Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Складывать покупки в мешок или нет.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Я вырос в южной Калифорнии, а теперь живу в пригороде Филадельфии. В южной Калифорнии, когда ты приходишь в гастроном, контролер или кто-нибудь другой из тех, кто работает на расчетном узле, складывает твои покупки в мешок. Причем не имеет значения, дорогой это магазин или самый обычный. До недавнего времени в Филадельфии покупки складывали в мешки сами покупатели. Я прожил в Филадельфии десять лет. Во время последнего приезда в Сан-Диего мы с приятелем пошли в супермаркет. Пока кассирша выбивала чеки, я прошел вдоль прилавка, взял мешок и начал складывать в него свои покупки. Для меня это было вполне обычным занятием. Кассирша прекратила выбивать чеки, а у приятеля отвисла нижняя челюсть. Все молчали до тех пор, пока кассирша не спросила: «Что-нибудь не так?» Это единственное, что пришло ей в голову, ибо она должна быть вежливой с покупателями, а мое поведение показалось ей странным, «Что-нибудь не так?» Я был поражен не меньше, чем она. Не зная, что ответить, я пробормотал: «Извините» — и отошел в сторону. Все встало на свои места, т. е. так, как считается «правильным» на Западном побережье: закончив выбивать чеки, кассирша сама сложила наши покупки в мешок. Пока она это делала, я объяснил, что там, откуда я приехал, покупатели сами укладывают свои покупки в мешки. В ответ и кассирша и мой приятель покачали головами и сочувственно поохали. На мой взгляд, с точки зрения морали эти способы один другого не лучше. Кому-то нравится самому складывать свои покупки, а кому-то — нет. Все дело в том, к чему они привыкли. В данном случае мы не собирались спорить по этому поводу, но нередко именно привычки становятся причиной конфликтов. История 2.1.2 ХОРОШИЕ МАНЕРЫ Бизнесмен из Саудовской Аравии был разгневан тем, что главный администратор американской компании, в которую он приехал, не встретил его в аэропорту. Из-за этого провалился визит и ухудшились отношения между двумя компаниями. Главный администратор американской компании решил, что саудовский гость, прежде чем встречаться с кем бы то ни было, захочет поехать в отель, чтобы отдохнуть с дороги или освежиться. Даже после того как американцы объяснили, что они привыкли сами добираться из аэропорта до места встречи, гость не смог отделаться от впечатления, что имеет дело с исключительно невоспитанными людьми. Можете ли вы припомнить ситуации, когда привычки или правила, которые по большому счету могут не иметь значения, были истолкованы превратно и создали вам проблемы? Помните, речь идет не только о контактах между людьми из разных стран или с двух разных побережий. Подобные ситуации точно так же возникают между теми, кто живет или работает вместе. Чтобы подвести итоги, расскажите участникам семинара краткую версию истории о войне между лилипутами из-за яиц. Вы можете рассказать ее суть, прочитать ее вслух или попросить, чтобы участники семинара сами прочитали и прокомментировали ее. Облегчите обсуждение этих историй. Объясните, что порой люди конфликтуют из-за различий, которые со стороны могут показаться несущественными. Даже серьезные проблемы с серьезными последствиями могут показаться не столь уж серьезными или легко решаемыми, если ты сам не вовлечен в них. Примером может служить война на Балканах. Многим американцам трудно понять, как люди, в течение многих лет мирно жившие по соседству друг с другом, внезапно становятся смертельными врагами. Точно так же у многих европейцев вызывают недоумение дискуссии по поводу контроля над оружием, находящимся в собственности граждан, абортов и флага Конфедерации, которые велись недавно в Америке. Объясните, что именно поэтому конфликтующие стороны нередко обращаются к «человеку со стороны» и просят его помочь им разобраться в происходящем. Способы познания Комментарий. Успокойте группу и скажите участникам семинара, что вы не собираетесь обсуждать такие «горячие» темы, как контроль над оружием, аборты или флаг Конфедерации. Однако напомните им, что каждый человек реагирует на них в соответствии с тем, что он считает правильным. Истина Дискуссия. Спросите у присутствующих: «Откуда мы знаем, что это — истина?» Запишите их ответы на лекционном плакате и вывесите его. Если участники семинара затрудняются с ответами, помогите им, высказав собственные предположения: «Мы сами это видим. Мы доверяем человеку, который говорит нам об этом. Мы это чувствуем. Так написано в Библии». Важно не начать дискутировать о том, какой из этих источников истины является верным. Постарайтесь, чтобы ваша реакция на любое замечание была по возможности максимально нейтральной. Вам следует подчеркнуть, что каждый из нас верит в свой источник (или в свои источники) истины и что у каждого разумного человека он свой, сильно отличающийся от другого. История 2.1.3 ВОЙНЫ ЛИЛИПУТОВ ПО ПОВОДУ ЯИЦ «Все придерживаются мнения, что вареное яйцо при употреблении его в пищу следует разбивать с тупого конца и что этот способ практикуется испокон веков; но дед нынешнего императора, будучи ребенком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо таким способом. Тогда император, отец ребенка, обнародовал указ, предписывавший всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйцо с острого конца. Этот закон до такой степени раздражил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой — корону. Описываемые гражданские смуты постоянно разжигались монархами Блефуску. При подавлении восстания изгнанные вожди всегда находили приют в этой империи. Насчитывают до одиннадцати тысяч фанатиков, которые в течение этого времени пошли на казнь, лишь бы только не подчиниться повелению разбивать яйцо с острого конца. Были напечатаны сотни томов, трактующих этот вопрос, но книги, поддерживающие теорию тупого конца, давно запрещены, и вся партия лишена законом права занимать государственные должности. В течение этих смут императоры Блефуску через своих посланников делали нам предостережения, обвиняя нас в церковном расколе путем нарушения основного догмата нашего великого пророка Люстрога, изложенного в пятьдесят четвертой главе Блундекраля... Между тем мы видим здесь только различное толкование одного и того же текста, подлинные ел о ва кото ро го гл асят: Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с которого удобнее» (Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэля Гулливера/ Перев. с англ, под ред. А. Франковского). Другой взгляд Комментарий. Скажите группе, что один из методов сопоставления фактов заключается в том, чтобы взглянуть на истину еще раз или под другим углом зрения. В качестве примера можете использовать одну из представленных ниже трех историй: историю 2.1.4 «Фермер на крыльце», историю 2.1.5 «Розовые холмы» или историю 2.1.6 «Разноцветный шар». История и дискуссия: «Фермер на крыльце», «Розовые холмы» и «Разноцветный шар». Участники вашего семинара знают, что, слушая историю, они должны расслабиться и получать удовольствие. Так что расскажите им эти истории. Предварительно скажите: «Я расскажу вам три короткие истории о разных способах познания истины». Эти слова настроят участников семинара на восприятие информации, которую вы собираетесь сообщить им. Они будут готовы слушать вас. Расскажите эти истории одну за другой. Это поможет людям увидеть много разных способов еще раз взглянуть на то, что, по их мнению, является истиной, и сделать это в развлекательной манере, не грозящей им никакими неприятностями.
История 2.1.4 ФЕРМЕР НА КРЫЛЬЦЕ Эту старую историю о журналисте, который путешествовал по югу США, я услышал еще в детстве. Не знаю, доводилось ли вам когда-нибудь бывать на самом Юге, но там красивейшие места. Журналист ехал между деревьями по старой дороге, покрытой красной пылью. То тут, то там ему встречались небольшие фермы или безлюдные заправочные станции. Было жарко, влажно и душно. Это был один из тех дней, когда хочется неподвижно сидеть в тени с большим стаканом холодного лимонада. Наш журналист искал сюжет для заметки. Какой-нибудь местный колорит. Он ехал на машине мимо небольшого дома — никакой краски на серых досках, провисающая крыша и старик, сидящий в кресле-качалке на пострадавшем от непогоды переднем крыльце. Старик слегка покачивался в своем кресле, держа в руках длинную деревянную ручку, на конце которой была мотыга. Это изобретение позволяло старику мирно сидеть в тени на крыльце и одновременно разрыхлять землю в своем саду. Журналист улыбнулся. «Ну и лентяи эти южане!» — подумал он. Он нашел то, что искал, — местный колорит. Когда дом уже остался позади, что-то заставило его еще раз посмотреть на старика, и он взглянул в боковое зеркало. Тогда-то он и увидел, что у старика нет ног. Второй взгляд превратил то, что должно было быть снисходительным рассказом о стереотипах, в рассказ о мужестве, силе и несгибаемой воле. То, что журналист увидел сначала, было правдой. Он видел это собственными глазами. Если бы мы знали, что ему можно верить, и если бы он не посмотрел на старика снова, мы поверили бы, что первый рассказ — правда. То, что журналист увидел, взглянув еще раз, было правдой. Он видел это собственными глазами. Если мы решили верить ему, значит, это правда. Нередко нам кажется, что нечто содержит разные «правды». Это есть результат того смысла, который мы в него вкладываем. Когда мы накладываем смысловые слои — следствия наших привычек,,убеждений и нашего жизненного опыта, — история становится для нас более или менее правдивой. Если один из нас видел одну историю, а другой — другую, у нас даже может появиться предмет для спора. История 2.1.5 РОЗОВЫЕ ХОЛМЫ Вещи могут восприниматься по-разному — в зависимости от того, где вы стоите, и даже оттого, на что именно вы предпочитаете смотреть. Я вырос в южной Калифорнии. Многие жители других штатов почему-то считают калифорнийцев несколько странными. По отношению к некоторым из нас это справедливо. К северу от Лос-Анджелеса, на холмах, возвышающихся на берегу Тихого океана,, расположен город Оджаи. Оджаи — прелестный маленький городок, который с конца XVIII века привлекает к себе художников и других творческих людей. Я уже довольно давно не был там, так что не знаю, ждут ли они и сейчас наступления «розового момента», но когда я приезжал туда последний раз, люди по-прежнему гордились интересной местной традицией. Когда солнце садится в Тихий океан, жители Оджаи выходят из своих домов. Магазины закрываются, а если нет, то уж на какое-то время торговля точно приостанавливается. Все выходят на улицу, чтобы посмотреть на закат солнца. Это прекрасное зрелище, но местных и приезжих разделяет одна забавная деталь. Жители Оджаи выходят на улицу ради заката, но как только солнце касается воды, они поворачиваются к нему спиной. Кто-нибудь знает почему? Разумеется, все дело в Розовых холмах. Когда в Оджаи садится солнце, те, кто хочет увидеть Розовые холмы, поворачиваются к солнцу спиной и смотрят на восток, на зеленые или золотистые холмы, которые в этот момент приобретают бледно-розовую, мерцающую окраску. История 2.1.6 РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР Представьте себе, что в центре этой комнаты висит огромный шар. Одна сторона шара — красная, другая — синяя. Если бы мы решили поговорить о нем в классе и я спросил бы кого-нибудь из сидящих в этой стороне, какого он цвета, мне ответили бы, что он красный. Если бы я задал тот же вопрос тем, кто сидит в другой стороне комнаты, то ответ был бы «синий». Если я начну очень быстро вращать его, кто-нибудь может сказать: «Когда шар в покое, он красный (или синий, если вы — один из тех людей), а когда вращается — фиолетовый». Как кто-нибудь из сидящих с «синей стороны» может убедить кого-нибудь из сидящих с «красной стороны» в том, что они правы? Попросить их встать и посмотреть на шар с их стороны. И что происходит, когда кто-нибудь с одной стороны уговорит кого-нибудь из сидящих на другой стороне перейти на его сторону? Он видит то, что является справедливым для другой стороны. Верно. И задача, стоящая перед человеком, который видел шар с обеих сторон, заключается в следующем: убедить всех сидящих в комнате, что в зависимости от того, где вы стоите, вещи могут быть разными. История и дискуссия: «Слепые мужчины и слон». Объясните участникам семинара, что иногда предметом спора является не правда, а то, как мы организуем ее, чтобы она имела для нас смысл. Расскажите историю 2.1.7 «Слепые мужчины и слон». Дискуссия. Спросите у участников семинара: • Как пятеро слепых мужчин смогли бы решить эту задачу? • Почему они этого не сделали? • Бывает ли когда-нибудь в бизнесе то, что произошло со слепыми мужчинами и со слоном? • Что мы можем с этим поделать? • Что было бы, если бы мужчина, который считает, что слон похож на На эти вопросы нельзя ответить правильно. Постарайтесь получить как можно больше ответов. Не комментируйте их, только подбадривайте участников, пусть они отвечают. Нет необходимости ни стремиться к консенсусу, ни обобщать что-либо. Вообще-то вы можете сказать участникам семинара, что подведение итога — обычно задача тренера, но что в этом семинаре вы хотите, чтобы они сами приняли решение. При желании можете попросить какого-нибудь волонтера сделать это вместо вас. История 2.1.7 СЛЕПЫЕ МУЖЧИНЫ И СЛОН Еще одна история о том, как нас могут убедить соперничающие друг с другом истины... Кто-нибудь из вас слышал историю о слепых мужчинах и о слоне? В ней рассказывается о пяти слепых друзьях, которые решили узнать, что такое слон — существо, о котором они только слышали, но с которым никогда не общались. Они решили расстаться, выяснить то, что смогут, про слона, а затем встретиться и обменяться информацией. «Слон, — сказал первый слепец, — очень похож на змею». «Нет, — возразил второй. — Слон очень похож на веревку». У остальных друзей были другие впечатления. Третий сказал, что слон похож на большой лист, четвертый — что он как ствол дерева, а пятый — что слон похож на огромную стену. Разумеется, вы поняли, что один ощупывал хобот, другой — хвост, третий — ухо и т. д. В результате они ужасно поссорились. Как они могли избежать ссоры? Разговаривая друг с другом. Слушая. И т. д. Каждый герой этой истории, став «специалистом» по одной части тела слона, отказывался признать, что, возможно, существует нечто такое, чего он не знает. Его точка зрения определялась только его личным опытом. Все слепые мужчины были правы. Вместе — если бы они поняли, как учиться друг у друга, — они тоже были бы правы. Они извлекли бы пользу из своих разных точек зрения и узнали бы про слонов больше, чем каждый из них мог узнать, действуя в одиночку. Случается ли нечто подобное в бизнесе? Что с этим делать? Что произошло бы, если бы мужчина, который считает, что слон похож на лист, был вашим начальником? Что бы мы стали делать в такой ситуации? Способы обучения Объясните, почему иногда мы так же по-разному обрабатываем получаемую нами информацию, хотя причиной того, что все мы по-разному смотрим на мир, являются наши убеждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.009 с.) |