Понятие и признаки права. Право в объективном и субъективном смысле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки права. Право в объективном и субъективном смысле



В юридической литературе существуют различные определения понятия «право». Можно привести одно из них. Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Подробно понятие права раскрывается через его признаки. В числе признаков права можно назвать: нормативность; общеобязательность; волевой характер; формальную определенность; связь с государством; системность; а также то, что право является регулятором общественных отношений. Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле – это проявление сбалансированной воли общества вовне в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.Наиболее значимым признаком права, включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям. Во-первых, государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т.п.). Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики гос-ва, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций). В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения. В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только для определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного гос-ва. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15). Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы гос-ва, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата гос-ва и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, Указе Президента и т.д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т.п. Право – регулятор общественных отношений. Основной смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем, собственно, и выражается его инструментальная ценность. Без права не может нормально существовать и функционировать современное общество, которое испытывает потребность в организованности отношений.При рассмотрении сущности права необходимо учесть два аспекта: во-первых, что любое право выступает регулятором общественных отношений (формальная сторона); и, во-вторых, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).Объективное право (собственно право) – законодательство, юридические обычаи, прецеденты, нормативные договоры. Не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.Субъективное право – мера юридически возможного поведения. Субъективно в смысле, что связано с субъектом, принадлежит ему (конкретные права и свободы личности)

 

Провое гос-во: понятие и принципы.

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
Признаки правового гос-ва:
- приоритет права
-правовая защищенность человека и гражданина
-взаимная ответственность гос-ва и личности
-высокая правовая культура граждан
-ограниченность деятельности государственных органов правом.
-наличие развитого гражданского общества
-провозглашение и действие принципа разделения властей.
-единство права и закона.
-возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.
-верховенство закона в системе нормативных актов
Принципы правового гос-ва:
1. Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона)
Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций гос-ой власти вторичны.
2.Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)
Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств:
1. наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, т.е. реальное осуществление первого принципа.
2.разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
3. Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения гос.власти.
4. верховенство закона и его господство в общественной жизни.
5. Взаимная ответственность гос-ва и личности
6. высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе
7. наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

 

 

Соотношение права и морали.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Единство права и морали состоит в том, что:
1. Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа
2. Право и мораль преследуют одни и те же цели - совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.
3. У них один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуется одним и тем же людям, слоям, группам, их требования совпадают.
4. Право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, являются средством выражения личных и общественных интересов.
5. В философском плане представляют собой категории, обусловленные экономическими, а также политическими, культурными факторами, что делает их социально однотипными.
6. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.
Отличительные особенности права и морали:
1. Различаются по способам формирования. Нормы права создаются гос.вом, право выражает гос.ую волю. Нормы морали создаются не гос.вом, они не являются продуктом какой-то целенаправленной деятельности, возникают спонтанно в процессе деятельности людей.
2. Различаются по методам их обеспечения. Право создается и обеспечивается, охраняется гос.вом. За правом стоит аппарат принуждения, следящий за соблюдение правовых норм, ибо право не просьба и не совет, а властное требование, предписание. Мораль опирается не на силу закона, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет вмешательства гос-ва.
3. Различаются по форме выражения. Правовые норма закрепляются в спец. юридических актах гос-ва (законах, указах) группируются по отраслям, вносятся в кодексы, уставы. Моральные нормы - неписаные заповеди. (записаны лишь в манускриптах, хрониках)
4. Различаются по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует поведения с точки зрения юр.прав и обязанностей (законное-незаконное, наказуемое-ненаказуемое). Мораль подходит к человеческим поступкам с точки зрения добра и зла (похвального-постыдного, честного-лживого)
5. Различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные деяния влекут реакцию гос-ва, юридическую ответственность. Нарушение норм морали подвергается осуждению, порицанию.
6. Различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Право не в состоянии заставить человека быть честным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому.
7. Различаются по сферам действия. Моральное пространство шире правового, границы их не совпадают. Право не регламентирует и не переходит границы человеческих отношений (любовь, дружба)
8. Различные исторические судьбы. Мораль старше по возрасту, древнее, она всегда существовала, тогда как право возникло на определенной ступеньке социальной эволюции.
Взаимодействие права и морали.
Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов поощряемые правом, поощряются и моралью.
Оба осуждают совершение правонарушений, каждое противоправное действие, как правило является противоморальным. Право предписывает соблюдать законы, того же просит и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека оценка права и морали сливается, так как право основывается на морали.
Сегодня моральные основы бытия подорваны. Преодоление этих явлений важнейшая предпосылка социального возрождения России. Право и мораль активно содействуют в отправлении правосудия, как уголовных дел, так и гражданских. Сила закона увеличивает, если опирается не только на власть, но и на мораль. Действие морали зависит от четко функционирующей юр. системы.
Противоречия между правом и моралью.
Тесное взаимодействие права и морали не означает, что этот процесс ровный и гладкий. Часто между ними возникают противоречия, расхождения, нередко они противостоят друг другу. Пример: Не зарегистрированный брак не влечет юр.последствий, и отец ребенка, родившегося вне брака, не обязан платить по закону алименты до установления отцовства. По закону так, а по морали иначе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.008 с.)