Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая деятельность. «А-1, В-2»

Поиск

Для развлечения и для того, чтобы проиллюстрировать способность мозга быстро переходить от одной идеи к другой, выполните упраж­нение «А-1, В-2». Тип. Активатор.

Назначение. Растормошить участников семинара и проиллюстриро­вать способность мозга легко переключаться с одного задания на другое. Необходимое оборудование. Не требуется. Подготовка. Не требуется. Время. 5 минут.

Комментарий. Когда мы одновременно делаем несколько дел, мы бы­стро переключаемся с одного на другое. Иногда это необходимо. Ко­гда мы что-то слушаем, наш мозг иногда «вставляет» отвлекающие мысли. Например, в разгар какого-нибудь собрания наш мозг может напомнить нам о том, что по дороге домой нужно не забыть купить хлеб. До тех пор, пока мы в состоянии вернуться к тому, чем мы зани­мались, это не создает проблем.

Когда мы «сидим в третьем ряду», нам нужно, чтобы наш мозг по­стоянно переключался с одного на другое. Мы должны обращать вни­мание на то, что говорит оратор, на то, что говорим мы сами, на воз действие наших слов на успешность взаимных контактов и на наше эмоциональное состояние. И все это в одно и то же время.

Полезным упражнением, призванным помочь нашему мозгу быстро переключаться с одного предмета на другой, -- этот процесс называется мультитрекингом — является упражнение, известное под названием «А-1, В-2». Это упражнение было создано м тому назад Эллис Гаше, преподавателем Лондонской Королевской академии драматического искусства, У нее было немало талантливых учеников, в числе которых и Лоуренс Оливье, так что вы будете в прекрасной компании.

Инструкции. Попросите участников семинара встать. Скажите, что для выполнения этого упражнения им нужно только знать англий­ский алфавит и уметь считать по-английски до двадцати шести.

Скажите участникам семинара, что они будут одновременно и счи­тать, и называть буквы. Приведите пример, продекламировав: «А-1, В-2, С-3, О-4, Е-5 и т. д.». Затем упражнение выполняют медленно все вместе. Если группа затрудняется, выполняйте упражнение вместе с ней или помогите ей. После того как группа один или два раза дой­дет до «2-26», попросите желающих выполнить его самостоятельно.

Если вы или кто-либо из участников семинара выполняете это уп­ражнение быстро, его можно усложнить. Продемонстрируйте это сами (или попросите кого-либо из членов группы, кто быстро справляется с основным вариантом), добавив третий элемент или изменив порядок.

Ниже приводятся усложненные версии упражнения «А-1, В-2».

• Введение еще одного известного элемента. Таким элементом мо­
жет быть все что угодно, важно лишь, чтобы все знали это наизусть.
Прекрасно подходят для этого слова детских песенок. Например,
упражнение «А-1, В-2» можно сочетать с песенкой «У Мэри была
маленькая овечка»: «А-1-У, В-2-Мэри, С-3-была, В-4-маленькая,
Е-5-овечка...»

• Упражнение можно выполнять и обратном порядке: «Z-26, У-25,
Х-24, W-23...»

• Можно «читать» алфавит с обоих концов: «А-2, В-У, С-Х., D-W, Е-V... >>
Дебрифинг. Чем больше вы тренируетесь и чем чаше сами выполняете упражнение «А-1, В-2», тем оно полезнее. Тренируйтесь, когда ведете машину, когда ваш компьютер выходит на режим или в любую
свободную минуту. Для преподавателя или фасилитатора это прекрасный способ «разогреть мозг» перед началом занятий. Упражнение и расслабляет, и стимулирует и может быть весьма полезным пе­ред стрессовой ситуацией. Настройте свою группу на использование этого упражнения как средства «разогревания» мозга и как способа релаксации. Попросите участников семинара, дети которых учатся в начальной школе, предложить им выполнить его. Обычно дети справ­ляются с ним очень быстро.

Объясните, что упражнение «А-1, В-2» может помочь нам таким образом затормозить наши мыслительные процессы, что не последует автоматической реакции.

Комментарий. Второй способ затормозить мыслительные процессы
заключается в том, чтобы научиться внимательно слушать. Иногда
мы склонны слушать «быстрее», чем наш собеседник думает. Когда
такое происходит, мы обычно реагируем на то, что он, как нам кажет­
ся, собирается сказать.»

«Собеседник сказал "А", и я автоматически сказал "В"», — такова обычная ситуация. Как часто люди говорят «я был зол», чтобы объяс­нить свое поведение, о котором они впоследствии жалели? Дискуссия. Попросите участников семинара сказать, что помогает им слышать то, что им говорят.

Запишите их слова на лекционном плакате и повесьте его. Тща­тельно составленный перечень «способов слушания» всегда включа­ет—в том или ином виде — следующие пункты.

• Повторите услышанное, чтобы убедиться в том, что вы услышали
правильно.

• Сконцентрируйте внимание на содержании того, что говорят, а не
на самом говорящем или на его ораторской манере.

• Делайте записи.

 

• Сосредоточьтесь на том, что наиболее интересно или важно для вас.

• «Прислушивайтесь» или присматривайтесь к эмоциям, которые
проявились прежде, чем были произнесены слова.

• Будьте открыты для новых идей — слушайте, когда говорят о том,
о чем вы раньше не думали.

После того как перечень способов составлен, дополните его спосо­бами из вашего собственного списка, которые вы считаете полезны­ми. Вкратце повторите перечень и в случае необходимости обрати­тесь за разъяснениями к участникам семинара.

 

Групповая деятельность» «Учимся слушать собеседника»

Тип. Приобретение навыков и обратная связь. Цель. Многие конфликты на работе возникают из-за неправильного понимания того, что было сказано. Это упражнение поможет участ­никам семинара обращать внимание не только на слова, по и на их смысл, на контекст и эмоции.

Необходимое оборудование. Приложение 2.3.20 «Учимся слушать собеседника: страница для комментариев слушателя»; приложение 2.3.21 «Учимся слушать собеседника».

Подготовка. Приготовьте копии приложения 2.3.20 и приложения 2.3,21. Продолжительность. 25 минут.

Инструкция. Разделите участников семинара на подгруппы по три человека в каждой.

Каждый получит возможность коротко рассказать о том времени, когда из-за конфликта он оказался в состоянии фрустрации. После этого другой член подгруппы перескажет эту историю, максимально воспроизводя лексику, интонации и эмоции «первоисточника». По­сле того как пересказ будет закончен, «первоисточник» оценит, на­сколько хорошо была пересказана его история. Наконец, третий член подгруппы обеспечит и рассказчика, и пересказчика обратной связью относительно того, насколько хорошо они умеют слушать и насколь­ко хорошо владеют навыками обратной связи.

Ниже описан простой способ объяснения этого упражнения. Вы мо­жете использовать реальную подгруппу участников своего семинара. «Раим, Хоуп и Сьюзен — члены одной подгруппы. Первым рас­сказчиком будет Раим. Он сам решит, кто станет слушателем его ис­тории. Предположим, он выбирает Сьюзен. Раим будет рассказывать свою историю Сьюзен. Когда он закончит свой рассказ, она переска­жет ему его историю, по возможности используя его лексику, интона­ции и эмоции. Когда Сьюзен закончит пересказ, Раим выскажет свое отношение к нему. И наконец, Хоун оценит и пересказ Сьюзен, и ре­акцию на него Раима. Возможно, Хоуп полезно использовать "Стра­ницу для комментариев слушателя".

Затем наступает очередь другого члена подгруппы рассказывать свою историю и так далее, до тех нор, пока каждый не побывает в ро­ли рассказчика, не выслушает пересказа своей истории и не получит обратной связи».

Иногда бывает полезно попросить кого-нибудь помочь вам проде­монстрировать весь процесс: рассказ короткой истории, ее пересказ и комментарии.

Дебрифинг. Когда упражнение б^дет выполнено, проведите дискус­сии) для всех подгрупп. На тот случай, если понадобятся наводящие вопросы, ниже приводится их перечень. • Что вы узнали о слушании?» Что сработало?» Что не сработало?

Подчеркните, что «слышать» — не значит слушать только слова. Скажите участникам семинара, что желающие познакомиться с дру­гими способами научиться лучше слышать собеседника могут вос­пользоваться приложением 2.3.21.

Выбор слов

Все мы знаем, какой вред может причинить необдуманно сказанное слово. Скажите участникам семинара, что во время конфликта мы можем также замедлить свои мыслительные процессы, для того чтобы точнее отбирать слова, которые произносим. Второй хороший способ заключается в том, чтобы, не будучи разгоряченным ссорой, потра­тить немного времени и подумать о том, как мы обычно говорим. Сле­дующее упражнение поможет участникам семинара находить слова, употребление которых вряд ли сможет оскорбить другого участника конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.007 с.)