Общая характеристика теорий правопонимания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика теорий правопонимания.



Право – совокупность исходящих от гос-ва общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общ-ва. Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека,это данные от природы права человека.право отождествл.с моралью. (Гоббс, Локк, Радищев), историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи), нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм – право это сфера должного, а не сущего.В основании пирамиды норм находятся индивид.акты – решения судов, договоры и т.д. (Штаммлер,Новгородцев,Кельзен и др.), материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин), психологическая – право есть правовые эмоции личности(Петражицкий, Росс, Рейснер), социологическая – право есть реализация законов, юридические действия. Судьи наполняют законы правом, вынося решения. (Эрлих, Муромцев, Паунд).

 

Понятие и признаки гражданского общ-ва.

Гражданское общ-во – совокупность нравственных, религиозных, национальных, соц-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью кот. удовлетвор-ся интересы индивидов и их групп.Признаки гражд.общ.: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информативность и реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; - многоукладность экономики; - легитимность и демократич.хар-р власти; - правовое гос-во – сильная оц.пол-ка гос-ва, обеспеч.достойный уровень жизни людей и др.: - частн. собственность, плюрализм мнений, многопартийность,свободный индивид с неотъемлемыми правами. Стр-ра гр.общ.: - негосуд.соц-экономич.отнош-я и институты (собственность, труд,предпр-во); -негос-ые хоз-ие субъекты; -общественные объединения и орг-ции;-полит.партии и движения; - сфера воспитания и негосуд-го образования, - негосуд-ые ср-ва массовой инф-ии; -семья; - церковь и др.

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества:
1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.
2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.
Принципы гражданского общества:
1.экономическая свобода, рыночная экономика 2.легитимности и демократический характер власти 3.признание и защита естественных прав человека и гражданина 4.равенство перед законом и судом 5.наличие правового гос-ва 6.невмешательство гос-ва в частную жизнь.

Структура гражданского общества:
1. личность 2.семья 3.школа 4.церковь 5.собственности и предпринимательство 6.социальные группы, слои, классы 7.частная жизнь граждан и ее гарантии8.институты демократии
9.общественные объединения; 10.независимое правосудие; 11.система воспитания и образования; 12.свободные средства массовой информации;13. негосударственные социально-экономические отношения и др.

 

Причины и формы возникновения гос-ва.

Процесс формирования гос-ва в разных странах происходил по‑разному. Можно выделить общие причины возникновения гос-ва:

1Экономические (неолетическая революция, появление избыточного продукта) 2Социальные (усложнение общественных отношений, появление семьи, расслоение общества) 3Управленческие (первобытная демократия не справлялась с управлением) 4

1) Климатические условия (необходимость организации ирригационных работ)

На развитие той или иной формы возникновения гос-ва оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий и т.д.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения гос-ва.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения гос-ва в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин‑округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения гос-ва имела свои характерные особенности. Формирование гос-ва в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения гос-ва характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение гос-ва.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения гос-ва повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Форма правления

Выделяют две формы правления – монархическую (или монархию) и республиканскую (или республику).Монархия – ф. правления гос-ом, при кот-й верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного наследственного главы гос-ва – монарха. Абсолютная монархия – разновидность монархической ф. правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (закон-ой, исполн-ой, судебн-ой), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Конституционная монархия разновидность монархической ф. правления, гос-во, в кот-м власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом. Обычно это определяется Конституцией, которую монарх не вправе изменить.Парламентарная монархия – одна из исторических форм монархии. Впервые сложилась в Великобритании к концу XVII в. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции. Исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. Правительство при парламентской монархии формально и фактически ответственно перед парламентом.По своему социально-политическому содержанию парламентская монархия ничем не отличается от парламентарной республики.Республика ф. правления, при кот-й все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Парламентарная республика разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой гос-ва. Президентская республика разновидность республиканской формы государственного правления, в кот-й верховная власть принадлежит президенту как главе гос-ва, избираемому всенародным голосованием. Форма правления – структура и порядок образования верховных органов гос-ва, наделение их полномочиями и степень участия населения в управлении делами гос-ва. В истории известны 2 способа осуществления власти: единол-й и коллегиальный. Истор-ки первой формой правления является монархия – ф. правления, при кот-й вся полнота гос-ой власти сосредоточена в руках одного лица (царя, короля, императора). Осн-е черты: наследственность, несменяемость, безответственность. Виды монархий: Абсолютная (неограниченная власть монарха, в одних руках законодательная, исполнительная и судебная власть) примеры: Россия на протяжении всего монархического этапа, современные монархии – Саудовская Аравия, Оман.Ограниченная (конституционная) Ограничения связаны с деятельностью Парламента, поэт. их называют парламентскими монархиями. Законод-я власть принадлежит Парламенту, исполн-я – правительству, подотчетному Парламенту. Монарх по Конституции сохраняет формальные полномочия главы гос-ва. Все европейские монархии – конституционные (Испания, Швеция , Дания). Символические монархии (Англия, Япония) Монарх для поддержания традиций. Дуалистические монархии (Морокко, Кувейт) Формально-юридическое разделение гос.власти между парламентом и монархом(переходные от абсолютной к парламентской). Вторая форма правления – республика- форма правления, при кот-й власть принадлежит выборному коллег-му или единол-му органу гос.власти. Характ-е черты: выборность, сменяемость, ответственность главы гос-ва. Первые республики -в Др. Риме и Спарте. Современные республики бывают 2-х видов: Президентская – президент является главой гос-ва и главой исполнительной власти.Президент избирается населением и ответственности перед парламентом не несет ( США, Сирия, Мексика). Парламентская – правительство формируется в результате парламентских выборов, президент избирается парламентом (Италия, Германия, Индия, Израиль). Смешанные республики- парламентско-президентские (Франция, Австрия, Болгария) Правительство форм-ся с участием президента и парламента и несет перед ними ответственность.

Социальные ф-ии права.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Ф-ции права рассматривают в 2х плоскостях, в завис-ти от того, освещаются ли они в рамках спец-юридических(узких) или в общесоциальных (более широких). Общесоц.-е ф-ии : 1.экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности.право устанавливает «правила игры» в экономич.сфере, определяет механизм распределения общ-го богатства и т.п.) 2. политическую (регламентирует полит.отношения, рег-ет деят-сть суб-ов полит с-мы, полит.строй общ-ва, мех-зм функц.гос-ва, реглам-ет полит.отношения и пр.), 3.воспитательную (отражает опред. Идеологию, оказывает спец. педагогическое возд-е на лиц, связана с форм-ем у суб-ов мотивов правомерного поведения), 4. коммуникативную (право, являясь инф. с–мой, выступает способом связи м/ду суб-ом и об-ом управления, «посредником» м/ду законодателем и общ-вом).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.011 с.)