ТОП 10:

Неожиданные повороты истории.



Попытки активно вмешаться в естественный ход исторических событий не всегда дают ожидаемые результаты, даже если их осуществляют сами жрецы, руководствуясь волей богов.

Появлению на карте Европы города Рим, без которого невозможно представить историю человечества, мы обязаны Этрусской цивилизации, созданной загадочными этрусками — народом, пришедшим на Апеннины с Востока в X веке до н. э. и сумевшим создать хорошо организованное рабовладельческое конфедеративное государство в виде 12 административно и экономически самостоятельных городов, объединивших к VII веку до н. э. обширные территории, географически расположенные на месте современной Италии, и контролирующих торговые пути Средиземноморья [6].

Этруски фактически заложили один из главных камней в фундамент европейской культуры. Именно этим они нам и интересны. Факты говорят о том, что этрусские жрецы были первыми учителями диких народов Апеннинского полуострова [17, 26, 31, 34, 35].

Этруски, переселившиеся на новые земли в Западную Европу неожиданно, сразу в короткие сроки во всем проявляли себя с самого начала как уже сложившаяся этническая система, как народ, несущий диким аборигенам высокую культуру, великие исторические перспективы, как общность людей, видящих в своем пребывании в этом мире великий смысл.

Они на столетия обогнали народы Средиземноморья в культуре земледелия, были хорошими скотоводами, добывали и достигли совершенства в обработке меди и железа, остались непревзойденными в прикладных искусствах, строили красивые и благоустроенные города, дороги, морские суда, торговали с греческими колониями в Южной Италии, Афинами, Коринфом, Карфагеном, с V века чеканили монеты.

Управление этрусским государством было крайне рациональным.

Царская династия, цари опирались на военных и жречество, а высшие должностные лица управленческого аппарата избирались из достойных. В этрусском государстве, объединившем и организовавшем жизнь нескольких народов, население административно делилось на 3 трибы (tribus), каждая из которых состояла из 100 родов, обязанных в случае войны выставить 1000 пехотинцев и 100 всадников. Структура объектов управления в виде четко оговоренного числа элементов (12 городов, 3 трибы, 100 родов) жестко привязывалась к количественным характеристикам отрезков пространства-времени.

Аппарат, контролирующий функционирование государства, синхронизировал продолжительность планируемых управленческих мероприятий, адресованных, например, каждому из 12 городов, с продолжительностью года и суток, а пространственное расположение элементов государственной инфраструктуры было согласовано с возможностью перемещения пеших людей, всадников, войсковых формирований по стране.

Этрусская армия состояла из легионов, в каждый из которых входило 10 эскадронов конницы и 10 манипул пехоты. Любые действия вооруженных сил обязательно предполагали объединение призванных на военную службу людей, будь то профессиональная армия или ополченцы, в центурии численностью по 100 воинов.

Пехота представляла из себя подразделения, составленные из 3 типов бойцов — гастатов, принципов и три-ариев, имевших разное вооружение, выполнявших разные боевые задачи на поле боя, но всегда действующих вместе как единое целое. Командовали легионом 6 трибунов, что позволяло осуществлять управление войсками непрерывно круглые сутки. За всей этой хорошо продуманной целесообразностью угадывается мудрость и глубокие знания жрецов.

Этруски основали город Рим (слово «Рим» этрусского происхождения), превратили его в город с великолепной архитектурой, создали акведуки, провели канализацию, наполнили его дворцы произведениями искусства, облагородили, насколько смогли, его жителей. Это был один из 12 их городов. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в Риме в 616—509 годах до н. э. Этруски определили будущее развитие Древней Италии.

Римляне (латиняне) получили от великого народа все: опыт организации общественной жизни, политические институты, структуру и вооружение армии, знаки власти, мифологию и религию, архитектуру, изобразительное искусство, идеи и навыки в строительстве храмов, дворцов, городских стен, инженерных конструкций, мостов, каналов, планировки городов, культуру сельского хозяйства и снабжения населения продовольствием, научные знания, технологии (добыча и переработка полезных ископаемых, обработка золота, керамика, изготовление зеркал, шитье одежды и проч.).

Если вспомнить, как много было заимствовано римлянами у греков (искусство, мифология; латинский язык наполнен словами греческого происхождения; римский поэт Гораций в своих «Посланиях» писал: «Graecia capta ferum victorem cepit et artis intulit agresti Latio...» — «Взятая в плен Греция, сама пленила своих диких победителей, внеся искусства в суровую страну латинов...»), то можно представить себе, насколько серьезно было воздействие на римлян этрусков, продолжительное время управлявших Римом.

Интрига истории заключается в том, что ...в 509 году до н. э. римляне свергли правящего в Риме этрусского царя Луцция Тарквиния и создали Римскую республику. Еще двести лет после катастрофы элементы этрусской государственности и культуры сохранялись на территориях, сумевших договориться с Римом о союзнических отношениях, но в конце концов этрусский народ «растворился» в этнической системе, возникшей в результате завоеваний Рима.

Программа развития Римского государства строилась на искреннем убеждении римлян, что им позволено присваивать все лучшее, что они могут взять силой у кого бы то ни было.

Римский поэт Вергилий о заимствовании римлянами достижений других народов пишет в шестой книге своей поэмы «Энеида»:

Смогут другие создать изваяния живые из бронзы,

Или обличья мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

(Перевод С. Ошерова)

Столетиями завоевывать соседей и за счет этого жить Риму удавалось не только с помощью силы, но и благодаря доведенному до совершенства умению политически решать любую проблему международных и межчело-МЧеских отношений. Примерами превалирования политической логики над любыми нравственными оценками 1 тел и: согласие граждан подчиниться высшим интересам 1'има при решении вопроса о превращении республики п Гимскую империю; суд над Иисусом Христом — носителем идей, которые не способствовали достижению государственных целей Рима; поэма Вергилия «Энеида», развивающая сюжет гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» таким образом, что римский патрицианский род Юлиев происходит от сына троянского царя, император Август — прямой наследник троянской царской династии, а род императора древнее самого Рима [17, 26, 31, 34, 35].


Все это можно вывести из одного и того же источника, ибо всякий обладающий здравым рассудком думает так, любит Бога и ближних; но ко всем его рассуждениям каким-то образом примешивается кротость. Откуда она исходит?.. Но, с другой стороны, чрезмерная кротость вырождается в глупость так же, как чрезмерная набожность — в суеверие. ...И хотя это предположение весьма правдоподобно и многими почитается за истину, ...над всем одерживает верх благоприятное мнение и добрая слава.

И. Кеплер «О себе»

 


Era gia Гога che volge '1 disio

A' naviganti, e'ntenerisce '1 cuore

Lo di, ch'han detto a'dolci fmici a Dio

E che lo nuovo peregrin d'amore

Punge se ode squilla di lontano,

Che paja '1 giorno pianger che si muore.

 

Был час, который заставляет грустить мореплавателей, их сердце умягчает день, когда они сказали «прости» милым друзьям, — час, наполняющий любовью нового странника, когда он слышит далекий звон, и ему кажется, что это плачет умирающий день.

 

Данте Алигъери «Божественная комедия». Чистилище. Первые строчки песни VIII.

 

...Mais tant seulement ie vous requiers, о Roy tras-clfiment, par icelly vostre singulbare et prudente humanitfi, d'entendre plustot le dfisir de mon courage, et le souverain estude que i'ay d'obeyr a vostre serenissime Maiestfi, depuis que mes yeux furent si proches de vostre splendeur solaire, que la grandeur de mon labeur n'attainct ne requiert.

...И лишь об одном прошу Вас, наимилостивейший король, узрите поскорее Вашей особенной проницательностью и гуманностью потребность моей души и испытываемое мною беспредельное стремление повиноваться Вашему Светлейшему Величеству, возникшее уже в ту пору, когда мои глаза приблизились к излучаемому Вами солнечному блеску, а величие моего труда еще не было ни достигнуто, ни востребовано.

 

Последние строчки верноподданнического послания Нострадамуса, обращенного к королю Генриху II. Послание направлено из города Салон, Папская провинция, 27 июня 1558 года.


Глава V. Воспоминания о неком таинстве, знания о котором принес с собой из Египта ...Пифагор

«Этрусское братство»

В работе немецкого исследователя [23] можно прочитать о том, что существовало и возможно существует до сих пор некое тайное общество «Этрусское братство»: «Члены данного общества не относились к "свободным каменщикам", начавшим активно действовать примерно с XVII столетия. Не принадлежали они и к числу предшественников «свободных каменщиков» — розенкрейцерам, символом ордена которых являлась роза. Не были они и тамплиерами, произошедшими из ордена рыцарей-крестоносцев. Это и не катары, давшие как бы обобщенное наименование для всех тех, кто не признавал догматы католической церкви. И даже не богомилы — участники еретического движения на Балканах в X— XIV веках, которых как в конце первого тысячелетия, так и сегодня просто причисляют к числу катаров... Они не являлись первыми христианами, которые в первой половине первого тысячелетия в своих многочисленных сектах использовали тайнопись, имевшую поразительное сходство с системой шифрованной записи Нострадамуса. Но это также и не римляне, хотя начальное образование каждого аристократа из их числа включало в себя обучение божественной геометрии.

Скорее всего, в состав упомянутого "тайного философского общества" входили этруски, которые оставили после себя достаточно много заметок, предназначенных для посвященных.

А поскольку при взгляде на сохранившиеся свидетельства этрусской культуры прослеживается ее общность с идеями Пифагора, то можно предположить, что речь в данном случае идет о группе пифагорейцев, т. е. о людях, стремившихся организовать идеальное государство и считавших, вслед за своим учителем, что слова и составляющие их отдельные буквы соответствуют математическим формулам, музыка воплощает в себе гармонию чистой математики, а философия указывает на перспективы будущего».

Упоминание тайной организации «Этрусское братство» представляет интерес в связи с исследованием путей передачи знаний языческих жрецов в Европе в Средние века.

Читаем [23]: «После смерти Пифагора его сторонники разделились на верующих в слово (их называли акусматиками) и верящих в правило (прозванных математиками). Первые из них говорили: "Учитель сказал так, а потому это так и есть". Другие признавали только то, что можно было доказать с помощью правил и производных от них действий. Например, "2 + 2 = 4", "если... то... потому что...". Отсюда и происходит их название — математики.

В 500 году до Рождества Христова группа пифагорейцев-математиков была изгнана из Рима и была вынуждена искать прибежища в Тоскане».

Тоскана — область в Центральной Италии на северо-западе Апеннинского полуострова, главным городом которой является Флоренция. Тоскана была последним регионом, где во времена Древнего Рима сохранялась культура этрусского народа [6].

И далее [23]: «Эти люди составляли последнее крупное объединение, сохранившее воспоминание о неком таинстве, знания о котором принес с собой из Египта проведший там двадцать два года основатель их союза Пифагор.

Именно математики основали упомянутое... "тайное философское общество".

На протяжении 2500 лет акусматики по численности превосходили математиков. Это можно объяснить тем, что не составляет особого труда жить и вести полемику с оппонентами по принципу: "Пифагор сказал, значит, так оно и есть".

Математики же, из-за отсутствия необходимых технических средств не имели возможности подтверждать многие свои соображения на практике. При этом чем смелее была высказываемая точка зрения по тому или иному вопросу, тем невозможнее оказывалось подтвердить ее. Со временем противоречия между математиками и акусматиками стали вовсе нетерпимыми.

В последние 250 лет ситуация коренным образом изменилась. Ученые, занимающиеся естественными науками, в первую очередь, химией, физикой, астрофизикой и атомной физикой, доказали выводы древних математиков. Стало возможным сформулировать законы природы и обосновать многие гипотезы ».

Наука стала развиваться с XVI века, следовательно, «Этрусское братство» пережило столетия преследования думающих и знающих людей инквизицией. Это далось очень непросто. В работе [23] рассказывается о специальных таблицах, которые использовались для тайнописи. Важные сообщения записывались в сплошном тексте с помощью трафаретов:

«Представьте себе шахматную доску размером пять на пять клеток с черно-белыми полями ("О" обозначает белый цвет; "1"— черный).

 

0 1 0 1 0 0 0 0 1 1

1 0 1 0 1 0 0 1 1 1

0 1 0 1 0 0 0 0 1 1

1 0 1 0 1 0 0 1 1 1

0 10 10 0 0 0 1 1

А В С

 

Таблица "А" представляет собой совмещение двух цветов. Их называли (например Нострадамус) "извечными двумя", из которых все происходит и к которым все возвращается.

Если мы выделим составляющие "извечных двух", то получим, во-первых, таблицу "В", называемую Нострадамусом "лучезарным кубком", а во-вторых, таблицу "С" — изображение, схожее с мальтийским крестом.

Везде, где бы ни встречались эти символы или шаблоны, это обязательно означало присутствие "Этрусского братства"».

Итак, мы получили подтверждение огромной роли последователей Пифагора и других «учеников» жрецов в сохранении древних знаний вплоть до наших дней. Но чем нам поможет исследование, с которым мы знакомимся, в понимании проблем становления и развития западноевропейской христианской цивилизации?

Обнаруженный нами источник исторической информации позволяет составить представления и о событиях, связанных с годами закладки первых камней в здание христианской церкви [23]: «Когда христиане через несколько столетий после Рождества Христова смогли задавать тон в Риме, последние этруски уже 900 лет как находились в подполье. ...Математики направились в сторону сегодняшней Ниццы, расположенной на Средиземноморском побережье. Некоторые из них, по-видимому, пожелали вернуться в Грецию, откуда происходил их учитель и мастер Пифагор. Можно представить себе, что не все беглецы достигли греческих краев. Одна из этих групп "застряла" в нынешнем Трогире, находящемся недалеко от города Сплита на побережье Адриатического моря — городе, в гавань которого входили прибывавшие из Италии корабли».

Речь идет о территории современной Хорватии. И далее мы подходим, наконец, к главному свидетельству [23]: «В двадцати пяти километрах от сегодняшнего Трогира император Рима Диоклетиан Гай Аврелий (243— 316 годы, известен тем, что при его правлении Римская империя была поделена на 4 части — тетрархии, составленные из 12 диоцезов, делившихся на 120 провинций), который был родом из этих мест и, скорее всего, происходил из семьи математиков, повелел построить себе роскошный дворец. В нем он намеревался провести остаток своей жизни.

Двадцать лет он правил в Риме, затем передал власть наследнику и удалился от дел. Мотивы решения императора совершенно очевидны для тех, кто занимается поиском следов «Этрусского братства». В этих местах вот уже на протяжении 1900 лет хранится одна из величайших тайн христианства.

Если в Риме был возведен собор Святого Петра, то в Трогире должен был стоять храм Святого Иоанна. Все эти столетия с трудом скрывался тот факт, что Святой Иоанн умер и был погребен в Трогире, попав туда по пути в Рим. Позднее заинтересовавшаяся этим христианская община с удивлением узнала, что среди апостолов Христа Святой Иоанн являлся математиком, а Святой Петр — акусматиком».

Потрясающее утверждение.

Читаем [23]: «Однако в планы римской церкви не входило то, чтобы Трогир стал вторым местом паломничества для христиан западного мира, поскольку это могло бы вызвать дискуссию о правильном выборе места для резиденции главы католической церкви.

В результате крестовых походов эти факты стали известны вновь. Сведения о них распространились от тамплиеров через Данте к Нострадамусу, Шекспиру и Гете. А Рим каленым железом выжигал эти знания. Ведь в этом городе собрались акусматики — последователи Святого Петра, там же находились математики, следовавшие заветам Святого Иоанна».

Далее автор цитируемой работы говорит о городах Тосканы Флоренции и Сиене как о центрах, где сохранялись и распространялись древние знания и тайна тайн церкви.

Сообщаются удивительнейшие факты [23]: «...именно из числа священнослужителей Сиены в течение длительного периода времени назначались епископы Тригора, причем все они носили имя Иоанн.

Отцы города Сиены находились под сильным влиянием этрусской культуры, поскольку традиционно среди них политический тон задавали посвященные.

Они вознамерились возвести кафедральный собор, который по своим размерам должен был превзойти собор Святого Петра в Риме. Но в последний момент умные головы в Сиене отказались от этой затеи. Поэтому их город не подвергся опасности полного разрушения Римом.

Посвященные отцы города начертали ...законы математиков на мраморных стенах расположенного в их городе собора, украсили этими надписями полы церковного здания. Таким образом, они добились того, чтобы сто семьдесят два папы взирали на эти секреты. С помощью гениального трюка им удалось не допустить возникновения ситуации, при которой эти мраморные картины могли быть признаны еретическими.

Гербы отдельных частей города напоминают древнюю игру математиков, состоявшую в прослеживании истории сотворения мира.

Ежегодно в Сиене проводятся скачки, а участвующие в них лошади украшены гербами и флагами городских районов».

 

«Божественная Комедия» Данте Алигьери

Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт, флорентиец, дворянин по происхождению, создатель итальянского литературного языка, основоположник направлений в литературе, ставший предвестником итальянского Возрождения и ;..человек, который передал будущим поколениям тайное послание из прошлого, в котором говорится о главной тайне Египта — Великой Незримой пирамиде.

Биографы Данте сообщают [6, 42]: «Творческий путь начал очень рано, примкнув к поэтам поэтической школы конца ХШ века "Сладостный новый стиль", ... объединившимся вокруг идеи создавать произведения, отличающиеся особо изысканной, изящной, музыкальной стихотворной формой.

Стихи и проза юности, составили первую в западноевропейской литературе автобиографическую повесть на итальянском языке, в которой любовные переживания автора адресованы молодой женщине по имени Беатриче, трагически погибшей и запечатленной поэтом в образе целомудренной, скромной женщины.

Канцоны, сонеты, гениальные стихотворные строчки, наполненные болью, страданиями, любовью щине, переживаниями, стремлением найти утешение, превращают Данте в самобытного поэта, превзошедшего достижения поэтической школы, из которой он вышел.

Философское сочинение "Пир" на итальянском языке и трактат "О народной речи" на латинском языке дают импульс использования народного итальянского языка в качестве основы развития словесности.

Вершина творчества поэта — поэма "Комедия" (1307— 1321), которую с конца XIV века стали называть "Божественной".

В поэме автором для осуществления сложного комплекса художественно-творческих, политических и иных целей используется идущая еще от древнеримских поэтов и ставшая популярной в средние века традиция изображать в качестве места развития событий загробный мир и аллегория, которая в соответствии с требованиями теологической эстетики считалась единственно оправданной формой искусства в начале XIII века.

Комментируя смысл поэмы, Данте заявлял, что "в аллегорической форме она должна указать человечеству путь к спасению и счастью"».

Поэма имеет очень большое число действующих лиц. Три из них — главные. Это сам Данте — герой, олицетворяющий человечество, идущее по ошибочному пути и ищущее правильную дорогу, римский поэт Вергилий — символ земного разума, ведущий Данте сквозь ад к чистилищу, и Беатриче — символ божественного разума, в сопровождении которой Данте возносится в рай.

«Божественная комедия» дает воплощенную в высокой поэтической форме и энциклопедическую по глубине и масштабу поднимаемых пластов проблем характеристику нравственно-религиозному, эстетически-художественному, политическому состоянию средневекового итальянского общества, испытывающего тяготы, связанные с войнами и внутренними проблемами [42].

Предлагаю вам попытаться взглянуть на великое произведение XIII века — поэму «Божественная Комедия» Данте как на тайное послание. Наша скромная цель — дешифрировать это сочинение.

Да простит нас поэт.

Да будет к нам снисходителен тот, кто вслед за пушкинским Сальери с негодованием произнесет:

 

...фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

 

Поэма очень сложно структурирована.

Текст дробится [42, 43, 177]:

а) оформлением на части («Ад», «Чистилище», «Рай»), песни, трехстишия и отдельные строки;

б) содержанием на поэтические фрагменты, описывающие: подходы, подъемы на возвышенности и отдельные камни, восхождения, вознесения, долины, рвы, колодцы, врата, хороводы, уступы, круги, пояса неба, диалоги, описания, авторские отступления, эпизоды относящиеся к персонажам, гимны и проч.

Элементарными единицами полотна произведения являются отдельные строка и слово. В табл. 12 показаны основные гармоники дробления текста.

Таблица 12.

Структурное оформление «Божественной комедии»

Песнь (№) Количество строк в песне Смысловое деление первого уровня Смысловое деление второго уровня
  Лес, холм спасения, три зверя Вергилий
  Сомнения Данте, ответ Вергилия
  Врата ада, ничтожные, Ахерон, чёлн Харона
Круг 1  
Круг 2 Минос, Франческа да Римини
Круг 3 Цербер , Чакко
Круг 4,5 Плутос, болото
Круг 5 Флегий, Филиппо, Ардженти, город Дит
Круг 6 У ворот Дита, Фурин, посол
Круг 6 Фарината дельи Уберти, Кавльканте Кавальканти
Круг 6 гробница Папы Анастасия, распределение грешников
Круг 7 минотавр, пояс 1, Флегетон, кентавры
Круг 7 пояс 2, Пьер делла Винья, Лано, Джакомо да Сант-Андреа, флорентиец
Круг 7 пояс 3, Капаней, старец, реки
Круг 7 пояс 3, Брунетто Латини
Круг 7 пояс 3, Гвидо Гверра, Теггьяйо Альдобранди, Якопо Рустикуччи, водопад, Герион
Круг 7 Герион, пояс 3, спуск
Круг 8 ров 1,2, Венидико Коччанемико, Алессои Интерминелли, Фаида
Круг 8 ров 3, Папа Николай III
Круг 8 ров 4
Круг 8 ров 5, старшина, бесы с баграми
Круг 8 ров 5, Наварец Чамполо, драка бесов
Круг 8 ров 5, 6, Каталано и Лодеринго Каиафа
Круг 8 ров 7, Ванни Фуччи
Круг 8 ров 7, Как, флорентийцы
Круг 8 ров 8, Улисс и Диомеда
Круг 8 ров 8, Гвидо да Монтефельтро
Круг 8 ров 9, Магомет, Пьер да Медичина, Курион, Моска деи Ламберти
Круг 8 ров 9, 10, Джерри дель Белло, Грифолино, Канокьо
Круг 8 ров 10, Джанни Скикки, Мирра Адамо, Синон
колодец гигантов Немврод, Эфиальт, Антей
Круг 9 Коцит, пояс 1,2, графы Мангона, Камичон, де'Пацци, Бока Дельи Абати, Буоза да Дауэра, граф Уголино и архиепископ Руджери
Круг 9 пояс 2, 3, рассказ Уголино, Альбериго, Бранка д'Орья
Круг 9 пояс 4, Люцифер, Иуда, Брус и Кассий, центр Вселенной, восхождение

 

Продолжение таблицы 12.

«Чистилище».

Песнь (№) Количество строк в песне Смысловое деление первого уровня Смысловое деление второго уровня
Выход из ада Звёздное небо
У подножия горы Каселла
У подножия горы Манфред
Уступ 1 Балаква
Уступ 2 Якопо дель Касерро, Буоконте де Ментефельтро, Пия деи Толомеи
Уступ 2 Сорделло, воззвание к Италии
Долина  
долина Нино Висконти, змея, Коррадо Маласпина
долина Сон Данте, врата
Круг 1  
Круг 1 Омберто Альдобрандески, Одерзи, Провенциан Сальвани
Круг 1  
Круг 2 Сапия
Круг 2 Гвиндо дель Дука и Риньери да Кальболи
Круг 2,3  
Круг 3 Марко
Круг 3,4  
Круг 4 Аббат Сан-Дзено
Круг 4,5 Сон Данте, Папа Адриан V
Круг 1 Гуго Капет, землетрясение, хвалебная речь
Круг 5 Стаций
Круг 6  
Круг 6 Форезе Донати
Круг 6 Бонаджунта
Круг 7  
Круг 7 Гвидо Гвиницелли, Арнальд Даньель
Круг 7 Сон Данте, восхождение к земному раю
Земной рай Матильда
Земной рай Мистическая процессия
Земной рай Появление Биатриче
Земной рай Лета
Земной рай Древо Познания
Земной рай Эвноя

 

Продолжение таблицы 12.

«Рай»

Песнь (№) Количество строк в песне Смысловое деление первого уровня Смысловое деление второго уровня
Вступление Вознесение, закон любви
Небо 1 Луна, движители
Небо 1 Луна, Пиккардо Данати, императрица Констанция
Небо 1 Луна, насилие и свобода воли
Небо 1,2 Луна, святость обетов
Небо 2 Меркурий, Юстиниан, Ромео
Небо 2 Меркурий, искупление первородного греха, бессмертие души и Воскресение мёртвых
Небо 3 Венера, Карл Мартелл
Небо 3 Венера, Куницца до Романо, Фолько, Раава
Небо 4 Солнце, хоровод 1, Фома Аквинский
Небо 4 Солнце, хоровод 1, Фома Аквинский о Франциске Ассизском, осуждение доминиканцев
Небо 4 Солнце, хоровод 2, Бонавентура о Доминике, осуждение францисканцев
Небо 4 Солнце, Фома Аквинский о мудрости Соломона, Адама и Христа
Небо 4,5 Солнце, Соломон о лучезарности блаженных, хоровод 3, Марс
Небо 5 Марс, Коччагвида о старой и новой Флоренции, и о предках Данте
Небо 5 Марс, Коччагвида о старых и новых флорентийских родах
Небо 5 Марс, Коччагвида о судьбе Данте
Небо 5,6 Марс, Юпитер, имперский орел
Небо 6 Марс, Юпитер, имперский орел, непостижимость небесного правосудия
Небо 6 Юпитер, орлиный глаз
Небо 7 Сатурн, Пьеро Дамьяно, тайна предопределения, неизбежность прелатов
Небо 7 Сатурн Бенедикт, вознесение, созвездие Близнецов
Небо 8  
Небо 8 апостол Петр, испытание в вере
Небо 8 апостол Яков, испытание в надежде, апостол Иоанн
Небо 8 Апостол Иоанн, испытание в любви, Адам
Небо 8 Апостол Пётр о римских папах, вознесение
Небо 9 Ослепительная точка и девять ангельских кругов
Небо 9 Природа ангелов
  Эмпирей, лучезарная река, райская роза
  Эмпирей, райская роза, Бернард, Биатриче на престоле, Дева Мария
  Эмпирей, райская роза, распределение мест
  Эмпирей, райская роза, предательство Марии, лицезрение божества, высшее озарение

 

Текст прежде всего делится на строки и песни. Табл. 13 дает целостное представление о разбиении произведения на строчки по песням.

Таблица 13.

Число строк в песнях.

Песнь (№) Количество строк в песне
  «Ад» «Чистилище» «Рай»
   

 

В табл. 14 приведены суммы строк в каждой из трёх частей и общее число строк произведения.

Таблица 14.

Число строк в каждой из трёх частей и общее число строк произведения.

Количество строк   Общее число строчек произведения
«Ад» (34 песни) «Чистилище» (33 песни) «Рай» (33 песни)
14 230

 

Часть «Ад» имеет на одну песнь больше, но строк меньше (соответственно, на 32 и 36 строк), чем части «Чистилище» и «Рай». Это можно было бы объяснить тем, что поэт вдохновенно творил, строки произвольно ложились в стихи и Данте и в голову не могло прийти, что кто-то вздумает «поверять алгеброй гармонию», если бы разница сравниваемых количеств строчек была значительной и определялась случайным распределением строк по песням.

Но это не так.

Число строк в песнях во всем произведении колеблется в значительном интервале от 115 до 160 (разброс 16,4%).

Но их суммы в частях поэмы («Ад», «Чистилище», «Рай») близки (4720, 4752, 4758; разброс лишь 0,67%).

Кроме того, отношение количества строчек к числу песен в части «Чистилище» равно точно 144, в части «Рай» могло бы быть равно 144, если бы не лишние 6 строк, и только часть «Ад» создает дисгармонию (табл. 15).

Таблица 15.

Отношение количества строк к числу песен для частей и всего произведения.

  «Ад» «Чистилище» «Рай» «Божественная Комедия»
Количество строк
Число песен
Отношение количества строк к числу песен 138,82 144,18 142,3

 

У Данте встречаются включения в лирическое повествование, очень напоминающие инструкции для тех, кому адресовано тайное послание и кто должен будет его расшифровывать («Рай», песнь вторая [43, 177] ):

 

Возьми три зеркала, и два сначала

Равно отставь, а третье вдаль попять,

Чтобы твой взгляд оно меж них встречало.

 

К ним обратись, свет за спиной приладь,

Чтоб он все три зажег, как строй светилен,

И ото всех шел на тебя опять.

 

Хоть по количеству не столь обилен

Далекий блеск, он яркостью своей

Другим, как ты увидишь, равносилен.

 

Под небом, где божественный покой,

Кружится тело некое, чья сила

Все то, что в нем, наполнила собой.

 

Твердь вслед за ним, где столькие светила,

Ее распределяет естествам,

Которые, не слив с собой, вместила.

 

Так поступает к остальным кругам

Премного свойств, которые они же

Приспособляют к целям и корням.

 

Строй членов мира как, всмотревшись ближе,

Увидел ты, уступами идет

И, сверху взяв, потом вручает ниже.

 

Следи за тем, как здесь мой шаг ведет

К познанию истин, для тебя бесценных,

Чтоб знать потом, где пролегает брод.

 

Исходят бег и мощь кругов священных,

Как ковка от умеющих ковать,

От движителей неких блаженных.

 

И небо, где светил не сосчитать,

Глубокой мудрости, его кружащей,

Есть повторенный образ и печать.

 

И как душа, под перстью преходящей,

В разнообразных членах растворясь,

Их направляет к цели надлежащей,

 

Так этот разум, дробно расточась

По многим звездам, благость изливает,

Вокруг единства своего кружась.

 

И каждая из разных сил вступает

В связь с драгоценным телом, где она,

Как в людях жизнь, по-разному мерцает.

 

В ней — ключ к тому, чтоб разное блестело

По-разному, не в плотности отнюдь:

В ней — то начало, что творит всецело...

 

В этих нескольких трехстишиях излагается одновременно:

а) господствовавшая в XII—XIII веках модель мироздания Птолемея с Землей в центре мира и вращающимися вокруг нее небесными сферами (Коперник опубликовал свою теорию лишь в 1543 году);







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.049 с.)