте. Правоотношения классифицируют на простые (между двумя субъектами) и сложные (между тремя и более субъектами). Например, в уголовно-процессуальном правоотношении принимают участие адвокат, подсудимый, суд, прокурор и другие участники процесса.

 

Соотношение права и морали.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Единство права и морали состоит в том, что:
1. Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа
2. Право и мораль преследуют одни и те же цели - совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.
3. У них один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуется одним и тем же людям, слоям, группам, их требования совпадают.
4. Право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, являются средством выражения личных и общественных интересов.
5. В философском плане представляют собой категории, обусловленные экономическими, а также политическими, культурными факторами, что делает их социально однотипными.
6. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.
Отличительные особенности права и морали:
1. Различаются по способам формирования. Нормы права создаются гос.вом, право выражает гос.ую волю. Нормы морали создаются не гос.вом, они не являются продуктом какой-то целенаправленной деятельности, возникают спонтанно в процессе деятельности людей.
2. Различаются по методам их обеспечения. Право создается и обеспечивается, охраняется гос.вом. За правом стоит аппарат принуждения, следящий за соблюдение правовых норм, ибо право не просьба и не совет, а властное требование, предписание. Мораль опирается не на силу закона, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет вмешательства гос-ва.
3. Различаются по форме выражения. Правовые норма закрепляются в спец. юридических актах гос-ва (законах, указах) группируются по отраслям, вносятся в кодексы, уставы. Моральные нормы - неписаные заповеди. (записаны лишь в манускриптах, хрониках)
4. Различаются по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует поведения с точки зрения юр.прав и обязанностей (законное-незаконное, наказуемое-ненаказуемое). Мораль подходит к человеческим поступкам с точки зрения добра и зла (похвального-постыдного, честного-лживого)
5. Различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные деяния влекут реакцию гос-ва, юридическую ответственность. Нарушение норм морали подвергается осуждению, порицанию.
6. Различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Право не в состоянии заставить человека быть честным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому.
7. Различаются по сферам действия. Моральное пространство шире правового, границы их не совпадают. Право не регламентирует и не переходит границы человеческих отношений (любовь, дружба)
8. Различные исторические судьбы. Мораль старше по возрасту, древнее, она всегда существовала, тогда как право возникло на определенной ступеньке социальной эволюции.
Взаимодействие права и морали.
Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов поощряемые правом, поощряются и моралью.
Оба осуждают совершение правонарушений, каждое противоправное действие, как правило является противоморальным. Право предписывает соблюдать законы, того же просит и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека оценка права и морали сливается, так как право основывается на морали.
Сегодня моральные основы бытия подорваны. Преодоление этих явлений важнейшая предпосылка социального возрождения России. Право и мораль активно содействуют в отправлении правосудия, как уголовных дел, так и гражданских. Сила закона увеличивает, если опирается не только на власть, но и на мораль. Действие морали зависит от четко функционирующей юр. системы.
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие права и морали не означает, что этот процесс ровный и гладкий. Часто между ними возникают противоречия, расхождения, нередко они противостоят друг другу. Пример: Не зарегистрированный брак не влечет юр.последствий, и отец ребенка, родившегося вне брака, не обязан платить по закону алименты до установления отцовства. По закону так, а по морали иначе.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) струк<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.012 с.)