Быть - значит не быть неадекватно понятым 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быть - значит не быть неадекватно понятым



Мир живой природы богат разнообразием существ, в совокупности реализующих совершенную в своей рациональности программу совместного выживания на Земле и развития. Эта программа пишется и переписывается миллиардами строчек генетической информации в наследственных структурах организмов.

За многие сотни миллионов лет генетически зафиксированные законы взаимоотношения между отдельными особями в непрерывном, все заполняющем, накрывающем планету биологическом океане в высочайшей степени гармонизировались.

Любая частица, любой элемент глобальной биологической системы - от вируса и отдельной клетки до популяций и макросообществ животных и растений, проявляя активность, борясь за право остаться в этом мире, диктуя свое «Я» окружению, одновременно обслуживает жизнь на всех уровнях организации живой материи.

Простой пример - муравьи. Несчетное количество муравьев трудится неустанно, выполняя работу, необходимую большим природным системам.

А муравейник не только дом для муравьев, но и общественный инкубатор, где проходит начальная фаза жизни некоторых насекомых, в том числе жука-бронзовки и голубой бабочки.

И если будущие жуки с самого юного возраста приносят муравьям пользу - очищают муравейник от древесной гнили (то есть муравейник еще и «пастбище» микроорганизмов, которыми питаются жуки), то голубая бабочка живет за счет муравьев. Для бабочки пребывание на определенной стадии развития в муравейнике не случайность и не один из способов переждать зиму, а неотъемлемый этап естественного цикла жизни. Если из какой-то местности по каким-то причинам уходят муравьи, то уже следующим летом невозможно увидеть ни одной прекрасной, порхающей и опыляющей цветы бабочки. И, что удивительно, муравьи сами втаскивают личинки голубой бабочки в муравейник, принимая их за свои яйца [92, 93].

Если бы природе, биосистеме и самим муравьям не была бы полезна такая продолжающаяся миллионы лет муравьиная глупость, то несчастные маленькие труженики рано или поздно прозрели, и бабочкам пришлось бы самим заботиться о своем потомстве.

Наверняка мутация не раз давала муравьям шанс обнаружить навязанный им природой подвох, но восстановление справедливости приводило к гибели бабочек, цветов, птиц, травы, жучков, паучков, червячков, микроорганизмов и в конечном счете самих муравьев. Выживали лишь муравьи с «плохим зрением», и вселенская гармония восстанавливалась.

Известно множество примеров, доказывающих, что сохранить себя могут только максимально приспособившееся субъекты борьбы за существование [6, 92, 93]:

а) яйца кулика-сороки, зуйка и других птиц сходны по окраске и форме с галькой; некоторые жукидолгоносики и гусеницы бабочек-парусников, имеющие тёмную окраску в сочетании с белой, напоминают помёт птиц; рыбы морской конек и морская игла имитируют водоросли; многие змеи в тропических лесах неотличимы от лиан; бабочка-лунка серебристая напоминает часть отломанной ветки, при этом овальное охряное пятно на слегка вогнутых концах крыльев воспроизводит вид обнаженной древесины;

б) ловчие аппараты насекомоядных растений часто напоминают яркие цветки других растений и привлекают этим насекомых, которые погибают в ловушках; цветки орхидей бывают похожи на самок насекомых определенных видов и привлекают самцов для опыления;

в) южноамериканские бабочки-белянки подражают несъедобным ярко-окрашенным бабочкам семейства геликонид, обладающим неприятным запахом и вкусом; бабочки-стеклянницы, многие виды мух журчалок имитируют пчел, шмелей, ос, имеющих жало;

г) некоторые насекомые вырабатывают яд, делающий их несъедобными, и имеют яркую окраску, чтобы их не перепутали с кем-нибудь;

д) бабочки, похожие на сухие листья, совершают круговые движения наподобие падающих листьев; гусеницы бабочек-пядениц, похожие на ветки растений, неподвижны днем и активны ночью; мухижурчалки машут передними ногами, воспроизводя движения усиков у перепончатокрылых, и, подобно последним, жужжат; и т. д.

И все же природа это не пьедестал для чемпионов по силе, быстроте, отважности, терпеливости, выносливости или победителей конкурса перевоплощения и актерского мастерства, в совершенстве овладевших искусством подражать, сливаться с фоном, оставаться незамеченным или умеющим, обращая на себя внимание, выдавать себя за другого.

Жизнь сложнее представлений о ней как о стихии всеобщей борьбы безжалостных соперников. Выживает и развивается в соответствии с предоставляемыми планетой и окружающим космическим пространством возможностями биосистема Земли в целом. А ее отдельные составные части, элементы каждый на своем уровне организации жизни лишь обеспечивают «фактуру», «полифонию», содержательное богатство жизни.

Организмы - элементарные частицы глобального биологического континуума, свободно размножаясь в количествах, превышающих, кажется, всякую необходимость, повторяясь в соответствии с законами наследования признаков родителей и изменяясь вследствие мутации, становятся податливым материалом в руках судьбы, апробирующей бесконечное множество вариантов использования ресурсов планеты для наращивания биологической массы и усложнения жизни.

Отдельные представители фауны и флоры борются за свое личное выживание, но биологическая система, в которую они включены и принадлежность к которой пронизывает все их существо, начиная с атомарно-молекулярного уровня, заставляет их своим рождением, жизнью и даже смертью служить глобальным системным интересам.

Жизнь уже реализовала себя в таком огромном разнообразии форм, соперничество во всех средах и условиях существования настолько высоко, организмы зависимы друг от друга настолько, что у любого элемента системы нет шансов, оптимизируя себя, противостоять тенденциям, оптимизирующим систему в целом.

Способы размножения и сохранения потомства, маршруты передвижения, перелета, преодоления водных пространств, цепи питания, алгоритмы поведения, рефлексы - словом, все составляющие жизнедеятельности обеспечивают накопление и передачу необходимых биосистеме энергии, информации, веществ, органических соединений, регулируют химический состав и другие параметры насыщенных жизнью сред в масштабах всей планеты.

При возникновении общесистемных опасностей элементы системы отказываются от отстаивания своих личных интересов во имя общего выживания. Так, хищник и его потенциальные жертвы мирно пьют воду из одного источника во время засухи.

Но и занимать свою естественную экологическую нишу непросто. На каждое предоставляемое судьбой место в биосистеме претендуют и стремятся занять его, выдержав конкуренцию, несколько, иногда сотни почти ничем не отличающихся друг от друга собратьев.

Большинство из них появляются на свет только для того, чтобы быть съеденными (что, впрочем, является необходимым биосистеме вариантом осуществления программы жизни организма), не сдав экзамены на адекватность требованиям реального мира, не пройдя «чистилища» жизни, когда природа решает, кто достоин участвовать в продолжении рода - в воспроизведении потомства.

Выживает тот, кто с наименьшими для системы потерями обеспечивает прохождение через себя необходимых окружению «токов» жизни, чья генетически обусловленная программа существования согласуется с аналогичными программами окружающей живой материи и чей генофонд биосистеме важно сохранить.

Какая интересная аналогия с религиозными представлениями: жизнь с ее борьбой за существование - это «чистилище»; смерть - «ад» (действительно, большинство живых существ в природе умирают насильственной смертью); акт передачи генов, рождение потомства - «рай» (воистину рай!). И при этом с помощью «чистилища», «ада» и «рая» бог-природа ведет борьбу за сохранение аналога «души» - за передачу новым поколениям драгоценных сочетаний генов организмов, продемонстрировавших свое соответствие неисчерпаемому многообразию требований, предъявляемых материальным миром к живому. Правда, большинство носителей идеальных комбинаций генов обречены после «рая» еще и на «ад». Хищники съедают родителей благородных семейств с не меньшим аппетитом, чем, например, отторгнутых соплеменниками альбиносов.

Очевидно и дальнейшее развитие аналогии. Если высококачественный набор генов есть как бы душа животного, то передача этой души вновь рождающемуся организму - это «реинкарнация». И без понятия «карма» тогда не обойтись.

Карма - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют условия его нового рождения (таких рождений, согласно индуизму, буддизму, джейнизму, должно происходить множество) и характер дальнейшего существования [6]. Наследование записанной в виде генетической информации истории миллионов предшествующих жизней предков какого-нибудь породистого пса, дремлющего после сытного обеда на коврике у камина рядом с креслом своего богатого хозяина где-нибудь в старинном замке - разве может быть лучшая иллюстрация влияния предначертаний судьбы на жизнь родившихся в подлунном мире.

Появляясь на свет с нужным набором генов, организм приобретает не только важные для жизни качества, вытекающие из них преимущества перед конкурентами и предпосылки для относительно благополучной, лишенной многих потенциально возможных, реальных для соперников неожиданностей. Главное: что бы ни делал этот обладатель счастливой «кармы» - весь искривился и в таком положении замер, имитируя веточку; совершал полет по сложнейшей траектории, повторяя медленное падение листа; раздулся или сжался, чтобы его приняли за муравьиное яйцо, птичий помет или камешек: после удачной охоты «закусывал» кем-нибудь - он обязательно все будет делать органично, естественно, без напряжения, чувствуя себя «как рыба в воде». Его союзником во всем будет сама природа, ибо адекватно понятый окружением, он становится нужным всем - от микроскопического вируса, родившегося, чтобы именно его заразить собой, до огромного хищника, который завершает длинную пищевую цепь и которого самого в конце концов тоже съедят простейшие.

Строя систему аналогий, мы сравнивали природу с Богом, сказав «бог-природа». В переносном смысле такое сравнение выглядит патетическим, но тривиальным. А в буквальном?

Не хочу быть непонятым: я - атеист. Но меня интересует ряд фундаментальных мировоззренческих вопросов, ответы на которые долгое время в течение истории человечества можно было получить, только обратившись к той или иной религиозно-философской системе, и многие из которых до сих пор являются предметом споров естествоиспытателей.

Цель нашей книги - постепенно, шаг за шагом исследовать актуальные в начале XXI века аспекты культуры верований наших предков и попытаться понять объективные и субъективные причины их формирования, развития и влияния на жизнь людей.

Я хочу доказать, что наука, пройдя многовековой путь отрицания религиозного мировоззрения, приближается к тому историческому моменту, когда будет вынуждена признать истинность большинства оспариваемых в настоящее время так называемых ненаучных представлений. Однако, в свою очередь, верования и религиозные институты ожидает необходимость ответных изменений, которые, впрочем, сопровождали их всегда, ибо человек, обладая в отличие от животных сознанием, думал и задавал вопросы, не удовлетворяясь поверхностными и легковесными ответами.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.008 с.)