Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия по посредничеству

Поиск

Тип. Ролевая игра.

Цель. Это упражнение знакомит членов группы с основами посред­ничества третьей стороны в решении проблемы. Это упражнение не превратит с ходу членов вашей группы в посредников, однако оно даст им возможность попробовать себя в этой роли и решить, стоит ли прибегать к этому подходу в их организациях. Необходимые пособия:

• лекционный плакат 2.3.1 («Расписание практических занятий по
посредничеству»);

• приложение 2.3.4 («Случай из практики № 1. Шум из двух ниж­
них офисов»);

• приложение 2.3.5 («Случай из практики № 1. Шум из двух ниж­
них офисов: памятка для Лилли/Лайла»);

• приложение 2.3.6 («Случай из практики № 1. Шум из двух ниж­
них офисов: памятка для Мартина/Марты»);

 

• приложение 2.3.7 («Случай из практики № 2. Дублер»);

• приложение 2.3.8 («Случай из практики № 2. Дублер: памятка для
Джины/Джина»);

• приложение 2.3.9 («Случай из практики № 2. Дублер: памятка для
Клода/Клодетты»);

• приложение 2.3.10 («Случай из практики № 3. Никогда больше не
разговаривай со мной в таком тоне!»);

приложение 2.3.11 («Случай из практики № 3. Никогда больше не
разговаривай со мной в таком тоне! Памятка для Томаса/Там -
ми»);

• приложение 2.3.12 («Случай из практики М- 3, Нико! да больше не
разговаривай со мной в таком тоне! Памятка для Л если/Л орен-
цш>);

«приложение 2.3.13 («Случай из практики № 4. Мои старый друг стал моим новым начальником»);

• приложение 2.3.14 («Случай из практики № 4. Мой старый друг
стал моим новым начальником: памятка для Дуга/Долорес»);

• приложение 2.3.15 («Случай из практики № 4. Мой старый друг
стал моим новым начальником: памятка для Кей/Кена»);

• приложение 2.3.16 («Случай из практики № 5. У-В-А-Ж-Е-Н-И-Е»);

• приложение 2.3.17 («Случай из практики № 5. У-В-А-Ж-Е-Н-И-Е:
памятка для Паломы/Пита»);

• приложение 2.3.18 («Случай из практики № 5: У-В-А-Ж-Е-Н-И-Е:
памятка для Хайена/Ханны»).

Подготовка. Приготовьте лекционный плакат 2.3.1 и сделайте копии приложений 2.3.4—2.3.18.

Продолжительность. 2 часа 45 минут.

Инструкция. Разделите группу на подгруппы по 3-5 человек в каждой. В каждой группе выберите одного человека на роль посредника и двух — на роли конфликтующих сторон. Остальные члены группы будут наблюдателями. Вариант: если участников семинара больше устраивает не столь структурированная ролевая игра, можно вме­сто случаев из практики использовать примеры, приведенные ими во время дискуссии по поводу истории «Две сестры и один апель­син».

Реализуйте «Расписание практических занятий по посредничест­ву», приведенное в приложении 3.1, так, как написано ниже. Сообщи­те участникам семинара, что в реальной жизни встреча посредника с конфликтующими сторонами может потребовать двух или более ча­сов, но вам придется напоминать им о времени, поскольку это только практическое занятие. Выполните все пункты, предусмотренные «Расписанием».

1. Подготовка. Выбор случая, распределение ролей, чтение описания случая. Скажите участникам семинара: «Каждому посреднику да­ется пять минут на то, чтобы познакомиться с описаниями случаев, которые даны в разделе «Случаи из практики» ваших приложений. Выберите любой из них, распределите роли и быстро прочитайте описание. Читать нужно только то, что относится непосредственно к исполняемой роли».

2. Посредник. Приветствие участников. Скажите посреднику: «В ва­
шем распоряжения одна минута на то, чтобы взять верный тон,
приступая к исполнению своих обязанностей. Посредник должен
поздороваться с конфликтующими сторонами и попросить их
сесть. Разговаривать нужно спокойно. Не позволяйте никому на­
чинать разговор до вступительного слова посредника».

3. Посредник. Вступительное слово. Посредник должен вкратце объ­
яснить стадии процесса посредничества, написанные на лекцион­
ном плакате: вступительное слово посредника, поочередное вы­
ступление участников конфликта, обмен мнениями, выбор реше­
ний и написание соглашения. Посредник должен сказать участни­
кам конфликта, что все сказанное в ходе встречи будет сохранено
в тайне, если они сами не захотят другого, и что он не будет решать
их проблему так, как судья решает дело, а поможет им принять ре­
шение. Чтобы быть уверенными в том, что участники конфликта
понимают вас и готовы двигаться вперед, время от времени све­
ряйте свою позицию с их позициями.

 

О Фасилитатор. Скажите участникам семинара: «Это первая практика, так что не будьте слишком суровы к нашим посредникам. Скоро вы сами окажетесь в их шкуре, и тогда вам понадобится их помощь».

4. Поочередное выступление участников конфликта. Скажите чле­
нам группы: «Сначала участники конфликта будут выступать по
очереди. У каждого из вас есть возможность изложить свою вер­
сию событий без риска, что его прервут». Если кто-то в это время
теряет самообладание и перебивает выступающего, посредник
должен твердо, но вежливо напомнить, что надо записать то, что
он хочет сказать и дождаться своей очереди. На этой стадии по­
средник должен записывать все решения, предлагаемые участни­
ками конфликта.

 

5. Обмен мнениями. Скажите посреднику: «После того как обе сторо­
ны высказались, наступает время, когда они могут задавать друг
другу вопросы». Позвольте участникам конфликта задавать во­
просы, спорить и перебивать друг друга. На этой стадии они могут дать волю своему гасиу. Не мешайте учн>г.гайкам конфликта <-.вы-гшариваться>. На этой стадии посредник должен задавать вопро­сы, чтобы помочь прояснить то, что говорится, иле-! чтобы помочь людям понять друг друга. Внимательно прислушивайтесь к таким фразам, как «Что нам нужно сделать, так это,,.», <-Я согласен (со­гласна)...» или «Я понимаю, что...», которые могут оказаться по­лезными при выработке решето?.

6. Выбор решений. Посредник должен спросить участников конфликта о том, какие у них есть идеи. Нередко в реальных ситуациях посред­ничества вы узнаете о том, что обмен мнениями закончен, когда лю­ди без всякого «подталкивания» начинают предлагать решения. Будьте внимательны: этот процесс не должен начаться слишком быстро, решения можно предлагать только после того, как все вы­сказались и были услышаны. Если у участников конфликта нет ни­каких идей, посредник должен просмотреть записи, сделанные им. когда предлагалось какое-то решение. Например, посредник может сказать: «Несколько минут назад Руди сказал, что нужно попробо­вать что-нибудь новое. Давайте поговорим об этом и посмотрим, устроит ли вас обоих подобное решение».

7. Посредник. Написание соглашения. Скажите группе: «Если какие-либо решения (или часть их) приемлемы для обоих участников конфликта, посредник должен написать соглашение». Возмож­но, для написания всего соглашения не хватит времени, но на­чать нужно. Не пользуйтесь юридической лексикой. Пишите так, как говорят сами участники конфликта. Например, «Оба — и Ру­ди, и Морган — согласны с тем, что будут играть в "подковки"1 по очереди».

О Фасилитатор. Следите за временем. Предупреждайте посредника, когда истека­ет время, отведенное на каждую стадию. Скажите участникам семинара, чтобы они не ждали ваших сигналов, если готовы двигаться дальше. Если время вышло, а они не готовы идти дальше, пусть переходят к следующей стадии, сделав вид, что у них все в порядке. Напомните всем, что цель подобной практики — всего лишь почувствовать, что такое посредничество.

8. Посредник. Благодарность и похвала участников конфликта. В конце сессии посредник должен поблагодарить участников конфликта за серьезную работу и похвалить за доверие друг к другу. Он так­же должен напомнить им о том, что они могут вновь обратиться к нему, если им понадобится помощи и этой или в какой-либо дру­гой ситуации.

9. Подведение итогов работы группы. Участники инсценировки долж­ны выйти из своих ролей. Потратьте 5—10 минут для разговора о том, как прошла практика. Следуйте таг за шагом за «Расписани­ем», которое написано на лекционном плакате. Что сработало? Что не сработало? Как чувствовали себя посредник и участники конфликта? Воспользуются ли они полученным опытом в реаль­ной жизни?

10. Начните еще раз с новым посредником. Когда дебрифинг закон­чится, скажите группе, что настала очередь другого участника се­минара выступить в роли посредника. Члены группы должны знать, что вы следите за временем, когда они выполняют упражне­ние. Следующий посредник может взять тот же самый случай или выбрать другой.

О Фасилитатор. Скажите участникам семинара, что они могут обратиться к вам, если во время выполнения упражнения у них возникнут трудности или вопросы.

Дебрифинг. После окончания практики по посредничеству узнайте, что думают о ней члены всех подгрупп. Начните с мнений участников конфликтов и спросите, были ли решены их проблемы. Затем попро­сите наблюдателей поделиться своими соображениями. Завершите этот разговор, спросив у посредников, как они относятся к своей мис­сии и что можно было бы сделать по-другому.

Организуйте дискуссию на тему о том, что участники семинара узнали. Если их нужно «разговорить», спросите:

• у всех участников семинара: понравились ли им практические за­
нятия;

• у посредников и у участников конфликтов: что «работало», а что —
нет;

у всех участников семинара: станут ли они в будущем использо­
вать этот подход, и попросите их пояснить свой ответ.

 

 

Лекционный плакат 2.3.1

Расписание занятий по посредничеству

1. Подготовка. Выбор случая, распределение
ролей, чтение описания случая (3-5 мин)

2. Посредник. Приветствие участников

3. Посредник. Вступительное слово
(2-3 мин):

а) конфиденциальность

б) «сохранение нейтралитета»

в) краткое описание всего процесса

4. Поочередное выступление участников
конфликта (по 5 мин каждый)

5. Обмен мнениями (5-7 мин)

6. Выбор решений (5-7 мин)

7. Посредник. Написание соглашения
(3-5 мин)

8. Посредник. Благодарность и похвала
участников конфликта

9. Подведение итогов работы группы
(5-10 мин)

10.Начало работы с новым посредником.

 

Приложение 2.3.4 (раздать всей участникам семинара)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.008 с.)