ТОП 10:

Язычество - это понимание природы богов



Очевидно, что человечество на определенном этапе своего развития (каком именно, мы исследуем позже) отказалось от представлений древних людей, считавших себя частью живой материи, и, как следствие, фундаментально изменило свое отношение к природе. Природа становится для человека средством для достижения его эфемерных целей, источником животных, растительных, сырьевых ресурсов.

Первозданное, архаическое ощущение своей сопричастности к наполненному жизнью мирозданию, частью которого была вера в существование богов («бабочек» из нашей модели), и соответствующая организация жизни есть язычество.

Вот, что дословно можно прочитать в энциклопедии о язычестве [6]: «Язычество (от церковно-славянского слова "языцы" - народы, иноземцы), обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий в литературе христианских народов.

Боги язычества олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, индийская Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун - громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Дожбог - боги солнца; древнегреческий Нептун, индийский Варуна - боги вод и т.п.

Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - нимфы, дриады, леший, водяной.

Суть языческих культов - магическое воздействие на природу.

Циклы постоянного возрождения природы, биологи- • ческой и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны.

Поэтому "календарные" сельскохозяйственные праздники включали также "семейные" торжества - свадебные обряды, пиршества.

Языческие (античные и другие) культы сменялись так называемыми мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом)».

Наше исследование модели «бабочка - птица - змея» лично меня убедило, что в характерном для языческих культов стремлении «магически воздействовать на природу» больше смысла, чем иногда в «цивилизованном» ее «освоении» и «преобразовании». Причем если под «магическим воздействием» понимать любые случайные или осознанные действия «змеи», приводящие к гармонизации биосистемы и, в первую очередь, устранению мешающих симбиозу змеи и бабочки факторов внебиосистемного происхождения, то ничего более естественного, чем такая «магия», и представить себе нельзя.

Что же касается представлений язычников о взаимосвязи циклов «постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины)», то, как свидетельствует наука и что будет подробно обсуждаться в нашей книге, мы являемся частью уникальной, чувствительной к любым изменениям условий существования экологической системы космического тела под названием Земля, испытываем на себе динамично меняющиеся воздействия Вселенной и реагируем на них.

Мир внутри и вне нас цикличен: изменения климата, погоды, землетрясения, генезис этносов, социальные явления... В джунглях, из которых мы родом, всегда было важно, чтобы при первом в жизни выходе из норы или вылете из гнезда не было полнолуния, не светили яркие звезды и хищник не мог увидеть беззащитную жертву.

Миллионы лет генетические программы наших биологических предков гармонизировались с циклами космоса. Эта память о прошлом сохранилась в нас. Выживавшие рождались под благоприятствующим им небом.

Язычество, как и все в этом мире, прошло долгий путь развития. Оно было естественным образом жизни не мыслящего себя вне живой среды первобытного человека, сводом норм поведения и законов еще не противопоставивших себя природе древних цивилизаций, религиозным мировоззрением, регулирующим бытие и сознание народов, начинающих осознавать свою самобытность и одновременно принадлежность к единому человеческому сообществу. И наконец, затуманенное попытками быть объясненным, переосмысленным и использованным для решения чисто человеческих проблем язычество стало жертвой кризиса несоответствия целям и направлениям развития человечества.

Если язычество являлось, по крайней мере на начальных этапах своего развития, не чем иным, как правильным пониманием природы и природы богов, то жрецы были хранителями чистоты такого понимания.

Отношение к жрецам, сложившееся под влиянием мировых религий, атеизма, науки хорошо характеризуется следующей справкой [6]: «ЖРЕЧЕСТВО, служители культа, почитавшиеся как посредники в общении людей с воображаемым миром богов и духов.

Возникновение жречества связано с развитием религии.

У первобытных племен и некоторых современных народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда, огнеземельцев и других) не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию "знающих" приемы воздействия на воображаемый мир духов и богов (знахари, колдуны, шаманы).

С разложением первобытной общины, общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Закрепляется преемственность жречества, иногда путем прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению и по положению близки к вождям, которые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, "цари-жрецы").

В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое жречество владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политической властью.

Жрецы были хранителями всех имевшихся научных знаний.

В древней и средневековой Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения.

Такое же положение занимали жрецы и в древних государствах Америки (особенно в Мексике и Перу).

В Иудее в VI—I вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), все экономическое, политическое и идеологическое могущество сосредоточилось в руках иерусалимского жречества: это была иерократическая форма государства.

Лишь в античных Греции и Риме жречество не играло самостоятельной роли — должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но и в этих государствах жрецы пользовались значительными преимуществами и оказывали влияние на политическую жизнь. То же было в Японии.

В Китае даосскую религию возглавляли многочисленные жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц — от императора до главы рода.

Религиозно-мифологические и богословские спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, религиозных догматов и систем. В большинстве классовых обществ религия жрецов сильно отличается от народных верований.

В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества явилось духовенство».

Попробуем во всем этом основательно разобраться. Будем исходить из того, что языческие боги это реальность (глаз змеи на крыле бабочки реален), языческие боги созданы природой (через механизм мимикрии) «по образу и подобию нашему».

МИР ЖИВОГО НУЖДАЕТСЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ЯЗЫЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ.

 


How often we forget all time, when lone

Admiring Nature's universal throne;

Her woods - her wilds - her mountains - the intense

Reply of HERS to OUR intelligence!

 

Как часто сердцу горы, чащи, воды

Безлюдные святилища Природы

Дают столь всеобъемлющий ответ,

Что забываем мы о беге лет!

Э.А.По «Стансы» (пер. ЮЖорнеева)

 

 

Глава II. Гармония

Астрологические эры

Земля - третья планета Солнечной системы, вместе со своим естественным спутником Луной миллиарды лет движется по орбите вокруг Солнца - одной из звезд периферии галактики Млечный Путь, вращаясь относительно наклоненной к плоскости своей орбиты оси.

Этим объясняется смена времен года, чередование дня я ночи, изменение продолжительности дневной и ночной частей суток в течение года, наблюдаемые перемещения Солнца, Луны и звездного неба относительно горизонта и друг друга.

Ближайшая к нам звезда - Проксима Центавра - удалена от нас на расстояние, которое свет проходит за 4,2 года - 4,2 световых лет. Ближайшая к Млечному Пути галактика - галактика Андромеды - удалена на 2 миллиона световых лет. Самая далекая из известных нам галактик - галактика 4С41.17 - находится на расстоянии около 12 миллиардов световых лет.

Вселенная не имеет границ. Но мы принципиально не можем заглянуть в нее дальше 17 миллиардов световых лет, ибо 17 миллиардов лет назад произошел взрыв, её породивший.

Наша домашняя галактика - Млечный Путь, семья из миллиардов звезд, организована в пространстве в виде диска в 100 тысяч световых лет в поперечнике, образованном четырьмя разворачивающимися из центра галактики спиральными ветвями. Солнце - звезда так называемой Орионовой спирали. От Земли центр галактики находится на расстоянии 20 тысяч световых лет в направлении созвездия Стрельца.

Поскольку мы находимся внутри колоссальной по размерам галактики и удаленность звезд друг от друга несопоставимо большая по сравнению с размерами Земли и Солнечной системы, свет от звезд Млечного Пути образует в ночном небе бледную дорожку. Она напоминает реку, пересекающую небосвод. Галактика вращается относительно своей оси как жесткое целое таким образом, что Солнце, совершая полный оборот за 200 миллионов лет, уже десятки раз обошло Млечный Путь.

Из-за удаленности звезд видимое их относительное смещение на звездном небе происходит столь медленно, что долго не замечалось и можно четко разделить и отдельно исследовать взаимное смещение звезд и их поворот вместе с небосводом. Наблюдатель на Земле видит, как ежедневно и в течение года кажущиеся неподвижными относительно друг друга звезды поворачиваются.

Двигаясь со всеми вместе некоторые звезды, подобно Солнцу, восходят и заходят. Другие, не заходя за горизонт, совершают движение по дуге вокруг «небесной оси». Луна и планеты солнечной системы перемещаются по собственным законам относительно звезд. Через большие промежутки времени появляются кометы.

Во всех астрономических явлениях есть поддающаяся пониманию и прогнозированию периодичность, закономерность. Наблюдая за движением отдельных небесных тел и сопоставляя фазы этого движения с процессами на Земле, можно обнаружить корреляцию (соответствие) между ними хотя бы потому, что и земные явления, подобно космическим, цикличны. Полный цикл видимых изменений звездного неба - год, т. е. если зафиксировать в какой-то момент расположение звезд на небе, то теоретически ровно через год картина должна в точности повториться.

Египетские жрецы знали еще в III тысячелетии до н. э. и современная астрономия подтверждает, что наблюдаемый годовой поворот небосвода не завершается возвращением в исходную позицию. Несовпадение очень малое, но неслучайное.

Звездное небо чуть-чуть не доходит до положения, в котором находилось год назад, как бы ежегодно перемещается на 50,2 секунды долготы относительно оси Земли и за счет накопления этой неточности за 25 920 лет завершает один полный оборот в противоположную сторону вращения Земли относительно галактики. Говоря проще, если бы мы взялись считать, сколько годовых оборотов небосвод совершит за 25 920 лет, то насчитали бы не положенные 25 920 раз, а на один поворот меньше, т. е. 25 919 [177].

Очень понятной аналогией сказанного является сюжет романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней». Герой романа - Филеас Фогг, обогнув земной шар, двигаясь в направлении видимого движения Солнца, «приобрел» один лишний день по сравнению с людьми, остававшимися неподвижными относительно Земли. Вот как об этом написано у Ж. Верна [90]:

«Филеас Фогг совершил путешествие вокруг света в восемьдесят дней!

Филеас Фогг выиграл пари в двадцать тысяч фунтов стерлингов!

Но как же столь точный, столь аккуратный человек мог ошибиться на целые сутки? Как мог он думать, что прибыл в Лондон в субботу, 21 декабря, когда на самом деле он приехал в пятницу, 20 декабря, - всего лишь через семьдесят девять дней после своего объезда?

Вот причина этой ошибки. Она очень проста.

Действительно, продвигаясь на восток, Филеас Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении.

Так как окружность земного шара делится и на триста шестьдесят градусов, то эти триста шестьдесят градусов, умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Филеас Фогг.

Иначе говоря, в то время как Филеас Фогг, двигаясь на восток, видел восемьдесят раз прохождение солнца через меридиан, его коллеги, оставшиеся в Лондоне, видели только семьдесят девять таких прохождений.

Вот почему именно в этот день - в субботу, а не в воскресенье, как полагал Филеас Фогг, - они ожидали его в салоне Реформ-клуба.

Если бы знаменитые часы Паспарту, которые неизменно показывали лондонское время, помимо часов и минут, показывали бы еще и дни, то они отметили бы это обстоятельство».

Путешествуя 25 920 лет где-нибудь вне Земли и вернувшись на нее, мы столкнулись бы с той же проблемой, с одной лишь разницей, что теперь уже не досчитались бы одного года [177].

1 и 25 920.

Точность астрономических исследований египтян позволяла обнаруживать столь малые отклонения, а практические потребности жизни заставляли учитывать их в расчетах.

Жрецы назвали эти 25 920 лет Великим годом.

Они разделили 25 920 лет (Великий год) на 12 как бы месяцев. Каждому такому «месяцу» дали имя одного из созвездий Зодиака и стали называть их астрологическими эрами.

Названия особых 12 созвездий известны большинству людей лучше всех других. Эти созвездия образуют Солнечный путь - Зодиак. Зодиак играет важную роль в астрономии и тем более астрологии, так как ежегодный путь Солнца по небесной сфере, который называется эклектикой, лежит внутри полосы зодиакальных созвездий. Траектории Луны и планет по звёздному небу тоже проходит по Зодиаку.

Таким образом, египетская культура обогатилась представлением о существовании циклически повторяющегося и очень большого периода времени - 2б 920 лет, который делится на 12 равных отрезков времени в 2 160 лет. Это не просто большие числа и осознание возможности существования долгих временных периодов, о которых другие народы не имели представления. Прошлое, настоящее и будущее окрасилось для египтян в яркие Зодиакальные краски [177].

Согласно принятой жрецами системе идентификации промежутков времени в 2 160 лет, астрологические эры в порядке, обратном обычному чередованию знаков Зодиака, т. е. одна за одной 12 эр наступают в последовательности: эры ...Рака, Близнецов, Тельца, Овна, Рыб и т. д. О характере каждой из сменяющих друг друга эр жрецы могли рассказать, как астролог рассказывает о человеке, родившемся под тем или иным знаком Зодиака.

С точки зрения жрецов и астрологов, воспринявших древнюю систему идентификации времени, смена эр, связанная с важными изменениями в расположении небесных тел, влияет на людей, на их мироощущение, на ход истории. Нам хорошо знакомы исторические периоды, соответствующие ближайшим предшествующим астрологическим эрам [177].

Эра Близнецов — исторический период, в течение которого человечество прошло путь от распространения земледелия и начала обработки металлов до появления первых городов, возникновения письменности и формирования первых государств.

Эра Тельца — время древних цивилизаций, язычества, когда «писались» первые страницы истории.

Эра Овна — годы появления первых империй.

Астрологическая эра Рыб — эра торжества мировых религий на обширных пространствах планеты.

С наступлением астрологической эры Водолея, про которую астрологи говорят, что это пора, когда человечество устремляется к мудрости, предпочитая ее знаниям, народы испытывают потребность «кристаллизовать» все свое особенное, отличающее их, определяющее их место в общечеловеческом в виде качественно, знаково новых фундаментальных мировоззренческих построений.

Поверхность планеты разбита астрологами на территории, которым поставлены в соответствие знаки Зодиака [158].

Рак распространяет свое влияние на Австралию, Африку.

Территория Близнецов - Армения, Бельгия, Северная Америка, Египет.

Земли Тельца - Ирак, Иран, Афганистан.

Зодиакальное созвездие Овна распространяет свое влияние на Англию, Германию, Данию, Северную Африку, Малую Азию.

Земли Рыбы - Малая Азия, Италия.

Землями Водолея являются Россия, Канада, Дания.

Великий год, продолжающийся 25 920 лет, это полный оборот звездного неба, созвездий Зодиака точно на 360 градусов. Следовательно, поворот на 1 градус продолжается: 25 920 : 360 = 72 года. А, например, за 1440 лет небосвод разворачивается на 20 градусов, что соответствует 1/18 от 360 градусов полного поворота небосвода. Дробление на 18 частей Великого года соответствует календарю народа доколумбовой Америки майя. Календарь майя состоял из 18 месяцев с 20 днями в каждом (в конце года, как и у египтян, производилась поправка в виде пяти дополнительных дней) [177].

Соответствующие повороту звездного неба на один градус 72 года - особый отрезок времени, в течение которого проявляют себя тенденции исторического развития. Так, в начале 1990-х годов (сразу после распада СССР) многими политиками новой формации неоднократно в выступлениях для доказательства закономерности гибели Советского Союза приводились следующие аргументы:

а) для России эпохой фундаментальных преобразований стали 72 года между 1 (13) марта 1881 года - днем убийства императора Александра II и вступлением на престол Александра III, и 5 марта 1953 года — датой смерти руководителя Советского государства И. В. Сталина; можно предположить, что к марту 2025 года (1953 + 72 - 2025) завершится цикл событий, последовавших после смерти И. В. Сталина;

б) если к ноябрю 1917 года прибавить 72 года, получится ноябрь 1989 года; социалистическая система, сформировавшаяся в результате Октябрьской революции, в 1989 году дошла до пика кризиса, символически выразившегося в разрушении берлинской стены, разделявшей Восток и Запад, за которым последовали распад Совета Экономической Взаимопомощи, Варшавского Договора, самой системы социалистических государств, СССР, общественно-политическая трансформация в России.

72 года — один из важных масштабов, которым египетские жрецы измеряли время, подобно тому, как, например, царским локтем (0,525 метра), они измеряли что-либо (высоту пирамид в частности) [177].

Неравнодушие древних египтян к числу 72 иллюстрирует миф о рождении одного из главных богов Древнего Египта — бога Осириса, его братьев и сестер [3]:

«Еще до того, как Ра покинул землю и стал плавать в Ладье Вечности по небесам и по Царству Мёртвых, богиня Маат создала времена года. Она разделила год на три рапные части и дала им названия: время Разлива, время Всходов и время Урожая.

Затем Маат поделила все три времени года на месяцы, по четыре в каждом.

Каждый месяц состоял из тридцати суток, а каждые сутки поровну поделили между собой дневное и ночное светила — солнце и луна.

Солнечный год, таким образом, был в точности равен лунному: и в том, и в другом было двенадцать месяцев, триста шестьдесят дней.

Хранительницей этого порядка Маат назначила Луну.

Но круглолицая Луна не справилась с доверенным делом.

Бог мудрости Тот без особого труда сумел ее перехитрить и изменить установленный миропорядок.

Все началось с того, что однажды владыка Вселенной разгневался на богиню неба Нут за непослушапие. Вспыхнула ссора.

Ослепленный яростью, бог вскричал, потрясая кулаками: "Знай же, непокорная ослушница: страшное наказание ждет тебя! Отныне и навеки я предаю проклятию все триста шестьдесят дней года. Ни в один из них ты не сможешь рожать детей и навсегда останешься бездетной!"

Нут похолодела от страха. В отчаянии она заломила руки и пала перед владыкой на колени. Но было поздно: проклятие уже было наложено. Солнечный бог, гневно тряхнув головой, повернулся и не оглядываясь зашагал прочь.

Хлынул проливной дождь. Это безутешно рыдала Нут, убитая горем. В мире все подчинено воле Ра. На все дни года великий бог наложил проклятие. Ей, Нут, не суждено иметь детей! И ничего нельзя сделать! Нет такой силы на свете, которая могла бы хоть что-то изменить! — причитала богиня, обливаясь слезами, — и вдруг услышала спокойный, чуть насмешливый голос: "Силы такой и вправду нет. Зато есть хитрость! Знай: ум — это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум. Скоро ты убедишься в этом".

Богиня не поверила и с горестно опущенной головой побрела к западным горам.

А Тот между тем прилетел к хранительнице времени Луне. Добродушная Луна очень обрадовалась гостю. Ей было скучно одной среди неразговорчивых звезд. Редко случалось, чтоб кто-то из богов ее навещал.

Луна расставила перед ним изысканные кушанья: финики, медовые лепешки, орехи и кувшин пальмового вина.

Тот отведал яства, вежливо похвалил их, рассказал о последних новостях в мире богов и после непродолжительной беседы предложил Луне сыграть в игру мудрых - шашки и сыграть ....на свет, которым Луна освещала небо по ночам. Не на весь свет, конечно, - это слишком много. В лунном году триста шестьдесят дней.

"Возьми от каждого дня маленькую-маленькую часть, затем сложи эти части вместе; они и будут ставкой", - предложил Тот.

"Я не могу этого сделать. Я хранительница времени и не вправе отдать ни одного дня из лунного года", - ответила Луна.

"Не надо целого дня! Убавь от каждого дня по нескольку минут... А впрочем, как знаешь", - холодно добавил Тот, встал с циновки и сделал вид, будто собирается уходить.

"Подожди! - остановила его Луна. - Так и быть. Сыграем на мой свет. Но учти: я убавлю от каждого дня очень маленький кусочек, всего лишь одну семьдесят вторую его часть. Если ты выиграешь, никто даже и не заметит, что лунные сутки стали короче".

Тот кивнул в знак согласия, и они уселись играть. Наивная Луна! Она надеялась одержать верх над богом мудрости, но не тут-то было! Тот очень скоро выиграл партию, и Луне ничего не оставалось делать, как сдаться.

"Возьми свой выигрыш, он причитается тебе по праву", - сказала честная и справедливая Луна.

И только тут выяснилось, что, хотя простодушная Луна укоротила каждый из 360 дней года всего лишь на несколько минут, ее проигрыш оказался очень велик. Как по одной капельке молока можно накапать целый кувшин, так и из этих минут, когда Тот сложил их вместо, получилось целых пять суток!

Поняв, что она наделала, Луна в ужасе схватилась за Голову. Но было поздно.

Заполучив свой выигрыш, Тот прибавил их к солнечному году.

С тех пор лунный год сделался короче: в нем осталось лишь 355 дней.

А солнечный год увеличился: дней в нем отныне было 365.

Но самое главное — на пять лишних дней солнечного года не распространялось проклятие Ра! Ведь когда владыка Вселенной предавал проклятию все дни года, их насчитывалось только 360.

Правда, Ра немедленно проклял бы и эти новые пять дней, но бог мудрости предусмотрел все. Пять дней, которые он прибавил к солнечному году, он посвятил Ра. Не станет же владыка проклинать дни, посвященные ему самому!

Как Тот рассчитал, так и вышло. Узнав о случившемся, Ра было осерчал и напустился на бога мудрости с бранью, грозя ему всеми мыслимыми и немыслимыми карами. Но когда Тот, смиренно склонив голову, сказал богу солнца, что новые дни он посвятил ему, Ра, задобренный таким щедрым подарком, простил проделку.

И вот в конце года, в те самые пять дней, на которые не распространялось проклятие, у Нут родились дети.

В первый день на свет появился Осирис. Младенец заплакал так громко, что земля задрожала и в небе вспыхнуло зарево, возвестившее о рождении величайшего бога.

В последующие четыре дня родились его братья и сестры — боги Египта».

Эта легенда прекрасно отражает понимание жрецами древности смысла их миссии на Земле. Каждый из них, какому бы богу он ни служил, на каком бы континенте (в Африке, Азии, Европе, Америке) и в каком бы государстве ни находилось святилище бога, представителем какого бы народа он ни был, мог бы сказать словами персонажа легенды — Луны: «Я хранитель времени, и не вправе отдать ни одного дня из лунного года»-[177].

Мы — люди рубежа XX—XXI веков уверены, что современная наука накопила научной информации существенно, на несколько порядков больше или, по крайней мере, столько же, сколько знали или о чем догадывались жрецы. И сегодня читателя интересуют не столько сами скрывавшиеся в древних храмах знания, сколько интригует сочетание слов "тайны древних жрецов».

Но такое мнение ошибочно. Более того, это очень непродуктивное и потому неприемлемое заблуждение [177]: «Наука - система знаний, построенная на обобщении наблюдений. Научным считается факт, подтвержденный двумя экспериментами.

Вам удалось на доли секунды синтезировать быстро распадающееся вещество с фантастическими свойствами. Вы видели летящий НЛО. Произошло нарушающее известные нам законы физики событие. Можете даже не пытаться сообщить об этом человечеству. Вам не поверят.

Независимая комиссия экспертов, неизвестный вам исследователь на другом конце света, кто-то еще обязательно должен собственными опытами подтвердить ваши претензии на открытие.

Таковы принципы получения научных знаний.

Русский ученый М. Ломоносов наблюдал затмение Солнца Венерой и заметил ореол свечения атмосферы планеты в лучах Солнца. Его сообщение о необычном явлении и гениальный вывод о наличии атмосфер у планет Солнечной системы не были признаны его современниками.

Астрономические события повторяются крайне редко. В 2004 году мы сможем посмотреть в телескоп на знаменитое свечение.

В 1999 году в СМИ прошла информация о том, что американским астрономам впервые в истории человечества удалось с помощью космического телескопа "Хаббл" увидеть и сфотографировать на фоне звезды, удаленной от Солнечной системы на сотни световых лет, планету, вращающуюся вокруг далекой звезды, т. е. зарегистрировать наблюдаемое с Земли затмение звезды ее собственной планетой.

Подтвердить факт открытия принципиально невозможно. У землян в момент совмещения на одной оптической оси звезды, ее планеты и Земли такого второго телескопа, как "Хаббл", не было. Затмение наблюдала малочисленная группа специалистов, да к тому же на экранах компьютеров, ибо космический телескоп работает автоматически. Повторения уникального явления можно ждать миллионы лет и не дождаться.

Если есть люди, подвергающие сомнению факт пребывания американских астронавтов на Луне, то как убедить скептиков в подлинности простой цифровой фотографии. Школьник с помощью программ, продающихся в любом компьютерном магазине, сделает сотню таких картинок, и лучшего качества».

Иными словами, до начала обсуждения каких-либо узко научных, технических аспектов проблемы исследования космоса, надо ответить на вопрос: верим (!) ли мы людям, истратившим и ежегодно тратящим миллионы долларов на запуск и эксплуатацию внеземного прибора, доверяем ли мы информации, которая от них поступает.

А ведь кто-то скажет: я не верю всем этим ученым, я верю в Бога.

Наука как систематическое занятие социально значимых групп людей, знания, полученные достоверно в современном понимании, существуют не более 400-550 лет. Отсчет следует вести со времен Г. Галилея, И. Кеплера.

Творческая жизнь конкретного исследователя не превышает 50 лет. Диссертацию защищают через три года после поступления в аспирантуру. Длительные, продолжающиеся из поколения в поколение, организованные на основе единой методологии, под единым руководством научные программы дороги, и пока это экзотическое удовольствие. Следовательно, какими бы совершенными средствами изучения материального мира современная цивилизация ни обладала, мы дети по сравнению с жрецами Вавилона, Древнего Египта, доколумбовой Америки [177]:

«Эти ученые древности, которых никто не беспокоил тысячелетиями, добросовестность которых вне сомнения (они служили богам, а не своему самолюбию, желудку или карману семьи), наблюдали и записывали, записывали и анализировали.

Они собирали доступные им знания других народов, предшествующих цивилизаций и не скупились ради этого своими жизнями, даже если на это требовалось сто, триста, пятьсот лет.

Жрецы по нескольку раз за время наблюдений видели интересующие их расположения небесных тел, повторяющиеся прилеты комет, природные катаклизмы. Они имели время, чтобы постепенно накапливать достоверную статистическую информацию о параметрах любых, самых медленно протекающих случайных процессов в природе, в обществе людей, в популяциях живых организмов.

Они могли, не думая о затратах времени, физических, душевных сил, любых каких угодно ресурсов, готовить "специалистов", десятилетиями обдумывать, обсуждать какой-нибудь вопрос, делать чертежи, скрупулезные графические или логические построения.

Наконец, жрецы не обременяли себя ограничивающими научную деятельность современного исследователя условностями представлений о классификации наук, идеологическими пристрастиями, мирскими целями, страстями.

Ученые современности проигрывают жрецам по многим параметрам. Наука во всех смыслах понимания этого слова качественно отличается от ее древнего аналога.

Поэтому тайны древнего мира, храня выраженные в числах знания о структуре пространства и времени на всех уровнях организации материи и во всех масштабах, начиная от уровня микромира до уровня мироздания в целом, обязательно содержат и информацию, которая при возможностях современной цивилизации будет оставаться нам недоступной еще столетия, а может быть, тысячелетия.

Религиозность жрецов заключалась в том, что они искренне, преданно служили великой идее познания и сохранения сложившейся за миллиарды лет божественной гармонии мира, хранили накапливаемые тысячелетиями представителями их касты "избранных и посвященных" тайны и, не раскрывая истинных своих знаний и высокого понимания реальности, давали советы тем, кто к ним обращался, - царям, крестьянам, воинам…»

Банальнейший пример. Предположим, что через 1900 лет между орбитами Марса и Юпитера должно пролететь небесное тело, движущееся вокруг Солнца по очень вытянутой эллиптической орбите - десятая планета Солнечной системы. Это событие окажет, как и в прошлом, влияние на жизнь на Земле. Период обращения планеты - 3600 лет. Предыдущие даты сближения планеты с Землей - ...10 500, 6900. и 3300 годы до н. э., 300 год н. э. Следующая встреча - 3900 год.

О важных для Земли астрономических событиях древние знали, могли их предвидеть. Это вполне реально, ибо, чтобы исчерпывающе описать закономерность, надо наблюдать явление не более пяти раз, что в рассматриваемом случае занимает интервал времени, соизмеримый с временем жизни людей на одном месте, например, в дельте реки Нил:

4 х 3600 лет = 14 400 лет.

Мы при всех достижениях нашей науки можем только предполагать о возможности подобных явлений и еще очень долго не сможем считать доказанным существование десятой планеты, называемой сегодня в литературе условно планетой Мардук (по имени главного из богов и покровителя древнего Вавилона).

Историк Геродот рассказал, как греческий философ Фалес помог своим соотечественникам выиграть битву, в ней не участвуя [7]:

«Во время войны между мидянами и лидийцами жители города Милета никак не могли решить, на чьей стороне им выступить в предстоящей битве. И обратились за советом к мудрейшему гражданину полиса. Он был знаменит тем, что путешествовал по Египту и с помощью измерения размеров теней смог самостоятельно определить высоту пирамид.

Фалес, узнав дату битвы, предложил землякам остаться дома. Он объяснил, что в день сражения произойдет солнечное затмение. Согласно древним верованиям подобные явления никогда не имели положительной интерпретации, затмения - всегда не к добру.

Милетцы послушались Фалеса.

28 мая 585 года до н. э. во время начавшейся битвы черное пятно начало пожирать светлый диск Гелиоса.

Это вызвало панику и бегство воинов обеих армий.

Милетцы же воспользовались своими знаниями и, выехав на поле боя, нагрузили свои колесницы брошенным военным снаряжением и взяли в плен некоторое количество перепуганных воинов».

Приведенный исторический пример - лучшее доказательство могущества знающих и мудрых. Жрецы знали не меньше нас о пространственной протяженности космоса, Солнечной системе, геометрии нашей планеты, ее географии, особенностях климата.

Дробление времени на циклы разных масштабов нужно было им не только для того, чтобы прогнозировать и предсказывать. Структурирование времени, в основу которого заложена гармония, создает, говоря современным языком, ни с чем не сравнимое ощущение психологического комфорта [177]. Жрецы были хранителями этой данной богами ценности и, как могли, приобщали к ней современников.

Максимальное сохранение существа тайных знаний, религиозные ритуалы наряду с точными рекомендациями по интересующим людей вопросам была составной частью необходимой простым смертным "психологической терапии», обеспечивающей уверенность в их прошлом, настоящем и будущем.

 

Этногенез

Организация пространства, структурирование времени предполагает их дробление на части, что неизбежно означает введение понятий и практическое использование пропорций.

Математик из итальянского города Пиза Леонардо Пизанский Фибоначчи (1170-1228) опубликовал в 1202 и 1220 годах две работы «Liber Abaci* и «Practica Geo-metriae», в которых, опередив достижения современной ему европейской науки на несколько веков, получил серьезные результаты в теории чисел и алгебре, впервые применил алгебру к исследованию геометрии и описал математический ряд, названный числами Фибоначчи.

Существуют свидетельства, что выходу в свет выдающихся научных произведений предшествовало знакомство Леонардо Пизанского с достижениями арабских математиков (унаследовавших знания жрецов Северной Африки и Азии) во время его путешествий по Востоку, а также пифагорейской научной школы (греческий математик, мыслитель, религиозный, политический деятель Пифагор Самосский в VI веке до н. э. провел 22 года в Египте и, привезя на родину тайные знания жрецов, основал тайную организацию, члены которой называли себя пифагорейцами и ставили перед собой цель познать гармонию мира, описать ее, в первую очередь, математически и использовать знания для сохранения божественного порядка во всем, что зависит от человека, в том числе, например, в сфере общественно-политических отношений).

Через два с половиной столетия другой великий итальянец, флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519), философски переосмыслив и обобщив достижения Фибоначчи, применил и описал принцип божественного, или золотого, сечения, который лег в основу композиционного построения произведений искусства эпохи Ренессанса.

С тех пор живописцы, скульпторы, архитекторы, композиторы, поэты, балетмейстеры, конструкторы, исследователи, представители множества самых разных профессий, желая сделать прекрасными свои творения, осознанно, а не интуитивно, как это было до Открытия Леонардо да Винчи, используют пропорции высокой гармонии, решая композиционные проблемы, деля, дробя, разбивая на интервалы, синтезируя, работая с составными частями сложных систем и структур.

Принцип золотого сечения формулирует следующие требования построения прекрасного: при делении целого на две части гармония достигается в том случае, если целое делится не на равные части и размер меньшей части соотносится с размером большей части так же, как размер большей части с размером целого.

Все прекрасное в природе от микромира до мира метагалактик прекрасно потому, что подчиняется соотношению золотого сечения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.03 с.)