Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продолжительность. 15 минут.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Комментарий. Это упражнение — своего рода пьеса, предназначенная для того, чтобы показать участникам вашего семинара наиболее типичный подход к посредничеству. Она должна восприниматься беззаботно, чтобы вы могли начать день в хорошем расположении духа и настроиться на творческую работу. Перед началом представления пьесы «Брат, сестра и один апельсин» объясните группе, что вы не собираетесь играть роль, аналогичную роли матери в истории «Две сестры, один апельсин» (модуль 1). Вы будете выступать в роли посредника, иными словами, будете таким образом облегчать общение между двумя людьми, для того чтобы они смогли найти собственное решение. Хотя решение, принятое матерью, и было хорошим, посредник работает наилучшим образом, если помогает людям самим найти собственное решение. Иногда такой подход «срабатывает», а иногда — нет. Продемонстрируйте группе процесс посредничества, показав ей инсценировку приложения 2.3.3 («Брат, сестра и один апельсин», вариант первый). Решение проблемы: сценарий для посредника. Дискуссия. По окончании демонстрации поблагодарите исполнителей ролей Джерри и Сэнди и позвольте им вернуться на свои места. Объясните, что следующие стадии процесса посредничества часто включают написание соглашения, которое подписывают обе стороны: «В конце концов брат и сестра пришли к соглашению по поводу апельсина, которое устраивает их обоих. Могли ли мы поговорить и о других проблемах, кроме "проблемы апельсина"?» Некоторые группы отвечают на этот вопрос, некоторые — нет. Если у вашей группы есть ответы, запишите их по мере поступления на лекционном плакате. Если нет, скажите, что, помимо «проблемы апельсина», в ходе беседы всплыли и другие проблемы. • Один обзывает другого. • Джерри всегда выступает первым. • Похоже, что Джерри не всегда ценит то, что Сэнди печет. • Сэнди кричит и перебивает. • Сэнди говорит, что Джерри игнорирует ее нужды. • Сэнди очень гордится своими кексами. • Однажды Джерри признал, что Сэнди печет «потрясающие кексы». • Джерри и Сэнди имеют несколько отличные друг от друга ценности. Объясните, что некоторые из этих обстоятельств или все могут способствовать достижению братом и сестрой соглашения но «проблеме апельсина», но могут и помешать ему. Посредники должны решить, на каких аспектах им следует сосредоточиться.
Приложение 2.3.2 СОХРАНЕНИЕ НЕЙТРАЛИТЕТА Иногда нас просят помочь людям, оказавшимся в конфликтной ситуации. Нас могут попросить принять чью-либо сторону или, сохраняя нейтралитет, помочь уладить недоразумение. Способны ли мы на самом деле сохранять нейтралитет? Для большинства из нас слово «нейтралитет» означает «не становиться ни на чью сторону». И мы можем вести себя именнотак. Мы не перестанем верить в то, во что верим, и у нас может сложиться собственное мнение о том, кто прав в данном конфликте, а кто — виноват. Решив не становиться ни на чью сторону, мы внешне сохраняем нейтралитет, но это не мешает нам иметь собственные убеждения и точки зрения. Иными словами, речь идет о «видимости» нейтралитета, т.е. о том, что мы только кажемся нейтральными. «Видимость» нейтралитета обеспечивается тем, что посредник не высказываетсвоих суждений, гарантирует всем участникам конфликта безопасность и возможность быть услышанными. Чтобы сохранять «внешний» нейтралитет, нужно тщательно выбирать слова: они не должны поддерживать ни одну из сторон. Поддержание «внешнего» нейтралитета может также включать и сохранение конфиденциальности: нельзя говорить одному то, что другой сообщил вам на условиях конфиденциальности. В сохранении видимости нейтралитета нет ничего бесчестного. Помогая людям,у которых возникли трудности, вы не перестаете оставаться самими собой. Однако вам нужно вести себя так, чтобы люди были уверены: вы будете настолько беспристрастны, насколько это возможно. Один способ быть уверенным в том, что в глазах тех, кому вы помогаете, вы выглядите нейтральным, заключается в том, чтобы соответствовать представлениям этих людей. Когда люди обращаются к вам за помощью и просят вас выступить в качестве нейтрального посредника, поинтересуйтесь, совпадают ли ваши представления о том, что значит «быть нейтральным». Когда все согласны с тем, что значит«быть нейтральным», вам будет более понятно, как вы можете помочь. Ниже приводятся вопросы, над которыми стоит задуматься, когда ищешь собственный ответ на вопрос: «Что значит быть нейтральным?» • Какие из моих точек зрения могут затруднить сохранение моего «внешнего» нейтралитета? о Известно ли мне нечто такое о людях или о ситуации, что затруднит мой контроль над собственными реакциями? о Знаю ли я свои уязвимые места, которые могут заставить меня реагировать эмоционально? о Есть ли у меня какие-нибудь предвзятые идеи относительно тех людей, которые попросили меня помочь им? о Есть ли у меня какие-нибудь предвзятые идеи относительно той ситуации, в которой потребовалась моя помощь? • Какие мои связи,титулы или служебное положение могут'помешать мне выглядеть нейтральным, сможет ли кто-нибудь обвинить меня в том, что я переживаю конфликт интересов? о Вовлечен ли в конфликт мой близкий родственник или друг? о Помешают ли мне мое служебное положение или должность выглядеть нейтральным? о Помешает ли мне принадлежность ктой или иной группе выглядеть нейтральным? о Как мне следует поступить с этими связями или должностями, чтобы все чувствовали: несмотря на них, я могу помочь? • Есть ли какие-нибудь секреты, которые я не готов хранить? о Что если кто-нибудь признается мне в совершении преступления? о Что если кто-нибудь станет угрожать мне? о Что если кто-то причинил ущерб политике, которую проводит компания? • Существует ли такой человек или такая группа, которые, по-моему, всегда нужда о Испытываю ли я потребность защищать неудачника? о Есть ли у меня потребность защищать политику компании? • Если конфликтующие стороны предложат план, который я считаю неверным или о Если я сочту, что план не «сработает» или долго не просуществует, должен ли я сказать об этом? о Если я чувствую, что план несправедлив по отношению к одной из сторон, должен ли я сказать об этом? о Если план предполагает совершение опасных или криминальных действий, должен ли я попытаться предотвратить его реализацию? о Должен ли план вписываться в политику, проводимую компанией? • Должен ли я ответить людям на эти вопросы, прежде чем помогать им? На все эти вопросы нет ни верных, ни неверных ответов. Речь идет лишь о том, что чем больше вы узнаете о самом себе и о своих точках зрения до того, как решите «выглядеть» нейтральным, тем лучше.
Приложение 2.3.3 БРАТ, СЕСТРА И ОДИН АПЕЛЬСИН (ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ): СЦЕНАРИЙ ПОСРЕДНИЧЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ Посредник Действующие лица Тони — посредник; Джерри — брат; Сэнди — сестра Сиблинги Поставьте стол и три стула. Стулья, предназначенные для брата и сестры, должны стоять по разные стороны стола, напротив друг друга. Место Тони — между ними. Когда брат и сестра входят,Тони приветствует их и предлагает сесть. Тони садится послето-го, как сядут брат и сестра. Тони. Насколько мне известно, у вас возникла какая-то проблема из-за апельсина? Джерри. Конечно! Эта соплячка знает, что мне нужен апельсин, и... Сэнди (перебивает). Как это похоже на Джерри! Всегда думает только о том, что нужно ему... Тони (перебивает). Не спеши, Сэнди. И ты тоже, Джерри. Сначала я расскажу вам о том, чем нам предстоит заниматься. Самое важное, что нужно знать вам обоим, — я здесь не для того, чтобы принимать за вас какие бы то ни было решения. Сейчас у вас есть возможность сесть, вместе обсудить свою проблему и найти решение, которое устроит вас обоих. Как вы к этому относитесь? Джерри. У меня уже есть решение. И очень простое. Тони. В данный момент мне нужно знать, готовы ли вы оба работать над решением этой проблемы, У тебя будет возможность высказаться, Джерри. А сейчас скажите, готовы ли вы обсуждать свою проблему? Джерри. Конечно. Я останусь, если Сэнди останется. Тони. Сэнди? Сэнди. Я останусь. Но пусть Джерри перестанет обзываться. Тони. Отлично. Почему бы нам не сделать теперь это основным правилом нашей встречи: «Не обзывать друг друга»? Джерри и Сэнди соглашаются и кивают головами. Тони. Теперь я расскажу вам о том, как мы будем работать. Все, что вы расскажете мне, останется между нами. Если вы не захотите, никто неузнает, о чем мы здесь беседовали. Возможно, я буду делать кое-какие записи, чтобы не упустить ничего из виду, но перед уходом я при вас разорву их. Я не буду становиться ни на чью сторону. Я здесь для того, чтобы каждый из вас имел возможность высказаться и чтобы помочь вам решить вашу проблему. Начнем с того, что каждый из вас расскажет мне о том, в чем на сегодняшний день заключается ваша проблема. Сначала будет говорить один, потом — другой. Прошу вас не перебивать друг друга. Когда один говорит, другой слушает. Если есть нечто такое, что вы обязательно должны сказать, запишите и скажите об этом, когда наступит ваша очередь. После того как вы оба выскажетесь, мы будем задавать вопросы и обсуждать разные точки зрения. Если мы придем «решению, которое устраивает вас обоих, то запишем его и распишемся. Вы согласны? Сэнди и Джерри кивают головами. Тони. Кто хочет высказаться первым? Сэнди. Наверное, Джерри. Он всегда первый. Джерри. Хорошо. Могу. Тони. Ты действительно не против, Сэнди? Сэнди. Да. Джерри. Сэнди считает себя большим начальником или кем-то в этом роде. Я вернулся домой после пробежки и захотел свежего апельсинового сока. В нем много анти-оксидантов и витамина С. После пробежки мне это нужно, но нет! Сэнди нужно печь! Мне жарко и хочется пить, я устал... Я взял апельсин и собрался выйти из комнаты. Больше я ничего не сделал... Сэнди. Я уже собиралась чистить его! Тони (спокойно). Дождись своей очереди, Сэнди. Джерри. Видите?! Так всегда! Она всегда перебивает и вопит! Как бы там ни было, я взял апельсин... Сэнди. Я не перебиваю и не воплю! Тони (по-прежнему спокойно, но более твердо). Сэнди, Пусть Джерри договорит. Чтобы ничего не забыть, запиши все, что хочешь сказать. (Сэнди в ярости пишет на лежащем на столе блокноте: «Я не воплю!!!») Тони. Джерри? Джерри. Я взял апельсин и собрался выйти из комнаты. Сэнди побежала за мной, крича, что апельсин не мой и что он ей нужен для какого-то кекса! Пауза. Тони: Что-нибудь еще, Джерри? Джерри: Да нет. Вроде все. Я хотел приготовить себе сок, больше ничего. Тони. Спасибо. А теперь, Сэнди, почему бы тебе... Сэнди. Я уже собралась чистить его! Джерри ввалился в кухню и схватил апельсин, ничего не спросив, а мне для моего кекса «Голубая лента» нужна вся кожура! Джерри всегда так поступает, ему наплевать на мои нужды! И не потому что он сам не ест кексов! Нет! Но ему нужен и сок! Зла не хватает! Тони. Что-нибудь еще, Сэнди? Сэнди. Нет. Тани. У вас есть вопросы друг к другу? Джерри. Да. Почему Сэнди должна быть таким ничтожеством? Сэнди. Он обзывается! Ты же сказал, что не будешь обзываться! Тони. Мы договорились не обзывать друг друга. Ты можешь сформулировать свой вопрос как-нибудь иначе? Джерри. Почему Сэнди всегда ведет себя так, словно важнее кексов ничего нет? Почему я не могу взять апельсин и приготовить себе сок, если я хочу пить?! Тони. Я не знаю. Почему ты не задашь этот вопрос Сэнди? Сэнди. Я знаю, что ты хочешь сока, но ты хочешь и моего кекса... Если не будет апельсиновой кожуры, не будет и кекса «Голубая лента». Я ужасно разозлилась, когда ты влетел в кухню, нарушил все мои планы и схватил апельсин, просто потому что тебе понадобился сок! Кексы «Голубая лента» не растут на деревьях. Джерри. Ты печешь потрясающие кексы, но я вернулся домой разгоряченный и очень хотел пить. Мне правда нужен был свежий апельсиновый сок. Я не мог ждать, пока ты очистишь его! Тони. Не могла бы ты кое-что объяснить мне? Сэнди, зачем тебе нужен апельсин для кекса «Голубая лента»? Сэнди. Он придает пикантность вкусу. Джерри. Ну, завелась! Сэнди. Так говорят. Я очищаю апельсин с помощью терки и кладу тертую кожуру в тесто. Она придает моим кексам особенный вкус. Тони. Спасибо. Джерри, как ты делаешь сок? Джерри. Срезаю кожуру и кладу очищенный апельсин в соковыжималку. Тони. Есть какие-нибудь идеи? Сэнди. Да! Если Джерри хочет есть кекс, пусть обходится без сока! Джерри. Какая глупость! Я приготовлю себе сок, а ты можешь вытащить кожуру из мусорного ведра и печь свой дурацкий кекс! Пауза. Сэнди. У меня предложение получше: я использую кожуру, а когда я испеку кекс, можешь делать свой сок. Джерри. Я не могу ждать. После пробежки я хочу пить. Тони. Итак, что мы имеем? (Просматривает свои записи.) Сэнди, тебе нужна кожура, а тебе, Джерри, — сам апельсин. Сэнди. Но я не собираюсь р.ытаскивать кожуру из г.счойки. Джерри. Тебя никто не заставляет это делать. Я могу оставить ее на столе. Но сначала мне нужно приготовить сок. Сэнди. Иными словами,я не могу испечь кекс, пока ты на вернешься. Так депо на пойдет. Тони. Минуточку, Сэнди. Можно ли сделать та>{, что сок будет готов к тому времени, когда он нужен Джерри, а тебе не придется ждзть, чтобы начать печь? Сэнди. Я не буду выжимать Джерри сок, если вы это имеете в виду. Джерри. Возьми кожуру и оставь апгльсин в холодильнике. Я сам приготовлю себе сок, когда вернусь. Тони. Такой вариант вас устраивает? Сэнди. Меня — да. Джерри. А кекс я при этом получу?
О Фасилитатор. Если вы следуете сценарию двухдневного семинара, сейчас вам предстоит заняться практикой посредничества. Если у вас нет для этого времени, можете сразу же приступить ко второму показу — «Брат и сестра и один апельсин» (вариант второй). Скажите участникам семинара, что позднее вы вкратце коснетесь поиска возможностей для личного роста во время решения проблем, а сейчас им нужно помогать людям решать их проблемы. Групповая деятельность.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.009 с.) |