Символы, слоганы и манифесты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символы, слоганы и манифесты



Инструкции. Попросите участников семинара разделиться на под­группы исходя из своего отношения к конфликту. Попросите их при­думать символ своей подгруппы и написать на лекционном плакате ее манифест. При желании члены подгрупп могут придумать для себя слоганы любой формы. Призовите участников семинара проявить свои творческие возможности и напомните им о необходимости учи­тывать все мнения. Если окажется, что к какой-либо подгруппе не присоединился ни один человек, попросите волонтеров поработать под ее «знаменем» ради упражнения. Если же таковых не окажется, не настаивайте. Пусть так и будет.

 

Приложение 2.2.3 ОПИСАНИЯ ПОДГРУПП

Прочитав эти краткие описания, выберите для себя подгруппу, пребывание в кото­рой будет наилучшим образом соответствовать вашему собственному отноше­нию к конфликту и не создаст для вас никаких неудобств.

Подгруппа «Головоломка». Члены этой подгруппы знают, что каждый конфликт
можно понять, если подходить к нему аналитически, и настроены на поиск ответа.

Подгруппа «Убеждение». Члены данной подгруппы знают, что лучший способ
урегулировать конфликт — быть уверенным в том, что люди понимают, почему
сближение позиций конфликтующих сторон и продвижение вперед полностью
соответствует их интересам.

Подгруппа «Пальма». Пальмы способны выдержать любой ураган. Члены под­
группы «Пальма» знают: если они смогут склониться достаточно низко, конфликт
«пронесется» над ними. Возможно, они испытают потрясение, но выживут.

Подгруппа «Личность». Члены подгруппы «Личность» знают, что, если они
уважают другую сторону и отдают должное ее идеям и чувствам (даже не раз­
деляя их), конфликт отойдет на задний план по сравнению с тем, что они узна­
ют друг о друге.

 

Дискуссия Инструкции-После того как подгруппы выполнят свою работу, вы должны помочь им организовать дискуссию. Начните с обзора лекционного плаката 2.2.2 «Правила участия в ролевых играх> п объясните следующие пять шагов.

1. Каждая подгруппа должна выделить для участия в дискуссии одного или двух представителей.

2. У каждой подгруппы есть право на двухминутное вступительное заявление.

3. После того как представители всех подгрупп выступят со вступительными заявлениями, можно будет задавать вопросы. Вопросы будут задавать по очереди все подгруппы. Подгруппе от­
водится на это по три минуты, затем наступает очередь другой
подгруппы и т. д.

 

4. В конце дискуссии каждая подгруппа получит право на заключительное заявление.

5. Во время дискуссии можно шутить, смеяться, комментировать происходящее, но при одном условии: если шутники и комментаторы остаются на своих местах и если это не мешает ораторам.

Дискуссия

Дебрифинг. После окончания дискуссии подчеркните, что в любой конкретной ситуации можно использовать любую из этих стратегий, причем иногда — последовательно, одну вслед за другой. Попросите участников семинара отвлечься от принадлежности к той или другой подгруппе и ответить на следующие вопросы.

• В каких ситуациях может помочь подход подгруппы «Личность»?

• В каких ситуациях может помочь подход подгруппы «Пальма»?

• В каких ситуациях может помочь подход подгруппы «Убеждение»?

• В каких ситуациях может помочь подход подгруппы «Головоломка»?

Скажите группе, что большинство людей не сохраняют вер­ность только одному какому-то подходу, их позиции изменяются в зависимости от того, что «работает» или приемлемо в изменяющей­ся ситуации.

 

Спросите у членов группы, подтверждает ли их собственный жиз­ненный опыт это утверждение.

Если у вас есть время, попросите их привести один или два приме­ра из собственной жизни, когда им приходилось — с успехом или без — менять стратегию в разгар конфликта.

Индивидуальное упражнение

КАКУЮ ПОЛЬЗУ ЭТО МОЖЕТ ПРИНЕСТИ МНЕ?

Скажите участникам семинара, что сейчас у каждого из них есть возможность пораз­мышлять о той работе, которую они до сих пор выполняли вместе. Попросите их ответить на вопросы, приведенные в приложении 2.2.4 «Страница для размышлений. Какую пользу это может принести мне?». Убедитесь в том, что участни­ки семинара знают: если они сами не решат поделиться своими ответами с группой или с кем-либо другим, их ответы останутся неизвестными.

Подведение итогов первого учебного дня

Комментарий. Поблагодарите группу за активную работу, за терпе­ние, проявленное как в отношении друг друга, так и в отношении процесса, который кому-нибудь мог показаться странным. Поздравьте участников семинара с их достижениями: они беседовали друг с дру­гом, слушали друг друга, и их собственные представления о конфлик­те стали более четкими.

Спросите у каждого участника о тех целях, которые он ставил пе­ред собой, и поставьте контрольную метку возле всех достигнутых им, по его мнению, целей. Альтернативные действия могут быть та­кими: попросите участников семинара на обратном пути подумать о своих целях и о том, достигнуты ли они. Вы можете начать второй се­минарский день с беседы об этих достигнутых целях. Если вы обна­ружите, что не достигнутыми остались только одна или две цели, по­говорите о них и о том, планируете ли вы достигнуть и их.

Скажите членам группы, что второй день будет посвящен плани­рованию и практике на тему: «Что делать с тем, чему они научились друг от друга».

О Советтренеру. Хороший способ подвести итог первого дня занятий или открыть второй учебный день заключается в том, чтобы попросить всех участников семи­нара перечислить от трех до пяти вещей, которые они уже либо усвоили, либо стали по-новому обдумывать. Это может привести к интересной обзорной дис­куссии. Данное упражнение можно распространить и на начало второго дня. Для этого нужно спросить участников семинара, подтолкнули ли их занятия к тому, чтобы начать делать что-либо по-другому.

 

Лекционный плакат 2.2.2

Правила участия в дискуссии подгрупп

1. Вступительное заявление (2 мин)

2. Вопросы с мест (3 мин)

Заключительное заявление (2 мин)

 

Приложение 2.2.4

СТРАНИЦА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ. КАКУЮ ПОЛЬЗУ ЭТО МОЖЕТ ПРИНЕСТИ МНЕ?

Размышляя над этими вопросами и отвечая на них, подумайте о какой-нибудь кон­фликтной ситуации на работе, в которой вам пришлось или придется участвовать, или о ситуации, в которой вы должны были бы или хотели бы участвовать.

Какую пользу это может принести мне?

Что я могу выиграть, став участником этого конфликта?

 

 

Чему я могу научиться, став участником этого конфликта?

 

Какие изменения могут произойти в моей жизни в результате участия в этом конфликте?

 

 

Какую пользу это может принести другому человеку (другим людям)?

Что выиграет другой человек (другие люди) от моего участия в этом конфликте?

 

 

Какую пользу это может принести нам?

Что могут выиграть все люди, вовлеченные в этот конфликт, от моего участия в нем?

 

 

Что могут выиграть от моего участия в этом конфликте моя команда, мой департамент и я?

 

Что может выиграть компания от моего участия в этом конфликте?

 

Могут ли люди (команды, департаменты или компании) учиться на конфликтах? Если да, то чему?

 

 

Итак?

Если конфликт может принести пользу, должны ли вы ждать, когда он сам заявит о се­бе, или следует искать скрытые конфликты и сознательно вытаскивать их на свет божий?

 

Что бы вы стали делать, если бы приняли решение не бередить конфликт? Что бы вы стали делать, если бы решили дать ему ход?

 

 

Действия

Обзор первого дня

О Фасилитатор. Хорошая идея — потратить несколько минут и поговорить об изу­ченном в первый день семинара. Это помогает людям оценить то, что они уже по­лучили от занятий, и настраивает их на рабочий лад в течение второго дня.

Введение и цели

Комментарий. Пришло время обратиться к тому, что следует делать во время конфликта. Напомните участникам семинара, что они при­няли экспертные решения относительно того, как они предпочитают вести себя в конфликтной ситуации и почему.

Э Совет тренеру. Помните, что вы должны по возможности пользоваться тем тер­мином для обозначения понятия «конфликт», который выбрала группа.

О Фасилитатор. Обратите внимание участников семинара на приложение 2.3.1 «Модуль 3. Цели».

Укажите следующие цели.

• Вы будете проверять информацию об оказании помощи другим
людям, попавшим в конфликтные ситуации.

• У вас будет возможность подумать и обсудить вопрос о том, какую
помощь вам лучше всего предложить, когда конфликт происходит
на работе.

• Вы примете решения о том, что лично вы и группа должны делать,
когда на работе возникают конфликтные ситуации.

А теперь поговорите с группой о гибкости. Гибкость — это навык, который приобретается и совершенствуется с помощью практики. Не­редко конфликтная ситуация становится неразрешимой, потому что вовлеченные в нее люди отказываются использовать другие подходы.

 

 

Приложение 2.3.1 МОДУЛЬ 3. ЦЕЛИ

Вступление

Сейчас мы займемся способами управления конфликтом. Это поможет нам — каждо­му в отдельности и группе в целом — принять решения о том, как действовать, когда на работе возникают конфликты.

Цели

Вы будете проверять информацию об оказании помощи другим людям, попавшим в конфликтные ситуации.

У вас будет возможность подумать и обсудить вопрос о том, какую помощь вам луч­ше всего предложить, когда конфликт происходит на работе. Вы примете решения о том, что лично вы и группа должны делать, когда на работе возникают конфликтные ситуации.

 

Э Совет тренеру. Нередко гибкость становится основной темой вашей дискус­сии по окончании упражнении «Время для работы подгрупп». Если у вас дела об­стоят именно тан, свяжите свои слова о гибкости с там, о чем участники семи­нара узнали в первый день.

Вмешательство в конфликт

Ниже рассказано о разных способах вмешательства в конфликт.

Решение проблем

Комментарий. Один из подходов к конфликту заключается в том, что его рассматривают как проблему, которую нужно решить.

Напомните группе истории «Разноцветный шар» и «Слепые муж­чины и слон». В «Разноцветном шаре» прогресс был достигнут после того как люди, сидевшие по обеим сторонам от шара, смогли поменять­ся местами и увидеть обе его половины. Такое решение — посмотреть на происходящее с позиции другого человека — прекрасное решение проблемы. Решение посидеть и поговорить друг с другом или поде­литься опытом — это стратегия, которая могла бы помочь слепым ге­роям другой истории. Нередко обращаются за помощью к человеку со стороны, к кому-нибудь, не вовлеченному в конфликт, потому что он может посмотреть на конфликт либо с новой точки зрения, либо как на проблему, которую нужно решить без эмоций.

Этого «третейского судью» могут попросить принять решение за конфликтующие стороны или помочь им урегулировать его. Скажите участникам семинара, что им предстоит испытать себя в роли миро­творцев.

Объясните, что в мире много ситуаций, в которых участвуют тре­тейские судьи. Судьи решают споры, то же самое делают и менедже­ры на работе, принимающие окончательные решения, которые кон­фликтующие стороны обязаны выполнять. Мы будем говорить о тре­тейских судьях, которые используют собственное влияние или влияние делегировавших их людей, для того чтобы помочь восстановить мир. Таких людей часто называют посредниками. В повседневной жизни в этом качестве выступают многие: начальники, родители, друзья, представители духовенства и уважаемые старейшины.

Посредником обычно называют того, кто облегчает контакты ме­жду конфликтующими сторонами. Иногда посредник может внести какие-то предложения, но от него редко ожидают принятия оконча­тельного решения. Это — прерогатива конфликтующих сторон.

Спросите участников семинара, мел vi' ли они привести примеры миротворчества посредников, взятые либо из той культуры, к кото­рой они сами принадлежат, либо из их жизненного опыта.

Э Фасилитатор. Обратите внимание участников семинара на приложение 2.3.2

«Сохранение нейтралитета».

После того как участники семинара прочитают приложение 2.3.2 попросите их прокомментировать его.

Практика по посредничеству

Групповая деятельность. «Брат, сестра и один апельсин» (вариант первый)

Тип. Демонстрация.

Цель. Представить простой обзор двух подходов к оказанию помощи людям, оказавшимся в конфликтной ситуации. Необходимое оборудование. Три стула, один стол, бумага, каранда­ши или ручки, сценарии.

Подготовка. Существуют три подхода к выполнению этого упраж­нения.

1. Если между двумя учебными днями есть перерыв, найдите в своей
группе двух «актеров» и организуйте одну или две короткие репе­
тиции перед вторым семинарским занятием.

2. Если семинарские занятия идут подряд, в конце первого учебного
дня отдайте сценарий своим «волонтерам». Основная идея этого
упражнения заключается в том, чтобы люди почувствовали вкус к
процессу посредничества. Скажите своим помощникам, что пред­
ставление устраивается для развлечения и вы не ждете от них ни­
какого актерского мастерства.

3. Если вам предстоит проводить данный семинар несколько раз,
возможно, стоит заранее снять эту демонстрацию на видеопленку
и потом показывать ее группе. Это облегчит вашу задачу как фаси-
литатора и внесет разнообразие в работу участников семинара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.064 с.)