Программа однодневного семинара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа однодневного семинара



Если вы можете провести с группой только один день, можно сократить повестку дня, опустив групповые подходы к конфликту, и сосре­доточиться на межличностном конфликте.

 

8.00-8.05 Введение (5 минут)
8.05-8.10 «Колоколообразная кривая» (5 минут)
8.10-8.30 Взгляды (20 минут) • Введение. • История и дискуссия.
8.30-8.40 Способы познания. • Истина. • Второй взгляд. • «Слепые мужчины и слон»
8.40-8.55 Способы обучения. • «Потеря Сары»
8.55-9.20 Образ жизни (25 минут). • «Поступай правильно»
9.20-10.10 Взгляды на конфликт (50 минут). • Выигрыш, проигрыш или ничья. • Уравнять, увеличить или посмотреть иначе. о Уравнять. о Увеличить. о Посмотреть иначе. • «Две сестры, один апельсин». • Размышления. «Что я думаю о конфликте в даннь момент?»
10.10-10.25 Перерыв
Реакция  
10.25-11.00 Размышления. «"Хороший" конфликт?» (35 минут)  
11.00-11.10 Вмешательство в конфликт  
11.10-11.15 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант первый (5 минут)  
11.15-12.15 Ланч  
12.15-15.00 Практика по посредничеству (2 часа 45 мин). • «Сохранять нейтралитет»  
15.00-15.15 Перерыв  
15.15-15.20 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант второй (5 мину  
Стратегия моего поведения в конфликтной ситуации  
15.20-15.21 Введение (1 минута)  
3.21-4.00 Выбор мыслей (39 минут)  
4.00-4.15 Выбор слов (15 минут)  
4.15-4.45 Выбор действий (30 минут)  
4.45-4.55 Подведение итогов (10 минут)  
         

 

Программа семинара, рассчитанного на полдня. Практика по посредничеству

В этом случае основное внимание уделяется посредническим навыкам. Наиболее эффективны немногочисленные группы (не более десяти че­ловек), чтобы каждый участник семинара по крайней мере дважды мог выступить в роли посредника.

 

8.00-8.05 Введение (5 минут)
8.05-8.10 «Колоколообразная кривая» (5 минут)
8.10-8.30 Взгляды на конфликт (50 минут). • Выигрыш, проигрыш или ничья. • Уравнять, увеличить или посмотреть иначе. о Уравнять. о Увеличить. о Посмотреть иначе. • «Две сестры, один апельсин». • Размышления. «Что я думаю о конфликте в данный момент?»
9.00-9.05 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант первый (5 минут)
9.05-12.00 Практика по посредничеству (2 часа 55 минут). «Сохранение нейтралитета»
12.00-12.15 Перерыв
12.15-12.30 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант второй (5 минут)
12.20-12.30 Подведение итогов (10 минут)

 

Программа семинара, рассчитанного на полдня. Осознание конфликта

Первая половина первого дня двухдневного семинара может стать самостоятельным занятием, которое поможет людям начать рассмат­ривать свои точки зрения на конфликт

9.00-9.05 Введение и цели (5 минут)
9.05-9.10 «Колоколообразная кривая» (5 минут)
9.10-9.50 Поиск названия для семинара (40 минут). • Мозговой штурм. • Дискуссия. • Голосование. • Достижение консенсуса
9.50-10.10 Взгляды (20 минут). • Введение. • История и дискуссия
10.35-10.50 Способы познания (15 минут). • «Потеря Сары»
10.50-11.05 Перерыв
11.05-11.30 Образ жизни (25 минут). • «Поступай правильно»
11.30-12.20 Взгляды на конфликт (50 минут). • Выигрыш, проигрыш или ничья. • Уравнять, увеличить или посмотреть иначе. о Уравнять. о Увеличить. о Посмотреть иначе. • «Две сестры, один апельсин». • Размышления. «Что я думаю о конфликте в данный момент?»
12.20-12.30 Подведение итогов (10 минут)

 

Программа семинара, рассчитанного на полдня. Реакции на конфликт

8.00-8.05 Введение (5 минут)
8,05-8.10 «Колоколообразная кривая» (5 минут)
8.10-8.30 Взгляды (20 минут). • Введение. • История и дискуссия
8.30-8.40 Способы познания (10 минут). • Истина. • Второй взгляд. • «Слепые мужчины и слон»
8.40-9.05 Образ жизни (25 минут). • «Поступай правильно»
9.05-9.55 Взгляды на конфликт (50 минут). • Выигрыш, проигрыш или ничья. • Уравнять, увеличить или посмотреть иначе. о Уравнять. о Увеличить. о Посмотреть иначе
9.55-10.10 Перерыв
10.10-10.50 Размышления. «"Хороший" конфликт?» (40 минут)
10.50-10.55 Размышления. «Какую пользу это может принести мне?» (5 минут)
Стратегия моего поведения в конфликтной ситуации
10.55-10.56 Введение (1 минута)
10.56-11.40 Выбор мыслей (44 минуты)
11.40-11.55 Выбор слов (15 минут)
11.55-12.20 Выбор действий (35 минут)
12.20-12.30 Подведение итогов (10 минут)

 

Как подготовиться к семинару

Предварительный опросник

Этот опросник, заполняемый получателями по желанию, может быть разослан до начала работы семинара, чтобы помочь вам составить представление о группе. Это прекрасный способ направить мысли бу­дущих участников семинара в сторону конфликтов и той роли, кото­рую они играют на работе, еще до того, как они придут к вам на занятия. Более важно, однако, другое: у людей, давших согласие на работу с вами, появляется представление о том, о чем им придется думать и говорить на занятиях.

Лучше всего примерно за две недели до семинара вместе с опросниками направлять и сопроводительные письма с указанием времени начала занятий и места их проведения. Это дает людям возможность надлежащим образом отреагировать на сообщение, кроме того, у них впереди еще достаточно времени для того, чтобы их мозг «разогрел­ся». Примеры сопроводительного письма и опросника представлены в приложениях 1.1 и 1.2.

Вы сможете обратиться к результатам обработки заполненных опросников во вводной части семинара при выполнении упражне­ния «Колоколообразная кривая».

Идеальная обстановка для занятий

В идеальном помещении для занятий должны быть две или три стойки для лекционных плакатов и маркеры; на каждом рабочем месте должны лежать рабочие журналы участников, должны стоять круг­лые столы, за каждым из которых могут расположиться от четырех до шести человек.

Используйте любую имеющуюся в наличии мебель и любое поме­щение, которые позволят вам создать обстановку, благоприятству­ющую свободному обмену мнениями. Если у вас нет круглых столов, поставьте парты в круг или расположите длинные столы буквой «П». Во время дискуссий ученики могут сидеть как с внутренней, так и с наружной стороны стола; когда вы говорите, стоя в центре, они могут расположиться снаружи. Свободное внутреннее пространство можно использовать /тля упражнений и демонстраций. Помните, что участ­никам семинара придется писать, поэтому обойтись одними стулья­ми никак нельзя.

Если вы вынуждены использовать конференц-зал с массивным столом или какое-нибудь другое официальное помещение, которое вы не можете изменить, следует добавить какие-либо штрихи, спо­собные сделать обстановку менее официальной. Узнайте, можно ли разрешить участникам семинара приходить в обычной, неофициальной одежде. Если места достаточно, поставьте несколько дополни­тельных кресел, чтобы было где побеседовать.

О Совет тренеру. Хороший способ дать людям понять, что им предстоит не типич­ное производственное совещание, а нечто совсем иное — добавить в помеще­ние красок и музыки. Я нередко использовал рабочие журналы участников семи­наров с цветными обложками и в произвольном порядке раскладывал их на сто­ле или по столам. Одни, входя в помещение, садились там, где лежал журнал с обложкой их любимого цвета. Другие начинали анализировать рисунок и, выби­рая цвет, исходили из того, что им казалось каким-то моим планом. Были и такие, кто, желая получить журнал того цвета, который им понравился, затевали проце­дуру обмена. День начинался с раздумий, разговоров и смеха.

Пока помещение заполнялось людьми, я нередко включал музы­ку. Если кто-то приходил пораньше, я спрашивал его, какую музыку лучше поставить. Заметьте: некоторым тренерам нравится, чтобы во время упражнений, связанных с чтением, письмом или размышле­ниями, звучала музыка. Если вы решите последовать их примеру, спросите группу, как она отнесется к этому. Одним музыка помогает, других она раздражает.

Как подготовиться самому

Помните: рекомендации, которые содержатся в «Навыках управле­ния конфликтом», с наибольшим успехом реализуются тогда, когда вы расслаблены и готовы позволить группе самой решить, на чем сле­дует остановиться. Сначала, приступая к проведению семинаров, вы, возможно, захотите строго следовать заготовленному сценарию, но по мере привыкания к материалу вы сможете следовать за группой и позволите ей тратить время на те разделы, которые могут оказать наибольшую помощь. Не имеет значения, сколько вы сами знаете о конфликтах. Важно помнить: в том, что касается собственных кон­фликтов и точек зрения, участники семинара знают больше вас.

Сделайте глубокий вдох, выдохните и перестаньте «надувать щеки». Это может быть непросто, особенно если на других занятиях вы ведете себя иначе. Мне тоже нелегко переключаться с таких шаблон­ных занятий, как занятия по технике безопасности и охране здоровья на предприятиях, на проведение семинаров по управлению конфлик­том, в центре которых находятся их участники. Желая убедиться в успешной «перенастройке самого себя», я нередко перечитываю пе­ред семинаром раздел «Считайте своих учеников экспертами» (см. вы­ше) или обсуждаю с другим тренером то, что мне предстоит делать.

Приходите на занятия заблаговременно, чтобы у вас была возмож­ность приветствовать входящих участников семинара, проверить, все ли на месте, и представить удовольствие от того, что вам предстоит узнать вместе со своей группой.

Совет тренеру. Несколько слов о проекционной аппаратуре, видео и плакатах. Я часто использовал их, потому что это вполне оправданно, особенно если группа многочисленная и участники семинара сидят слишком далеко от меня, чтобы могли разглядеть нарисованные мною от руки графики и диаграммы. Слайды, видеокассеты и плакаты помогают привлечь внимание участников семинара к кон­кретной информации и к выводам, которые тренер хочет показать им в опреде­ленный момент занятий. Они помогают тренеру контролировать последователь­ность представления информации и подводить участников к ожидаемому выводу. Мы используем их и для того, чтобы хорошо выглядеть, — они повышают нашу квалификацию как тренеров. Но я не использую ни проекционные аппара­ты, ни видеомагнитофоны, ни плакаты на семинарах по навыкам управления кон­фликтами. Помните, что суть таких семинаров заключается в том, чтобы помочь людям выявить то, что известно им и их соученикам, пополнить их знания с помо­щью практики и придать этим знаниям такую форму, которая сделает их полез­ными в реальных производственных условиях. Проекционная аппаратура, ви­деомагнитофоны и плакаты могут быть ценными наглядными пособиями на дру­гих занятиях, но они могут навредить на семинаре, задуманном так, чтобы дать выход знаниям, которые есть у группы. Эти инструменты дают группе понять, что вам известно нечто такое, чего она не знает, и что ей нужно «сидеть тихо» и впи­тывать информацию. Вместо того чтобы использовать чужие демонстрационные материалы, развешивайте по аудитории свои собственные плакаты в ходе занятия. К концу семинара все пространство будет заполнено разноцветными наглядны­ми изображениями идей вашей группы. Пользуясь рекомендациями «Навыков управления конфликтом», вы создаете пространство для обмена идеями и помо­гаете своим ученикам заполнить его.

 

 

Приложение 1.1

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ОПРОСНИКУ

Дата: _______________________________________________

Кому: _____________________________________________

От кого:____________________________________________

Тема: «Навыки управления конфликтом».

Добро пожаловать на семинар по навыкам управления конфликтом! Это захватыва­ющее двухдневное занятие даст возможность рассмотреть наш нынешний подход к конфликту и решить, нужно ли изменить его, а если нужно — то как именно. Мы поговорим о том, как возникли наши представления о конфликте, как мы относим­ся к конфликтам на работе и что можно сделать, по нашему мнению, чтобы улучшить ситуацию.

Группа решит, что она может сделать для того, чтобы здесь, в нашей компании, производственный конфликт стал конструктивной силой.

Пожалуйста, найдите несколько минут для того, чтобы анонимно заполнить этот опросник, и верните его __---------------------------_не позднее ___----------------___. Ваши ответы помогут нам подготовиться к семинару так, чтобы он наилучшим образом соответствовал потребностям группы.

Надеюсь увидеть Вас__________ в_______. Нам предстоит сделать большую работу, так что, пожалуйста, не опаздывайте. Благодарю Вас за помощь.

 

Приложение 1.2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОСНИК

Пожалуйста, заполните этот краткий опросник и отправьте его по адресу.

Ваши ответы помогут нам сделать семинар средством решения Ваших конкретных проблем.

5 — полностью согласен;

4 — согласен;

3 — не согласен;

2 — полностью не согласен;

1 — не знаю.

         
         
         
         
         
         

1. Я хорошо справляюсь с конфликтами на работе

2. Я предпочитаю не вмешиваться в конфликт

3. Я считаю, что за правое дело стоит бороться

4. Некоторые вещи не стоят того, чтобы за них бороться

5. Борись только тогда, когда уверен в своей победе

6. Если я не согласен со своими сослуживцами по важному для меня вопросу, я никогда не позволю им сделать
так, как они хотят

7. Я считаю, что в нашей компании разногласия преодолеваются эффективно

8. Я доволен тем, как справляюсь с повседневными конфликтами

9. Что вызывает конфликты между людьми, работающими в нашей компании?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Я считаю, что по сравнению с другими компаниями наша компания управляет
конфликтами:

более эффективно;

менее эффективно;

так же, как другие компании (отметьте нужное)

11. Я считаю, что по сравнению с другими людьми я управляю конфликтами:

более эффективно;

менее эффективно;

так же (отметьте нужное)

 

Часть II

Руководство для тренера

Введение в семинар

 

Комментарий. Представьтесь и познакомьте участников семинара с программой.

О Фасилитатор. Вы можете включить программу дня в рабочий журнал участника семинара. Если вы так и сделали, познакомьте группу с нею именно сейчас. Кро­ме того, вы сейчас можете познакомить участников семинара и с приложени­ем 2.1 «Цели семинара».

Комментарий. Добро пожаловать на семинар по навыкам управления конфликтом. Оглянитесь вокруг и посмотрите на тех, кто вместе с вами будет участвовать в его работе. У каждого из нас свой жизнен­ный опыт, отличный от жизненного опыта других. Каждый из нас, в том числе и вы, уже имеет определенные представления о конфликтах. Одни считают, что конфликты — это хорошо, другие — что их следует избегать любой ценой.

У каждого из нас есть собственная точка зрения на конфликты, которая является следствием того, что сработало и не сработало для нас и наших убеждений о том, как нам следует жить. Каждый из нас — философ. И у каждого из нас есть и теории конфликта, и представле­ния о том, как управлять им.

 

Цели

Ниже перечислены некоторые цели семинара, о которых стоит поду­мать, приступая к работе. В течение двухдневного семинара:

• у вас будет возможность подумать о вашей точке зрения на конфликт;

• вы сможете сравнить свои представления о конфликте с представлениями других участников семинара;

• у вас будет возможность проверить свою точку зрения;

вы сможете изменить свои представления и повлиять на других;

• у вас будет возможность прийти к согласию с другими участниками семинара по поводу того, какими должны быть представления о конфликте, и о том, как реагировать на конфликт на работе;

• у вас будет возможность вспомнить то, что вам уже известно о конфликте, поучиться у других и создать на этой основе свою собственную теорию, которую можно использовать на практике;

• вы сможете принять участие в занятиях, связанных с решением проблем, высказать новые идеи и познакомиться с точками зрения других людей;

• у вас будет возможность решить, как вы будете справляться с конфликтом и как индивидуум, и как член этой группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.055 с.)