Специфика налогообложения туристских организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика налогообложения туристских организаций



Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире и в нашей стране в частности, постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику.

Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:

- небольшие стартовые инвестиции;

- растущий спрос на туристические услуги;

- высокий уровень рентабельности;

- минимальный срок окупаемости затрат.

Эффективность туризма складывается из следующих функций:

1)Туризм - источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости населения;

2)Туризм развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления, связь.

3)Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны.

Но любое туристическое предприятие не будет успешно функционировать без знания особенностей управления и организации, учета доходов и расходов предприятия, налогообложения и других бухгалтерских аспектов[6].

Сложность исчисления же налогов в значительной мере связана с порядком ведения бухгалтерского учета в разных отраслях, в том числе в сфере обслуживания. Это обусловлено спецификой порядка признания и оценки финансово-хозяйственной деятельности (выручка от реализации, объем продаж, прибыль) и определения стоимости имущества, т.е. показателей, которые формируют налогооблагаемую базу.

В настоящее время туристские предприятия являются потенциальными плательщиками следующих основных налогов и платежей:

- на прибыль от основной деятельности;

- на прибыль предприятий с иностранными инвестициями;

- на прибыль от посреднической деятельности;

-дополнительные платежи по налогу на прибыль (от прочих видов предпринимательской деятельности);

- на прибыль от видеосалонов, игорного бизнеса;

- на прибыль от киноконцертной деятельности;

- на имущество;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налоги и платежи в дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспорта, налог на приобретение автотранспорта);

- налог на землю;

- налог на загрязнение окружающей среды;

-обязательные платежи (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости);

- сбор на нужды образования;

- налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы;

- налог на операции с ценными бумагами;

- сбор на содержание милиции;

- сбор на рекламу;

- гостиничный сбор;

-сбор за пересечение границы;

- аэропортные сборы;

-сборы за получение лицензий, сертификата, знака соответствия, регистрационные сборы и пошлины;

- сбор на благоустройство;

- сбор на строительство объектов в курортной зоне;

- сбор за право торговли подакцизными товарами;

- сбор за право проката фильмов и др.

Естественно, не каждое туристское предприятие оплачивает все вышеперечисленные налоги, сборы и платежи, но все они являются плательщиками самых «тяжелых» налогов: НДС, на прибыль, имущество, дорожные фонды и т. д.

Специфика оплаты налогов, обязательных платежей и сборов туристскими организациями определяется не только действующими нормативно-правовыми актами. Здесь следует также учитывать:

- виды предоставляемых услуг;

- схему работы туристской организации;

- численность персонала фирмы и принадлежность ее к сфере малого предпринимательства;

- организационно-правовую форму;

- социальный статус наемных работников;

- систему бухгалтерского учета и отчетности;

- другие факторы.

Технология предоставления туристских услуг включает в себя:

- Предложение туристу или группе туристов определенного набора туристско-экскурсионных услуг;

- получение от клиентов денежных средств за путевку (тур);

- перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание и т. д. раздельно или в целом за так называемый «пакет» услуг.

Совокупность указанных действий можно квалифицировать по-разному, в зависимости от предмета (содержания) договора между:

- туристской фирмой и туристом;

-туристской фирмой и другими контактирующими с ней организациями.

Договорные отношения туриста и туристской фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер «продукта», приобретаемого у туристской фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения в определенное время, в определенном месте услуг непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с «его» туристской фирмой (например, гарантия проживания в отеле определенного класса, двухразового питания, трансфера, экскурсионного обслуживания в соответствии с программой и т. д.). В частности, имеется в виду и приобретение гарантий оказания определенных видов услуг и самой туристской фирмой непосредственно «своему» туристу (например, сопровождение по маршруту, встреча представителями фирмы в промежуточных пунктах маршрута и т. д.). Как правило, приобретаемая туристом совокупность этих прав (гарантий) оформляется «его» туристской фирмой в виде путевки. Таким образом, путевка является конечным «продуктом» деятельности туристской фирмы и соответственно предметом ее реализации.

Туристская путевка согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.

Поскольку предметом договора туристской фирмы с туристом является именно приобретение последним прав (гарантий), оформленных, как правило, в виде путевки, то соответственно и оборот по реализации «продукции» у туристской фирмы образуется в том отчетном периоде, когда произошла продажа, а не тогда, когда турист осуществит поездку по этой путевке [1].

Налогообложение в гостинице

В сфере гостиничного бизнеса в отличие от многих других сфер человеческой деятельности тесно переплетаются функции создания и реализации услуг, смыкаясь в единый производственный процесс. По сравнению, например, с промышленными предприятиями, в сфере услуг, как правило, отсутствуют внешние посредники по реализации ее товара. Услуги доводятся до потребителей преимущественно в индивидуальном порядке.

Сложность исчисления налогов в значительной мере связана с наличием множества услуг, а также с порядком ведения бухгалтерского учета в разных отраслях, в том числе в сфере обслуживания.

Предприятия гостиничного типа стремятся оптимизировать применяемые системы налогообложения, но следует учитывать то, что налоговая база предприятий гостиничного типа является специфическим объектом налогообложения:

-определение налоговых обязательств в отличие от других видов финансовых обязательств предполагает многоступенчатую и сложную систему учета и расчета налоговой базы;

-для предприятий гостиничного типа существуют определенные особенности формирования налоговых баз и важно учесть влияние этих особенностей.

Это определяет важность задач выявления особенностей, присущих налоговым обязательствам предприятий гостиничного типа, и разработки методики планирования налогового аудита применительно к предприятиям гостиничного типа.

Одной из насущных проблем налогообложения предприятий гостиничного типа является то, что:

-налоговые обязательства являются неотъемлемым элементом бухгалтерской отчетности - налоговые обязательства являются составной частью пассивов бухгалтерского баланса и их возможное искажение влияет на оценку достоверности пассива, а, следовательно, и всей финансовой отчетности в целом;

-неправильное исчисление налогов влияет на формирование доходов, а, следовательно, и на финансовый результат деятельности предприятия гостиничного типа;

-неточный перечень возможностей возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных при приобретении товарно-материальных ценностей или услуг, влияет на правильность формирования их первоначальной стоимости в бухгалтерском учете;

-сумма налога на прибыль, отражаемая в отчете о прибылях и убытках, влияет на формирование такого важного показателя, как «нераспределенная прибыль». Неправильное определение суммы налога на прибыль искажает величину нераспределенной прибыли и производные показатели.

Объектами налогообложения предприятий гостиничного типа являются: прибыль; стоимость предоставления гостиничных услуг; имущество гостиничного комплекса, его передача; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.

Разноплановый набор предоставляемых услуг значительно усложняет формирование налоговых баз и ведение налогового учета на предприятиях гостиничного типа. Поэтому организацию гостиничного комплекса необходимо представить в виде ряда юридических лиц, каждый из которых осуществляет определенный вид деятельности (например, торговля, общественное питание, химчистка и т.д.). При этом значительно проще и правильнее организовать в них бухгалтерский и налоговый учет.

Функционирование гостиничной отрасли требует создания соответствующей системы управления налогами. Специфика такой системы заключается в том, что она распространена на гостиничные объекты с разными организационно-правовыми формами и разными формами собственности.

Организации гостиничного типа, базирующиеся на основе частной собственности, имеют ряд преимуществ. Они обеспечивают: более быструю реакцию на изменение рынка гостиничных услуг; большую оперативность принятия управленческих решений в сфере гостиничного бизнеса, более широкие возможности структурной перестройки организации. Однако частные организации гостиничного хозяйства имеют и ряд недостатков, которые связаны с невозможностью привлечения значительных средств для проведения крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством новых гостиничных комплексов.

Государственная собственность достаточно распространена в исследуемой сфере услуг. Для предприятий гостиничного типа, созданных на основе государственной собственности, характерны более капиталоемкие технологии, в структуре основных производственных фондов большую часть, чем у частных организаций, занимают пассивные основные фонды. В государственных предприятиях могут устанавливаться более низкие цены на гостиничные услуги, хотя издержки на их осуществление, как показало проведенное исследование, достаточно высоки. Все отмеченное оказывает влияние на существующие подходы к налогообложению предприятий гостиничного типа.

Несмотря на отдельные преимущества государственных предприятий гостиничного типа, сегодня именно малые гостиницы имеют тенденцию гибко и быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру российского туристского рынка, экономически выгодны и быстро окупаются. Упрощенная система налогообложения позволяет более точно исчислять налогооблагаемые базы и более точно производить расчет налоговой нагрузки [10].

Перечень налогов, уплачиваемых гостиницей:

1. Налог на прибыль - прямой, федеральный налог, введен с 01.01.1992. С 01.01.02 взимается по гл. 25 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная гостиницей: полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по разным ставкам определяется отдельно с учетом доходов в натуральной форме. Для определения налоговой базы применяются рыночные цены на момент операции без включения в них НДС и акциза. При определении налоговой базы, налогооблагаемая прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае убытка (в отчетном налоговом периоде) налоговая база = 0

К доходам в целях 25 гл. НК относятся: доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав; внереализационные доходы.

Расходы - обоснованные, документально подтвержденные затраты, осуществленные гостиницей с оценкой в денежной форме. А также расходы, связанные с производством и реализацией: выполнение работ, услуг; на содержание, эксплуатацию, ремонт основных средств и иного имущества; на обязательное и добровольное страхование и прочее; расходы, связанные с производством и реализацией: материальные расходы, на оплату труда; сумму начисленной амортизации.

При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на банковский счет или в кассу, день поступления имущества.

Основная ставка по налогу на прибыль - 20%, при этом 2 % - в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год. По итогам каждого налогового периода исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания расчетного.

2.Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества устанавливается Инструкцией ГНС «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа).

Налоговая ставка - не выше 2,2%

3. НДС - федеральный налог, с 01.01.2001 взимается по гл. 21 НК и ФЗ. Организации и предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за 3 предыдущих календарных месяца сумма выручки от реализации без НДС не превышает 1 млн. руб.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1)товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны,

2)работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

3)работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5)работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

8)припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов.

9)выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации

10)построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

1) различных продовольственных товаров:

2)товаров для детей:

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

4)медицинских товаров отечественного и зарубежного производства

В остальных случаях - по ставке 18% [5].

Плательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, выставляя счет-фактуру не позже 5 дней со дня договора. В расчетных первичных документах сумма НДС выделяется отдельной строкой. Если налог не платится, в документе обязателен штамп «без налога (НДС)»

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации, не позже 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется одновременно с оплатой (также).

4.Налог на землю - местный налог, устанавливаемый НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимый в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательный к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований [3].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.04 с.)