ТОП 10:

В высшие не были посвящены даже фараоны



Что может быть зафиксировано в календаре пирамиды? Какие события существенны для жрецов? Вероятно, наиболее важным для жречества являлась возможность спокойно служить богам и находить понимание со стороны «непосвященных».

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почитанием. У египтян были сложные представления о жизни после смерти, о воскресении людей, исполнивших все необходимые обряды при жизни и похороненных должным образом. Считалось, что жрецы обладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечивающими людям вечную жизнь. Наиболее важные из этих знаний были еще в глубокой древности записаны в «Книге мертвых», которая была священна для египтян [26].

В названии «Книги мертвых», скрывался двойной, понятный только «посвященным» смысл.

Согласно Н. Вашкевичу, известное нам из греческого языка слово «атом» имеет египетское происхождение и при прямом прочтении, как и с греческого, переводится как «неделимый», а при обратном «мертвый». «Книга мертвых» — это, по существу, монография — справочник по химии, в котором собраны знания о возможности получения веществ с заданными свойствами путем смешивания в определенных пропорциях компонентов или деления веществ на составляющие — «атомы». И древнее название Египта — Хема — также переводится, как страна, составленная из элементов (корень арабского слова «химия»).

Любовь египетских жрецов к пропорциям, видимо, привела к серьезному развитию в стране химии, с помощью которой решались проблемы продления жизни и обеспечивалось длительное сохранение тел умерших. Веря, что душа живет, пока остается невредимо тело, египтяне с величайшей тщательностью готовили мумии своих владык. Приготовление мумии, выполнявшееся как торжественный ритуал, занимало 70 дней.

Число дней было выбрано не случайно. Сириус, восход которого над горизонтом возвещал о скором разливе Нила и начале египетского года, ежегодно в течение 70 дней был не виден. И поэтому число 70 было священно для египтян [100]. После 70-дневного превращения фараона в мумию уже никто и никогда не должен был тревожить тело усопшего.

Авторитет жрецов признавался не только простыми смертными, но и фараонами, и даже завоевателями, приходившими в Египет. Страна подвергалась нашествию иностранных армий, включалась в состав других государств, например, в состав Персидской империи (VI— III века до н. э.), была провинцией Рима (с I века до н. э.). Страной управляли иностранцы. Самым ярким примером является правление Александра Македонского (IV век до н. э.).

Целые династии основывались не египтянами. Так, XXII династию фараонов основал ливиец Шешонк I (X век до н. э.), XXV династию — царь Напатского царства Пианхи (VII век до н. э.), царскую династию Птолемеев — ставленник Александра Македонского Птолемей I Сотер (IV век до н. э.). Птолемеи, правившие страной с 305 по 30 годы до н. э., оставались греками во всем, не желая признавать культуру народа, находящегося под их властью, и лишь великая Клеопатра VII (I век до н. э.) пожелала изучить египетский язык.

И служителей культов никто не трогал.

Жрецы прославляли царей, фараоны освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство, пока в эпоху Нового царства (с 1580 года до н. э.) впервые не возникли противоречия [26]: «Государство начало активные военные действия в Передней Азии. Храмы, не оставшиеся в стороне от столь важных событий и снабжавшие войско фараона людьми, скотом и зерном, требовали свою долю добычи. Служившие в армии выходцы из низов общества, были не согласны с таким разделом, претендуя на большую часть захваченного. Правящая династия фараонов не могла в условиях продолжающейся и приносящей огромную прибыль, захватнической войны конфликтовать с военными.

Начались столкновения между жрецами и властью, которые были такими острыми, что ставшая фараоном в 1525 году до н. э. царица Хатшепсут (первая женщина-фараон, правившая Египтом 22 года) даже была вынуждена прекратить походы в Сирию и Палестину.

Выход был позднее найден в усиленном ограблении завоёванных стран: захватывали больше рабов, скота и зерна.

Но отношения испортились надолго».

Аменхотеп IV (1419—1400 годы до н. э.), стремясь ослабить жречество, опираясь на средних и мелких землевладельцев, провел религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввел культ единого бога солнца Атона. Свою резиденцию фараон перенес в построенный им город Ахетон (современный Эль-Амарна) и оттуда управлял страной, игнорируя жрецов. После смерти Аменхотепа IV при фараоне Тутанхамоне (1400—1392 годы до н. э.), старая религия была восстановлена [6].

Интересно, что при провозглашении себя фараоном Тутанхамон взял тронное имя Тутанхатон, что переводится с египетского как «живой образ Атона».

Но, отменив религиозную реформу и перенеся столицу страны снова в Фивы, молодой фараон (а было ему в момент вступления на престол всего 1.2 лет) назвал себя Тутанхамоном — «Живым образом Амона».

С 1400 по 1200 год до н. э. неподалеку от Фив были построены самые роскошные египетские храмы Карнак и Луксор; их строительство должно было символизировать восстановление союза между царской властью и жрецами [6]. Жрецы были терпеливы и дождались восстановления культа богов. Конфликт продолжался 125 лет и полностью исчерпал себя только через двести лет. Очевидно, что причина таких длительных разногласий должна лежать вне плоскости взаимоотношений между отдельными людьми или даже слоями общества.

Например, в России в течение XIX—XX веков, ставших временем фазы надлома этногенеза, характерные для фазы внутренние катаклизмы были связаны с активностью самых разных социальных групп — декабристов, народников, большевиков, диссидентов, и общество, занимаясь саморазрушением и самоуничтожением, придумывало происходящему объяснения, не понимая, что живет в период гражданских войн, неизбежность которых обусловлена достигнутым в результате развития этноса уровнем пассионарности людей. События, приведшие к отмене религиозных культов, должны были восприниматься как огромное потрясение.

Описанное событие произошло во время так называемого Нового царства (1580—1070 годы до н. э.), на которое приходится апогей могущества Египта. Высшей точкой в долгой истории древней цивилизации является правление Аменхотепа III (1455—1419 годы до н. э.). Египет стал гегемоном Восточного Средиземноморья, владения фараона простирались от верховьев Евфрата на севере до четвертого порога Нила на юге [6].

Новое царство было временем не только высшего государственного и экономического, но и культурного расцвета Египта [27]: «Египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов, а положение Египта как мировой державы создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках. Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением города были грандиозные дворцы фараонов, великолепные дома знати и особенно величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта.

Если пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения Древнего Египта, поражал огромным количеством колонн — 134 (!), папирусо-, лотосо-, пальмообразных, высотой свыше 20 м, в диаметре около 5 м. В храмах помещалось множество статуй; стены, пилоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надписями. Карнакский и Луксорский храмы называют каменным архивом Египта.

Храмом, олицетворявшим архитектуру Нового царства, стал расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри».

Конфликт жречества и светской власти перешел во все сферы жизни Египта.

Противоборствующие стороны привлекли к «борьбе» поэтов и художников, скульпторов и архитекторов, поставив перед ними задачу смело сломать традиции в искусстве, «дабы не следовать канону, а служить истине» [27].

До нас дошел Гимн богу Атону, известный на русском языке в переводе-стихах А. Чижевского [80]:

 

Чудесен, восход твой, о Атон, владыка веков вечно-сущий!

Ты — светел, могуч, лучезарен, в любви бесконечно велик,

Ты — бог, сам себя пожелавший; ты — бог, сам себя создающий, —

Ты бог, все собой породивший; ты — все оживил, все проник.

Ты создал прекрасную Землю для жизни по собственной воле,

И всю населил существами: на крыльях, ногах, плавниках;

Из праха поднял ты деревья, хлеба ты размножил на поле,

И каждому дал свое место — дал пищу, покой, свет и мрак.

Ты создал над всем Человека и им заселил свои страны;

В числе их Египет великий, границы провел ты всему;

Все славит тебя, все ликует, и в храмах твоих музыканты

Высокие гимны слагают — живому творцу своему.

Приносят державному жертвы — угодные жертвы земные,

Ликуя и славя, о Атон, твой чистый и ясный восход,

Лучей золотых, живоносных не знают светила иные;

Лик Солнца едино-бессмертный все движет вперед и вперед.

Я — сын твой родимый, о Атон, взносящий священное имя

До крайних высот мирозданья, где в песнях ты вечно воспет:

Даруй же мне силы, о Атон, с твоими сынами благими

Дорогой единой стремиться в твой вечно-ликующий свет.

 

В работе [27] читаем: «Это был творческий вызов и традиционные изображения богов и фараона, приукрашенные, трафаретные, спокойно-величавые, с выражением на лице неземного величия, сменились произведениями высокого искусства, реалистичного, динамичного, очень естественного, насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием, сильно отличающегося от всего, что знал Древний Восток того времени. Уникальным явлением стала некультовая, любовная лирика.

Противостоявшие жрецам придворные фараона в едином пакете идей, обосновывающих существование одного бога во Вселенной, впервые в истории человечества сформулировали концепцию мирового господства — доктрину "мировой" империи одного великого фараона.

Это тут же выразилось в гигантомании в храмовом строительстве и сооружении царских статуй-колоссов. Тогда был построен самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя фараона, весившая более 110 тонн.

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Ибо не знали как это делать. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив.

Ныне известно около 60 таких гробниц. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход, ведущий к захоронению, замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы были разграблены еще в древности».

Интересно, что единственная оставшаяся нетронутой была гробница Тутанхамона. Может быть, это произошло потому, что он помирился с жрецами.

Открытая английскими археологами в 1922 году гробница Тутанхамона продемонстрировала богатства фараонов: золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотую маску фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну [16, 27].

Жрецы поддерживали авторитет царской власти. Но в вопросах религиозных не могли уступать ни на йоту.

Ибо в высшие не были посвящены даже фараоны.

 


Рельефы, надписи в гробницах властелинов

И тексты пирамид, масштабов и дворцов.

Архивы Хетские, архивы Эхнатона,

Лагаша и Уммы, Рос-Шамре и Ниппур;

Базальт эламских Суз — великий свод законов,

Эриду, Наср-Джемдет, Тель-Зайдан и Ассур.

Земля хранила вас в спокойствии и мраке

От ненасытных глаз и вредоносных рук,

Сокровищницы Фив, Саммарра, Шуруппаке,

Кахун, Абисур, У банда и У рук.

И вот передо мной...

Все эти надписи... пятьдесят веков...

 

А.Чижевский «Древние надписи»

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.01 с.)