Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структурные элементы системы права.

Поиск

Итак, под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (норм, институтов, подотраслей и отраслей права). Рассмотрим элементы системы права. Норма права первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от гос-ва общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, т.к. для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных. Отрасль права – это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощ специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик.• Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права. Например, финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности гос-ва, а административное – управленческие отношения.• Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право. • В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права. Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права. • В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права, поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования. Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права. Подотрасли регулируют отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью. Институт права это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу отношений по сравнению с подотраслью права. Например, в рамках финансового права существует подотрасль налогового права, а в подотрасли налогового права – институт налоговой ответственности, институт налогового расследования (налогово-процессуальный институт). Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие. Следует отметить, что не все отрасли права характеризуются делением на подотрасли и правовые институты. Так, в некоторых отраслях права существуют только правовые институты. Например, в семейном праве институт опеки, институт брака, институт алиментных обязательств, институт лишения и ограничения родительских прав и т.д. Сказанное не означает, что в семейном праве не смогут сложиться относительно обособленные подотрасли, т.к. система права не является неизменной, она, как и вся социальная действительность, находится в постоянном развитии.В любой системе права принято выделять своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы права. В роли такой основы выступает Конституционное право России. Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают воздействие на формирование и развитие всей системы права. Конституционное право призвано обеспечить непротиворечивость всей системы правовых норм. Оно определяет общие принципы права и механизмы правового воздействия практически на все группы общественных отношений и изначально задает характер и специфику всех остальных отраслей права, является «главным» по отношению к другим структурным элементам системы права.В системе права помимо его основы выделяются еще и профилирующие отрасли, к которым относят: конституционное право (это и основа и одновременно профилирующая отрасль), административное право, гражданское право и уголовное право. Таким профилирующим отраслям, как уголовное право и гражданское право, сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право (конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли).Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации. К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспечения, земельное право и экологическое право.Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты не является единственным. Так, в системе права выделяются два больших элемента (блока): процессуальное право и материальное право. Соответственно, нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей. Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм. Например, уголовное и гражданское право – материальные отрасли права, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право – процессуальные отрасли права, а финансовое и уголовно-исполнительное право состоят из материальных и процессуальных норм. В системе права выделяют частное и публичное право (о чем пойдет речь в отдельном параграфе).Система права не является застывшим образованием, она находится в постоянном движении, появляются новые отрасли, подотрасли, правовые институты. Так, в настоящее время сложились предпосылки для выделения налогового права в самостоятельную отрасль права, активно формируются институты налогового и бюджетного процесса, имеются тенденции к обособлению из гражданско-процессуального права арбитражно-процессуального права, которое в настоящее время является его подотраслью и т.д.

Акты толкования норм права

Акт толкования – это один из видов правовых актов. В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ). Акты толкования не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют сам-го значения и действуют в единстве с теми норм актами, в которых содержатся толкуемые юр нормы; находятся в зависимости от норм актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Виды:

1. По внешней форме: письменными (д.б. реквизиты – кто, когда издал, к каким нормам права относится, когда вступил в действие; м.б.в форме указа, постановления, инструкции и т.д.) и устными.

2. По юр значимости: акты нормативного толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права;

уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

6. Толкование конституционных и иных законов РФ конституционным судом

Конституция обладает высшей юр силой и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет деятельность законодательной, исп и суд власти; формирует основы правового режима общества, его политич-е единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деят гос-ва и его органов, принципы взаимоотношений с гражданами. Этим и обусловлена значимость толкования Конституции РФ, которое (ч. 5 ст. 125) отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ; никакой иной орган гос власти в России не может давать офиц и обязат для органов гос власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должн лиц, граждан толкования Конституции.

Процесс толкования означает предметную деятельность Констит Суда по доведению до всеобщего сведения содержания констит норм и выраженной в них воли законодателя, воплощается в письменных решениях – либо по конкретным делам, либо в итоговом Постановлении Констит Суда о толковании Конституции РФ, ее норм, кот обладает нормативным значением. Констит Суд при толковании положений Констит не д ограничиваться только дословным изложением нормы, но и обязан оценивать ее контекст, а также место в общей системе конст-х норм. При этом любая кон-я норма д интерпретироваться таким образом, чтобы избежать противоречий с др нормами Конституции. Толкование Конст РФ, отд ее норм дается исключительно в пленарных заседаниях Конст Суда. Решение о толковании Конст, принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной значимостью таких решений, а также возм политич последствиями. Толкование Конст РФ, данное Констит-м Судом, является офиц-м и обязательным для всех представительных, исполни-х и суд органов гос власти, органов местного самоупр-я, предприятий, должн лиц, граждан и объединений. В отличие от офиц-го, неофиц-е толкование Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должн лицами, а также учеными и практическими раб-ми, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное правосознание и поведение суб констит-го права, юр последствий не порождает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.008 с.)