ТОП 10:

Приоритетность доводов разума в мутазилитском каламе



Для доказательств своих убеждений мутазилиты разработали целую методологическую базу. В первую очередь они ссылались на очевидные и недвусмысленные доводы из Откровения (нассы). Однако, наряду с этим, они широко применяли и доводы разума (акль) и логики (мантык). Более того, они фактически приравнивали их к доводам Откровения.

Практически все положения исламского вероучения мутазилитами подвергались рациональному осмыслению и обоснованию. То, что противоречило доводам разума, ими отвергалось. Они утверждали, что суждение о том, является то или иное деяние плохим или хорошим можно выносить на основании здравого суждения, даже если по этому поводу нет прямых указаний Откровения.

Таким образом, мутазилизм стал первой в истории Ислама мировоззренческой школой, которая попыталась дать рациональное толкование различным аспектам Шариата. Процесс рационального осмысления положений религии стал носить название калама (арабс. - речь, слово). А философов-каламистов стали называть мутакаллимами. Мутакаллимы внесли огромный вклад в развитие не только мусульманской, но и мировой философии и заняли свое достойное место в ее истории. (См. Калам).

Необходимо отметить, что положения калама разрабатывались не только мутазилитами, но и их оппонентами из лагеря ортодоксальных мусульман-суннитов, которые также понимали, что избежать процесса рационализации положений Шариата все равно не удастся. Дело в том, что в этом случае, исламская религия, строящаяся только на положениях Откровения, потеряла бы свою актуальность в условиях бурного интеллектуального, научного и общественного прогресса, который происходил в средневековом мусульманском обществе.

Однако, в то же время, ортодоксальные мутакаллимы разработали мировоззренческую систему, при которой положения калама гармонично сочетались с положениями Откровения. Такое компромиссное учение разработали величайшие мусульманские суннитские мыслители - Абу аль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди. Ашаризм и матуридизм стали ведущими мировоззренческими направлениями суннитского Ислама, начиная с периода средневековья, и вплоть до современности.

Рационализм мутазилитов исходил из их хорошего знакомства с традициями античной и древнеримской философии. Философские методы античных мыслителей ими применялись для объяснения и рационального осмысления положений Шариата. Все те положения Откровения, которые вступали в противоречие с доводами разума, мутазилитами подвергались аллегоризации и иносказаниям.

Однако надо отметить, что методы философского рационализма многие из мутазилитов применяли настолько широко и неограниченно, что против них стали выступать религиозные ортодоксы, которые протестовали против этих методов. И действительно чрезмерная приоритетность доводов разума в мутазилитской философии имела свои слабые и неубедительные стороны, так как разум имеет свои недостатки и, в некоторых случаях, не способен адекватно осознать объективную реальность. Стремление вообще все объяснить своими умозаключениями привело мутазилитов к схоластике, подмене истинной науки и философии своими схоластическими рассуждениями, а порой и к откровенной демагогии. А это, в свою очередь, привело к догматизации мутазилитского учения. К моменту становления мутазилизма государственной идеологией Аббасидского халифата, это движение уже утеряло свои прогрессивные качества и превратилось в схоластико-догматическую систему, что и привело их лидеров к применению насилия в вопросах религии (в период «михны»).

Еще одним слабым звеном мутазилитской философии было то обстоятельство, что, подвергая все на свете рациональному осмыслению, они часто пренебрегали положениями Откровения, либо же толковали его в соответствии с доводами своего разума. Это приводило к конфликту с ортодоксами-суннитами, которых мутазилиты подвергали самой ожесточенной и, часто, не всегда объективной критике. Например, мутазилитский идеолог Джахиз в сочинении «аль-Фусул аль-Мухтар» называл хадисоведов невежественной прослойкой людей, которые только следуют только устоявшейся традиции (т.е. таклиду) и отказываются осмыслить исламское наследие. По его словам отказ хадисоведов и законоведов от осмысления устоявшейся традиции противоречит Корану, который призывает осмысленно подходить к проблемам религии.

Подобная излишняя критичность и даже оскорбительное отношение к суннитским ортодоксам неизбежно приводили к конфликту и потере мутазилитами авторитета в массах народа, где были сильны позиции ортодоксии.

Таким образом, мутазилитское учение и мировоззрение оказало огромное влияние на выработку и развитие рационалистических тенденций в Исламе. В борьбе с каламистами ортодоксальные мусульмане были вынуждены вырабатывать рациональное обоснование своих постулатов веры и, таким образом, исламская религия, в целом, сделала значительный качественный скачок в условиях бурного развития периода средневековья. В первый период своей деятельности мутазилизм, несомненно, был прогрессивным движением, который не дал ортодоксальной религии закостенеть и заставил его деятелей подойти к проблемам религии с новых позиций. Многие положения мутазилитской философии были заимствованы ортодоксальными суннитскими улемами и стали использоваться в развитии мусульманской общественно-политической и философской мысли в последующие века.

Позднее, мутазилитские методы и мутазилитская рационалистическая философия, часто использовавшая методы своих античных предшественников, оказала воздействие на процесс пробуждения Европы от оков религиозного догматизма и застоя, и повлияла на ее последующий прогресс. Как известно, европейцы заимствовали многие положения мусульманского калама, посредством Испании, Сицилии, и в ходе Крестовых походов.

Несомненной заслугой мутазилитских каламистов была защита положений Ислама, и их ответы на различные измышления в адрес этой религии со стороны христиан, иудеев, зороастрийцев и т.д. Мутазилиты стали основателями мусульманской апологетики, которая формировалась на различных богословских диспутах, которые проходили во дворцах халифов. Кроме того, рационально мыслящие, блестяще образованные мутазилиты противостояли развитию и некоторых мистических учений внутри самого Ислама. В частности, они успешно, на идеологическом уровне боролись с различными сектами, исповедующими такие учения, как боговоплощение, переселение душ и т.д.

Несмотря на то, что в ходе развития мутазилизма, в нем проявились и отрицательные тенденции, тем не менее, это учение заняло свое достойное место в истории Ислама, значительно обогатив его наследие. А мутазилитский калам стал достоянием всей мировой истории человеческой мысли.

Муташабих - то, что имеет сокрытый эзотерический смысл. В основном значение этого термина относится к некоторым аятам Корана и хадисам Сунны, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. Муташабих должен быть принят мусульманином на веру, так как истинный его смысл известен только Аллаху, который возможно поместил в этих аятах и хадисах символические и иносказательные смыслы, которые не могут быть в точности известны человеку. Более того, понимание некоторых из них вообще невозможно для человека. Обо всем этом говорится в кораническом аяте: «Он - тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования» (3: 7).

Муташабих может выражаться в отдельных словах. Это, например такие буквосочетания, как Алиф Лам Мим, Та ха, Сад и т.д., которые приводятся в начале некоторых аятов Корана (См. Хуруф аль-Мукаттаа).

Существует также и смысловое выражение муташабиха. Примерами этого являются аяты:

"Милостивый утвердился на троне..." (Корана 20: 5), "...Я создал своими руками" (Коран, 38: 75), "...и придет твой Господь..." (Коран, 89: 22). Значение слов "утвердился", "своими руками", "придет" применительно к Аллаху точно неизвестно. Поэтому для верующего лучшим является утверждение того, что ему это неизвестно и он только верует в истинность этих аятов. Что же касается ученых-профессионалов, то они выдвигали и выдвигают предположения относительно смыслового муташабиха. Например, некоторые улемы считали, что упоминание руки для Аллаха означает выражение Его могущества. Другие же считали, что если в аяте упомянута рука Аллаха, то нет никакого основания понимать эти строки по-другому. То есть, они признавали наличие у Аллаха руки, однако считали, что Его рука не является подобием руки человека, так как в других аятах подчеркивается отсутствие подобия Аллаху в сотворенном им мире. Но были и отвергнутые ортодоксией мушаббихиты (антропоморфисты), которые придавали аятам муташабих буквальный смысл и трактовали эти места буквально, уподобляя Аллаха сотворенным творениям (См. Мушаббихиты).

Муфассир- толкователь Корана. Толкование Корана является сложным делом, которое требует определенной научной и теоретической подготовки толкователя. В традиционном Исламе к толкователю предъявляются следующие необходимые качества:

1. Совершенное знание арабского языка;

2. Знание всех подробностей относительно истории ниспослания того или иного аята;

3. Знание Сунны пророка Мухаммада;

3. Знание всех социальных проблем того общества, в котором он находится, так как толкователь должен ясно представлять себе существующую реальность и цель своей работы;

4. Наличие способности к аналитическому мышлению.

Первыми известными муфассирами в истории Ислама были Абдулла ибн Масуд (ум. в 32/653), Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687), Убай ибн Кааб (ум. ок. 30/650), Зейд ибн Сабит (ум. В 45/665), Абу Муса аль-Ашари (ум. в 44/666) и Абдулла ибн Зубайр (ум. в 73/692).

Первую школу по толкованию Корана основал в Мекке Абдулла ибн Аббас. Его учениками были такие известные толкователи, как Муджахид (ум. в 103/721) Ата ибн Абу Рабах (ум. в 115/733) Икрима (ум. в 105/723), Саид ибн Джубайр (ум. в 95/714), Тавус (ум. в 106/724). Две другие школы были основаны Абдуллой ибн Масудом в Ираке и Зейдом ибн Асламом в Медине. Учеником Зейда был Малик ибн Анас.

Муфтий - тот, кто дает фетвы. Так называют людей, хорошо знающих предписания шариата по различным аспектам вероучения и права, которые могут на этой основе выдавать правовые предписания - фетвы. Однако муфтии не имеет права самостоятельно выносить решения на основании аятов Корана и хадисов пророка, а должны только ссылаться на работы муджтахидов, которые этим правом обладают. Муджтахиды же одновременно являются и муфтиями. Если муфтий по какой-то проблеме сталкивается с различными заключениями муджтахидов, то он должен выносить правовое предписание соответственно требованиям существующих реальных условий и времени.

Муфтием должен быть только набожный грамотный мусульманин. Фетвы нечестивцев (фасиков), пусть даже относительно образованных, не имеют никакой юридической силы, и действовать на их основе нельзя.

Мухаддис – ученый-хадисовед, который занимается наукой о хадисах и их методологией. Мухаддисы собирали тексты хадисов, которые восходили к пророку Мухаммаду, проверяли цепочки их передатчиков (равиев) на степень достоверности, выясняли обстоятельства того, каким образом то или иное сообщение дошло до них. Выясняя все подробности о хадисах, они сами являлись их передатчиками. Поэтому мухаддисы являлись одновременно и равиями, но не каждый рави был мухаддисом, так как для этого необходимы были познания.

Родственным мухаддису понятием является «муснид». Муснидами называют передатчиков хадисов, которые упоминают цепочки их передатчиков (равиев), однако при этом могут не знать дополнительных сведений о них. Все эти дополнительные сведения были известны мухаддисам, степень которых выше, чем у муснидов. Мухаддиса, который знает наизусть тексты более ста тысяч хадисов, цепи их передатчиков (иснады); а также личностные качества передатчиков хадисов, их надежность, правдивость, погрешности и ошибки, называют хафизом. Если всем эти качествам удовлетворяет хафиз (хранитель), знающий более трехсот тысяч хадисов, его называют худжей (доказательством). (См. также Хадисы).

Мухаджиры – выселившиеся. Так, до покорения Мекки в 8 году хиджры, назывались мусульмане, которые спасаясь от жестоких гонений язычников, покинули родной город и переселились вначале в Эфиопию, а затем в Медину [См. Хиджра (I)]. Ради своей веры, многие из этих людей порвали родственные узы со своими родственниками, оставили и потеряли в Мекке все свое имущество. О них упоминается в кораническом аяте: «А опередившие, первые из выселившихся и ансаров и те, которые следовали за ними - в благодетельствовании: доволен ими Аллах, и они довольны Им. И уготовал Он им сады, где внизу текут реки - для вечного пребывания там. Это великая удача» (9: 100).

После переселения в Медину мухаджиры были наиболее нуждающимися людьми и нуждались в поддержке, которую им оказали мединские мусульмане - ансары, с которыми они побратались. В Коране по этому поводу говорится: «А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, - они и суть преуспевшие» (59: 9). Мухаджиры вместе с мединскими ансарами составили основу ранней мусульманской общины и заложили основы мусульманской государственности. Они самоотверженно бились с врагами в битвах при Бадре, Ухуде, Хунайне и других сражениях. После смерти пророка Мухаммада мухаджиры, вместе с ансарами, воевали с вероотступниками в Аравии и сумели сохранить и укрепить мусульманскую государственность (См. Ридда). Они также внесли большой вклад в дело победы мусульманских армий над византийцами, персами и другими внешними врагами Халифата.

Мухаджиры занимали особое положение в мусульманской общине. Только их представители могли возглавить Халифат. Все четыре праведных халифа - Абу Бакр, Омар, Осман и Али были мухаджирами. Потомками мухаджиров были и Омейядские и Аббасидские халифы.

О достоинствах мухаджиров и их прощении Аллахом говорится в следующих аятах Корана:

- «Затем твой Господь, воистину, после всего этого прощает и проявляет милосердие к тем, которые переселились [в Медину] после того, как они были совращены, а затем сражались [на пути Аллаха] и терпели [притеснения неверных]. Воистину, твой Господь после всего этого - прощающий, милосердный» (16: 110);

- «Тех, которые переселились во имя Аллаха, после того как подверглись притеснениям, которые были терпеливы и которые полагаются только на своего Господа, Мы поселим в этом мире наилучшим образом, а вознаграждение им в будущей жизни в будущем мире - [еще] больше. О, если бы знали об этом [их притеснители]!» (16: 41);

- «А те, которые уверовали, переселились [в Медину] и боролись на пути Аллаха, и те, которые дали им приют и поддержали их, - воистину, они и есть подлинно верующие. Им уготовано прощение и щедрый удел [в будущем мире]» (8: 74).

Мухаджирами также называются мусульмане, которые переселяются из враждебных стран ради спасения своей веры.

 

Мухадрамы- мусульмане, которые жили в период жизни пророка Мухаммада, но так и не сумели увидеть его. В период противостояния с язычниками в Аравии, некоторые мусульмане отрезали часть уха своих верблюдов, чтобы таким образом выделить себя из среды язычников. Отсюда и пошло название «отрезавшие часть» (мухадрам).

Одними из известных мухадрамов были Увейс ибн аль-Карани, Кади Шурайх ибн аль-Харис, Алкама ибн Кайс, Кааб аль-Ахбар.

Среди литераторов мухадрамами назывались арабские поэты, которые вначале были язычниками, а потом приняли Ислам. Такими поэтами были Лабиб аль-Амири, Кааб ибн Зубайр, Хасан ибн Сабит, Набига аль-Джади, Абу Зуайб аль-Хузали.

Мухаккимиты- см. Хариджиты.

Мухаммад - последний посланник и пророк Аллаха, который был отправлен ко всему человечеству (Коран 3: 144; 48: 29). Через Мухаммада Аллах ниспослал народам мира религию Ислам в своем завершенном виде (См. Ислам), а также книгу - Коран, который является последним Божественным откровением. Мухаммад является последним посланником Божьим. После него посланников не будет до дня Страшного суда. Помимо Корана в среде мусульман почитаются также повествования о различных эпизодах жизни Мухаммада (См. Сунна, Хадис).

До прихода в мир пророка Мухаммада большинство народов исповедовало различные языческие культы. Лишь в регионе Средиземноморья и Ближнего Востока были распространены монотеистические религии - Иудаизм и Христианство. Однако и эти религии потеряли свою изначальную сущность, попали под влияние античного мировоззрения и распались на различные противоборствующие течения и секты. Одними из наиболее крупных держав того времени были Византийская империя и Персия.

Что же касается Аравийского полуострова, то арабские племена, проживающие там, на протяжении многих веков вели свой традиционный образ жизни и не подверглись культурному влиянию основных центров цивилизации, располагавшихся неподалеку от них. Подавляющее большинство арабов были язычниками и исповедовали свои племенные культы. Языческий период истории арабов принято называть джахилией (невежеством). В период джахилии среди арабов были распространены такие пагубные обычаи, как идолопоклонство, аморальность, кровная месть, убийство новорожденных девочек. В одной только Каабе, которая изначально была построена Ибрахимом и Исмаилом для поклонения единому Богу, позднее было размещено свыше трехсот идолов. Социальная несправедливость в обществе дошла до своей крайней черты. Ущемления прав женщин, издевательство богатых над бедными стали обычным явлением.

Но, в то же время, в народной памяти сохранились предания о пророке Ибрахиме и его сыне Исмаиле, от которого вели свое происхождение арабские племена. По этой причине некоторые прогрессивно мыслящие люди отказывались от язычества и исповедовали авраамический монотеизм. Их называли ханифами. В целом же некоторые традиционные элементы авраамического монотеизма сохранили почти все арабы, несмотря на то, что на протяжении многих веков они отошли от единобожия и стали язычниками.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.01 с.)