Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Силы, осуществляющие предначертания

Поиск

Посвященные

Египетские жрецы с трудом делились знаниями с кем бы то ни было. Но они это делали. Им были нужны посвященные в высшие тайны сторонники за пределами Египта. Одним из счастливчиков, которому рассказали, если не все, то многое, стал грек Пифагор Самосский. Скупые сведения из его биографии я почерпнул из работ [6, 21, 28, 67, 177]. Он родился около 580 года до н. э. на острове Самосе, вблизи ионийского побережья Малой Азии.

В основе социально-экономической организации греческого общества того времени лежал принцип коллективного договора между свободными людьми, закрепляемого конституцией, в которой регламентировались права и обязанности граждан полиса (города-государства).

Определяющий всю жизнь граждан общественный договор мог быть в зависимости от результатов отстаивания своих прав различными слоями общества олигархическим, как, например, в Спарте или демократическим, как в Афинах. Полюсами в политической борьбе были родовая знать и мелкие землевладельцы и ремесленники. Законы регулировали отношения между ними, но ни одна из сторон не допускала компромиссов по принципиальным политико-экономическим вопросам. Кроме того, соперничали друг с другом и полисы, хотя их принадлежность к единой этнической системе никогда никем не ставилась под сомнение.

Такое положение дел не нравилось Пифагору, и он принял решение направиться в дальние страны, дабы принести своим соотечественникам мудрость, в которой они, по его мнению, нуждались.

Знаний, полученных Пифагором от отца-ювелира, хватило, чтобы в Египте изучать медицину, математику, астрономию, метеорологию. Побывал он и в Вавилоне, где познакомился с учением пророка Заратустры, и в Индии.

Пифагор учился 22 года. Очень возможно, что это не случайный срок. Числа 22, 2 и 11 встречаются в системе мистических чисел египтян: например, Верхнее царство имело 22 провинции, т. е. мы можем дополнить наши накапливающиеся знания о жрецах достаточно вероятным предположением, что ученики постигали высшую мудрость 22 года, прежде чем их начинали считать «посвященными».

Интересно, что Авеста — священная книга древних иранцев, с которой Пифагор, посещая Вавилон, обязательно должен был познакомиться, была записана на двенадцати тысячах страниц, изготовленных из дубленой коровьей кожи особой тонкой выделки, и требовала для своего изучения 12 лет [98].

Зароастрийская религия имела географические корни на севере Евразии. Одним из центров, откуда пришли носители мировоззрения, составившего основы этой религии, был древний город-крепость Аркаим на Южном Урале.

В сохранившихся списках Авесты можно прочитать о суровых условиях жизни, заставивших людей спуститься из северных районов в Вавилон и Древнюю Индию [98]:

 

Там — десять месяцев и два летних месяца, и они

Холодны — для воды,

Холодны — для земли,

Холодны — для растений,

И это середина зимы и сердцевина зимы, —

А на исходе зимы —

Чрезвычайные паводки.

(Перевод И. С. Брагинского)

 

Вернувшись из Египта Пифагор узнал, что Самос находится в руках диктатора Поликрата — ставленника персов.

Свободолюбивый мыслитель перебирается в богатый город-порт Кротон в южно-итальянской колонии Греции и в 540 году до н. э. создает вместе с поверившими в него колонистами тайный союз.

Пифагор поступил так по причине, которую поэт И. Бродский сформулировал в строчках:

Помни, что прошлому не уложиться

Без остатка в памяти, что ему

Необходимо будущее...

Первый философ и его последователи, которые вошли в историю как пифагорейцы, поставили перед собой цель в рамках тайной организации «посвященных» постигнуть высшую гармонию мироздания через числа, характеризующие все сущее в окружающем человека мире.

За попытки раскрыть тайны союза его члены могли поплатиться жизнью. До нашего времени дошла легенда о наказании богами пифагорейца Гиппаса Месапонтского за то, что он открыл недостойным природу пропорций.

Пифагор, находящийся под впечатлением знаний и идей, почерпнутых в своих «хождениях за три моря», обосновывал целесообразность сохранения во всем и всюду вечного и неизменного мирового порядка, в том числе, в политическом устройстве общества и государства, во главе которого он видел достойную этого аристократию, использующую при управлении всем, что происходит в государстве, жрецов, специально обученных и понимающих смысл протекающих в мире процессов. Основы порядка и всего рационального он обосновывал, выявляя закономерности развития разнообразных процессов во Вселенной, которые описывал числами [21].

Аристотель писал о соратниках Пифагора: «Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей».

Пифагорейцы сформулировали законы звучания: закон пропорциональности высоты топа длине звучащей струны или столба воздуха, например, при игре на флейте; закон созвучий, согласно которому созвучия достигаются лишь тогда, когда длины струн или высоты столбов находятся в определенной целочисленной пропорции. При помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудами с разным наполнением водой они установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые сопоставляли с материальными стихиями или связывали с характеристиками правильных геометрических тел. Тоны, полутоны и еще меньшие части тона были установлены пифагорейцами с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики [21].

Пифагор привез в Грецию не просто новые знания в области математики, астрономии, географии, метеорологии, теории музыки, которые успешно развивал со своими учениками и последователями, он усвоил мировоззрение, миропонимание египетских и вавилонских жрецов.

За всеми концепциями и доктринами Пифагора, его сподвижников и учеников стояла математика такого высокого уровня, который не будет знать европейская научная мысль еще 1500—2000 лет [21, 67].

Жители древнегреческого города Кротон, в котором жили и работали пифагорейцы, неоднократно оказывались втянутыми в военные действия, город захватывался даже войсками далекого Карфагена и в конце концов он отошел к Риму, к Италии.

После смерти Пифагора организация распалась, но пифагорейцы продолжали начатое дело. О результатах научного поиска сообщают Аристотель, Овидий, Аэций, Диоген Лаэртский.

Овидий в таких выражениях рисует Пифагора-учителя [67]:

 

...Постигал он высокою мыслью

В далях эфира — богов; все то, что природа людскому

Взору узреть не дает, увидел он внутренним взором.

То же, что духом своим постигал он и бдительным тщаньем,

Все на потребу другим отдавал, и толпы безмолвных,

Речи дивящихся той, великого мира началам,

Первопричинам вещей, пониманью природы учил он:

Что есть Бог; и откуда снега; отчего происходят Молнии —

Бог ли гремит иль ветры в разъярившихся тучах;

Землю трясет отчего, что движет созвездия ночи;

Все, чем таинственен мир.

 

Из этих строк явствует, что великий философ видел в природе божественное и не отделял религиозного познания от естественно-научного [67]:

 

Не сохраняет ничто неизменным свой вид; обновляя.

Вещи, одни из других возрождает обличья природа,

Не погибает ничто — поверьте! — в великой вселенной.

Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться —

Значит начать иным быть, чем в жизни былой; умереть же —

Быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире

Вечно туда и сюда: но сумма всего — постоянна.

 

Порфирий, ссылаясь на философа Дикеарха, писал, что, согласно Пифагору, «душа бессмертна, но переходит из тела в тело живых существ; далее все происходящее в мире повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего принципиально нового вообще не происходит». Это характерно для восточных религий [67].

Пифагорейцы имели близкое к современному понимание Вселенной, ибо осознано оперировали термином «космос» (от глагола «космео» — устраивать, украшать), а Пифагор утверждал, что Гомер и Гесиод терпят муки за то, что повторяли нелепые басни о богах [67].

Интересно, что Данте в «Божественной Комедии» поместил дохристианских поэтов и мыслителей в ад и тем самым повторил сюжет Пифагора. Хотя у поэта католической Европы были на то свои причины.

Верховным Божеством пифагорейцы считали некое огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса. «Впивая потоки пустоты, окружающей Центр, это пламенное Целое образует множественность миров, состояний и качеств» [67].

Возможно, это была образно изложенная теория большого взрыва и расширяющейся после взрыва Вселенной, составляющая основы космологии XX века.

Если это предположение верно хотя бы на доли процента, тогда можно говорить, что знания египетских жрецов об устройстве Вселенной ни в чем не уступали нашим современным.

Наследие пифагорейцев было сохранено, мудрость и знания жрецов передали будущим поколениям Эсхил, Платон, Евклид... Коперник, Галилей...

Пифагор был не единственным, кто из Европы ездил за знаниями в Африку.

Я настаиваю: в планы жрецов входила целенаправленная подготовка своих сторонников из всех уголков доступного им мира.

Греческий философ Платон (427(8?)—347(8?) годы до н. э.) прошел тот же путь, рискуя жизнью, ибо по дороге в Египет был похищен, продан в рабство, выкуплен на свободу соотечественником, но не отказался от цели, к которой стремился.

Как ни опасны были подобные путешествия, находились смельчаки, достигавшие центров, где можно было получить знания, ибо, говоря словами К. Марло [91]:

Создав людей, природа в них вложила Тревожный и неукротимый дух: Он постигает стройный ход созвездий И дивную гармонию Вселенной, Пылает ненасытной жаждой знаний, Мятется, как далекий рой планет...

 

Сын бога, избранник жрецов

Платон 20 лет жизни отдал подготовке величайшего мыслителя и учителя античности Аристотеля (384— 322 годы до н. э.), который по просьбе царя Македонии Филиппа II стал учителем наследника царского престола, будущего императора Александра Македонского.

Нам интересны факты контактов Александра Македонского с жрецами и посвященными в их тайны людьми, которые я попытаюсь кратко пересказать [6, 7, 17, 21, 28—31, 33, 46, 67, 74, 177].

Считается, что Аристотель согласился воспитывать будущего царя потому, что, отдавая предпочтение республиканскому устройству государства с господствующим средним классом, верил и в огромные возможности монархии, если судьба приведет к власти яркую, талантливую, просвещенную личность. Александр был человеком незаурядным, и посвящение его в тайны египетских жрецов, пифагорейцев, последователей Платона могло принести много пользы народам Средиземноморья.

Александр Македонский, слушая учителя (например, о том, что нельзя улучшить целое, улучшая его части), наблюдая за миром природы, являющейся в определенном смысле моделью рационального устройства мира людей, интуитивно угадывая тягу культур разных континентов к друг другу, пришел к идее (а может быть, получил от учителя вместе с знаниями идею) возможности осуществления грандиозного проекта «вселенской» монархии, которая должна была органично соединить крупнейшие мировые цивилизации. Он задумал объединить культуры, религии, разнообразные верования, знания всего мира и обеспечить процветание и достойную жизнь всем народам на Земле.

В течение 12 лет — с 333 года до своей смерти — Александр, создав лучшую армию своего времени и совершая победоносные походы, овладел всем восточным побережьем Средиземного моря, покорил огромные азиатские территории: Месопотамию, Персию, Афганистан, дошел до Индии, подчинил себе североафриканские народы. Частью его империи становится Египет.

Но приход Александра Македонского в страну мудрых жрецов нельзя назвать завоеванием, ибо его принимают здесь как самого желанного из правителей за всю историю Древнего Египта. Жрецы распространяют слух, что император — потомок египетского фараона Нектане-ба, провозглашают его фараоном и, присваивая ему имя «сын Амона», отдают ему почести как богу, воплотившемуся в человеческом облике.

Александр приносит жертвы и устраивает праздники в честь египетских богов, закладывает в месте впадения Нила в Средиземное море новый город, который называет своим именем и провозглашает столицей Египта, выделяет золото, материалы и рабочую силу для строительства храмов и дворцов.

Египет для Александра Македонского не просто одно из государств на пути к завоеванию мира.

Он с юных лет знал, что такой день наступит.

Контакты греков с египетскими жрецами не были легкомысленным обменом знаний. Александр в древнем египетском святилище в Ливии встречается с виднейшими представителями жречества Египта и обсуждает с ними свои планы объединения всего известного ему мира. Жрецы принимали македонца как сына бога не потому, что он удачливый полководец и могущественный царь. Александр осуществлял особую божественную миссию. Он объединял этнические системы и культуры трех континентов, стремясь заложить новый суперэтнос, новую мировую цивилизацию, «скрепляющим цементом» которых должно было стать «вселенское» сотрудничество языческих жрецов.

Масштабы содеянного Александром Македонским были грандиозны. Он, как никто в предшествующей истории, способствовал сближению, взаимопроникновению, взаимообогащению культур народов Европы, Азии и Африки. Мировоззренческие и философские концепции, религиозные ритуалы, знания, художественные стили, технологические идеи, принципы управления и организации жизни, новые изделия и виды деятельности, лучшие достижения человеческой мысли, многое другое стало беспрепятственно распространяться по миру. Во всех сферах человеческой деятельности произошли революционные сдвиги и изменения.

Столицей нового мира стала Александрия, где лучшие умы, находясь на полном обеспечении царей Египта, творили, развивая математику, астрономию, естествознание, географию, медицину, филологию. В специально созданном для ученых Александрийском музее работали: математики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, Птолемей, философы Филон и Плотин, поэты Каллимах и Феокрит. Александрийская библиотека, которую в разные годы возглавляли Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах, собрала…

 

 

…ко-египетское царство Птолемеев и греко-сирийское царство Селивкидов — унаследовали материнскую (заложенную Александром Македонским) программу развития. Позже то же самое произойдет с Римской империей, когда обе наследницы Древнего Рима — и католическая Западная Европа, и православная Византия — будут называть себя преемницами Священной Римской империи. Но культуры, однажды вошедшие в соприкосновение, тянулись друг к другу и оставались едиными еще долго, пока между ними не пролегли непреодолимыми пропастями постязыческие межрелигиозные противоречия мира, отдавшего предпочтение монотеизму [17, 33, 67, 74].

Биографии «посвященных» Пифагора, Платона, Аристотеля и добросовестного ученика жрецов Александра Македонского говорят нам о многом.

Жречество не удовлетворилось простым построением 14 400-летнего календаря Великой Незримой пирамиды. Жрецы осуществили попытку воплотить предначертания этого календаря.

 

Взаимное влияние культур

Откуда пошли верования древних египтян в бога, растворяющегося в трех звездах? Может быть, причина в том, что египтянам очень нравилось созвездие Орион, в поясе которого три звезды, а не одна и не пять? А может быть, наоборот, как раз это созвездие было выбрано из множества других на звездном небе, чтобы сделать понятным для простых людей триединство бога, пусть одного из богов, но триединого? Что заставило египтян строить грандиозные сооружения?

Пирамиды встречаются на многих континентах, у разных народов (шумеры, Вавилон, Древний Египет, ацтеки, майя). Взаимовлияние культур, религий прослеживается на протяжении всей истории человечества. Отношение египетских жрецов к Александру Македонскому доказывает, что у служителей древних культов было понимание общности интересов жречества разных народов.

Верования в трех взаимодействующих богов или одного триединого бога — элемент многих религиозных доктрин.

Вот, что можно прочитать в шумерской поэме «Энума Элиш» (истоки отраженных в ней верований относятся к периоду до VII тысячелетия до н. э., то есть примерно на 2000 лет предшествуют появлению египетской цивилизации) [136, 37]: «...В начале всего царил Хаос, единая водная бездна, в которой свивались три космических чудовища: Апсу, Тиямат и их сын Мумму. Они произвольно порождали и уничтожали чудовищ и демонов.

От них же произошла плеяда богов, которые восстали против Хаоса. Прародители не сумели предотвратить мятеж. Бог Эа уничтожил Апсу и сковал Мумму, а солнечный бог Мардук вышел в бой против дракона Тиамат.

Все боги с надеждой и страхом следили за исходом сражения, обещая Мардуку в случае победы царский венец. Окруженная сонмом демонических существ, Тиамат с диким ревом обрушивается на воина.

Но Мардук хорошо подготовился к схватке. Он опутывает мировое чудовище сетью, а утробу его пронзает вихрем. Дракон в конвульсиях гибнет; сраженные, отступают и другие порождения мрачного Хаоса.

Торжествующий Мардук раздирает тело космического зверя на две части: из верхней делает небо, а из нижней землю.

Решив показать перед богами свою мудрость, он начинает последовательные акты творения. Возникают небесная твердь и атмосферные воды, устанавливаются пути планет и звезд, отделяется ночь ото дня, создаются растения и животные. Боги — покровители стихий — вступают в свои права.

В заключение Мардук хочет, чтобы на земле кто-нибудь трудился ради богов для того, чтобы то могли пребывать в покое. С этой целью он убивает одного из демонов и, смешав с глиной его кровь, создает человека, "чтобы тот трудился, богов освободив"».

Мне приходилось слышать мнение некоторых увлеченных людей, что этот миф описывает космическое столкновение десятой планеты Солнечной системы — Мардук — с небесным телом, осколки которого известны нам сегодня как пояс астероидов между Марсом и Юпитером, в результате чего образовалась и наша Земля. Отсюда слова мифа: «...Мардук раздирает тело космического зверя на две части: из верхней делает небо, а из нижней землю».

И. А. Бунин обратил в поэтическую форму добиблейский миф халдейского, вавилонско-арамейского происхождения о всемирном потопе [88]:

 

Когда ковчег был кончен и наполнен

И я, царь Касисадра, Ксисутрос,

Зарыл в Сиппаре хартии закона,

Раздался с неба голос: «На закате

На землю хлынет ливень. Затвори

В ковчеге дверь». И вот настало время

Войти в ковчег. Со страхом ждал я ночи,

И в страхе затворил я дверь ковчега

И в страхе поручил свою судьбу

Бусуркургалу, кормчему. А утром

Поднялся вихрь — и тучи охватили

Из края в край всю землю. Роману

Гремел среди небес. Нэбо и Сарру

Согласно надвигались по долинам

И по горам. Нергал дал волю ветру.

Нинип наполнил реки, и несли

Смерть и погибель Гении. До неба

Достигли воды. Свет потух во мраке,

И брат не видел брата. Сами боги

К вершинам Анну в страхе поднялись

И на престолах плакали, и с ними

Истара горько плакала. Шесть дней

И семь ночей свирепствовали в мире

Вихрь, ураган и ветер — наконец,

С рассветом дня, смирились.

Воды пали, И ливень стих. Я плакал о погибших,

Носясь по воле волн, - и предо мной

Как бревна, трупы плавали. Я плакал,

Открыв окно и увидавши солнце.

 

Создается впечатление, что существовало взаимодействие между жрецами различных цивилизаций мира, определившее религиозное мышление контактирующих этнических систем. В этом несложном, почти очевидном утверждении истинного больше, чем может показаться на первый взгляд.

История религий позволяет проследить корни многих религиозных явлений с момента их зарождения. Подробно изучены события, связанные с возникновением буддизма, ветхозаветной религии, христианства, ислама.

Поскольку мы исследуем пути распространения знаний, происходящих от египетских жрецов, остановимся именно на истории зарождения ветхозаветной религии.

Происходило это во II тысячелетии до н. э., в астрологическую эру Овна (напоминаю, цикл астрологических эр составляет 2160 лет) [36]: «Брожение умов и духовные поиски, породили надежды и пророчества о приходе Мессии-Избавителя (причем, в истоках своих в двух образах: один был могущественным земным царем, другой — Агнцем Божиим, принимавшим на себя грехи мира), которые нашли, взяв лучшее, что было в Вавилоне и Египте, Иране и Греции, свое завершение в ветхозаветной религии. Ветхий Завет был началом великого религиозного пути....Отказ от богов-героев в пользу единобожия, вера в спасение души, признание творения и вместе с тем реальности, ценности мира, возможности общения человека с Богом и многое другое отличало новую систему верований от существовавших в то время религий, вообще, религиозно-мировоззренческих традиций».

Рождение ветхозаветной религии дало импульс фундаментальному переосмыслению людьми всей системы их представлений о мироздании, стало источником идей и вдохновения для иудаизма, христианства и ислама, привело к отрицанию человечеством язычества.

Ветхий Завет начинается Пятикнижием Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

О Моисее в Библии сказано:

«Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени.

Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца.

Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки.

А сестра его стала в дали наблюдать, что с ним будет.

И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее.

Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из еврейских детей.

И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца?

Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла, и привела мать младенца.

Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.

И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исход, гл. 2, 1—10).

Мы не будем комментировать Библию, а прочитаем выдержку их египетской «Книги мертвых», которая является текстом обращения к царю загробного мира — богу Осирису. Этот текст умерший должен произнести в оправдание своих грехов [37]: «Я не делал зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного, имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого перед богами. Я не угнетал раба перед лицом господина. Я не был причиною недуга. Я не был причиною слез, не убивал, не приказывал убивать. Я не кому не причинял страданий, не истощал припасов в храмах. Я не портил хлеба....Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее....Я не отнимал молока из уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбищ их....Я не преграждал путь бегущей воде....Я не гасил жертвенного огня в час его...»

Сравните то, что вы прочитали, с библейскими заповедями.

Про Бога единого в трех лицах мы тоже говорить не будем, а про числа, встречающиеся в Священном Писании, поговорить можно.

Начнем с «Откровения Святого Иоанна Богослова», которым завершается Библия. О источнике «Откровения Святого Иоанна Богослова» в Библии сказано: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Гл. 1,1—3).

Следовательно, реально существовавший человек Святой Иоанн Богослов рассказывал не о своих личных пророчествах, а «свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа».

Внимательно читаем: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откровение, гл. 7, 4).

«Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела» (Откровение, гл. 21, 11—17).

Какие цифры встречаются в Библии? Оказывается, из бесконечного ряда натуральных чисел для количественного выражения всего, о чем сказано в Библии, используется лишь их часть. Причем одни и те же числа многократно повторяются в самых разных библейских сюжетах и имеют поддающийся пониманию символический смысл:

а) один есть единство, держава, Божество;

б) два есть союз, единение, свидетельство, брак, например, Христос и Церковь, смерть и жизнь в искуплении, две птицы, два козла, ученики, посланные «по два», две скрижали откровения, два свидетеля;

в) три есть Божество, воскресение, плодородие, сила. Троица: Отец, Сын, Дух, например, человек: дух, душа, тело, три великих праздника, три искушения Иисуса Христа в пустыне, три молитвы, три отречения Петра и три вопроса Христа, троекратное видение Петра;

г) четыре есть мир (космос), земля, универсальность, полнота, испытание, опыт и в то же время недостаточность, например, 4 времени года; 4 страны света: север, восток, юг, запад; 4 стихии: земля, воздух, огонь, вода; 4 реки в саду Едемском, 4 ветра, 4 великих державы: Вавилон, Персия, Греция, Рим; 4 суда, 4 разделения человеческой расы: племена, колена, народы, языки;

д) пять есть разделение, слабость, например, 5 чувств, 5 пальцев, 5 дев мудрых и 5 неразумных, насыщение пяти тысяч хлебами, Давид и пять камней, пять книг Моисеевых;

е) шесть есть число человека, несовершенство, например, создание человека в шестой день; 6 дней труда, 3 лет рабства, 6 лет посева земли, число зверя (Антихриста) 666 как «полнота несовершенства;

ж) семь есть совершенство, покой, исполнение, благословение, сумма 3 + 4 = 7, например, суббота — седьмой день, 7 ангелов, 7 свечей;

з) восемь есть воскресение и новое творение, начало яовой седмицы, первый день, например, очищение прокаженного в восьмой день;

и) девять есть число Духа Святого (3х3), например, девять плодов Духа;

к) десять есть ответственность, слабость, недостаточность (2x5), число мирового завершения, например, 10 казней Египетских, 10 заповедей, 10 талантов, 10 прокаженных, 10 рогов «четвертого зверя»;

л) двенадцать есть теократия, Царство Божие на земле, служение, власть правления, вечное совершенство, 3x4, например, 12 патриархов, 12 колен сынов Израилевых, 12 камней на груди первосвященника, 12 хлебов предложения, 12 источников воды, 12 соглядатаев, 12 камней в Иордане, 12 камней в жертвеннике, 12 медных волов для «литого моря» в Храме, 12-летний отрок Иисус, 12 легионов ангелов, венец из 12 звезд, 12 ворот, 12 ангелов, 12 оснований, имена 12 апостолов, древо, двенадцать раз приносящее плоды, 144 = 12x12;

м) четырнадцать, как 2x7, есть полнота, свидетельство, например, 2x7 посланий Павла;

н) двадцать четыре, как 2x12, например, 24 старца;

о) сорок есть искушение, испытание, например, 40 дней для покаяния, 40-дневный пост, 40 дней между воскресением и вознесением Иисуса Христа;

и) семьдесят есть полнота, ответственность, например, 70 лет Вавилонского плена, отправление семидесяти па проповеди.

Человек, даже впервые познакомившийся с Библией, не может не обратить внимание на глубокий смысл, вложенный в числа. Поэтому этот вопрос постоянно находится в поле зрения специалистов.

Вот что пишет раннесредневековый толкователь текста Библии Рабан Мавр [36, 37]: «Значение чисел не следует ставить низко. Как необходимо их понимание во многих местах Святого Писания, это знает всякий ревностный богослов. Непонимание чисел часто закрывает доступ к уразумению того, что в Писании выражено образно и что заключает в себе тайный смысл, по крайней мере, истинный мыслитель непременно остановит свое внимание, читая, что Моисей, Илия и Сам Христос постились 40 дней.

А без тщательного рассмотрения и разложения этого числа разгадать скрытый смысл никоим образом невозможно. Разгадка же заключается в следующем.

Число 40 содержит в себе 4 раза по 10. Этим указывается на все, что относится к временной жизни. Ибо по числу 4 протекают времена дня и года. Времена дня распадаются на утро, день, вечер и ночь; времена года — на весну, лето, осень и зиму.

И хотя мы живем во временной жизни, но ради вечности, в которой мы хотим жить, мы должны воздерживаться от временных удовольствий и поститься.

Далее, в числе 10 нам можно познать Бога и творения. Троица указывает на творца, семерка — на творение, которое состоит из тела и духа.

В последнем мы опять находим троичность, так как мы должны любить Бога всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением.

В теле же совершенно ясно выступает четыре элемента, из которых оно состоит.

Итак, тем, что указано в числе 10, приглашаемся мы в этой временной жизни — ибо 10 взять по 4 раза — жить целомудренно и воздерживаться от плотских похо-тей, и вот, что значит поститься 40 дней».

Читая эти строки нельзя не поразиться, как изменилось отношение к числам и стоящим за ними закономерностям материального мира у людей, отказавшихся от трепетного, языческого отношения к природе. Если языческие жрецы, ощущая свою связь с мирозданием и стремясь сохранить гармонию природы, тщательно исследовали и фиксировали математические соотношения прекрасного, то для христианина, больше верящего в сказанное в Святом Писании, чем в то, что он сам видит вокруг себя, интерпретация смысла цифр не существенна и становится формальной.

Очевидно, что обсуждая таким же образом «высокий смысл» числа 70 («70 лет Вавилонского плена»), никто из христианских толкователей Библии не вспоминал о том, что перед разливом Нила звезда Сириус на 70 дней заходила за горизонт (оказывалась «плененной») и для египетских жрецов эти дни были священными, ибо за ними следовал восход звезды, разлив великой реки, оживление всей природы, праздник начало египетского года, начало сельскохозяйственных работ.

Библия отразила в себе знания, недоступные «непосвященным».

Мы уже говорили, что структура вещества кристаллов тщательно изучалась египетскими жрецами, а химия буквально была символом Египта. «Непосвященные» лишь краем уха что-то слышавшие о всех этих «высоких материях», тем не менее не могли не использовать казавшиеся им насыщенными мистическим смыслом «сочетания слов».

В Библии сказано: «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, Третье — халкидон, четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сардолик, седьмое — хризолиф, восьмое - виррил, девятое — топаз, десятое — хрисопрас, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист.

А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло» (Откровение, гл. 21, 18—21).

Так и хочется повторить слова Грегуара де Тура, пришедшие к нам из VI века: «Как затуманилась наша мысль! С трудом мы понимаем древних» [100].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.255.175 (0.013 с.)