Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды собственности, с которых выплачивается закят и размеры их нисабаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все виды собственности разделяются на явные (амвал аз-захира) и скрытые (амвал аль-батина). К явным относятся, например, крупный и мелкий рогатый скот, собранные с полей различные виды урожая, добытые из-под земли полезные ископаемые, проходящие через таможню товары. А скрытые виды собственности - это деньги, золото, драгоценные камни и т.д. На все эти виды собственности имеется определенный минимальный уровень (нисаб), с которого становится необходимым выплачивать закят. 1. Закят с крупного и мелкого скота. Необходимо выплачивать закят со скота, который пасся на лугах на протяжении как минимум полугода. Это такие животные, как овцы, козы, коровы, буйволы и верблюды. Если минимальное количество овец и коз (мелкого рогатого скота) достигло сорока и выше голов, то с этого количества необходимо выплатить закят в размере одной овцы или козы. Это количество и является для них нисабом. При количестве голов мелкого рогатого скота от 40 до 120 необходимо выплатить закят в размере 1 козы или овцы; от 121 до 200 голов - 2 овцы; от 201 до 300 - 3 овцы. Если же овец больше трехсот, то с каждой сотни выплачивается по одной овце. Для крупного рогатого скота минимум (нисаб), с которого выплачивается закят составляет 30 голов. При достижении этого количества, необходимо отдать одного годовалого теленка. Если количество крупного рогатого скота достигло 60, то в качестве закята необходимо отдать двух годовалых теленков. А далее, с каждых 30 голов отдается один годовалый теленок, а с каждых 40 голов - двухгодовалый теленок. Для верблюдов минимум, с которого выплачивается закят, составляет 5 верблюдов. Если человек имеет от 5 до 25 верблюдов, то он должен выплачивать в качестве закята по 1 овце на каждые 5 верблюдов. А если их количество превысило 25, то отдаются сами верблюды в следующем количестве: от 25 до 35 голов - одна годовалая верблюдица; от 36 до 45 голов - одна двухгодовалая верблюдица; от 46 до 60 голов - одна трехгодовалая верблюдица; от 61 до 75 голов - одна четырехгодовалая верблюдица; от 76 до 90 голов - две двухгодовалые верблюдицы; от 91 до 120 голов - две трехгодовалые верблюдицы; более 121 головы - три двухгодовалые верблюдицы. А далее в различных мазхабах приводятся различные цифры. 2. Закят с золота, серебра и денег. Согласно ханафитскому мазхабу со всех золотых и серебряных изделий должен выплачиваться закят независимо от того, носились они в качестве украшений, или использовались в каких-то практических нуждах. Шафииты же считают, что с украшений, которые носят женщины или мужчины закят платить не нужно. Минимальным количеством (нисабом) золота, с которого начинает выплачиваться закят, является его вес равный приблизительно 85 граммам. А для серебра он составляет приблизительно 595 граммов. В различных мазхабах существуют незначительные различия в точном определении эквивалента динара, о котором говорится в хадисах. Так, в одном из хадисов из сборника Абу Давуда приводятся слова пророка: «… и тебе ничего не нужно отдавать, пока не будет у тебя двадцати динаров, если же у тебя будет двадцать динаров и пройдет год, то с этого следует выплатить половину динара, и с того, что будет превышать это количество, (величина закята должна) исчисляться так же». Поэтому приведенные выше цифры в некоторых случаях немного различаются. В частности, называются также цифры 80,18 грамм для золота и 561,2 грамма для серебра. Начиная с этого количества и выше, с золота и серебра необходимо по прошествии одного года выплатить 2,5% суммы от общего веса драгоценных металлов, которые имеются в наличии. С денег необходимо выплачивать закят по тому же правилу, по какому он выплачивается с золота и серебра. То есть, если количество денег эквивалентно стоимости 85 (80,18) граммов золота или 595 (561,2) граммов серебра, то с них нужно выплатить закят в размере 2,5%. 3. Закят с товаров, предназначенных для торговли. Эти товары должны быть приобретены только для последующей продажи. Когда заканчивается годичный срок, мусульманин, имеющий необходимый минимум (нисаб) для выплаты закята в размере стоимости 85 граммов золота должен сложить всю сумму прибыли, долгов, имеющегося в наличии товара, а затем выплатить с этой суммы 2,5%. Закят с любых видов арендной платы (за аренду помещений, автомобилей) составляет 2,5% от полученной суммы. 4. Закят с сельскохозяйственной продукции. С посевов и плодов необходимо выплачивать закят. В ханафитстком мазхабе закят нужно платить со всего, что выращивает на земле человек с целью получения прибыли. В шафиитском мазхабе считается, что закят нужно платить только с того вида урожая, который можно использовать в пищу. Минимальное количество урожая, с которого необходимо выплачивать закят, зависит от вида орошения. Если урожай был выращен без применения вспомогательных оросительных систем (дождем, водами рек и других водоемов), то необходимо выплатить десятую часть урожая. Эта десятина называется ушр. А если для выращивания урожая было необходимо прибегнуть к искусственному орошению (например, если пришлось специально для этого привозить воду), то нужно выплатить половину ушра. Для выплаты закята с сельскохозяйственной продукции не ставится условием прошествие года. Десятину нужно платить с собранного урожая. Однако в ханафитском мазхабе существует фетва имамейна (Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана), согласно которой закят должен выплачивать с урожая, который может храниться в течение года (например, чай, хлопок) и количество которого составляет 5 васков (приблизительно 875 кг) и выше. Однако большинство ханафитов придерживается фетвы самого Абу Ханифы, согласно которому с любого собранного урожая необходимо платить десятину. Выплата закята Закят с явных видов собственности (амвал аз-захира) обычно осуществлялся государственными органами. Закят со скрытых видов собственности (амвал аль-батина) же пожертвователь отдавал сам. В тех странах, где не функционируют законы шариата, все виды закята передаются хозяевами различных видов собственности тем 8 категориям людей, о которых ведется речь в аяте Корана: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах - знающий, мудрый» (9: 60).
Закят аль-Фитр - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Рамадан (См. Идайн). Закят аль-Фитр является в шариате обязательным деянием (ваджиб). Глава семьи выплачивает Закят аль-Фитр за всех членов своей семьи (включая детей), которые находятся на его попечении. Он может отдать его целиком одному нуждающемуся мусульманину, либо же распределить на нескольких человек. Размер милостыни Фитр на каждого члена семьи должен быть не менее 1 саа. Саа -это мера веса, равная 3500 г (в ханафитском мазхабе), либо 1680 г (в остальных суннитских мазхабах). Лучше всего выплатить Закят аль-Фитр в виде продуктов, а не их денежным эквивалентом. Например, этими продуктами являются пшеница, ячмень, финики. Залля - ошибка, погрешность. В каламе так называются небольшие погрешности и ошибки, которые могли быть в помыслах посланников Аллаха. Как известно, посланники Бога не совершали грехов, так как были оберегаемы от них Аллахом. Они являются "ма'сум" (т.е. непогрешимыми). Что же касается небольших погрешностей - залля, то их причиной была сама сущность человека, которому свойственно ошибаться. Но вместе с этим, эти ошибки могли фигурировать лишь в их помыслах и не проявлялись в делах. Кроме того, Аллах поправлял эти ошибки ниспосылаемыми откровениями. Замахшари Махмуд (467/1075-538/1143) - известный мусульманский толкователь Корана, ханафитский правовед, знаток калама, литератор. Полное имя с куньей Абу аль-Касим Махмуд ибн Омар аз-Замахшари аль-Хорезми. Его также называли Джар Аллахом (Покровительствуемый Аллахом) и Фахр Харазмом (гордостью Хорезма). Родился в период правления сельджукского султана Малик-шаха в Замахшаре (Хорезм) в небогатой тюркской семье. Начальное образование получил под руководством своего отца. Затем с ним произошел несчастный случай. Он упал с лошади и получил тяжелые ранения. После этого ему ампутировали ногу. Спустя некоторое время Махмуд оправился от ран и уехал для продолжения обучения в Бухару, которая была в то время культурным и научным центром центральной Азии. Находясь в этом городе, до него дошло известие о смерти отца, который был арестован по политическим мотивам и умер в заключении. В это время Махмуду было около 20 лет. В Бухаре Махмуд ибн Омар изучал ханафитское право, хадисы, толкования Корана, калам, логику, философию и арабский язык. Оттуда он совершил путешествия по близлежащим областям, затем в 502/1109 году поехал в Мекку. После этого он побывал в Йемене, а затем в других регионах Аравии. Затем он вернулся в Замахшар, но спустя некоторое время, снова выехал в Мекку и остался здесь на протяжении длительного времени. В Мекке он написал многие свои работы, например известное толкование Корана. Там он получил признание и приехал на свою родину - Хорезм, уже в качестве улема. Здесь он прожил оставшуюся часть своей жизни. По своим убеждениям аз-Замахшари был убежденным мутазилитом, а в праве придерживался положений ханафитского мазхаба. По причине принадлежности к мутазилитам он подвергался ожесточенной критике со стороны суннитских улемов и не сумел добиться расположения сельджукских правителей, несмотря на свои глубочайшие познания. Однако на эти нападки в свой адрес он также отвечал достаточно резко и категорично. Воззрения аз-Замахшари в целом повторяли основные идеи доктрины мутазилитов (См. Мутазилиты). Его учениками были многие известные ученые того времени. Он был автором книг по грамматике и лексике арабского языка, написал также справочное пособие по хадисам. Однако самым известным трудом аз-Замахшари является толкование Корана «аль-Кашшаф», в котором толкование аятов было проделано с позиции мутазилизма. Для этого он толковал многие аяты аллегорически и иносказательно, применял «отмененные» (шазз) методы чтения некоторых аятов. По этой причине его труд подвергся ожесточенной критике мусульманских ортодоксов, которые писали опровержения на него. «Аль-Кашшаф» был написан аз-Замахшари в Мекке на протяжении двух лет. Замзам - священный источник, расположенный на территории мекканского храма Масджид Аль-Харам. Согласно хадису, когда Хаджар (Агарь) по воле Аллаха оказалась на этом месте, она начала искать воду между холмами Сафа и Марва. На месте источника Замзам она увидела ангела Джибрила (Гавриила), который ударил своей ступней (или крылом) по этому месту и там чудесным образом образовался этот источник. Захид - мусульманский аскет, человек который усердствует в служении Аллаху, боится Его, исполняет все религиозные предписания, проводит много времени в молитвах, отличается высокими моральными качествами и не привязан к благам этого мира. Захир - так обозначают открытые, ясные и недвусмысленные смыслы божественных откровений (нассы), которые не нуждаются в иносказательном толковании. Их смыслы остаются неизменными. В каламе захир - явное, открытое. Так обозначаются внешнее, экзотерическое проявление какого-либо бытия. Аз-Захир - это также одно из прекрасных имен Аллаха. Означает явность и открытость Его существования. Каждый человек видит от своего рождения окружающий мир, который является доказательством Его существования. Упоминается в кораническом аяте 57: 3.
Захиритский мазхаб - правовая школа в Исламе. Представители этой школы считали, что все аяты Корана являются ясными и недвусмысленными (нассами). Они видели в Откровении только внешние, экзотерические (захир), буквальные смыслы и отрицали возможность наличия в нем сокрытых, эзотерических (батин) смыслов. Захириты отрицали возможность применения в правовой практике таких методов иджтихада как кыяс, истихсан, масалих аль-мурсала и т.д. Основателем захиритского мазхаба являлся Давуд ибн Халаф аль-Исфахани, который больше известен как Давуд аз-Захири. Однако положения этой школы были развиты Ибн Хазмом аль-Андалуси. Давуд аз-Захири (202/817-270/883) Давуд аз-Захири научился правоведению у учеников Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, которого он высоко ценил. Как известно, аш-Шафии давал приоритет ясным и недвусмысленным смыслам Откровения (нассам) и на их основе строил свою правовую теорию. Но, в то же время, он не отрицал и другие источники и, в частности кыяс. Давуд аз-Захири же пошел в этом направлении еще дальше и стал отрицать вообще все остальные источники иджтихада помимо нассов. Он отверг кыяс по тем же причинам, по каким аш-Шафии в свое время отверг истихсан. Давуд аз-Захири был большим знатоком хадисов, которые он собирал на протяжении своей жизни. Но в связи с тем, что он признавал Коран сотворенным, суннитские передатчики хадисов отказывались передавать от него хадисы. Поэтому его имя не числится в списке великих мухаддисов. Помимо этого, его метод внешнего (захир) толкования Откровения приводил к большим противоречиям с воззрениями суннитских ортодоксов, которые отказывались воспринимать его теории. Например, Ахмад ибн Ханбаль отказался от встречи с ним по причине его убеждений. Но, тем не менее, Давуд аз-Захири оставил после себя значительное наследие. Его работы по хадисам и праву считаются достаточно серьезными и известными. Он был известен как блестящий полемист, образованный, ученый человек, готовый на самом высоком доказательном уровне отстаивать свои убеждения. Он также отличался своими высокими моральными качествами, праведностью. Захиритский мазхаб после Давуда аз-Захири был развит его учениками и в 3-4 столетии хиджры распространился во многих регионах мусульманского мира. Но затем, усилиями известного ханбалитского улема кади Абу Йалы, захиризм постепенно стал вытесняться последователями ханбализма. Кади Абу Йала был современником выдающегося захиритского теоретика Ибн Хазма аль-Андалуси, который последовательно отстаивал позиции захиризма перед суннитскими улемами. Усилиями кади Мунзира ибн Саида аль-Баллути (ум. в 355 г.х.), Ибн Хазма (384-456), Масуда ибн Сулеймана ибн Муфлита Абу аль-Хийара (ум. в 426 г.х.) захиритский мазхаб стал популярен в мусульманской Испании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.44 (0.008 с.) |