Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые отношения: понятие и признаки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема правовых отношений является центральной в общей теории права и именно она вызывает наибольшие споры в юридической науке начиная с определения данной категории и заканчивая более детальными вопросами и положениями. Правовые отношения это отношения в связи с правом, на основе права. Они возникают вместе с природными правами и обязанностями, а с появлением гос-ва важнейшие из них получают законодательное оформление. Как естественное право идеал права позитивного, так и существующие в связи с ним правоотношения идеал законодательно урегулированных отношений. Различая отношения на основе норм естественного и позитивного (законодательно оформленного) права, можно избежать не приносящих особой практической пользы споров о том, что первично норма или правоотношение, что из них предшествует одно другому. В природе человека, в человеческом общежитии процесс формирования естественных прав и свобод, правил поведения, правоотношений идет параллельно, без особой, строгой зависимости. В позитивном праве взаимозависимость юридической нормы и правоотношения довольно жесткая. Все имеющиеся в юридической да и философской литературе исследования правоотношений сориентированы на позитивные правоотношения. Так же поступает и автор этой лекции. Правовым отношениям присущи следующие признаки. Правоотношение это общественное отношение, т.е. отношение между людьми и неразрывно связанное с их деятельностью, поведением. Именно между людьми, а не между ними и предметами материального мира. Собственник вещи имеет совокупность прав на нее, но обретают свою жизнь эти права только в отношениях с другими людьми: им собственник может продать вещь, уступить право владения, подарить, от них же он требует соблюдения своего права собственности. В обществоведении, в том числе и юридической науке, понятия "общественные отношения", "общественная связь" нередко разграничиваются, но чаще всего отождествляются, что представляется наиболее правильным. Как и любые общественные отношения, правоотношения это результат сознательной деятельности человека. Правовые связи между людьми сознательны и являются результатом разумной человеческой деятельности. В качестве характерной черты правоотношений называют обычно их идеологический характер. Современное право России все больше начинает выражать общечеловеческие начала, теряя свои классовые черты. Значит ли это, что, утрачивая классовость, оно перестает быть идеологическим явлением? Думаю, что нет. Идеология выражает классовые интересы и стремления, но с классовостью не совпадает, ибо представляет собой систему разнообразных взглядов на социальную жизнь. Тоталитарное стремление к жесткому централизованному регулированию хозяйственной жизни это идеология; переход к рынку и свободное предпринимательство это идеология; отношение гос-ва, общества к церкви, стремление обеспечить малоимущие слои населения это тоже идеология. Право и сопутствующие ему правоотношения всегда будут явлениями идеологическими. Главное здесь чтобы идеология выражала не сугубо классовые, групповые, а общечеловеческие начала и интересы, и не демагогически (на словах), а реально. Правоотношение это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей. Между нормой права и правоотношением существует довольно жесткая зависимость в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения это законоотношения. Ситуация, правда, существенно меняется в настоящее время. С введением в действие в сфере экономики принципа "разрешено все, что не запрещено законом" жесткая зависимость правоотношения от нормы права значительно ослабевает. В хозяйственной жизни предприятий, иных коллективных субъектов, в имущественных отношениях граждан возникают и постоянно будут возникать многочисленные правоотношения, не предусмотренные юридическими нормами. Сохраняет свое значение и институт аналогии. При аналогии права правоотношение, например, в гражданском праве возникает "в силу общих начал и смысла гражданского законодательства" (ст. 4 ГК России), а не юридической нормы, кот-й попросту нет. В остальном же действует правило: есть норма права возникает правоотношение, нет нормы нет и правоотношения. Правоотношение это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права. Носитель субъективного права (т.е. тот, кому принадлежит право) лицо, управомоченное, носитель юридической обязанности лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в целом. В этом смысле правоотношение является связью индивидуализированной. Индивидуализация при этом осуществляется двояко: 1) поименно, когда субъекты права называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к организациям); таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продукции, перевозке и т.д.; 2) по названию социальных ролей. Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: продавец покупатель, работник милиции гражданин. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен, например, при купле-продаже в магазине, на рынках. Правоотношение волевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает определенную волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников. Причем есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного субъекта (уголовное дело, возбуждаемое по воле правоохранительного органа). [5] Правоотношение это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая в конечном счете выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества. Итак, правоотношение это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.
13 Общая характеристика теорий происхождения гос-ва и права. С древнейших времен люди пытаются объяснить, как и когда возникли государство и право. На этот счет сложилось много различных теорий.Вопрос о происхождении гос-ва является дискуссионным. Причины показываются в различных теориях возникновения гос-ва: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. К наиболее известным относятся следующие теории: 1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 3. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни гос-ва, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни гос-ва, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. 6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение гос-ва объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров. 7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.009 с.) |